Ивлин Во - "Возвращение в Брайдсхед" - отчёт

Nov 22, 2022 00:05


Ивлин Во - "Возвращение в Брайдсхед"  - отчёт
Собирались встретиться в сентябре, но из-за праздников никак не могли организоваться. Встретились 21/10/2022 в парке, на нашем месте. 
Пришли:   Наташа natalia_19, Кира shi_ra,  Оля omia,    Тали talif_01,  Галя betty_gk,   Ира Д.,   Семён & Галя  simonkrichak,    Лариса l_cherry,     Роза dona_rita и  Алина (я).
Долгое время не могли начать обсуждение, потому что все пробовали тематическую еду: Тали испекла настоящие английские сконы! И мы их ели со сливками и джемом, обалденно.
Также были знаменитые  сэндвичи с огурцом, непременное лакомство всех книжных английских чаепитий, и перепелиные (за неимением бекасиных) яйца.  А ещё были два кекса, один  облепиховый, второй маковый (от Иры и Ларисы) - не английские, но очень вкусные.
Фоточки и рецепт сконов - в комментах.  Курсив мой :-)
.
.
( ( Конспекты от меня, дополнения - от всех остальных. ) )
.
Наташа
С удовольствием прочла роман и посмотрела экранизацию. Интересный момент: абсолютная уверенность светских дам, что им все всё должны. "Вы должны поехать и спасти моего сына", говорит она, и человек действительно оставляет свои дела и бежит с её поручением, как приказчик.  Ведь она же снизошла до просьбы, теперь он ей как будто должен. Очень примечательно.
Оля: ещё английский кодекс: "Делай что должен и будь что будет".
Ира: Интересно, почему так перевели название - Возвращение, ведь по-английски там Revisiting , а это разные вещи.
Наташа: Очень важен образ Дома. Дом - это место, куда надо вернуться. 
Роза: На англичан никто никогда не нападал, поэтому у них Дом - действительно крепость, нечто незыблемое.
(Роза?Наташа?)Есть ощущение силы закона. Советскому человеку это не очень понятно - мы всегда готовы прикинуться кем-то другим. Поэтому тяжело читать англ. романы. Вообще люблю эту вещь и фильм. Айронс просто прелестный там.
Семён: Айронс всегда одинаковый. Это очень скучно. Он не актёр, а просто глупый красавчик. А вот Эмма Томпсон хорошо сыграла.
Роза: Актёр не должен быть умным, он должен быть артистом. Это сосуд, в который режиссёр вкладывает свой смысл. 
.
Семён & Галя: Книжка неплохая, но очень напомнила Анну Каренину. Только там гибнет одна Анна, а тут гибнут все. Мамаша уничтожает всех. Ради общественного мнения, радо положения в обществе, ради религии. Ивлин Во и сам был религиозен, и его цель - показать, что всё преходяще, а вот религия - это  вечно. Все бунтовали, но все смирились, все вернулись в лоно католицизма: и папаша, и Джулия. Джулия вообще ничтожество, никого не любит и не хочет нигде учиться! (от меня - см, ссылки в комментах) У неё нет никаких достоинств. Талантлив только Чарльз, а остальные все ничтожества. Джулия даже уверена, что все беды от её грехов, и ребёнок её поэтому умер, и мамаша. Это же полное невежество!   
Ну а так хорошо написано, конечно, тут нечего добавить.
.
Роза: Когда Джулия сказала, что они расстанутся, Чарльз уже давно это знал. Эта религия не знает пощады. Но и в наше время ничего не изменилось. Может ли ужиться пара, где один верующий, а второй нет? Где один левый, другой правый?  Невозможно.
.
Галя. Прочитала книгу ещё в 1978 году, сейчас это уже возвращение к возвращению. Книга прекрасна, впечатление огромное.
Религиозная тема удручает. Автор пытается выразить, как это важно, но не может меня убедить. Религия в этой книге не делает человека лучше, а наоборот - крушит. 
Щемящее чувство ностальгии. Есть народы, у которых дом - очень важная вещь.  Вот это ощущение Дома - оно первопричина всему, Дом может измениться, но не должен быть разрушен.
Сам герой несимпатичен, зациклен на чужой семье, и поэтому он их антипод. У него нет своего дома, нет своей семьи, он скитается по дальним странам в попытках убедить самого себя, что у него там важные дела. Жену он не любит, младшая дочь вообще не его ребёнок. Зачем женился, непонятно. Книга грустная и прекрасная.
.
Роза: Бывает, что человек прибивается к большому семейству и становится его членом. Ведь у Чарльза фактически не было своей семьи, поэтому он был очарован.
.
Наташа: Да, бывает, но это всегда стремление   пробиться выше, притереться к другм
.
Оля: много говорили, что такое Дом, но ещё важно - образ Оксфорда. Есть чудное английское стихотворение на эту тему ( потом добавим).
