БОЖЕСТВО САРАСВАТИ

Nov 23, 2013 00:14




Сарасвати есть творческая энергия Брахмы, Бога-творца вселенной. Она олицетворяет божественное первичное слово, как манифестацию Абсолюта. Сарасвати именуют богиней речи - ВАК-ДЭВИ и матерью священных Вед.

Сарасвати - богиня учения и культуры. Другие её имена - Вак, Вагдеви, Вагишвари, Бхарати, Вани.

Являясь аспектом Тары - Великой Матери всех богинь, Богиня Сарасвати считается богиней речи, изучения, знания и мудрости.


В Ригведе ей как «царице богов», «свету для святых» посвящен гимн - «Дэви-шукта».

Главными чертами Сарасвати являются чистота и благородство, в текстах говорится, что она «чиста как снег».

Она всегда спокойна и доброжелательна, носит белые одежды, и украшена белыми цветами, т.к. белый цвет считается цветом знания и чистоты.

Ее голову украшает месяц, в четырех руках она держит вину (индийская лютня), четки и книгу Знаний.

Книга символизирует ее покровительство науке и учености, вина - искусству, особенно музыкальному, а лотос и четки указывают на ее связь с духовными знаниями и ритуальными практиками.

Сарасвати чаще всего изображается сидящей на лотосе или белом лебеде-символе духовной чистоты и совершенства, она питает умы своих почитателей чистотой и благородством.

Мир Сарасвати - это мир красоты и совершенства, мир, созданный вдохновением художников, музыкантов, прозрением философов и ученых.



108 имен богини Сарасвати представлены в тексте «Шри Сарасвати Аштоттара- шатанамавали», который рекомендовано читать по средам.

Сарасвати-дэви управляет образованием, разумом, речью.

Тот кто ее призывает, сможет достичь больших успехов в обучении, и никогда не будет забывать прочитанное.

Мантра Сарасвати, которая после 500 000 повторений дарует прояснение разума, - АУМ САРСВАТЬЯЙ НАМАХ, биджа-мантра Сарасвати - «аим».

Сарасвати была популярна среди Индуистов, Буддистов и Джайнов. В буддизме она является супругой Манджушри, Бодхисаттвы Мудрости. В Индуистской мифологии Сарасвати иногда была связана с Брахмой, иногда с Вишну или Ганешей. Обычно представлялась сидящей на лотосовом пьедестале (одна нога свешена), играющей на струнном музыкальном инструменте (вина), напоминающем лютню.

Ригведическая Сарасвати - воплощение реки Сарасвати. Позже она стала идентифицироваться с Ведической богиней Вак (Речь). Когда она становится самостоятельной богиней, то является супругой Брахмы. Матсья-Пурана рассказывает, что Сарасвати была создана Брахмой. Брахма был очарован собственной дочерью. В то время, как она начала кружиться вокруг него в молитве, у Брахмы возникло страстное желание постоянно видеть её, и потому его лицо возникало во всех напрвлениях - он постоянно видел дочь. Так Брахма приобрёл пять ликов. Миф об инцесте Брахмы со своей дочерью обязан своим происхождением Риг-Веде, где ведический Праджапати соединился со своей дочерью Ушас.

Позже Сарасвати ассоциировалась с Вишну в образе Кришны, или Ганешей.

Иногда она предстает одна. Когда Сарасвати сопровождает одного из богов, она стоит слева от спутника и держит музыкальный инструмент (вина). В одиночестве она обычно изображается сидящей. В настоящее время ей поклоняются как богине речи и учения.

С тех пор, как Сарасвати преимущественно ассоциируется с Брахмой, её ваханой является лебедь (хамса). В настоящее время её символом часто может быть павлин, хотя в священных текстах павлин не связывается с Сарасвати.

Если она четырёхрукая, то держит:

~ книгу (пуштака), чётки (акшамала), струнный музыкальный инструмент (вина) и лотос (падма);

~ книгу (пуштака), акшасутра, чётки (рудракша мала), лотос (падма), одна рука в позиции учения (вьякхайя мудра);

~ книгу (пуштака), чётки (рудракша мала), струнный музыкальный инструмент (вина) и сосуд (камандалу);

~ священный посох (суданда), чётки (рудракша мала), книгу (пуштака), одна рука в катака-мудре (пальцы в форме кольца);

~ одна рука в благодающей позиции (варада-мудра), в других - чётки (рудракша мала), лотос (падма) и книга (пуштака);

~ чётки (рудракша мала), петлю (паса), стрекало (анкуса) и одна рука в позиции защиты (абхайя-мудра).

