Шахматная новелла

Jan 30, 2010 15:18

Катастрофически не хватает времени. Надо будет обязательно записать эту потрясшую меня историю подробнее. Пока - эрзац.
Услышал я об этом человеке от Амира Бана, моего товарища, автора шахматной программы "Джуниор", многократного чемпиона мира в интеллектуальных битвах железных дровосеков.



Дебют

Имя человека - Энрике Иразоки. Сын баска и итальянки. Родился в Кадакесе, рыбацком городке недалеко от Барселоны. В начале шестидесятых годов увлёкся марксизмом и атеизмом, поступил в университет на экономику, участвовал в антифранкистском движении. В 19-летнем возрасте поехал  в Италию агитировать местных мастеров культуры посильно поддержать борьбу с ненавистным кровавым  диктатором. Каким-то образом добрался до Пазолини - уже достаточно скандально известного кинорежиссёра, марксиста, атеиста и гомосексуалиста. Тот находился в творческом поиске - получив условный срок за предыдущий антиклерикальный фильм - он искал новые художественные идеи. Тут заходит к нему горячий баскский юноша и с энтузиазмом начинает уговаривать присоединиться. А Пазолини как раз вернулся с семинара в  Ассизи, который организовал римский Папа для некатолических деятелей искусств. И вдруг Пазолини говорит: "А не согласишься ли ты, Энрике, сыграть в моём фильме главную роль"? - Какую? - спрашивает Энрике. - Иисуса Христа, - говорит Пазолини.  А для Энрике после Франко самой ненавистной личностью является Иисус. - Не может быть и речи, - говорит он Пазолини. А Пазолини ему стал объяснять, что надо врага знать изнутри, что они снимут такой фильм, что всем атеистам будет приятно. В общем, Энрике соглашается, берёт отпуск  в университете и участвует в съёмках, в главной роли. А у Пазолини - серьёзные муки творчества и совести. Фильм называется "Страсти по Матфею", причём на итальянском название не "Страсти по Святому Матфею", как должно было бы быть, а просто по Матфею. Пазолини решает просто снять дословно, не убавляя и не прибавляя, евангельскую историю. Все роли играют непрофессиональные актёры. Фильм получается замечательный, выдвигается на шесть Оскаров, Ватикан причисляет картину к списку самых выдающихся кинопроизведений, посвящённых библейской тематике. У Энрике, пережившего перевоплощение в Иисуса, тоже сложные духовные процессы. Он разочаровывается в марксизме и атеизме. Франко продолжает ненавидеть. Несмотря на многочисленные предложения, отказывается продолжать сниматься в кино. Начинает учиться на литературном факультете.

Миттельшпиль

С юности Энрике увлекался шахматами. В Кадакесе жило множество творческих личностей - художников, поэтов, писателей. Энрике проводил много времени в кафе на набережной, где постоянно сражался в шахматы. Его постоянным соперником был Марсель Дюшамп - французский художник и скульптор. После окончания университета Энрике уезжает в Америку, где делает докторат по литературоведению, а со временем получает позицию профессора в одном из колледжей.  Его страсть к шахматам не остывает, он увлекается шахматными программами, принимает участие в организации первых компьютерных турниров. После смерти Франко он выходит в отставку и возвращается в Испанию, в Кадакес. Там организует матч на звание сильнейшей шахматной программы, дающий право победителю встретиться с белковым чемпионом мира - тогда им был Владимир Крамник. Матч из 24-х партий между  израильским "Джуниором" и немецким "Фрицем" протекает драматично - выигрывая 5:0, "Джуниор" умудрился растерять своё преимущество. Основная часть заканчивается вничью 12:12, а в переигровке "Фриц" побеждатает. Энрике говорил, что он, будучи судьёй в игре компьютерных программ, отождествляет себя то с белыми, то с чёрными фигурами, воспринимая их в качестве живых и независимо мыслящих организмов.

Эндшпиль

Энрике едет навестить умирающую мать. Она знает, что находится на пороге смерти. Неожиданно Энрике видит, что у неё на цепочке на груди, на том месте, где он привык видеть крестик, висит шестиконечная звезда. Мать открывает ему тайну. Оказывается она из еврейской итальянской семьи, что старательно скрывалось от ребёнка, воспитанного  католических традициях. Расставшегося с воинствующим атеизмом после участия в фильме Энрике эта новость потрясает. Через некоторое время он прибивает на двери дома мезузу и начинает соблюдать шабат и кашрут. Вспоминая прошедшую жизнь, он часто сравнивает её с памятным матчем программ в Кадакесе. Как будто бы эта странная битва происходила внутри него и его внутренние соперники попеременно получали преимущество и вели в счёте. Чтобы в конце всех этих перипетий прийти к спокойной ничьей. Когда он об этом рассказывает, он никогда не вспоминает, а может быть не хочет вспоминать, что в этом матче была переигровка.


text

Previous post Next post
Up