Как живут и работают "иностранные агенты" - Агентство социальной информации
Oct 10, 2016 15:31
С того момента, как Сахаровский центр оказался в реестре, работать, безусловно, стало тяжелее, говорит исполнительный директор организации Сергей Лукашевский: «К аудиту, который мы делали для наших грантодателей, мы вынуждены присовокупить аудит, который требует закон «об иностранных агентах». А это дополнительные расходы, средства на которые нам никто не предоставляет. Ну и понятно, сама по себе более частая отчетность. Мы также готовимся к очередной проверке. Были официальные заявления о том, что организации, находящиеся в реестре, будут чаще проверять, чем другие. Нам, согласно плану, предстоит проверка в октябре». Но куда более сложные последствия «статуса» - потеря партнеров и, соответственно, ограничение деятельности. У Сахаровского центра прервались все партнерские отношения со школами и вузами, остались только неформальные контакты. Если раньше в центре проходили как минимум три школьные экскурсии в месяц, то теперь ни одной, говорит Лукашевский: «Это были важные для нас проекты. Безусловно, это было ценно. У нас были контакты с вузами по магистерским программам о правах человека, были регулярные экскурсии школьников. Теперь эта работа объективно закрыта для нас полностью. Раньше нам все время поступали запросы на экскурсии, сейчас не поступают. И мы сами не хотим ставить администрацию образовательных учреждений и учителей в неудобное положение, заставляя их нам отказывать, изворачиваться и что-то придумывать».
Даже в общении с партнерами из числа некоммерческих организаций сегодня чувствуется напряжение и осторожность, считает Лукашевский. Никто не хочет иметь с Сахаровским центром никаких финансовых контактов, поскольку сами опасаются оказаться в реестре «иностранных агентов».
Закон «О некоммерческих организациях» 29 июня 2012 года был внесён законопроект и 13 июля 2012 года Госдума приняла поправки (ФЗ N 121-ФЗ от 20.07.2012) к закону «О некоммерческих организациях». В соответствии с этим законом статус иностранного агента получили российские некоммерческие организации (НКО), которые:
занимаются «политической деятельностью» на территории России (организация «участвует (в том числе путём финансирования) в организации и проведении политических акций в целях воздействия на принятие государственными органами решений, направленных на изменение проводимой ими государственной политики, а также в формировании общественного мнения в указанных целях.»; но при этом «к политической деятельности не относится деятельность в области науки, культуры, искусства, здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, социальной поддержки и защиты граждан, защиты материнства и детства, соцподдержки инвалидов, пропаганды здорового образа жизни, физической культуры и спорта, защиты животного и растительного мира, благотворительная деятельность») и получают «денежные средства и иное имущество от иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства».
Понятие «иностранный агент» не распространяется на:
- иностранцев, работающих в составе Российского союза промышленников и предпринимателей, Торгово-промышленной палаты и других бизнес-объединений; - зарегистрированные религиозные организации; - госкорпорации и госкомпании, а также на НКО, созданные ими.
Согласно закону, иностранные агенты должны зарегистрироваться как таковые в Министерстве юстиции и указывать свой статус во всех публикациях в СМИ и в Интернете.