Если она восьмирукая, то несёт лук (дханус), жезл (гада), петлю (паса), струнный музыкальный инструмент (вина), колесо (чакра), раковину (санкха), деревянный пестик (мушала) и стрекало (анкуса).

Если она имеет десять рук, то держит колесо (чакра), раковину (санкха), чашу-череп (капала), петлю (паса), боевой топор (парашу), сосуд с амброзией (камандалу), Веды, чётки (рудракша мала), Видья (символ знания) и лотос (падма).
Сарасвати в Традиции Учения Лайя-Йоги

В традиции Учения Лайя-йоги считается, что богиня Сарасвати связана с нами в непрерывной линии учителей через род богов Сарасвати.

Существует тонкий энергетический канал Саравати, который простирается от Аджня-чакры к кончику языка и связывает ум с речью, пробуждая вдохновение у поэтов, провидцев и многих других.

«О темноликая Мать Сарасвати, Ты осыпаешь всеми благами того, кто предается Тебе, вытянув левую ногу вперед,

Ты сердце Шивы с лотосной улыбкой на устах, и у Тебя трое очей, которые напоминают широко распустившиеся лепестки прекрасного лотоса,

О Богиня, о Мать миров, несущая в своих руках отсеченную голову, разящий меч и цветок лотоса, позволь мне найти прибежище у Твоих Божественных стоп».

Тараштакам

«О Богиня Божественного красноречия, знатоки Вед величают тебя Супругой Творца Вселенной, безупречным Идеалом Вседержителя, Спутницей Разрушителя и Дочерью гор. Трудно приблизиться к Высшей магической Мудрости Богини, которая заставляет так непринужденно вращаться Вселенную с помощью своей незримой энергии».

Шри Ади Шанкарачарья

Сарасвати является проявлением Великой Богини Матери Тары, в аспекте Угра Тара Нила Сарасвати.

Эта форма напоминает грозовую тучу, и потому ее называют также Нила (темно-синяя) Сарасвати (Богиня речи). Данная форма Тары означает, что Богиня речи Сарасвати может проявлять как защитную, так и разрушительную силу речи. Угра Сарасвати может подарить нам победу во всех дебатах и турнирах познания, но для этого мы должны быть преданы Истине в аспекте Тары.

Тара в аспекте Сарасвати - это обитель звука и языка. На санскрите «язык» воспринимается как женский термин. На мистическом уровне языки - это языки огня (Агни) или силы Космической речи, исходящей из Пуруши. Однако Тара-Сарасвати - это не только сила речи, но и способность различать вкус и аромат вещей, олицетворение эстетического разума. Именно Тара в аспекте Сарасвати позволяет нам прочувствовать одну и ту же сущность во всех вещах и вкусить небесный нектар блаженства. Тара-Сарасвати наделяет даром поэтического красноречия своих приверженцев, которые стремятся овладеть этими способностями и сознательно почитают свою Богиню. Считается, что поклонники Тары в аспекте богини речи непобедимы в диспутах.

Богиня Сарасвати считается покровительницей знаний. Наши отношения с ней напрямую зависят от того, каким знанием мы «питаемся», для чего его используем и развиваем ли мы свой интеллект.

Именно богиня Сарасвати наделяет человека великолепием. По ее милости он заслуживает расположение других людей, удостаивается почёта и уважения, пользуется особой благосклонностью у влиятельных мира сего за вклад в ту или иную область науки, искусства и литературы, приносящие истинную гармонию и благо всей планете, а иногда и вселенной. Великолепие также приходит к человеку и за его упорное духовное подвижничество, позволившего достигнуть самых высоких ступеней эволюции человеческого сознания. Богиня Сарасвати наделяет этих людей особым сиянием (аурой) и необыкновенным обаянием.

