Хайдеггер. Ничто и Бытие: определение

Dec 14, 2015 22:32




Итак, в первой части статьи Хайдеггер рассматривал правомерность вопрошания о Ничто. О Пустоте, связанной с Великими Матерями, говорил и Гете в своем «Фаусте».

Ничто, по Хайдеггеру, открывается в ужасании вместе с проседанием сущего, когда все становится шатким и «теряется почва под ногами». В этот момент мы должны чувствовать, как нечто отталкивает нас обратно к ускользающему сущему, потерявшему устойчивость. Это свойство, которым обладает Ничто - ничтожение.

В ужасе происходит отшатывание от чего-то, но это отшатывание - не бегство, а оцепенелый покой. Отшатывание исходит от Ничто. Ничто не затягивает в себя, а сообразно своему существу отсылает от себя. Отсылание от себя как таковое есть вместе с тем - за счет того, что оно заставляет сущее ускользать, - отсылание к тонущему сущему в целом. Это отталкивание-отсылание к ускользающему сущему в целом, отовсюду теснящее нас при ужасе, есть существо Ничто: ничтожение. Оно не есть ни уничтожение сущего, ни итог какого-то отрицания. Ничтожение никак не позволяет и списать себя на счет уничтожения и отрицания. Ничто само ничтожит.

Именно тогда можно понять, что сущее - то, куда человека отталкивает, это есть сущее, «а не Ничто». В этом смысле можно сказать, что сущее раскрывается, и бытие человека выходит за его рамки. Выход за рамки сущего, где бытие становится внешним по отношению к нему, Хайдеггер называет трансцедентацией. Только так, считает он, можно проникнуть в сущее и понять его. Иначе нет никакой возможности ни найти себя, ни получить возможность отысканий. ДОлжно быть открытым Ничто и не бояться оказаться без опоры в своем дерзновении познания. Об этом говорит философ, это принимает Фауст.

Ничто - не предмет, ни вообще что-либо сущее. Оно не встречается ни само по себе, ни пообок от сущего наподобие приложения к нему. Ничто есть условие возможности раскрытия сущего как такового для человеческого бытия. Ничто не составляет, собственно, даже антонима к сущему, а исходно принадлежит к самой его основе. В бытии сущего совершает свое ничтожение Ничто.

Но зачем Хайдеггеру понадобилось так лелеять это Ничто? Чего опасался Хайдеггер? Это можно увидеть из продолжения статьи.

(Продолжение следует.)

Хайдеггер, Фауст, Гете, Ничто, Бытие

Previous post Next post
Up