Скоропечатня Левенсона. Книга из библиотеки

Nov 16, 2015 10:16

Мало кто знает, что Российская государственная библиотека ведет свой блог в жж. И в нем она постоянно напоминает, что сейчас проходит большой проект по оцифровке книг и выкладыванию их в интернет для всеобщего доступа. Еще меньше людей знает о том, что на отбор книг для оцифровки могут повлиять и простые читатели.
Но уже сейчас в оцифрованном и выложенном можно отыскать много всего интересного.
Например, мне удалось найти книгу о скоропечатне Левенсона (Трехпрудный переулок, 9), выпущенную о себе самой типографией в 1903 году!
Скоропечатня Левенсона - одна из известнейших построек архитектора Федора Шехтеля. Она выпускала художественные издания, альбомы с картинами живописцев, программы для всех Императорских театров.
В ней же были напечатаны первые поэтические сборники Марины Цветаевой "Вечерний альбом" и "Волшебный фонарь".



фото взято отсюда



Сами авторы так характеризуют подготовленную ими книгу: «Предпринимая настоящее издание, Товарищество Скоропечатни А. А. Левенсонъ задалось целью не только представить в иллюстрированном описании вновь сооруженное здание своей типо-литографии, но и познакомить попутно своих уважаемых клиэнтов со всеми процессами, совершающимися в ея мастерских.
Нет сомнения, что сущность типо-литографского дела известна в настоящее время едва ли не всякому, но далеко не всякий, даже близко стоящий к делу печати знаком со всеми манипуляциями типо-литографского дела. Между тем, подобное знакомство положительно необходимо в интересах самих же лиц, обращающихся к типо-литографии за исполнением того или другого их заказа.
Поэтому даже поверхностное описание типо-литографских процессов, которое дается здесь, может оказать большую услугу всем нашим многочисленным заказчикам. Им это издание мы и посвящаем».




В книге подробно рассказывается об этапах становления дела:
«В истории больших коммерческих предприятий часто наблюдается те же стадии развития и постепенного роста, как и в жизни каждого отдельного человека.
Действующее ныне "Товарищество Скоропечатни А. А. Левенсонъ" создалось далеко не сразу. Оно возникло из очень маленького дела, постепенно развивавшегося и разросшегося в громадное предприятие, которое существует в настоящее время.
История этого развития такова:
31-го марта 1881 года в Москве, в Рахмановском переулке на Петровке открылась "типография А. А. Левенсона". Новорожденное предприятие имело в своем распоряжении: маленькую типографскую машину, ручной станок, резальную машину и несколько реалов и касс. С этим, нельзя сказать, чтобы очень богатым инвентарем, купленным случайно о Набилковского училища, новая типография и начала свою деятельность».

Владелец скоропечатни Александр Александрович Левенсон. О его личности известно до обидного мало, нельзя даже точно назвать годы жизни, родился он предположительно в 1851. Но неоспоримо, что вся его жизнь была тесно связана с его предприятием.



«Первые годы оказались для нее далеко не легкими: приходилось иметь дело все с мелкими работами, притом немногочисленными, и выжидать больших заказов. Каждый посетитель, являвшийся в типографию, и не подозревал, как он возбуждал надежды, разрешавшиеся, большею частью... заказом какой-нибудь сотни визитных карточек или тысячи коммерческих счетов!
Так прошли два-три года... Наконец, явился и "большой заказ" в виде печатания газеты "Новости дня".
В 1887 году "типография А. А. Левенсона" преобразовалась в товарищество на вере, под фирмою "Торговый дом А. Левенсонъ и К", в которое вошли, помимо владельца типографии, А. А. Левенсона, нынешний председатель Товарищества, В. А. Красовский и, крупный пайщик, С. Я. Уманский. В это время типография уже пользовалась известностью, - имела значительное количество больших заказов, и, вообще, дела ее шли хорошо.
В 1890 году "Торговый дом А. Левенсонъ и К" был вновь преобразован: учредилось существующее ныне "Товарищество Скоропечатни А. А. Левенсонъ", с основным капиталом в 210 000 р., при инвентаре, стоимость которого оценивалась в 102 500 р. Устав новаго Товарищества удостоился Высочайшего утверждения.
<...>
Мастерские Товарищества оказывались способными исполнять одинаково, как мелочные работы, так и огромные заказы, и что всего важнее - они одинаково были приспособлены к выполнению как простейших работ, так и сложнейших художественных репродукций. Образцом последних могут служить, например, все печатные работы для празднеств Священного Коронования Их Величеств, которые Товарищество имело счастие исполнить в 1896 году по заказу Министерства Императорского Двора. Эти работы потребовали высоко-художественного исполнения, и мастерские Товарищества с честью их выполнили. Многие из служащих Товарищества получили тогда за эти работы Высочайшие награды.