Образ Себастьяна - этот человек влюбляет в себя, ещё ничем не заслужив такой любви, и это неуловимое качество передано просто замечательно. Вот это обаяние и уверенность в своём обаянии.  Себастьяна всегда все хотели спасать, опекать, селить у себя. Отец Чарльза - потрясающий персонаж, выписан замечательно. Он сознательно не хочет впускать в себя любовь к сыну, чтобы не страдать потом.
.
Кира: Не согласна ни с кем!
Вы говорите, цель была показать , что так надо жить? - нет!
Что основа общества - религия?  - нет!
Сам Во был католик и как раз хотел показать католичество как разрушительную силу. Брайди и Корделия принимают всё как есть, Джулия и Себастьян борются, но проигрывают.
Что прикончило Себастьяна - это отношение общества к гомосексуализму и отсутствие будущего. Джулия влюблена в 19 лет, готова попрать основы католицизма, но несчастна. Рекс её тоже не любит, да он и не умеет любить - он пытался достичь своих целей, но тоже не преуспел. Джулия влюбляется в Чарльза - и опять понимает, что ничего не выйдет. И тут смерть отца: даже он, яростный противник, не смог отвязаться от этой религии, даже он вернулся обратно. Зачем же нужна эта религия? Это борьба с самим собой.
Селия - та ещё штучка,  она тоже стремилась продвинуться за счёт замужества, как и Рекс. Второй ребёнок явно от другого мужчины. Няня - символ дома. Все характеры выписаны замечательно.
.
Ира: Книга шикарная. Много мелких частей, мелких отрывков, описания Оксфорда и Брайдсхеда, буря на корабле. Обрамление войны даёт чувство ностальгии. Поместье потрясающее, но всё равно оно не блистает, как могло бы: нет великолепных балов и приёмов, которые могли бы там устраивать, всё очень чинно и благопристойно. Семья Чарльза очень странная - матери нет, отец - отмороженный. Чарльз всегда один, и этот клан Флайтов покорил его. Себастьян раскрасил его жизнь. Нет близких отношений никого ни с кем в этой семье. Корделия как ребёнок со своим обаянием,  она очень искренна, кто ей нравится - тот нравится. Мы осуждаем Себастьяна за его слабость, но ведь алкоголизм это болезнь, зависимость. Ей нельзя противостоять.  Конец Себастьяна ужасен - загубленная жизнь. Не поняла, чего он бы хотел: нашёл ли себя?  Конец рода Флайтов печален и символизирует угасание эпохи: четверо детей, и все бесплодны, каждый по-своему. Распад империи.
.
Оля: Образ Рекса прекрасно выписан, очень яркий типаж, это новое время как оно есть. Это человек, лишённый человеческих качеств. Оболочка, как говорит Джулия.
.
Лариса: Очень важны  отношения героя с Домом. В начале он студент,  чистый лист, ему нехватает душевного тепла и принадлежности к клану. В этом доме он нашёл то, что хотел, и в этом доме он потерял это. В этом доме он понял своё призвание как художник, и начал именно оттуда. Дом всегда участвует в повествовании. В конце - казалось бы, всё плохо, но Дом жив и сердце Дома - старая няня - тоже жива. и живёт там.  Брайдсхед обретённый - Чарльз вернулся к своей душе.
.
Тали: Поразило их отношение к Оксфорду и к учёбе. Никто вообще ничего не учит. Чарльз говорит отцу "Папа, я решил оставить университет"  - Ну и ладно, отвечает папочка. Как будто аристократические мальчики приезжают туда просто развлечься.  Себастьян, я считаю, погублен собственной неприязнью к семье.  Он просто ненавидел их всех. Его дауншифтинг в некотором роде сознателен: стремление опуститься как можно ниже, чтобы их наказать, чтобы им было стыдно и неудобно за него. В некотором смысле  роман напомнил "Великие мечты" и "На исходе дня".  Имперское мышление - сначала захватить полмира, а потом всем помогать, но так и не добиться любви.
.
Галя: Текста на самом деле немного, но он чрезвычайно ёмкий. Блестящий автор всё-таки.
.
Лариса: Не думаю, что Себастьян делал что-то сознательно. Он инфантилен и плывёт по течению. Вот этот его медведь Алоизиус - это же символ инфантильности.  Мать недоглядела за ним, недовоспитывала.  Сейчас странно читать про все эти браки по расчёту, хочется всех их осудить, но надо помнить, что институт брака именно для этого придуман, для расчёта, для преумножения капитала, а вовсе не для любви. Каждый хочет что-то заполучить своим браком, а любовь - это приятный бонус, но рассчитывать на неё нельзя. Как раз статус и деньги укрепляют семьи гораздо больше, чем любовь. Даёт ли это счастье - другой вопрос.
.
