Хорошее, настоящее восточное фэнтези. Оно липкое, тягучее, томное, тяжелое и… незабываемое. Как настоящая летняя жара: ты мечтаешь, чтоб она закончилась, чтобы тосковать по ней до следующего года.
Мир был бы нашим, если бы не самийа, сумеречники - эльфокоты, как я поняла. Странные, спорные, светлые и темные одновременно. Жестокие, логичные, правильные и романтичные. Все то, к чему мы стремимся и чего никогда не получим. Думается мне, это и есть эльфы. Вечная жизнь, вечная красота, высшая мудрость и непостижимые чувства. Что-то, на что очень замечательно смотреть со стороны.
Я два раза начинала читать книгу. Есть в ней что-то и отвратительное, и притягательное. Из отвратительного явный перебор с жестокостью, но древний же мир, епть! Чуть что - сразу на кол. И никаких вам захватов кормила на хромой козе. Все логично до безобразия.
А это уже притягательно. Даже Мартин, и тот иногда избыточно добр к своим персонажам, оттого грешит нелогичностью. Например, корона Севера в преддверии зимы почему-то всех беспокоит. А я играла в
цивилу и таки хочу сказать, что никому не нужна провинция на севере, если там ресурсов никаких нет. У Мартина из ресурсов
Винтерфелла - аж один головняк по защите от зомби. Спасибо, можете эту корону себе оставить.
У Медведевич таких приветов нет. Все жестоко, но логично, как говаривал
Севела. Очень хочется цивилизованному читателю всех пожалеть, очень-преочень! Правильно, чтоб пожалевших потом самих на пустующий кол и усадили. Потому что так не бывает, и природа в лице социума не терпит жалости. Выживает сильнейший. И очень хочется, чтобы этим сильнейшим оказался именно ты.
Гуманность слетает довольно быстро, но с каждого по-своему. Плебея для этого надо поставить перед выбором, а человек здравомыслящий и так способен признать за собой первобытное начало. И тут не до разговоров о Бобре с Ослом. Тут или ты - или они.
И нате вам аналогию: у нас во дворе поставили детскую площадку. Замечательную площадку и совершенно бесплатно.
Благотворительный фонд, который детками опекается. И все было бы здорово, но туда теперь такое стекается… И особенно радуют детки из дома напротив - девочки двух и четырех лет, гуляющие совершенно одни. Сложнее догадаться какой болячки у них нет, чем какая есть. Сопли, вши, короста - все удовольствия. Деток жалко до безумия. Некоторые сердобольные подпускают их к себе. Правильно, и потом лечат своих детей. Но таких, должна признать, меньшинство. В основном все жалеют на расстоянии.
Реально, детей жалко до безумия. Но это же не котенок, в дом не приволокешь. Опять же, алкоголическая наследственность чудно читается на лице, кто биологию еще из школы помнит - трогательные глазки, скошенные подбородки, все удовольствия.
И тут как раз автоматом встает вопрос: гуманность или своя рубашка, которая ближе к телу. Девять из десяти детей от них шарахаются с родительской подачи. И правильно делают.
Вот все то же, но в бОльших масштабах мы можем пронаблюдать в Ястребе. Хочешь, чтобы твой ребенок выжил - чужой должен умереть. И никаких вам перумовских заморочек про выбор. Все очень просто - или ты, или они. И тут уже такое дело, что благородство твоим потомкам по наследству нифига не передается. Потому что у тебя будет что-то одно - или потомки, или благородство.
Обидно, но факт.
Причем автор пытается эльфом взывать к этому самому благородству: верность, преданность, сострадание в своем роде: «Не мучить, не калечить, не щадить». Собственно, всем кошачьим почему-то приписывают благородство, что довольно странно, учитывая присущий им садизм. Я вон помню мышек и воробушков, часами агонизирующих в процессе котейковых игрищ.
Опять же, львы и даже коты, завоевав территорию, тут же убивают чужих котят. Жестоко, но разумно. Так что все наши соображения об их благородстве исключительно из благородного внешнего вида кошачьих вынесены. А настоящее благородство - оно обречено на вымирание.
Так что… Ну ладно, к кошкам там не такой уж большой и отсыл, все равно красиво получилось.
