Читала я ее в два захода, потому что в один это воспринять невозможно. Причем так интересно скачала: последний рывок, который Конец игры, в двух вариантах (слитном и раздельном), и была уверена, что это три части. Вот читаю-читаю, читаю-читаю этот Конец игры и думаю: как для первой книги трехтомника, не слишком ли автор стягивает к развязке сюжетные линии? Да… Самой развязке я удивилась еще больше.
Так что весь этот заход с Войной не настолько длинный и нудный, как я думала, но хватает и того, и другого. Она фактически делится на две части: первые три шпиля и первая половина финала - это к финалу подготовка. А потом уже начинается развязка, нагнетенная настолько, что очень хочется забросить ее нафиг и заняться своими делами. Все равно что жрать торт столовой ложкой.
С нагнетением то же, если не хуже. Т.е. для того, чтобы тебе этот торт скормить, автор тебя на неделю запер без еды, периодически показывая этого торта фотографии. Но торт развязка от этого лучше не стала.
В идеале я вижу эпопею, где сюжетные линии закрываются по ходу одна за другой, а вовсе не все оптом в конце. Нет, оптом тоже можно, как в
Привычном проклятьи, например, или как в
Кусаке. Но это - не эпопеи и даже не трехтомники. Это - одиночные романы. И там не намножено сущностей, как у Капитана, из которых половина еще и нафиг не сдалась. Это камень в огород капитанских орков, которых добавлены исключительно чтоб в итоге попасть на дыбу. Нет, пытали их художественно, но зачем было делать из них отдельных персонажей? Чтоб сопереживалось больше? И ничего, кроме недоумения капитанские сцены пыток не вызывают. Да, у меня большой читательский опыт. Но это не пытки, это детский сад. Восемнадцать минус.
Вот тех же Ането с Меганой автор непонятно какого рожна мудохал весь цикл, хотя можно было закрыть еще в Странствиях. Да, есть нюансы, да, наличие Спасителя и колдунство Вейде. Но все это можно было шустренько закончить пораньше.
Опять же, зачем Мегана вампир, если она умрет через две главы. Или она вампир, чтоб не жалко? Да, она вроде как чувствует в Спасителе родственную сущность, но все это можно было разрешить простым колдунством, не говоря уже о том, чтоб пораньше.
Нельзя создать такое количество сущностей (и я не про Сущность, а про сюжетные линии), а потом в конце все эти линии развязать оптом. Фактически так и разрубить. Автор, конечно, велик, хотя бы в силу усидчивости, но лично меня эта Война сильно напрягла. Если первая часть Хранителя мечей читалась приключательно и вызывала ряд эмоций, эта вызывает исключительно зевоту.
Вот вспомним Темную Башню - она поменьше, конечно, но куда более эпохальна. Попутчики благополучно теряются пусть в конце, но по очереди. И между этими потерями жизнь и путешествие не останавливаются. Чтобы понять, что любая потеря - часть жизни, часть пути. И ничто не остановится, кто бы из нас не исчез. И это правильно.
В итоге автор ведет уже только протагониста и антагониста. Вот это - правильный накал. В развязке большое количество сущностей нафиг не сдалось. И там все просто и понятно, и из каждого события следует мысль. «Из пламя и света рожденное слово.» (с)
Итого: если бы это был не АМДМ, если бы это был не Капитан, все было бы замечательно. Но с такой толпой фанатов, с теми горами бабла, которые принес и еще принесет цикл, все-таки можно было доработать тщательней. Многие линии не логически завершены, а просто обрублены - ну надо же их как-то закрыть. Вот Сильвия к примеру - зачем было огород городить? Чтоб снова втирать за перевоспитание и кардинальное изменение личности? Да не верю. Походу, через неделю после прочтения я уже не помню, что с ней случилось. Вопрос: зачем вообще нужна была эта сюжетная линия?
Возможно, дело в том, что у автора в целом с завершением неважнец? Вон даже Фесса толком завершить не смог? Это вам не Темная башня…
А самое обидное - мечи. Сам цикл, блин - Хранитель мечей. И чего? Кому эти мечи в итоге нафиг нужны?