Моё мнение: Пытаюсь вспомнить, когда я впервые прочла этот роман - очень давно.  Я вообще люблю английскую литературу больше всех остальных, но вся английская классика немного  однообразна, в хорошем смысле, конечно - всегда попадаешь в чудесный мир, где все идеально воспитаны, идеально образованы и невозмутимо ироничны. И тут мне попался сборник -   "Незабвенная" и "Мерзкая плоть". Помню, как я была возмущена - ведь он же разрушил мой идеальный мир, где всё в конце концов становится прекрасно, а если нет - то по крайней мере невыразимо грустно. Ужасный ниспровергатель устоев! Мне кажется, Брайдсхед - самый классический из его романов, где всё именно так и происходит: невыразимо грустно и невыразимо прекрасно. Так жаль всех, но понимаешь, что по-другому и невозможно.
Конечно, опять роль матери. Кто только её не поливал грязью - всё она, злодейка, виновата. А между тем, кто пытался хоть что-то сделать, что-то исправить? Только она. Кто сказал Джулии "твой избранник мерзавец и даже дети его будут мерзавцы"? Чарльз ведь тоже прекрасно видел Рекса, но Джулии ни слова не сказал, все его чувства ушли на смакование утки.  Кто пытался совладать с Себастьяном тем единственным путём, который был доступен? Все пытались ей помешать, говоря о какой-то свободе воли - ничерта подобного, с зависимостью можно справиться только путём полного перекрытия кранов, ломки и прочего. Всем остальным не было до этого дела вообще, все только и переживали, что их собственный дворецкий имел право сказать "выпивки больше нет", аах какой позор.  Что она сделала плохого, кроме как воспитала детей в своей вере - а разве мы все не воспитываем детей так же? Во что верим сами - то и детям говорим, ну а что они из этого наследуют - это уже их выбор. Дети самостоятельные единицы, нет смысла винить родителей.
Ещё по поводу "Джулия не захотела пойти учиться" - я понимаю, что Семён слегка троллит, но на всякий случай в комментах дам пару статей о том, когда женщины получили доступ к высшему образованию. Да, в 1920-х годах уже можно было учиться в Оксфорде. Но упрекать героиню за то, что она этого не сделала - это примерно как в 2300 году упрекать нас с вами за то, что мы не побывали в космосе, например. А что, ведь полёты в космос уже есть - в чём же проблема!  :-)) 
.
Ещё от Семёна:
Основная тема романа -как чувствами или разумом следует  жить? Главный герой - Чарльз - живет любовью ( к Себастиану, к Джулии, к их матери, их роду, их дому, к архитектуре, и вообще к дружбе). Его антипод в романе леди Марчмейн фактическая глава семейства Флайтов ревностная католичка отстаивает  примат разума (долга)  - даже ценой подавления и возможно гибели ее близких. Из блестяще построенного Ивлином Во  романа следует повидимому, что хотя в обыденной жизни побеждает любовь (чувство), которую нельзя взять под контроль, в сложных жизненных ситуациях побеждают религия и чувство долга.
Но важно и то, что я начал говорить на встрече но понял только сейчас - интересная особенность этого романа состоит в том, по моему, что, хотя леди Марчмейн и является одним из двух его основных персонажей, внимание читателя сосредоточено на истории любви представителей  двух почти не пересекающихся миров - образованного профессионала художника Чарльза и  не совершенно не приспособленной к жизни 20 века (что уже не было типично для женщин этого времени - т.е. фактически женщины конца 19 века)  Джулии.
---------------------------
Напоследок обсудили, почему там три разных имени.  Пришли к выводу, что Брайдсхед - это только название поместья, Флайт - это фамилия всей семьи, а Марчмейн - это титул отца. Т.е. старший брат Брайдсхед Флайт (Брайди) после смерти отца станет лордом Марчмейном, а остальные останутся Флайтами.   
.
На следующий раз выбрали роман молодой канадской писательницы Эмили Сент-Джон Манделл - "Стеклянный отель".
.
Cтатья про знаменитую утку под прессом, которая стала культовым блюдом -  https://yorkshiretimes.co.uk/article/A-Most-Unusual-Dish
Рецепт британских сконов от Тали -  https://www.edimdoma.ru/retsepty/47245-pravilnye-britanskie-skony-gotovim-s-homequeen
http://readandeat.ru/2018/06/26/cucumber-sandwiches/  -- сэндвичи с огурцом
Про женское образование (см, главу Женщины в Оксбридже) -   http://maxima-library.org/component/maxlib/b/456079?format=read
Ещё про женщин в Оксфорде - https://zimamagazine.com/2021/10/den-v-istorii-7-oktyabrya-1920-goda-zhenshhiny-poluchili-pravo-na-soiskanie-uchenyh-stepenej-v-oksforde/

79, английская литература, отчёты

Previous post Next post
Up