Залог успеха любого объединения творческих людей - наличие трибуны. Альманах, журнал или газета позволяют литературной группе или союзу наиболее эффективно вести диалог с читателем, не ютиться на милостиво предоставленной «чужой» печатной площади.
По нашему мнению, нет ничего страшного в «партийности» таких альманахов: эта традиция идет от литературных реалий пушкинских времен и Серебряного века. Были альманахи символистов, акмеистов, консерваторов, либералов.
Творческий союз и литературное объединение имеют право на выражение своего мнения не только по сугубо литературным, но и по социальным, политическим вопросам.
Единственное - в печати должны появляться вещи пусть и «партийные», но хотя бы минимально талантливые.
У Оренбургского отделения Союза российских писателей есть довольно давно издаваемый ежегодный альманах «Башня».
Литературные менеджеры союза умеют работать со спонсорами: среди таковых в разные годы значились весьма серьезные организации: филиал «ТНК-ВР Оренбург», ООО «Оренбурггазпром» (ныне «Газпром. Добыча. Оренбург»), акционерный коммерческий банк «Форштадт», Оренбургское отделение Сберегательного банка РФ № 8623, депутат Государственной Думы РФ Олег Наумов, областные властные структуры.
Кстати, на сайте оренбургского отделения СРП в открытом доступе размещены все выпуски альманаха. Желающие могут ознакомиться.
В одном из первых номеров (2001 г.) редакция позиционирует альманах как единственный независимый и либеральный литературный журнал в Оренбуржье (в пику, видимо, «Гостиному двору», где бездарные произведения «башнеписцев», естественно, не печатали).
В братском порыве в альманахе были неоднократно опубликованы стихи члена «традиционного» союза писателей России Павла Рыкова, который ради лишней публикации успешно изобразил либерала и вольтерьянца.
Однако, как мы отметили в начале нашей статьи, оценка альманахов, особенно провинциальных, должна производиться не по признаку «партийности», а по уровню таланта в предлагаемых материалах.
Беда альманаха «Башня» в том, что ему не повезло с бессменным редактором (небезызвестным Вячеславом Моиссеевым).
Редколлегия либеральничала-либеральничала, размещала откровенно плохие вещи (наравне с очень талантливыми), и долиберальничалась.
Откроем альманах за 2005 год. Казалось бы, пора становления альманаха уже закончилась. Выпустив несколько номеров, редколлегия уже определилась с творческим и политическим курсом журнала.
В повести Сергея Сотникова «Дым» читаем такие строки.
«...Валера Тимирязев, самый взрослый из нас - ему было тринадцать, сказал, что он может показать, как это делается. Он вначале отлил в кусты, потом встал за костром и повернулся так, чтобы все его могли видеть... Я в этот момент от волнения сунул себе в рот сигарету и подкурил. Первая затяжка пришлась как раз на тот момент, когда он стал водить сжатой рукой по своему длинному и тонкому, как палец, члену. Зрители его возбуждали. Я, смущенный и ошарашенный, косился на друзей. Мне, равно как и им, было интересно и стыдно. Когда Валера стал от напряжения закатывать глаза, к нему присоединились и все остальные, чтобы показать, что они тоже не лохи в этом деле, не отстать от общей компании. Мы по очереди кончили на горящие ветки карагача. Семя шипело на углях, становилось похожим на яичный желток, а потом обугливалось».
Может быть, и альманах «Башня» - это тоже плод коллективной литературной мастурбации?
Если редактор допускает публикацию подобных строк и соглашается с их художественной ценностью и уместностью в произведении - то почему же альманах не имеет пометки «порнографическое издание»? Почему он не распространяется запечатанным в непрозрачный пакет?
В альманахе печатают и «самодеятельных» авторов, читать стихи которых невозможно без улыбки.
Например, стихотворение Николая Бородинова «Утро» («Башня» № 2002).
«Вот кудрявых ракит хороводы / прикоснулись к плечу тишины...».
Просто бессмысленный набор слов, должный, видимо, создавать впечатление «красивости».
Предложим редколлегии «Башни» встать в хоровод и прикоснуться к чьему-либо плечу.
В том же альманахе 2002 года маститый специалист по прозе, поэзии и французским переводам, редактор альманаха В. Моиссеев так описывает пионерский галстук: «конец, символизирующий большевиков, широким тупоугольным языком дразнился над Пашиным загривком» (рассказ «Шестой отряд просит сказку»).
Там же: «гордой верблюжьей поступью удалилась в аллею пионеров-героев».
А почему не гордой бараньей поступью, или, на худой конец, иноходью?
Самозванные «мастера» не умеют даже правильно сочетать слова в своих домотканых текстах.
В том же номере - фальшивая пьеса Михаила Русинова «Месть Аполлона», представляющая собой жвачку на античные сюжеты.
Впечатления от номера несколько скрашивают действительно талантливые, живые зарисовки Вячеслава Рыбкина.
В последних номерах альманаха вовсю печатаются графоманские стихи Виталия Молчанова, нынешнего менеджера Оренбургского отделения Союза российских писателей. Имеется его подборка и в альманахе 2012 года издания.
Нужно признать, что «менеджерить» у Виталия Митрофановича получается очень хорошо. Но вот писать стихи - не очень
В его стихах много ненужного, искусственного, не сочетающегося органично.
Видно, что поэт хочет сказать что-то новое, оригинальное, но у него не получается - все средства выразительности как бы сшиты белыми нитками, как выкройка пятиклассницы на уроке труда.
Молчанов не чувствует художественного слова и не умеет им управлять.
Например, дисгармоничная строка: «Всё чаще серые тона с зеленым галстуком надежды...» (при чём здесь галстук, и почему зеленый - все эти слова пусты, случайны, стоят не на своём месте).
Случайны и сравнения. Например, Молчанов пишет: «Письма - конвертную рвань». Вроде бы поэт сравнивает письма с рванью? Или он имел в виду интонацию перечисления, тогда он должен был сказать: «Письма, конвертную рвань».
«...тянущих к себе все соки жизни в алчность губ».
Слишком живое действие (тянуть соки) и слишком абстрактный «действователь» - алчность.
Иногда автор не понимает, что из патетического стихотворения «В увольнении. Эпохальное» он сделал просто пародию: «Мне за минуту до свиданья / нагадила на китель птица».
Оценить и прокомментировать всё опубликованное в «Башнях» в рамках одной критической статьи невозможно.
Но можно наметить основные творческие и житейские тенденции этого альманаха.
Прежде всего - альманаху, просуществовавшему довольно давно, не хватает профессионального редактирования.
Мы не знаем, какова причина большого количества литературной гнуси и дури на страницах «Башни» - профессиональная и нравственная слепота редакторов или партийная солидарность союза российских писателей.
Но уже можно сделать вывод, что альманах стал прибежищем не либерализма и новых творческих идей (которым якобы не давали развиваться в союзе писателей России), а графоманов, серой, безликой литературной массы. Из года в год в альманахе лидируют одни и те же имена - Вячеслав Моиссеев, Сергей Хомутов, Иван Малов, Иван Юлаев, Виталий Молчанов. Годы идут, а творческого роста или прорыва указанных сочинителей что-то не видать.
Либерализму было бы стыдно за таких последователей.
Было бы несправедливо не отметить, что в «Башне» встречаются интересные, можно сказать, исключительные для общего художественного уровня альманаха вещи.
К таковым можно отнести поэму Михаила Резинкина «Кот Баюн» (выпуск 2001), стихи Александра Хальзунова, с определенными оговорками - публикации Юрия Селиверстова.
Однако общий уровень публикаций ниже любой, даже самой доброжелательной критики.