Бралась без опаски, все-таки величие, хоть и павшее. И поначалу книга не разочаровывает. С первых строк мы знакомимся с новым любопытным персонажем и с удовольствием смотрим на мир Дозоров его глазами. К сожалению, этот персонаж остается единственным интересным на протяжении всей книги. Далее, как и следовало ожидать, мы будем свидетелями рефлексии Доктора в лице Городецкого.
На самом деле моя проблема как части целевой аудитории автора в том, что я ожидаю большего. Если не ожидать - это замечательная посредственность. Но ведь я помню Звезды, помню Лорда, в конце концов. Да, там было больше дыр, там отовсюду торчал примитивизм, но это были настоящие елочные игрушки.
Что же мы можем наблюдать на текущий момент? А Донцову.
И не бросайте в меня тапками: она умная, образованная женщина. И работоспособная. Правда, читаю ее только в периоды замутненного сознания - болею, нервничаю, устала - такие бытовые траблы.
И я таки хочу сказать, что она знает толк в отсебятине. Вы, крутые мальчики от компютеров и фантастики, думаете, что Донцова - это детективы. А нифига подобного. Это рассуждения о разумном, добром и вечном, размазанные по сюжету.
На пути героини встречаются люди, мы слышим их истории, делаем выводы. Блог чистой воды.
НД - калька с Донцовой. Автор размышляет о вечном, периодически полируя повествование сюжетными фрикциями. Но видно, что в браке с Дозорами он состоит не первый год, оттого отношения носят печать обыденности и некоторой скуки.
Дозорного в Дозорах есть вот столечко: Сумрак снова мутит воду, снова кто-то (вероятно, шофер) строит многоходовки. Главы Дозоров уже все просчитали, но молчат и чего-то своего ожидают, делая ставку на Городецкого. По ходу, непонятно, ошибаются или нет. Ибо замыслы Великих неясны даже для них самих. Ну оно и конечно: прожив тысячу лет, так или иначе приобретешь философский склад ума вкупе с ангельским терпением. А и правда, чего суетиться, куда торопиться? Трупы врагов плывут косяками, художественно скрытые красивой полупрозрачной рябью.
Арина из той же кубышки. Чего-то свое химичит, но ГГ привык к заскокам Великих и на нее не обижается. Да и в целом рефлексирует избыточно вяло даже как для себя. Настолько вяло, что вызывает даже не возмущение, а недоумение.
В одном из фантлабовских отзывов НД сравнили с Кодом Да Винчи. А и правда. С одной стороны - бестселлер, ёпть! А с другой - штампы и занудство. Жаль.
Как сказано в другом толковом фантлабовском же отзыве: «Толкиен вытащил «Властелина колец» за кольцо, а Лукьяненко свой «Новый дозор» - за двух пьяных полисменов.». Это действительно все интересное, что есть в книге. Как ни обидно, даже поругать особо не за что: пустышка и пустышка.
1. От мира Дозоров остались одни воспоминания: так, мельком упоминаются знакомые предметы обстановки, не более.
На самом деле я терпеть не могу ни городское фэнтези, ни городскую же мистику. Не верю потому что. Так или иначе автор должен отделить ИХ от НАС. И тогда эмпатия никакая и зачем оно нам вообще сдалось.
Доктор, к моему величайшему восхищению, сумел этот подводный камень обогнуть. Вызывали нарекание только вампиры, потому что в злое-презлое зло по умолчанию я не верю. Ну не верю я. Видимо, автор тоже, потому и был милый вампир Костя. Это я уже молчу про ведьму Алису, но там вроде Васильева работа, не Доктора.
Ну и что осталось от павшего величия? Ассоциативно я вижу чудную картину, коих полно в сети: руины, покрытые в лучшем случае зеленью. А то и черной какой-то хренью, символизирующей, видимо, разруху и упадок. Постапокалипсис, как же!
Так мир НД точно такое же впечатление производит. Сто сорок восьмой слой сумрака. Все серое, затхлое и зыбкое. Пять по старой памяти.
2. Читабельность на уровне, но на уровне дефектива. Хорошо, живенько. Девять. Но мне стыдно. Доктор все-таки Великий. Но, как все Великие, он что-то сильно подутомился. Подразленился.
А я в зеркало смотрела, у меня в глазу тоже поленьев хватает. Но мне до величия далеко, да и то при этом я вкалываю, как лошадь. Жру, правда, столько же…
3. Интрига где-то сильно потерялась сразу после вступления, да так и не нашлась. Пять.
4. Персонажей как таковых нет, есть только Городецкий. Ну и милый мент в завязке.
Кроме Городецкого, есть подозрения, что все происходящее - плод его не сильно здорового воображения. Как в Кагановской Харизме, ага. Но там сильно живенько, а НД скучноват. Даже Арина положения не спасает. Три.
5. Идея, безусловно, есть. Но автор зарыл ее где-то рядом с талантом, так что фиг теперь обнаружишь. Три.
6. Душевность вроде должна бы быть в дозорности, но… Я тут несколько выбиваюсь из общей массы поклонников Доктора: мне Дозоры никогда особо не нравились. Более того, я всегда считала их самой слабой ее вещью. Оттого, собственно, и популярной: думать читателю уже нет необходимости, все разжевано и в рот сложено.
Собственно, поэтому я любила Звезды. Там вопрос за вопросом и - ни единого ответа.
Так что душевность не зацепила от слова вообще. А попытка ГГ пожить обычной человеческой жизнью вызвала недоумение. Зачем это было написано? Ну давайте я пойду день на углу овощами поторгую? Обычная человеческая жизнь. На …? Зачем? Три. Не знаю за что. Жалко павшее величие.
7. Погружение разве что в мысли автора. Только его несет чего-то в последнее время быть самым основным.
Да, это мой личный бзик еще с Оранжевой революции. Бзик зовут: «Какое твое дело?». Причем не русское, а писательское. К слову, нифига не прав оказался.
Так вот, пока Доктор задавал вопросы и подводил к ответам, ну или не подводил, он был велик. А нынешнее его менторство я на лавочке могу послушать от соседских дедушек с бабушками. Они тоже все лучше всех знают. Один.
Ассоциации: Консуэло Жорж Санд. Да, я читала это в отрочестве. Тоже много трепа. Только там о прекрасном и о душевной стороне перепиха, а тут сугубо за вечное. Муть такая же.
Ничерта я дальше не читала, болела я. Пневмония, потом еще какой-то вирусняк. Чего, собственно, вспоминаю о Донцовой: я сейчас и ее-то осилить не могу. Голова не работает, восприятие прекрасного на нуле. Даже кино не могу смотреть. Потому работаю. )))
Если вспомню, о чем были Роботы Апокалипсиса, что-то черкну. Не вспомню - и черт бы с ними.