Порадовала отмазка на предмет того, что именно Хедин с Ракотом у Фесса выманивали мечи. Оно, конечно, возможно, но возникает вопрос: ну не дебилы ли? Зачем спорить с человеком, который укладывает твой парашют? Выманить у Фесса мечи, будучи новыми богами, которые воюют за все Упорядоченное - как два пальца об асфальт. Чего было придуриваться и злить человека, который заведомо от этого только озвереет? Не повезло Упорядоченному…
Ну и общее впечатление еще раз: очень часто возникает вопрос: «Зачем?». Зачем автор рассказал нам об этих людях? Они не имеют отношения к сюжету, они не несут заряда мысли, - зачем? Ну ладно, можно считать, что где-то я не поняла, но мне чего-то кажется, что дело здесь в оплате авторских листов. ))))))) Иначе зачем столько текста?
1. Первое впечатление от мира Войны в том, что мира-то и нет, а есть потуги автора, причем местами успешные, как-то уже дописать, потому что «Ну не могу я больше!» (с). К сожалению, концы этих попыток торчат из текста бодрым ершиком. Просто как будто вот он какой-то легозамок достраивает, а оно разваливается, а детали есть лишние, но нужных не хватает, а башня высокая и все время норовит завалиться, а пыптыки в пазы через раз не помещаются, - и в итоге автора уже начинаешь жалеть. Но это не говорит о проработанности мира.
Ну или пусть не лего, а вот например когда видишь во всяких там ютубах, как народ карточные домики громоздит до потолка, то думаешь не о том, какой классный домик, а о том, как автор мудохался, пока его взгромождал. Так что да, мир Войны мага - это карточный домик. Вызывает восхищение терпение автора, но слишком уж его жалко, чтобы восхищаться его трудом. Восемь.
2. Читабельность тоже на восьмерку - без раздражения, но я снова вижу не результат труда, а результат мучений. Удовольствия я не вижу.
Вот, например, когда читаешь Кинга, он видится таким задорным Джокером, пусть даже обычно недобрым. Но ты чувствуешь, что автор предвосхищает твое впечатление и ловит от этого кайф. Вот он придумает, а ты испугаешься, или обрадуешься, или удивишься, или даже тебя стошнит - не суть. Главное - вот он придумал, а ты - среагировал. И автору от этого хорошо, он придумывает всякие каверзы с явным удовольствием.
А вот когда читаешь Перумова, видишь ту аристократическую усталость, которую уже ничто не прошибет. Нет азарта, нет детских ярких эмоциональных впечатлений, - одно уныние. Местами красочное, но уныние. Да, читается без отвращения. Но, если бы не дочитала, тоже пофиг. Утомил.
3. Интрига - ну самое обидное, что я ж знала, что Фесс умрет, а он не умер. То есть вроде как умер, но кто ж убивает Курочку Рябу? С нее еще лет двадцать капусту можно стричь. Или тут как с Рысью-первой - поспит она пару книжек, а потом восстанет, чтоб героически погибнуть. Это да, героические гибели Капитан любит.
Кицум интересовал в смысле прикола - и то, ожидала большего. Сильно привыкла к мему - ах, ну загадка же! Но вообще не понятно, начерта эта загадка с героями таскалась. Семь.
4. Персонажи капитанские в целом - та еще история, но лично мне Этлау дорогу перебежал. Я понимаю, что колдунства, что люди могут кардинально меняться и всякое такое. Но фанатик никогда не начнет здраво мыслить. Даже в том уникальном случае, когда его удастся убедить в убыточности убеждений. Тогда он просто найдет себе новые. Человек может разувериться в религии, но он обязательно найдет замену. Где замена у отца-экзекутора, я так и не обнаружила.
Фесс - то вообще отдельная история. Такое впечатление, что автор собрался уже слепить другого персонажа, но лень начинать все сначала. Как и с Этлау, собственно. Тем более, что куда уж там еще персонажей добавлять? Потому переделывает тех, которые есть.
Собственно, это проблема фактически всего Упорядоченного, даже горячо любимого мной Трогвара. Им всем вдруг попадает вожжа под хвост, в результате чего личность кардинально меняется.
Но именно в Войне - просто пробу негде ставить. Клара - домохозяйка. Сильвия - спасительница. Про Кицума вообще молчу. )))) Спасибо хоть Архимаг достойно погиб, и раскаиваться не надумал. Мой любимый персонаж, между прочим. Чувствую к нему духовную близость.
Даже если допустить, что тот же Этлау был сумасшедшим по причине злобного колдунского влияния, а потом его попустило, потому что Западная Тьма нашла себе другую цацку - все равно не получается. Если человека целенаправленно сводить с ума, а потом перестать - он уже останется сумасшедшим. В отсутствии терапии, ясное дело.