Хромо-типография в 4 краски из программы парадного спектакля 17 мая 1896 года



В 1896 году за исполненные работы для празднеств Священного Коронования Товарищество было удостоено звания "поставщика Двора Его Величества".




Растущее с каждым годом предприятие, все увеличивающееся поступление заказов: казенных, железнодорожных, банковских и частных, новые требования от типо-литографского дела и пр. - все это вызывало необходимость увеличения количества рабочих и постановки новых машин, между тем, как мастерские и другие помещения Товарищества уже не отвечали современным потребностям ни по своему устройству, ни по размерам. <...>
Решено было приобрести в центральной части Москвы место, и на нем - выстроить специальное здание для типографии и ее мастерских. Такое место и было приобретено в Трехпрудном переулке, против Мамоновского переулка, выходящего к Тверской улице.




Вопрос о постройке новой типографии оказался в высшей степени сложным и, при современных требованиях, не мог быть решен просто. Прошло уже, к счастию, время, когда фабрики, заводы и всевозможные ремесленные заведения строились по одному и тому же шаблону, в виде унылых, безвкусных бараков, в которых спертый воздух, отсутствие света, вентиляции и простора были обычными явлениями. Современную, хорошо построенную и устроенную фабрику, фабрику наших дней, возможно себе представить лишь как комбинацию всех последних слов новейшей техники, гигиены и архитектурного искусства. Тем более это относится к учреждениям, подобным типографиям, литографиям и др. посредницам авторской мысли и художественного творчества, передающим их обществу прямо от автора и художника. К тому же, нельзя и требовать от мастера и рабочего безукоризненного исполнения репродукции, если им приходится работать при отсутствии чистого воздуха, достаточного света и т. п. элементарных условий всякого успешного труда. Никакие успехи современной типо-литографской техники, никакие машины, как они ни совершенны в наше время, тут не помогут, и всякое исполнение всегда оставит желание лучшего...




Товарищество остановилось на проекте нашего талантливого архитектора Ф. О. Шехтеля, представившего планы и фасад будущего здания. Этот проект и был приведен в исполнение, причем все постройки, отделка здания и оборудование всех мастерских и других помещений были закончены с поразительной быстротой, в течение всего нескольких месяцев.




Новое здание явилось не только одним из красивейших в Москве по своему фасаду и общему стилю, но и соединило в себе все новейшие условия и требования, как архитектурно-художественные и технические, так и гигиенические. В это здание, в конце 1900 года, Товарищество и перевело с Петровки, из старого помещения, все свои мастерские, а также помещения Правления и главной которы. Для удобства же заказчиков, привыкших к прежнему местонахождению типографии, и для исполнения на месте экстренных мелких работ, для приема заказов на всевозможные типо-литографские, фототипные и переплетные работы, Товарищество открыло отделение на Петровке, в д. Коровина, при котором имеется писчебумажный магазин, с полным выбором канцелярских принадлежностей и книг.

Парикмахерская Ивана Андреева на Петровке, 19, в доходных домах Коровина. 1910 год



Здание "Товарищества Скоропечатни А. А. Левенсон" хотя и выстроено во вкусе средневековых сооружений, но в его наружной отделке сильно чувствует так называемый "новый стиль". Этот стиль, черпающий все свои вдохновения в архитектурном искусстве средних веков, гармонируя основному стилю, в то же время вполне соответствует постройке, предназначенной служить искусству, созданному средневековым гением. Он смягчает некоторую строгость и сумрачность средневекового зодчества, и поэтому впечатление от фасада нового здания скорее веселое, без малейшей вычурности, на которую так падок "новый стиль".




