Вирджиния Вульф "Миссис Дэллоуэй", отчёт

Mar 24, 2022 13:53


Встретились 11/03/2022 в Ришоне, у Семёна и Гали.
Были: Семён & Галя  simonkrichak,  Кира shi_ra,   Ира Дрягин, Тали talif_01,  Жанна janna_ma,  Миша michel7374, Лана,  Роза dona_rita и  Алина (я).
Teматической еды не ели, зато пили чай из чудо-чайника.
.
( Конспекты от меня, дополнения - от всех остальных)
Семён:
Роман "Mиссис Дэллоуэй" Вулф - попытка достаточно типичного для времени его написания экспериментирования с отражением потока сознания.  Автор жила действительно трудное время, когда каждый опыт был связан с переменами знания, ужасом прошлой и ожидаемой войны и новыми моралью и манерами. Этот роман - результат  ее, по-видимому, мучительных и нередко достаточно наивных размышлений чувственного и психически неуравновешенного человека, не получившего систематического образования.  Вирджиния Вулф была достаточно активной феминисткой, но именно женского взгляда на окружающий автора мир в романе, кажется, нет вовсе. Но несомненно что ее переживания болезненно чувственного и явно психически неуравновешенного человека оказались весьма востребованными в наше время.
Формальное образование делает человека сухим. Вирджиния не получила систематического образования, и в книге нет цельных образов, но она  предугадала будущее. Бессюжетный роман, поток сознания, она думает о нём, он думает о ней. Мания самоубийства. Непонятна последняя фраза "И тут он увидел её" -- что это значит? Увидел ли он её живой или мёртвой?
Кстати, муж самой Вирджинии приехал с Цейлона, так что Питер в какой-то степени списан с него.
.
Ира Дрягина
Читать эту книгу - сплошное наслаждение. Просто чудесно написано. Сюжета нет, ну и не надо, без сюжета хорошо. Кларисса, мне кажется, неискренна даже сама с собой, нет в ней душевной гармонии.  Забавно выглядят реплики про женские права - "мы же уже всего добились, к чему этот ваш феминизм". Это говорят они в 1922, получив права голоса на выборах! И уже решив сразу, что ничего больше не надо!
.
Кира
Сюжет не главное. Очень хорошо выписана опустошённость общества. Все уже осознали последствия войны и находятся в некоей прострации. Не только те, кто непосредственно вернулся с поля боя, но и те, кто оставался в тылу. Война заставит всех заплатить высокую цену. В целом чтение довольно нудное. Не вызвало сопереживания. Кларисса неискренна, вроде что-то делает, но всё напоказ. Ревнует мужа,, но не может объясниться. С дочерью потеряла связь. Смогла построить себе сытую жизнь, но счастья, похоже, нет. Питер тоже не герой. Зачем он начал рассказывать ей всю свою жизнь, всё про своих женщин? Как-то это не по-мужски.
.
Лана
В принципе книга мне понравилась, но как-то недостаточно глубоко всё прописано. Типажи поверхностные, театральные. Каждый играет свою роль, чтобы стать частью целого. НЕпонятно, когда кто что говорит, мысли не индивидуальны. Как будто сама ВВ говорит от имени всех.  Проблема самоубийства повсюду на первом плане. Септимус - это сама ВВ. Кларисса исподволь думает о самоубийстве, но Септимус делает это, как сама ВВ. Вроде всё хорошо, но всё плохо. Вот он говорит с женой, вот они вместе смеются - и через пять минут его уже не станет. Это болезнь.
Пишут про лесбийские мотивы между Клариссой и Салли, но я их не вижу. Это чисто девическая привязанность, влюблённость без мысли о сексе.  Поцелуй этот ничего не значит. Девушки в то время не имели никакого общения с мужчинами, поэтому часто обращали романтические чувства друг на друга, но это не имело никакой сексуальной подоплёки.
.
Тали
Очень красиво. Все эти переходы от персонажа к персонажу, все эти мысли, идущие плавным потоком. Я, как и Кларисса, так же не чувствую возраста. Все чувства, как и раньше, ничто не уходит, такое же яркое восприятие жизни. Книга очень депрессивная, всё плохо у всех. Представлены все слои английского общества: Септимус с посттравмой, гувернантка с ненавистью ко всем за свою судьбу, врачи-враги, ужасная лечебница с пытками, первый врач безграмотный, второй бессовестный.  Питер со своей пропащей карьерой, со своей пропащей любовью.
.
Миша
Подлый Путин не дал возможности спокойно дочитать, обдумать и всё такое. Пока нет цельного впечатления. Интересны характеры, но единственный нормальный человек среди них - это Лукреция - но она, кстати, не англичанка.  Читать было тяжело, трудно вписаться в женскую логику. Почему-то хочется сравнить с Даррелом, но тот был прекрасен, а тут читаю через силу. Но я вообще не люблю англичан и их аристократию. В Англии, чтобы преуспеть, надо правильно родиться. Эту мерзкую бабу-гувернантку можно понять, ведь у неё не было ни малейшего шанса. Поразило, что им всем за 50. Ведь в то время это был глубоко преклонный возраст, а они мыслят как мы - то есть как молодые.
