В дурдом!

Sep 10, 2014 22:52

В Булгаковском доме мы постоянно подшучивали друг над другом, распределяя роли - кто из нас кто в романе. (Естественно, все девушки хотели быть Маргаритами и Геллами, поэтому я говорила, что тогда я вообще не с вами и буду Зойкой Пельц. Хотя кем только не пришлось побывать за это время). Но все неизбежно сходились на том, что больше всего в нашем коллективе разных стадий дружности не хватает профессора Стравинского.
Самое смешное, что когда я пришла в этом году на 10-летие Булгаковского дома, то выяснилось что один из работавших там на тот момент экскурсоводов реально получил образование по специальности "клиническая психиатрия". "Дорогой, как же вас тут не хватало!" - возопила я. Интересно, долго ли продержался?
Ну да ладно. Иногда, знаете ли, хочется сдаться в дурдом. (Иногда, правда, хочется сдать туда некоторых окружающих). А какой сумасшедший дом самый лучший? Разумеется, клиника профессора Стравинского, в которую отправили натерпевшегося страху поэта Бездомного в романе М. Булгакова "Мастер и Маргарита".
Но существовала ли эта больница в самом деле? Где находится? Сохранилась ли?





Мнения о том, какое именно здание имел в виду Булгаков, как водится, неоднозначны. К счастью, с больницей существует всего 2-3 основных версии, а не как с особняками Маргариты.
В "Путеводителе по роману Михаила Булгакова "Мастер и Маргарита" Г. Лесскиса и К. Атаровой упоминается такая версия: "В Москве в Б. Божениновском переулке была также психиатрическая клиника 1-го Мединститута имени С. С. Корсакова. Булгаков изменил фамилию, но сохранил и здесь связанную с ней музыкальную коннотацию".

Исследователь Б. Мягков, рассмотрев все детали, упомянутые в романе, приходит к выводу, что имеется в виду первый корпус Центральной клинической больницы №1 Министерства путей сообщения в Покровском-Глебове (современный адрес: Волоколамское шоссе, 84). Это распространенная версия.

Но я, как вы знаете, в булгаковедении считаю себя ученицей Леонида Константиновича Паршина. Впрочем, с его точкой зрения никто особенно и не спорит, она достаточно общепризнанная. Соглашается с ней и краевед
Александр Усольцев, который в свое время делал фотовыставку по Булгаковской Москве для Булгаковского дома - и эта экспозиция была большим подспорьем в музейных экскурсиях.

Достаточно заинтриговала? Все в лучших традициях Леонида Константиновича. Пойдем прямо по его книге "Чертовщина в Американском посольстве в Москве, или 13 загадок Михаила Булгакова":

"Расположена была клиника в прекрасном старом парке около реки, на противоположном берегу которой красовался веселый сосновый бор. Может быть, и у нее есть реальный аналог? Посмотрим, чем мы располагаем. Во-первых, это за чертой старой Москвы; во-вторых, оттуда можно было уехать на троллейбусе; в-третьих, река; в-четвертых, сосновый бор; в-пятых, старый парк; в-шестых, балкон; в-седьмых, лечебное учреждение должно быть знаменитым; в-восьмых, место расположения - в районе Ленинградского шоссе; в-девятых... кажется, все. Похоже, что для поисков признаков достаточно. Возьмем теперь довоенные справочники лечебных учреждений, справочник улиц Москвы, транспортные справочники и схемы города. Составим список больниц и клиник, находившихся тогда за чертой города в районе Ленинградского шоссе. Знаете, сколько получилось? Сорок две. Теперь отбросим те, что далеко от воды. Осталось тридцать три. Больше, не отрываясь от стола, отбрасывать было нечего, и я побежал занимать деньги на бензин.

Чего я ожидал от поездки, уже не помню, но твердо могу сказать, что только не полученного результата. Из тридцати трех лечебных заведений только одно оказалось на берегу реки напротив соснового бора. Это была Химкинская городская больница № 1 на Правобережной улице, дом 6а.

Ныне больница имеет другой статус, но адрес ее не изменился, и ближайшая к зданию автобусная остановка на Ленинградском шоссе до сих пор так и называется - "Химкинская больница".



Теперь сверим другие приметы, и в первую очередь - троллейбус. Тогда в Москве было только пятнадцать троллейбусных маршрутов. Единственный подходящий маршрут - № 6: «Охотный ряд. - Никольская больница». Его конечная остановка - следующая после Северного порта, а отсюда до предполагаемой клиники Стравинского километра два, то есть минут пятнадцать пешком. Что ж, вполне приемлемо. Расположена больница во внушительных размеров особняке с прекрасным, но запущенным старым парком.




Раньше здесь помещался первоклассный санаторий с хорошим оборудованием и лучшими специалистами. Достаточно сказать, что согласно мемориальной доске на фасаде, здесь дважды был В. И. Ленин. Знал ли это место Булгаков? Связано ли с ним что-нибудь?




Существует, правда, версия, что клиника Стравинского - нынешняя больница МПС на Волоколамском шоссе. В связи с этим следует указать на архивные редакции «Мастера и Маргариты», где клиника Стравинского описана еще в конце 20-х годов, т. е. за несколько лет до начала строительства больницы МПС".

