О покере и коммерческом рынке » Павел Лисовский

Oct 11, 2013 11:18

http://lisovskiyp.com/poker/


П. Лисовский, Вл. Бойко.

Участников рынка часто называют «игроками», это не случайно, ведь коммерческая деятельность достаточно точно описывается теорией игр [1]. В то же время, для описания особенностей рыночной ситуации можно обратиться, к карточным играм, например покеру.

Совершенный рынок можно сравнить с турниром по покеру. Вначале игры все участники вносят определенную сумму, которая составляет банк игры, забрать этот банк можно только обыграв всех участников турнира. Турнир представляет собой закрытую систему с конечной суммой. После начала турнира нельзя ни присоединиться к игре, внеся новую сумму, ни выйти из игры не потеряв вложенных денег. Таким образом, выигрыш (увеличение суммы) одного из игроков может осуществится только за счет проигрыша другого (других) игрока (-ков).

Действительно, если рост рынка ограничен 2-3%, то можно говорить о том, что это  игра с конечной суммой, где конечной суммой является весь объем рынка. В этом случае имеет смысл измерять долю рынка каждого участника. Изменение этого показателя на рынке совершенной конкуренции в ту или иную сторону однозначно свидетельствует о росте (либо падении) продаж участника. Если на некоем совершенном рынке присутствуют 10 игроков и каждый занимает 10% рынка, то прирост продаж двух участников на 50% свидетельствует о том, что эти два участника займут долю рынка по 15% каждый, а остальные 8 в сумме 70% рынка, впрочем, может игроков будет уже не 8, а 7, тогда прирост первых двух игроков говорит о том, что они «съели» долю одного из участников [2].

Рынок умеренной конкуренции напоминают игры с неконечной суммой, т.е. если возвращаться к аналогии с покером, то это такая организация игры, когда к участникам в любой момент может присоединиться новый игрок, внеся банк, в то же время, любой участник может выйти из игры забрав то, что осталось от банка, в этом случае не обязательно выигрывать у всех участников.

Рынок умеренной конкуренции является игрой с неконечной суммой ввиду того, что он может как вырасти на 10-15%, а может сократиться на точно такое же количество процентов. В условия такого рынка измерение доли рынка каждого участника теряет смысл, т.к. этот показатель может существенно изменяться от периода к периоду и не отражать реальной ситуации. Т.е., если на некоем рынке с умеренной конкуренцией присутствуют 10 игроков и каждый занимает 10% рынка, то прирост продаж у двух участников на 50% не говорит нам ни о чем. Мы даже не можем сказать хорошо это или плохо, потому как у других игроков этот рост может составлять и 50 и 150%, ведь объем рынка не конечен.

Кстати, то, какие планы прироста планируются и выставляются на фармацевтическом рынке (фармпроизводителями дистрибьюторам, дистрибьюторами аптеками и т.д.) свидетельствует о том, что никто из участников не считает, что он присутствует на рынке с конечной суммой. Ведь как иначе объяснить запланированный прирост всех участников на двузначную сумму, иногда на 30-40%?

[1] Дж. фон Нейман, О. Моргенштерн «Теория игр и экономическое поведение» // «Наука», 1970, М
[2] Дж. Нэш «Проблема торгов» // 1950

Мои статьи, Консалтинг

Previous post Next post
Up