Сарасвати является воплощением всех знаний, наук и искусств. Поэтому она выглядит необыкновенно красивой и изящной. Одетая в белоснежные одежды, восседающая на лотосе, она в своих четырех руках держит вину, символизирующую трансформацию энергии шакти в различные формы искусства, джапамалу (чётки), символизирующие трансцендентные вибрации (мантры), которые программируют пространство и время, а также создают гармонию вселенной и пустаку (свернутый в свиток лист), символизирующий знание. На ее бровях виден серп луны, связанный с основой жизни - водой. Древние арии поклонялись ей еще и как покровительнице всех рек. Рядом с ней часто изображают павлина или лебедя. Павлин с его прекрасным оперением символизирует вселенную во всей ее красоте. Лебедь, который способен отделять молоко от воды, означает вивеку (способность различать истинное знание от ложного). В тоже время павлин в основном олицетворяет мирские знания и искусства, лебедь - духовные. Хотя известно, что только, паравидья (духовное просветление) могут дать нам мокшу: (освобождение), не следует пренебрегать и знанием мирских наук и искусств. Как говорится в «Ишавасья-упанишад»: «Мы преодолеваем голод и жажду посредством мирских наук и только после этого мы можем достичь бессмертия через науки духовные». Именно для того, «чтобы научить нас этой истине, богиня Сарасвати избрала в качестве своих вахан (спутников) лебедя и павлина.

Поскольку Сарасвати является супругой творца вселенной Брахмы, она представляет могущество и интеллект, без которых невозможно упорядоченное творение. Для того чтобы показать, что эта разумная сила является огромной, и абсолютно чистой, она изображается ослепительно белой. Обычно четыре её руки символизируют всепроникающую силу, распространяющуюся беспрепятственно по всем направлениям.

Сарасвати также называют Вач («богиней речи»). Умение красиво и изящно выражать свои мысли, говорить поэтическим языком - несомненный дар супруги Брахмы. В Пуранах говорится, что на высших материальных планетах (Сварга) благодаря сильному влиянию энергии Сарасвати все дэвы (полубоги), киннары (кентавры), апсары (небесные танцовщицы и певицы), гандхарвы (небесные музыканты), муни (мудрецы) и другие живые существа говорят только поэтическим языком.

Она покровительствует ваасту (науке о гармонии внешнего пространства), более известной в наши дни, как фен-шуй. За Сарасвати всегда следуют тысячи киннаров (кентавров), основной обязанностью которых является гармонизация тех мест, куда они приходят. К несчастью, на Земле в настоящее время скопилось огромное количество негативной энергии и информации, которые экранируют биосферу. Постоянная вражда, зависть, лицемерие, обман и предательство охватило всю цивилизацию. Поэтому Сарасвати отвернулась от человечества, и киннары больше не приходят на нашу планету. Хотя еще 3-5 тысяч лет назад они жили на Земле (вспомните греческие мифы). Не удивительно, что ни в природе, ни в социуме, ни в личной жизни людей нет гармонии и мира.

Если Сарасвати кому-то оказывает свою милость или становится его ангелом-хранителем, то этот человек приобретает необыкновенное обаяние, великолепие, чувство вкуса во всем (например, в одежде), спокойствие, прекрасную память, развитый интеллект и красивую речь.

Сарасвати не переносит беспорядка и грязи, обмана, лицемерия и двойственности, предательства, супружеской неверности, лжи и бранной речи, склонности к болтовне, информационной всеядности, плагиата, любых искажений знания, особенно духовного, грубости и агрессии в поведении, отсутствия культуры, склонности к суете и поспешности в принятии решений. Она лишает жизненной силы и покоя тех, кто создает музыку, пишет картины, создает архитектурные проекты, пишет книги и стихи, разрушающие сознание других людей и дисгармонизирующие окружающее пространство.

Богиня Сарасвати проявляет свою энергию через все цветы, имеющие очень сильный и приятный аромат. Например, цветы сирени, жасмина, черемухи, магнолии, яблони.

Из лекции Свами Вишнудевананда Гириджи Махараджа
21 января 2010 года

Махасарасвати - это материнская сила совершения работы, а также ее дух совершенства и порядка. Самая молодая, она наиболее искусна в способности к выполнению чего-либо, и наиболее близка физической природе. Махешвари задает основные направления мировым процессам. Махакали привносит в них энергию и импульс. Махалакшми обнаруживает их ритм и меру. Но именно Махасарасвати управляет их детальной организацией и исполнением, соотношением между частями, эффективной комбинацией сил, и безошибочностью, точностью результатов и свершений.