И еще получились полутона и оттенки. С одной стороны - самийа нифига не добрячок, с другой - он лучше нас, как и положено эльфу. И подозреваю, все закончится тем, что вымрут они нафиг…
1. Мир очень фактурный: он не описывается перечислениями, а создается атмосферой - невидимыми, полупрозрачными штрихами, которые формируют действительность. Он, конечно, не так фактурен, как
Яновский восток, но вполне на уровне.
Реальность создана не из кусочков мира, а из поступков и отношений, из намерений и битв. С одной стороны - немного не хватает физического объема. Я ни Боже упаси не призываю автора к описаниям, пусть все остается как есть, но кое-что для меня в этом мире похоже на сон - я вижу, я переживаю и действую, но все вокруг очень иллюзорно. Девять.
2. Читабельность неплоха, раз дочитала, но очень уж тягучее повествование, как на мой вкус. С продолжением ознакомлюсь обязательно, автор многообещающий, книжка вкуснющая, но под стать восточным сладостям: к зубам липнет и много не съешь. Не говоря уже о том, что съеденное осядет во всяких местах. Семь.
3. Интрига какая-то эпизодическая. С одной стороны, автор показывает картину жизни Ястреба Халифа, самийа, потому день за днем не опишешь, описываются вехи. С другой - создается впечатление почти невзаимосвязанных фрагментов. Особенно заметен отрывочный характер произведения на фоне смертей всех и вся - только привыкнешь к персонажу - сразу похороны.
С одной стороны, я эту
Кресовскую манеру очень люблю и уважаю. Хорошо, когда читатель не расслабляется - а вдруг? Но и неприятный осадок присутствует. Читатель - существо ленивое, ему жалко проделанной работы по знакомству с персонажем. Ему лень знакомиться с другими. Но, раз автор может удержать внимание вопреки очевидно повышенной смертности, честь ему и хвала.
Но томное изложение из песни не выкинешь, оттого тоже семь.
4. Персонажи замечательные, но слишком удален от них автор. Нет того моего любимого стиля, где от третьего лица пишется как от первого. Хотя нет, про двух слуг самийа, даже про трех, автор рассказал замечательные сопереживательные истории. Которые закончились… правильно, могильным холмиком, уж простите за спойлер.
Так что потенциал большой, но пока не до конца раскрытый. Восемь.
5. А вот с идеями все в порядке. Ничерта не могу изложить - думаю. Все еще. Очень много спорных моментов.
Для меня сквозная мысль все-таки в пронзительности самийа как персонажа. Люди такие тоже есть, между прочим. Рядом с ними хорошо находиться какое-то время, чтобы зарядиться энергией, получить порцию чистой абстракции. Но постоянно - ни Боже упаси! Люди, с которыми замечательно ходить в походы и нереально общаться постоянно. Люди, которым надо больше, чем другим.
Естественно, их истории никогда хорошо не заканчиваются. И это даже не спойлер.
Думать над прочитанным мне еще долго, оттого безоговорочная десятка.
6. Душевность, атмосфера тоже не отпускают. Помнится, когда-то очень хотелось мне восточного фэнтези. Теперь вот кушайте, не обляпайтесь. Думаю, анализирую, переживаю по сто сорок восьмому разу.
Причем что интересно: одноногих собачек секу с лету. Даже у мэтров вроде Кинга. Но бьюсь об заклад, что автора не посещали мысли вроде: а сейчас оторву еще ножку у этой собачки, а потом головой об стену, пусть она там долго помирает и трогательно стонет. Вот пусть читатель слезу пустит и удавится от несовершенства мира.
Нет, господа, стопроцентно такого не было. Эти собачки - как симуляция оргазма. Выглядит, может, и похоже, а то и круче, но такие же фиктивные. А Ястреб - настоящий. И мир его тоже настоящий. Отвратительный и притягательный. Десять.
7. Погружение самую малость подпорчено фрагментарностью эпика, но и я не подряд читала. Такие книги, которые нужно читать безотрывно, я всегда на праздники откладываю. Дык их буквально несколько штук и они уже как
докторовские маги - вне категорий. А все остальные вполне сносно читаются урывками. Девять.
Ассоциации: Ян, конечно же.
Дальше читаю Сыромятникову, Житие мое, которую мне вроде в комментариях к Руде хвалили. Вполне, хоть и сыровато. Ожидала меньшего.