Кстати, были сейчас в Лондоне, искали бедных девушек на Пикадилли. Не нашли.
.
Жанна.
Спасибо литклубу! Сама бы я это читать не взялась, но когда прочла, поняла, что очень интересно. Во-первых, интересно про саму ВВ.  В Вики есть статья даже про её мать, она была сама  по себе интересная личность, позировала прерафаэлитам. Роман автобиографичен, всё через призму безумия автора. Мы были сейчас в Лондоне, но даже не хотелось приближаться к тем местам, хотелось держаться подальше. Самоубийство реет над всем романом.   Кстати, есть фильм "Часы" по роману Каннингема, очень много проясняет про саму ВВ и её мужа. Муж делал всё ради неё, даже открыл издательство, чтобы она была занята. Врачи велели ей уехать из Лондона, а вне тусовки она погибала (хорошо её понимаю - тоже не могу жить без тусовки). Как будто жизнь проходит мимо. Для своего диагноза ВВ прожила очень длинную и насыщенную жизнь - 59 лет! Это огромное достижение её мужа. И все, кто тут осуждает самоубийц -- вы просто не понимаете, что такое  диагноз. Это психиатрия!  Человек не может "взять себя в руки", нет смысла говорить ему "Соберись, тряпка", "подумай о близких", "подумай о муже и детях, как ты с ними поступаешь". Человек в таком состоянии просто не видит ни мужа, ни детей, ни жизни, ничего.
.
Роза
Как-то не попался мне этот роман в молодости, а сейчас даже не могу его оценить. А может, попался, но из-за скучного названия я его не стала читать. Вот интересно, что знаменитые романы, как правило, имеют очень звучные названия. Прощай, оружие. По ком звонит колокол. Сто лет одиночества. Собачье сердце. Чапаев и Пустота. А тут название никакое....  да и сам роман тоже.
(тут все увлеклись оценкой разных названий, от Анны Карениной до Доктора Гарина)
.
Я
Ну, во-первых, проклятый пу. Я наоткрывала себе всяких критических статей, и про Вирджинию, и про сам роман, но совершенно была не в состоянии всё это читать. Придётся своим умом.  Книга невероятно интересная, учитывая, что ничего там толком не происходит. Поразила уверенность героев, что ничего не изменилось, все чувства так же остры, как и когда-то.
"когда ты достиг зрелости, сказал Питер, ты уже умеешь видеть и понимать, но не теряешь способности чувствовать. А ведь правда, сказала Салли. Она с каждым годом чувствует все глубже, сильней. Чувства растут, сказал он, к сожалению, быть может; но этому трудно не радоваться. По его личному опыту - чувства только растут. "  -- Для меня всё это как раз наоборот, потому что если чувствовать всё как в первый раз, то просто не выживешь. Чувства поневоле притупляются, говоришь себе "меня это не касается лично" и тогда можно продолжать как-то жить.
Про самоубийство Клариссы (то, что Семён говорил) - ну уж нет! два самоубийства в книге - это стилистический провал. Это как ружьё, которое висит, потом стреляет, а потом ещё для верности труп кидают под паровоз. Вирджиния бы такого не сделала. Септимус самоубился именно для того, чтобы она осталась жить. Можно сказать, что Септимус и Кларисса - они как две стороны одной личности, как Перец и Кандид в Улитке. 
Про лесбийскую связь - мне кажется, все просто знают, что у самой ВВ были такие связи, поэтому ищут их в романе, а реально там ничего и нет.
А, ещё очень важная вещь - это многочисленные аллюзии на джойсовского Улисса, начиная с идеи "романа одного дня в одном городе" и с идеи "потока сознания", и до мелких подробностей, вот эта карета скорой помощи, которая проезжает через весь роман - это всё оттуда.
.
.
Ещё были ветки обсуждений:
- почему Кларисса вышла за Деллоуэя, а не за Питера - "проиграла свою любовь"  или же "выиграла нормальную жизнь".
- и про женскую и мужскую манеру писательства, но там очень зыбкие границы и мне трудно сформулировать. Много всяких "с одной стороны" и "с другой стороны". Подумаем ещё.
.
Кстати, меня пожурили за то, что я не сделала дэллоуэевскую карту Лондона. А и в самом деле - я даже не подумала об этом (проклятый пу).
Зато подумали другие:
вот здесь https://levelvan.ru/pcontent/woolf-7/mrs-dalloway    есть примерная карта с маршрутами всех действующих лиц.
.
