География. Экосистемы: Пустыни

Jul 10, 2014 00:40

Мы с детьми закончили играть в пустыни. Почему пустыни? Потому что на улице в этот момент уже вторую неделю лил проливной дождь :)
Сначала - что такое пустыни. Лева, конечно, приблизительно знал ответ, и для него стало открытием, что пустыня - это не только много-много песка, но и просто место, где почти ничего не растет из-за суровых природных условий.
Пустыни бывают жаркие и холодные. Жаркая - например, Сахара. Так, конечно же, жарко. И осадков почти нет.
А холодная - пустыня Гоби, там не очень жарко, но очень суровый климат с малым количеством осадков.
Что такое осадки? - спросила я Леву, на удивление он правильно назвал все. Видимо, из какой-то энциклопедии вспомнил, молодец.


Так вот. В пустыне осадков мало. А как мало? А где много?
Я предложила измерить осадки.
Вот так выглядит настоящий осадкомер.


Но наш был попроще, просто ведерко, которое мы на сутки выставили за окошко.


Набралось некоторое количество дождика (почти всю ночь лил!), Лева его перелил в мерный стаканчик...


и посчитал, что за сутки у нас выпало 10 мм осадков - нормальное количество для Москвы :)
В год в Москве выпадает в среднем 800мм осадков.


Вот... А в пустыне - выпадает всего 100мм осадков в год!
Чтобы получше запомнить, а то с цифрами у нас у всех плохо, мы с Левой сделали вот такую таблицу - см. ниже картинку
Больше всего осадков, конечно же в тропических лесах - это у нас Бразилия. Кипр - это наше родное место отдыха, как не посмотреть, сколько там дождя! Ну и Москва и Пустыня (некая среднестатистическая пустыня).


Игры: принесла коробку хорошего песка из песочницы домой, он слегка подсох, и я туда посадила пустынное зверье: ящериц разных, варана, верблюда, фенека, суриката.


Дети покопались, Ника заодно выучила, кто живет в пустыне.


Еще один вариант игры - с лунным песком. Это я рассказывала Нике, что сурикаты строят себе большущие норы. Ника тоже "строила" нору, много нор! :)




Какие бывают пустыни.
Это развлечение для Левы, Нике это пока знать незачем.
Пустыни бывают: солончаковые, песчаные и каменистые. Больше всего пустынь каменистых и меньше всего солончаков. В некоторых солончаках добывают столовую соль.
Вот такой макет получился. Все слова написать Левы не хватило, я помогла.
"Камни" из кукуруктора, песок из декоративного песка, которым картинки посыпают, солончак тоже из песка, перемешанного с солью.


Минутка чтения - Лева собирает из букв (из БсП) слово "фенек".
Вот так "писать" ему сейчас больше нравится чем читать.


Живность - всю живность повторяли с Левой и смотрели с Никой по лото и песочным играм с фигурками.


Сделали поделку черепаху из тарелки. Та, что с кучей глаз - это Левина. Он сказал, чтобы она лучше видела :)


Растительность
Чудесный куст перекати-поле, который после того, как на нем созрели семена, отрывается от корней и катается по пустыне, рассеивая семена.


Лева с Никой катали ротанговые шарики по полу, дуя на них в трубочку. Ника дула просто так, дуть в трубочку у нее не очень получилось.


Верблюжья колючка. Показала фото в яндексе, рассказала, что ее едят верблюды.


Лева сказал, что он хочет нарисовать - нарисовал.
Ствол раздут трубочкой из капли гуаши, листики так просто нарисованы шлеп-шлеп кисточкой.


Еще интересная растительность: саксаул и заразихи.
У саксаула очень тяжелая древесина, которая хорошо и жарко горит. Корень у него очень длинный, чтобы достать влагу из грунтовых вод.
А заразиха - паразит, который питается соками растения - хозяина, прицепляясь к его стволу или корню.
Я, кстати, видела заразиху (не пустынный вид) вживую, в Питере в каком-то парке весной. Ее были там просто десятки стрелок!
Вот так выглядит заразиха на фото (из яндекса)


А вот так саксаул и заразиха, к нему прицепившаяся, в Левкином исполнении. Песок штриховать я ему помогла, у него терпелки не хватает столько карандашом закрашивать.
Мы взяли для саксаула фольгу, Лева сделал ствол и ветки. А для заразихи трубочку от сока и цветные шерстяные нитки.


Такая картинка получилась. Наша заразиха фиолетовая, потому что такая тоже бывает:)


И кактусы-опунции, которые растут в пустынях и полупустынях Северной и Южной Америки, мы тоже еще лепили - из зубочисток и пластилина, но я кажется, забыла их сфоткать...

Развлечение скорее для Ники - выбрать только тех, кто живет и что растет в пустыне.


Ника выбрала всех правильно, а Левка почему-то выбрал еще и слона :)


Как образуются пустыни.
Они очень по разному образуются.
Для того, чтобы руками потрогать и запомнить, нам потребовались: физическая карта мира, коричневый плейдо, флажки, вата и кусочки цветной бумаги для обозначения течений.

1. Например, пустыня Гоби - находится внутри континента, влажный воздух и дожди не доходят до нее от океана, потому что с одной стороны далеко, а с другой стоят самые высокие горы мира - Гималаи.
Вот так получилось в Левином исполнении. (панда - это наклейка, она на карте уже сто лет, еще с маленьким Левкой клеили)


2. Пустыни Атакама (в Чили), Пустыня Намиб и пустыня Карру - образовались, т.к. побережье омывается холодным течением, и теплый влажный воздух, несущий дождь, от резкого охлаждения не выпадает дождем, а конденсируется в туман. С другой стороны проходит теплое течение, но облакам оттуда мешают Драконовы горы (для Карру) или материк и Анды (Атакама).
Это Карру и Намиб.


Это Атакама.




Ника тоже что-то повтыкала и повытаскивала флажки. Но пока по карте, когда мы ее снимаем со стены, ей больше всего нравится бегать кругами.


Часто от недостатка влаги в пустынях образуется потрескавшаяся корка, ее еще называют "пустынным загаром". Мы с Никой нашли такой "загар" у нас на даче около пруда. Дети очень впечатлились!


Вот такие интересные вещи мы делали...

Вероника 1.9, творчество, Лева 4.5-5, тематические занятия, игры дома, география

Previous post Next post
Up