Башня Татлина

Oct 31, 2016 08:30




В Галерее на Крымском валу находится макет памятника III Интернационалу - башня Татлина.




Внутри её причудливой, устремленной ввысь спиралеобразной конструкции находятся вращающиеся помещения: куб, по задумке архитектора, предназначавшийся для конференций и съездов; над ним - здание в форме пирамиды: оно назначалось для исполнительных органов Интернационала. В цилиндре, скорость вращения которого составляла один оборот в день, должны были размещаться информационные бюро, издательство, типография, телеграф. Послений ярус в форме полусферы, должен был принадлежать художникам.

Представители футуристического направления отнесли башню к «первым вещам искусства октябрьской эпохи».

Однако Татлин услышал о своем проекте и весьма нелестные отзывы. Например, от наркома просвещения Луначарского: «Тов. Татлин создал парадоксальное сооружение, которое сейчас еще можно видеть в одной из зал помещения Профсоюзов ... Если Ги де Мопассан писал, что готов был бежать из Парижа, чтобы Не видеть только железного чудовища Эйфелевой башни, то, на мой взгляд, Эйфелева башня - настоящая красавица по сравнению с кривым сооружением тов. Татлина. Я думаю, не для одного меня было бы искренним огорчением, если бы Москва или Петроград украсились бы таким продуктом творчества одного из виднейших художников левого направления» («Известия ВЦИК», 1922, № 22, 29 ноября).

Возможно, Луначарский прав: не лишенная изящества и красоты в макете, а в реальности - огромная железная конструкция смотрелась бы довольно грубо на фоне небольших петроградских домов.



Но сам замысел, на мой взгляд, был отличным: возвеличивание творчества, поиск новых форм, стремление к развитию - все это характерно как для башни Татлина, так и для искусства 20х годов в целом. В отличие от Вавилонской, она должна была объединить и небо и землю, показав огромные возможности нового человека, и само человечество.

Башня Татлина, конструктивизм

Previous post Next post
Up