Когда вы пишите доклады, сдаете экзамены - все это работа Махасарасвати. Есть кто успешен в этой энергии, а есть кто не очень успешен. Это связано с кармической связью. Насколько он способен быть проводником Махасарасвати и взаимодействовать с этой энергией. Кто хорошо владеет языком, склонен к музыкальным искусствам, у кого чистая изящная речь, ясное логическое мышление, кто обязателен в работе, кто хорошо может систематизировать, имеет аналитический философский ум, склонен к утонченности. Все это работа Махасарасвати. Технический прогресс, сложные технические устройства, это тоже работа Махасарасвати. Мир идет к процветанию на пути Лакшми благодаря вдохновляющему даршану Махасарасвати. Ученые, которые изобретают мобильные телефоны, компьютеры, получают вдохновение от Махасарасвати, структурируют реальность, увеличивают самоорганизацию общества, самоорганизация общества накапливает определенный потенциал как диссипативная структура и переходит на новый качественный уровень, и тогда возникает процветание, расцвет.

Наука, мастерство, техника - это епархия Махасарасвати. Она всегда несется в самой своей природе и может одарить тех, кого изберет, глубоким и точным знанием, утонченностью и терпением.

Иконография, живопись, ясное понимание методов и приверженность к их исполнению, визуализация, начитывание мантр, знание техник медитаций и различных нюансов учения - все это функции Махасарасвати, проявляющейся через дхарму. А также знание философии, различающая мудрость, указывающая как правильно созерцать, применять методы учения.

Точностью интуитивного ума, сознательно приложенной рукой и способным к различению глазом совершенного работника. Эта сила - могучий, не ведающий усталости, внимательный эффективный строитель, организатор, администратор, техник, мастеровой и классификатор миров. Когда она предпринимает трансформацию и обновления природы, ее действия трудоемки, миниатюрны, и для нашей нетерпеливости кажутся медленными и бесконечными. Но они настойчивы, целостны и безупречны. Ибо в ее трудах проявляется тщательная, не дремлющая, неутомимая воля. Склоняясь над нашим плечом, она отмечает и затрагивает каждую малейшую деталь. Обнаруживает всякий мельчайший дефект, пробел, сдвиг или незаконченность. Оценивает и взвешивает с точностью все, что было сделано, и все, что еще предстоит сделать в последствии. Для ее внимания ничто не бывает слишком малым или очевидно тривиальным, равным образом, ничто сколь угодно не ощутимое, сокрытое или латентное, может избежать ее внимания. Формуя и переформовывая, она оттачивает каждую часть до тех пор, пока та не примет свою истинную форму, не будет помещена точно на свое место, в составе целого. И не достигнет своего точного предназначения. В своей постоянной и прилежной работе по организации и реорганизации вещей, ее глаза одновременно видят все, что нужно сделать и способ, каким это сделать. А ее интуиция знает точно, что следует выбрать, а что отвергнуть, и успешно определяет правильный инструмент, правильное время, правильные условия и правильный порядок действий. Ей отвратительны неосторожность, небрежность и лень. Всякая халтурная, поспешно сделанная и беспорядочная работа, всякая неловкость и запорченность, всякое неправильное и неверное использование инструментов и способностей, а также оставление вещей не сделанными или сделанными наполовину, оскорбительны и чужды ее натуре. Когда ее работа закончена, ничего не бывает забыто, ни одна часть не окажется пропущенной, находящейся не на месте, или оставленной в неправильном положении. Все очень прочно, точно, завершено, и заслуживает восхищения. Ничто менее, чем совершенное совершенство, не удовлетворит ее. И она всегда готова взяться за целую вечность тяжелой работы. Если это потребуется для полноты ее творения. Таким образом, из всех сил Матери, она наиболее долго претерпевающая человека и все тысячи его несовершенств, добрая, улыбчивая, доступная и отзывчивая, ее нелегко отвратить и обескуражить.

Если Кали что-то не понравится, она будет действовать очень решительно, напором и натиском, если надо отсечь эго, она будет его отсекать сразу же и на месте. Если Лакшми что-то не понравится, она тихо скромно отвернется и просто уйдет, ничего не говоря. Если Сарасвати что-то не понравится, она будет терпеливо вас обучать, рассказывать какие-то принципы, правила, как ребенка, вы ее не скоро выведете из себя. Она просто понимает, вас надо учить, от вас не надо отворачиваться, вас не надо наказывать, просто надо учить и учить. В этом проявляется ее материнский аспект, как мать она просто учит ребенка. Она его никогда не бросает, она его никогда не бьет. Она просто знает, это ребенок, его надо учить, потому что он не доучен. Монастырь как академия является воплощением такой матери Сарасвати. Он просто учит, учит вас, пока вы не научитесь.