В эпопее достаточно монологов от отца-экзекутора, чтобы уничтожить любое подозрение в его вменяемости. Если Фесса прет просто, по наитию, без объяснений, то Этлау своих тараканов обосновывает, чтоб уже не подкопаться. Некромант больше напоминает барышню на выданье, которой ну разорваться, что ли? И там его хотят, и там, и там… А никто не понимает… Судьба, ёпть.
Так что, при всем уважении к автору и моей все-таки любви к данной тягомотине эпопее, больше шести не получается.
5. Идея - ну что ж, автор старался. Главным образом - забросить камень в огород христианства. Я вот только сейчас подумала: может, ему Библия покоя не дает в смысле хита продаж? ;) Хотя ее уже давно бесплатно раздают… Но у нас уже все бесплатно раздают… Может, в смысле монументальности труда?
Да, для меня главная мысль всего Хранителя мечей - это вовсе не принцип малого зла, хотя вроде автор возводит во главу угла именно его, - а именно религиозный вопрос.
Для меня христианство - это Камо грядеши Сенкевича. То, что мы наблюдаем сейчас, - это не христианство, это пир во время чумы. Идеальная религия - это христианство Сенкевича. И это при том, что за Иисуса он даже не брался.
Еще Лазарев - да, как ни странно. Он мои религиозные взгляды сформировал, как в том анекдоте:
Сидит программист глубоко в отладке.
Подходит сынишка:
- Папа, почему солнышко каждый день встает на востоке, а садится на западе?
- Ты это проверял?
- Проверял.
- Хорошо проверял?
- Хорошо.
- Работает?
- Работает.
- Каждый день работает?
- Да, каждый день.
- Тогда ради бога, сынок, ничего не трогай, ничего не меняй!!!
Вот работает и работает, нефиг лезть в код. А то будет «Ой!».
Капитан же выдумал что-то свое, как и я. Не знаю уж, чем ему Иисус насолил, но отомстить автор явно старается. Что странно для биофизика, но у каждого свои тараканы.
И, если в начале эпопеи автор пытается придать Спасителю какую-то загадочность и недосказанность, то в финале прямо обзывает его черной дырой. Что тоже возможно, кто бы спорил. Но отношение слишком чувствуется, а я не люблю фанатизм во всех его проявлениях: как религиозный, так и антирелигиозный. Не нра. И даже думать не надо. Просто не нра.
Но автор старался, и кто-то безусловно задумается. И, поскольку религиозные взгляды большинства сильно отличаются от моих почти философских, можно сказать, что это хорошо. Что задумаются. Думать вообще полезно. Восемь.
Я сама пишу в профиле пастафарианство, сама люблю поиздеваться над фанатиками, но невозможно отрицать тот факт, что идея-то неплоха. Я про любовь и самопожертвование, а вы что подумали? Да, идею всю, пардонте, испортили, но Иисус, если допустить его наличие, не виноват. Как бы то ни было, он умер за грехи всех людей. Я не понимаю, в чем здесь подвиг, но, даже если воспринимать как фантдопущение - повода глумиться не вижу вообще.
Не могу отрицать, что поначалу автор пытался сделать из Спасителя фигуру многозначительную - главным образом за счет посещения последним могилы Мерлина, - но потом, получается, передумал. Добро пожаловать на шоу Спаситель - черная дыра.
6. Душевность снова в красочности. Финальные битвы, как никогда, напоминают компьютерную игру - почти Кук, да… Если бы еще так накал не напрягал… Оргазм у свиньи длится полчаса… (с)
Пока Фесса гоняли по городам и весям, душевность была обалденная. Пока личность воюет социумом с предсказуемым результатом - тут сопереживается как никогда. Особенно нам, живущим на постсветском пространстве. А вот как социум с Фессом согласился, то сразу хочется придушить обоих - социум тоже, ага. Пять.
А я все о свинье думаю… (с)
7. Погружение - ну снова все сильно комиксное, сильно игровое, и этими игроками двигаю не я. Пять. Ну понаблюдала издалека, сопереживания - ноль. Из всех персонажей я только с мессиром Игнасиусом себя ассоциировала, и тот помер. Хотя как раз он должен был выжить, я думаю.
Ассоциации: Пирамидальный мир Фармера - так же красочно и так же бестолково.