Дополнительные материалы:
-  роман Каннингема "Часы"
- https://lechaim.ru/events/virdzhiniya-i-vulf/  -- Джонатан Уилсон, очень интересная статья "Вирджиния и Вулф"
http://www.rfp.psu.ru/archive/1.2014/sosnin.pdf   -- Соснин, Ситникова , ПО ЛОНДОНСКИМ МАРШРУТАМ ВИРДЖИНИИ ВУЛФ
https://md-eksperiment.org/post/20180128-roman-bez-tajny - статья
https://studbooks.net/568792/literatura/stilisticheskiy_analiz_chert_modernistskogo_romana_s_vulf_missis_dellouey_
https://sportinsider.ru/your-own-beautician/missis-dellouei-analiz-proizvedeniya-virdzhiniya-vulf-missis.html
https://journalist-nsk.ru/buildings/missis-dellouei-analiz-proizvedeniya-virdzhiniya-vulf-missis.html
https://2dip.su/%D1%80%D0%B5%D1%84%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%82%D1%8B/1072918/
и ещё перепост из ФБ  Carina Cockrell-Ferre
ПОМНИТЕ О ВИРДЖИНИИ ВУЛЬФ!
Дорогие МОИ ДРУЗЬЯ, где бы вы ни находились и какой бы национальности ни были. Да, сейчас у многих из нас ощущение 1939 или 1941 года, а также сентября 1812 (когда сожгли столицу и оставили врагу). Географические параллели сейчас не важны,  важны- эмоциональные. У тех, кто еще не эвакуировался из РФ, ко всему этому еще и вполне оправданное ощущение 1 января 1937 года.  Обращаюсь ко всем. Все долго спорили, повторяется ли история и если да, то до какой степени. Последние 17 дней показали, что повторяется до такой степени, что это кажется невероятным. Словно все устроил какой-то безумный реконструктор, решивший в точности повторить путь Адольфа Шилькгрубера, до мелочей.
Боже, как хорошо я сейчас понимаю, что чувствовали британцы, эвакуируя свою армию из Дюнкерка и видя, как в небе над страной стало темно от тысяч самолетов «люфтваффе», несущих смерть этому острову.
И неоткуда было ждать подмоги.
До такой степени, что отчаявшаяся Вирджиния Вульф, уверенная в неминуемом падении Британии, набила карманы тяжелого драпового пальто камнями и навсегда вошла в реку 28 марта 1941 года. За год или два до этого они с мужем проехали по Германии. Она убедила себя, что ЭТО НЕ ОСТАНОВИТЬ. Ее любимый муж Ленард был евреем.
Она отчаялась, потому что с той точки, на которой она тогда стояла, с берега той реки, ситуация казалась ей совершенно безвыходной и слилась с собственным экзистенциальным кризисом. Она была уверена, что расстановка сил и безволие Европы исключает победу. Вирждиния Вульф погибла ЗРЯ, так никогда и не узнав, что все изменилось, что во время невероятной борьбы и невероятного, растущего сопротивления,  все больше стран вовлекалось в противостояние Злу, которое уже не могло остановиться в своем опьянении кровью и совершало ошибку за ошибкой…
Она так никогда и не увидела ликующих городов в 1945-м, ликующего Лондона. Так и не увидела и не узнала, что ЗЛО все-таки ОСТАНОВИЛИ И УНИЧТОЖИЛИ.
Она погибла напрасно, сдавшись и пав духом слишком рано.
К чему я все это пишу? К тому, чтобы мы не были Вирджинией Вульф и думали, что все знаем о будущем. Иногда нужно помнить, что три последние мировые войны в Европе (а это уже Мировая Четвертая) никогда не заканчивались победой тех, кто их начинал. Наполеон, кайзер Вильгельм, Гитлер и…эта мразь.
Что касается 1937 года, то грядущее поражение Зла, которое не случилось в 1945-м для миллионов наших людей, ТЕПЕРЬ принесет освобождение от столетнего морока. Давно пора, именно поэтому, возможно, повинуясь логике истории, Зло и развязало это самоубийство. Это их большой «черный лебедь», вылепленный собственными дрожащими руками. В сопровождении танца множества «маленьких черных лебедей».
Логика и воображение, основанные на известных только СЕГОДНЯ фактах,  не помогают в эмоциональных ситуациях. Помогает ВЕРА. В то, что факты, известные нам сегодня, могут полностью измениться в условном завтра. Ибо факты - не только упрямая, но и самая изменчивая в мире вещь. А пока надо делать все посильное для победы, где бы каждый из нас ни находился. Вера- оружие. Более необходимое, чем любое другое. Скорбь и отчаяние- самые человеческие и понятные чувства, но с ними невозможно идти в атаку. Для этого нужны ярость и вера, ибо в этом контексте ярость -ДЕЙСТВЕННОЕ сопереживание. И они нужны нам не на один день.  А сколько нужно до победы.
Помните о Вирджинии Вульф!
Перечитайте еще раз, медленно и спокойно, когда станет опять КАЗАТЬСЯ, что надежды больше нет. И еще, не тратьте душевные силы на тех, кто примкнул к агрессивной стае, общайтесь пока только с единомышленниками, людьми, разделяющими систему ваших ценностей, в обоюдной поддержке сейчас - душевные силы, которые так нужны.
.
.
.
.
На следующий раз выбрали роман Марии Галиной, "Автохтоны".
Ориентировочно встречаемся 29/04/2022.

75, английская литература, отчёты

Previous post Next post
Up