Эмили Сент-Джон Манделл - "Стеклянный отель" - отчёт

Nov 30, 2022 19:39


Эмили Сент-Джон Манделл - "Стеклянный отель"  - отчёт
Встретились 25/11/2022. Сначала хотели в парке, но погода не позволила, поэтому Семён и Галя пригласили нас к себе. Спасибо им большое! 
Были:   Наташа natalia_19, Кира shi_ra,   Тали talif_01,  Галя betty_gk,   Ира rosinka_rosa,   Семён & Галя  simonkrichak,  Женя Р.,    Жанна janna_ma,  Миша michel7374,    Роза dona_rita и  Алина (я).
Тематической еды не было (как-то невыразительно там едят в книжке - наверно, авторка на диете), но зато у нас был тыквенный латте с богомерзкими пончиками! Так что духу времени мы соответствовали на сто процентов.
.
.
( Конспекты от меня, дополнения - от всех остальных. Курсив тоже мой. )
Галя: Книжка ни о чём. Вообще ничего не запомнилось. Ну да, пирамида, ну и что? Чем началось? чем кончилось? Посадили нещщасного, он сидит в тюрьме и фантазирует, а бедную девушку смыло волной, сейчас заплачу!  Ничего глубокого вообще нет, это не литература. Что это вообще за ерунда. Вообще в последнее время вы читаете всякую ерунду и я поэтому не прихожу, вот сейчас пришла только со всеми пообщаться, а про эту книгу даже говорить не хочу.
.
Семён & Галя: Мы в последнее время не читаем, а слушаем книги, причём в автоматической озвучке. Механический голос без интонаций. Это самая правильная система, никакого надрыва, никакого театра, никакой музычки в тему, ничего этого не надо. Просто текст  как он есть. Всем советуем.
Ну про книжку. Девушка-автор хорошенькая и умеет неплохо писать. Книжка, конечно, полная чепуха. У людей всегда есть интерес к деньгам и "кто где выиграл, кто где проиграл"  , поэтому тема может кого-то заинтересовать. Ну и мистика. Просто очевидно, что девушка сидела и выбирала актуальные темы, слепила сюжет из ничего. По фактологической стороне это всё абсолютный бред. Если полиция действительно приходит в офис, то все документы из шредера можно собрать. ну и остальное так же. Ничего по делу там нет. Ну язык неплохой, да, и всё. У нормального писателя должно быть что-то ещё, кроме самой истории, но тут ничего. Да, у неё есть идея: все грешны, но у каждого есть самооправдание. Вкладчики сами виноваты, поскольку хотели много денег. Сюзанна виновата, хотя и больна. И даже Элла Касперски не без греха.
Но книжка хороша уже тем, что она маленькая.
.
Миша: Глобально американская литература довольно примитивна. Канаду будем считать частным случаем. Не помню кто сказал - "America is an extraordinary country built by ordinary people", но я согласен. В американских книгах нет глубины или философии, это обычно просто сюжет.  Одна важная тема - деньги, кто разбогател, а кто разорился. К достоинствам автора хочу отнести тот факт, что в книге нет ни слова про евреев, хотя реальный прототип Алкайтиса, Берни Мэдофф, был стопроцентый еврей.  Вообще статья в википедии про Берни гораздо интереснее самого романа. Опять, когда автору нечего сказать, начинаются описания снов (где там описания снов, кстати?) , и всё это полнейшая мура, начиная с Веры Павловны. Остальное тоже высосано из пальца.
.
Тали. В защиту  книжки хочу сказать, что для меня было как раз. Вот я прихожу с работы, совершенно затраханная, у меня есть полчаса почитать книжку - и я могу это прочесть. И это хорошо и приятно и не забивает мне мозги "что хотел сказать автор", потому что там всё сказано прямыми словами. Мне рассказывают историю. И мне нравится, что это по реальным событиям, я такое люблю. Даже фильм был с Де Ниро, он прямо похож на этого Мэдоффа.  И реальная история более трагичная, я считаю. Тут всё так легковесно.
.
Роза: Все говорят "мыслей нет". А вот одна небольшая фраза: «Можно одновременно о чем-то знать и не знать». Это, наверно, главная мысль. Вот Клэр, которая работала с ним, которая годами пользовалась этим богатством. Не верю, что она могла не знать. Но она могла одновременно знать и не знать - это же совсем другое дело. Это как в Москве в 30-х годах все знали о терроре и расстрелах на Лубянке, но предпочитали этого не знать.
.
Жанна: ну так в Москве и сейчас то же самое, куча людей сидят и говорят "это нас не касается" - и это порядочные люди, которые понимают что к чему. Остальные просто говорят "так и надо".     
.
Ира: Мне очень понравилось. Вот это книга для меня. Она лёгкая, она короткая, она не забивает мозги. Вся конструкция ненавязчивая, воздушная. Вроде всё не связано, но всё связано. Стеклянный отель как символ вот этой прозрачности, всё видно насквозь. Все обычные люди, никто не супермен, никто не совершает героических поступков. Пол внуушает жалость и сожаление - да, он не лидер, он слабый человек, но такой уж он.  Винсент вызывает сочувствие.  Она берёт билет в страну денег, зная, чем придётся платить, и платит эту цену, не жалуясь на судьбу. Алкайтис вполне жизненный, вообще не считает себя виноватым - работники сами всё знали, пусть пеняют на себя, а вкладчики могли бы всё узнать при желании, но жадность перевесила - значит, так им и надо. Все эти люди могли быть на самом деле. Клэр неправдоподобна, это верно, но сама Винс описана хорошо. Она романтична, она талантлива - эти её видеоролики сделали Полу карьеру. Хорошая линия этой художницы, Оливии.  Конечно, "поешь битого стекла" - это излишний драматизм, но ведь в конце концов так и произошло - всё разбивается, только один отель остаётся незыблем. И этот Уолтер остаётся там жить, прямо как в "Сиянии", только без сияния.