Таким образом, Паршин развенчивает версию Бориса Мягкова. Но признаюсь честно, что глубоко я эту тему не копала.
Меня в этом тексте смущала фраза про Владимира Ильича Ленина. Что он забыл в психиатрической больнице? Да уж конечно не консультировался с профессором Стравинским. Дело в том, что врачом там был крупный специалист по внутренним болезням, как аттестуют его справочники, Федор Александрович Гетье. Владимир Ленин доверял ему - сначала тот лечил Крупскую, и, видимо, результаты удовлетворили вождя революции. С помощью Ленина в здании открыли санаторий "Химки", директором которого и стал Гетье. И вот к нему-то и приезжал консультироваться Владимир Ильич. В память об этом он теперь вечно прогуливается по живописному саду.




Из-за лета, деревьев и всего прочего, что обычно мешает плохим танцорам, у меня не получилось сделать общий вид, поэтому для этих целей я возьму архивную фотографию отсюда.
Больница до сих пор известна под названием "Белые столбы" - по выразительным столбам при въезде. Говорят, остатки их сохранились до сих пор.




Вообще, как вы уже поняли, изначально это была красивая барская усадьба.
Когда я водила много-много Булгаковских экскурсий, то, чтобы мне самой было интересно, рассказывая одно и то же, каждый раз как-то по-новому расставляла акценты. То делала упор на жизнь Булгакова, то на любовь, то призывала увидеть Москву 20-х годов, то обращала внимание на особняки модерна. Все то же самое можно было бы делать даже с этим одним-единственным зданием больницы. Можно рассматривать с архитектурной точки зрения, можно про историю дореволюционную, можно про после-.
Так вот этот самый дом в усадьбе купцов Патрикеевых был построен по проекту уже хорошо знакомого нам архитектора Федора Шехтеля. Отсюда и неоготика. Такой сказочный замок на берегу реки. Вспомним, сколько булгаковских мест тесно переплетается с темой архитектурного модерна в центре города.
Рассмотреть внутренности и архитектуру замка в подробностях и убедиться в том, что это модерн, можно здесь.
Если смотреть с этой точки зрения, то тоже все, в общем, сходится с текстом романа и все логично. Шикарный усадебный дом, построенный модным архитектором, а потом оборудованный по последнему слову медицинской техники благодаря расположению самого Ленина.




Борис Мягков в своей "Булгаковской Москве" отмечает: "Сам образ вымышленной лечебницы с ее настойчиво подчеркнутыми чудесами автоматизации приобретает сказочно-фольклорную интонацию, связанную явно также с фамилией И. Стравинского, автора популярнейших в 20-е годы балетов на русскую тему: "Весны священной", "Петрушки", Свадебки", "Жар-птицы". То есть эта клиника - своего рода избушка на курьих ножках "без окон, без дверей", где окно из небьюшегося стекла, в которое тщетно пытается выпрыгнуть Бездомный (Иван - как сказочный Иванушка), и раздвигающиеся стены вместо дверей".
Вот-вот, избушка, крепость, замок.




Жизнь, безусловно, внесла свои коррективы во внешний вид этого когда-то роскошного и ухоженного здания







Однако сохранились элементы, по которым можно представить себе, как это было.




Овальное окно в стене напоминает, что когда-то все это была усадьба в едином стиле.




А здесь когда-то было что-то вроде террасы с видом на реку.

Красивое место выбрал Булгаков для психиатрической больницы. Тем более, что здесь тоже красной нитью проходит тема грозы.
Воробьевы горы, Арбат, больница на Правом берегу у реки, бульвары... Когда начинаешь это разбирать, еще раз убеждаешься в том, что писал это человек, который знал - и любил Москву.

Бор на противоположном берегу реки, еще час назад освещенный майским солнцем, помутнел, размазался и растворился.
Вода сплошною пеленой валила за окном. В небе то и дело вспыхивали нити, небо лопалось, комнату больного заливало трепетным пугающим светом.
Иван тихо плакал, сидя на кровати и глядя на мутную, кипящую в пузырях реку. При каждом ударе грома он жалобно вскрикивал и закрывал лицо руками. Исписанные Иваном листки валялись на полу; их сдуло ветром, влетевшим в комнату перед началом грозы.




Наверное, к рассказу остается только добавить, что Правобережная улица, на которой находится больница, до конца 60-х годов прошлого века называлась улицей Ленина и относилась к Химкам, а сейчас уже официально вошла в черту Москвы.
И, кроме разрухи, на территории больницы можно найти и другие приметы более позднего, не булгаковского, времени.
Еще немного фотографий местности можно посмотреть в альбоме.




И, раз уж мы столько говорили о реке, то нельзя не показать и ее. Правда, больница находится с противоположной стороны от моста, и вид с нее другой, но все равно там рядом.




Дом скорби засыпал. В тихих коридорах потухли матовые белые лампы, и вместо них согласно распорядку зажглись слабые голубые ночники, и все реже за дверями слышались осторожные шажки фельдшериц на резиновых половиках коридора.
Теперь Иван лежал в сладкой истоме и поглядывал то на лампочку под абажуром, льющую с потолка смягченный свет, то на луну, выходящую из-за черного бора, и беседовал сам с собою.




Дополнительная литература
История Левобережного района
Козмодемьянское - неплохая статья про усадьбу и окружающую местность
Дом Патрикеевых в Козьмодемьянском - очень интересная фотография дома с балконом, который нынче не сохранился (а по нему как раз мог ходить Мастер) и важными историческими дополнениями и уточнениями в комментариях

Шехтель Федор, Булгаков Михаил, Химки, "Мастер и Маргарита"

Previous post Next post
Up