Однажды друг дал почитать мне «
Элегию» Александра Введенского. «Элегия» - стихотворение глубокое, однако целиком проникнутое разочарованием, унынием. Я бы честно назвала его гимном декаданса.
Особенно врезались мне в память последние строчки:
на смерть, на смерть держи равненье
певец и всадник бедный.
Думаю, ну как так, образ всадника испортил своей смертной тоской...
С образом всадника у меня есть своя ассоциация.
Если меня спросят, какую картину Петрова-Водкина я люблю больше всго, я смело отвечу - «Фантазия».
Это не единственная картина художника, где изображен всаднник, однако, на мой взгляд, самая яркая.
«Фантазия», Красная Мечта, которая приобрела на холсте форму красного коня, несет босоногого бедно одетого юношу вперед и вверх, все выше и дальше. Благодаря мечте юноша возвышается над всем привычным, охватывая взглядом мир по-новому - как всю планету. Как и сам когда-то Петров-Водкин: «Здесь на холме, когда падал я наземь, передо мной мелькнуло совершенно новое впечатление от пейзажа. Я увидел землю как планету...Совершенно новая сферичность обняла меня на этом холме... большая радость и успокоенность [за свою судьбу] перед огромностью развернувшегося мира».
Эта картина наполнена жизненной силой, энергией, верой в возможности человека.
Насколько трусливо выглядит призыв Введенского равняться на смерть на фоне вдохновленного всадника.
Невольно вспоминаются строки Маяковского: «В этой жизни помереть не трудно. Сделать жизнь значительно трудней».