Равнение на жизнь

Oct 31, 2016 22:56




Однажды друг дал почитать мне «Элегию» Александра Введенского. «Элегия» - стихотворение глубокое, однако целиком проникнутое разочарованием, унынием. Я бы честно назвала его гимном декаданса.

Особенно врезались мне в память последние строчки:

на смерть, на смерть держи равненье
певец и всадник бедный.
Думаю, ну как так, образ всадника испортил своей смертной тоской...

С образом всадника у меня есть своя ассоциация.

Если меня спросят, какую картину Петрова-Водкина я люблю больше всго, я смело отвечу - «Фантазия».

Это не единственная картина художника, где изображен всаднник, однако, на мой взгляд, самая яркая.

«Фантазия», Красная Мечта, которая приобрела на холсте форму красного коня, несет босоногого бедно одетого юношу вперед и вверх, все выше и дальше. Благодаря мечте юноша возвышается над всем привычным, охватывая взглядом мир по-новому - как всю планету. Как и сам когда-то Петров-Водкин: «Здесь на холме, когда падал я наземь, передо мной мелькнуло совершенно новое впечатление от пейзажа. Я увидел землю как планету...Совершенно новая сферичность обняла меня на этом холме... большая радость и успокоенность [за свою судьбу] перед огромностью развернувшегося мира».

Эта картина наполнена жизненной силой, энергией, верой в возможности человека.

Насколько трусливо выглядит призыв Введенского равняться на смерть на фоне вдохновленного всадника.

Невольно вспоминаются строки Маяковского: «В этой жизни помереть не трудно. Сделать жизнь значительно трудней».

Фантазия, декаданс, Петров-Водкин, Введенский

Previous post Next post
Up