Новое здание видно еще с Тверской улицы, при повороте в Мамоновский переулок. Издали оно красиво выступает своими легкими линиям, высокой шатровой крышей и остроконечиями своих башенок. Вблизи впечатление значительно более выигрывает. Несмотря на свои размеры, постройка не кажется черезчур массивной, а, напротив, поражает своею легкостью. В наружных украшениях полная умеренность: всего один барельеф, простой, художественно-исполненный дрезденским скульптором, изображающий двух типографских рабочих, занятых около печатного станка.




Особенно же эффектен контраст наружной отделки из белого камня и буроватого кирпича голубоватыми тонами воздуха: получается изящное весело впечатление. По вечерам, освещенное электричеством, увенчанное транспарантным изображением Государственного герба, здание это невольно обращает внимание среди обыденных низеньких построек, его окружающих.




Главных входов в здание Товарищества - два. Один со стороны двора, через оригинальную сторожку-контроль, предназначается для служащих и рабочих, другой - для публики. Последний устроен по наружному фасаду, несколько отступая от его центра. Он ведет в помещение конторы и Правления Товарищества, хотя через него можно войти и в мастерские.
Самый фабричный корпус, примыкающий к названным помещениям, занимает глубину двора и состоит из четырех этажей. В каждом из них имеется по 11 огромных окон, снабжающих мастерские массой света. Около окон проходит широкая железная лестница на случай пожара, с площадками перед каждым этажом. Перед фабричным корпусом, во дворе, устроены каменные и железные кладовые для хранения бумаги, красок, смазочных масел и других материалов, необходимых для производств.




Главный вход для публики открывает вестибюль и обширное помещение конторы Товарищества. Это последнее помещение отлично освещено тремя большими окнами, очень просто обставлено и лишено всяких украшений по стенам и на потолке, если не считать терракотового барельефа Гутенберга над подковообразным окошечком кассы. Бледная зеленовато-серая окраска стен, особенно при электрическом освещении, придает всему помещению серьезный и мягкий тон.




Рядом с конторой помещается бухгалтер и корреспондент Товарищества: это небольшая комната, соединяющаяся винтовой лестницей с приемным кабинетом директора-распорядителя во втором этаже.
Непосредственно из помещения конторы другая лестница из светло-серого мрамора соединяет второй этаж с первым. Эта лестница - главная или парадная, и едва ли не самое импонирующее, красивое и удачное из всего того. что создала фантазия архитектора, г. Шехтеля, в новом здании Товарищества. Несмотря на свою легкость и сравнительно небольшие размеры, она кажется необыкновенно массивной и грандиозной и напоминает лестницы старых флорентинских палаццо. А освещающий ее превосходный электрический фонарь по своей художественной простоте и оригинальности - прямо шедевр "нового" искусства».




Не будем увлекаться и перепечатывать сюда всю книгу, тем более, что она находится в открытом доступе, и любой желающий может прочитать ее целиком. Что и весьма рекомендую сделать, так как там еще много фотографий внутреннего убранства мастерских, всяких сложных типографических агрегатов и людей, за ними работающих. Рассказывается даже про местную столовую и про то, что рабочие ходят петь в хор. Ну и, конечно, замечательные примеры разнообразных иллюстраций.
И можно почувствовать себя Мариной Цветаевой, живущей через дорогу, там же, в Трехпрудном переулке, и пришедшей в типографию печатать свой первый стихотворный сборник.

Материалы по теме
Ленинка: Февраль. И плакать.
Книга графини С. А. Толстой "Куколки-скелетцы"
Особняк Морозовой на Спиридоновке

Шехтель Федор, Петровка, Трехпрудный переулок, архитектура, Цветаева Марина

Previous post Next post
Up