.
Тали: кстати о Кинге - считаю, что второй её роман, "Станция 11" слeгка плагиат и списан с кинговского "Противостояния".
.
Семён: тоже кстати - а вы знаете, что такой же Мэдофф был и у нас в Израиле?  Звали его Григорий Лернер, и когда его повязали, куча русских пенсионеров ещё и встала на его защиту:  как же так, наших обижают!
.
Наташа: (ой, тут у меня пропуск, наверно рыбу заворачивали, эти ноты не играем. Но помню, что тоже отзыв был ругательным)
.
Кира: Давно я не читала такую муть! И я за то, чтобы больше такую муть не выбирать. Ну да, "знать и не знать"  - это тема, которая всем присуща, и мне тоже, я с этим борюсь. У Алкайтиса, на мой взгляд, главный мотив  - "Он не хотел обмануть ожидания вкладчиков". Мне кажется, его личное обогащение тут уже на втором плане, а ему было важно именно это - всеобщая любовь и принадлежность к этому кругу, куда он мог войти только так. Ну а тут уже - коготок увяз, так всей птичке пропасть. Не  поняла, кто его заложил - неужели Клэр, новая инкарнация Павлика Морозова?
Про видеоролики неубедительно. Прямо уж так они гениальны, что их взяли без обработки прямо на концерт? И прямо такая трагедия для неё, что он их использовал? Ни то, ни другое так не работает.  Предвиденье героини тоже так себе: "Смети меня" и её в конце концов смело. Или смыло. Ну ладно.
Вообще богатство не в деньгах, а в том, чтобы о них вообще не думать. Это заманчиво для многих.  Как я понимаю, у нас такая схема невозможна -- нельзя забрать свои пенсионные накопления и отдать их частному лицу.  И слава богу.
.
Женя Р: Книгу не дочитала, очень скучно, всё никакое.
.
Роза: Мы как-то ездили по этим местам - остров Ванкувер, пляж Тофино. Такая красота и умиротворение. Никаких страстей.
.
Моё мнение. Ну во-первых, это был в некотором роде эксперимент. Все кричали на прошлой встрече "давайте что-то лёгкое и короткое" - ну и вот оно. И короткое, и несложное, но соответственно и неглубокое, а чего бы мы хотели? Глубоких мыслей и второго дна в лёгком романе? Или то, или другое.
Во-вторых, вовсе не считаю эту книгу плохой, ужасной, графоманской и прочее, что тут сегодня сказали. Да, она легковесная, но в ней есть какое-то очарование. Вот эта манера письма, слегка отстранённая --  без нажима, без подробностей, без ярких эпитетов, без длинных описаний. Это как эскиз, лёгкими штрихами обозначенный набросок. Это история, которая часть многих других историй. Я читала у Манделл и первый её роман, "Станция 11", и тоже он в той же манере написан. Немного грустно, немного элегически, немного отстранённо - и на контрасте с темой книги это даёт интересный эффект. И много перекрёстных ссылок между этими романами - например, Леон Превант и Миранда, рисующая в блокнотике - они оба оттуда, из Станции. Это два параллельных мира, в одном из которых случился кризис-2008 , а в другом - грузинский грипп. Уверена, что в следующей книге у неё будет ещё один мир. Кстати, и внутри романа тоже реальность множится: например, антижизнь Алкайтиса можно было бы списать на его сумасшествие - но призрак Винс навещает Алкайтиса и в тюрьме, и в этой антижизни, т.е. это реальность внутри другой реальности. Каждый сам строит свою антижизнь и вдыхает в неё реальность (сравнимо, например, с "Театром теней" Саймака).  И я вовсе не согласна, что Станция списана у Кинга. Да, Кинг написал про эпидемию, так что ж, он закрыл тему? Больше нельзя писать про эпидемию? Можно :-)) я разрешаю! 
Ещё про  "этого не может быть". Почти любая книга строится на том, что писатель не может знать реалии на 100%. Когда врач читает "Возвращение из Индии", то он хватается за волосы и кричит "так не бывает". Когда космонавт читает Энди Вейра - соответственно. Когда физик читает про путешествия во времени - так и вообще! А в обсуждении  книги "Метро-2033" меня покорил единственный коммент от какого-то инженера:  "ребятки, не знаю, о чём вы тут спорите, но после отключения электронасосов московское метро будет затоплено в течение 12 часов".  Так что наша Эмили в неплохой компании :-)   
.
.         
.
Следующая встреча - юбилейная!! Нашему клубу исполняется 10 лет!
По такому поводу решили собраться дома у Жанны и Миши Маркусов и хорошенько отпраздновать.
Встреча состоится в пятницу, 06/01/2023, в 10 утра.
Приглашаются все, кто когда-либо приходил на встречи клуба.
На той самой  первой встрече мы читали Моэма и сейчас решили, что можем повторить: читаем "Бремя страстей человеческих".

американская литература, современная литература, отчёты, 80

Previous post Next post
Up