Она продолжает настаивать, даже после повторных неудач, ее руки поддерживают нас на каждом шагу, при условии, что наша воля однонаправлена, а мы сами целеустремленны и искренни. Но двуличия она не переносит. Ее ирония, обнажающая суть дел, безжалостна по отношению к драмам и спектаклям самообмана и ложной претенциозности.

Мать по отношению к нашим желаниям, друг в наших трудностях, постоянный спокойный советчик и наставник, разгоняющий своей лучащейся улыбкой тучи мрачности, раздражительности и депрессии, постоянно напоминающая о вечно присутствующей помощи, указующая на вечный восход солнца - она тверда и спокойна - и, преодолевая все, давая глубокое непрерывное побуждение, влечет нас к обретению целостности высшей природы. Вся работа других сил опирается на то, что она завершает. Ибо она обеспечивает материальное основание, разрабатывает детали, выправляет и скрепляет структурный каркас.
САРАСВАТИ-ЯНТРА



САРАСВАТИ-СТОТРА

Та, что белоснежна, подобно жасмину или луне,
Та, что облачена в белые одежды,
Та, что держит в своих руках вину и посох,
Та, что восседает в белом лотосе.
Всегда почитаемая Брахмой, Ачьютой, Шанкарой и другими,
Та Богиня Сарасвати,
Удаляющая всякую косность, да защитит меня.
Да обитает на моем языке Она, Благая, Держащая вину и книгу, -
Та белая Богиня Сарасвати, возлюбленная врага Муры!
Сарасвати, Великоблагая, Знание, Лотосоокая!
Образ Вселенной,
Обладающая всепроникающим взором, даруй знание!
Поклонение тебе!

МАНТРЫ САРАСВАТИ

АИМ - биджа-мантра Сарасвати

ОМ ШРИ САРАСВАТЙАИ НАМАХА «Ом почтение великой Сарасвати».

ОМ ВАГДЭВЬЯЙ НАМАХА «Ом! Мое поклонение Вак-Дэви!»
Молитва Сарасвати

ДЖАЯ ДЖАЯ ДЭВИ ЧАРАЧАРА САРЕ
КУЧАЮГА ЩОБХИТА МУКТАХАРЕ
ВИНАПУСТАКА РАДЖИТАХАСТЕ
БХАГАВАТИ БХАРАТИ ДЭВИ НАМАСТЭ

«Слава тебе, Дэви, средоточие Вселенной, Тебе, чья грудь увенчана гирляндой жемчугов, Тебе, чьи руки ласкают вину, тебе, держащей книгу, о Бхагавати, о Бхарати Дэви!»

Я КУНДЕНДУ ТУШАРАХАРА ДХАВАЛА
Я ЩУБХРА ВАСТРАВРИТА
Я ВИНА ВАРАДАНДА МАНДИТАКАРА
Я ЩВЕТА ПАДМАСАНА
Я БРАХМАЧЬЮТА ЩАНКАРА ПРАБХРИТИБХИР
ДЭВАЙХ САДА ПАТУ САРАСВАТИ БХАГАВАТИ
НИХЩЕША ДЖАДЬЯПАХА

«Та, кто белоснежного цвета жасмина, цвета луны и жемчуга, одетая в белые одежды, та, кто двумя руками играет на Вине, а две другие руки которой изображают жесты дарование благ и заслуженного наказания, сидящая на белом лотосе и почетаемая всеми богами, включая Брахму, Вишну и Махешвари, да устронит Она все препятствия и да защитит меня она, Богиня Сарасвати».
Сарасвати-Гаятри

ОМ ВАГДЕВЙАИ ЧА ВИДМАХЕ
КАМАРАДЖАЙА ДХИМАХИ
ТАННО ДЕВИ ПРАЧОДАЙАТ
Специальная Сарасвати-Гаятри

КЛИМ ХАМСА ХАМСАЙЯ ВИДМАХЕ
ПАРАМА ХАМСАЙЯ ДХИМАХИ
ТАННО ХАМСАХ ПРАЧОДАЙЯТ
Источник: http://freewayom.com/bozhestva/deity-sarasvati

Индия, духовный путь, саморазвитие, освобождение, Веды, медитации, истина, Бог, бог, мудрость востока, Боги, созерцание, самопознание, Божества индии, йога

Previous post Next post
Up