Fujifilm X-T100. Почти как взрослый.

Jul 24, 2018 13:42





Знаете, так бывает, что иногда хочется всего и сразу? Ну вот так чтобы и камера помещалась в карман, и снимала идеально, да еще и стоила не очень много.
В компании Fujifilm продолжают идти навстречу запросам пользователей и развивать линейку своих беззеркальных камер. Совсем недавно компания представила свою новую камеру Fujifilm X-T100, которая попала ко мне тест, как только доехала до России.

Давайте попробуем разобраться получилось ли добиться “всего и сразу”.


Камера получила гладкий корпус, выполненный в фирменном ретро-стиле и доступна в трех цветах - серебристом, черном и золотом. Корпус выглядит очень гладким, но благодаря текстуре на корпусе камера не выскальзывает из рук. Кроме этого, на тыльной стороне камеры есть упор для большого пальца. И в комплекте с камерой идет дополнительный небольшой хват в виде накладки с винтом и его можно прикрутить с помощью монетки.



По органам управления и расположению кнопок тут тоже нет никаких сюрпризов - все вполне стандартно для камер T-серии - управляющие диске на верхней панели, кнопки для перемещения точки фокусировки под большим пальцем правой руки.

В камере, так же как и в X-T20, дисплей с возможностью управления жестами, но на мой взгляд это излишество. Более того, у меня постоянно случайно нажималась на дисплее “кнопка” переключения режима автофокуса и фокусировка внезапно становилась ручной.

Но в камере предусмотрена возможность целиком и полностью отключить
touch-screen, что не может не радовать.



Несмотря на внешнее сходство и характерные фирменные черты X-T100 стоит особняком от X-T20 и тем более, от X-T2 - в ней использует не X-Trans матрица, хотя тут те же самые 24 МП, что и у более старших товарищей.

Вот для наглядности сравнение X-T100 (справа) и X-T20 (слева) (иллюстрации с сайта camerasize.com)





Видно, что и внешне и по размерам камеры очень похожи. Только корпус X-T100 выглядит более легким и “свободным” благодаря отсутствию надписей на дисках - это как-бы намекает что все диски и кнопки можно настроить на свой вкус.

Например, я первым же делом повесила на правый диск экспокоррекцию, которой пользуюсь очень часто.

А на левое колесо - выбор ISO и по эргономике X-T100 стала совершенно такой же как моя X-T2.



Еще один ключевой момент - дисплей может поворачиваться на 180 градусов. Это пригодится не только если вы захотите сделать селфи, но и на случай фотосъемки из каких-нибудь очень труднодоступных мест. Например, если захотите сфотографировать что-то за собой подняв камеру над головой :)



Модель в линейке позиционируется как камера для начинающих фотографов, поэтому тут помимо привычных режимов М (полностью ручной), A (приоритет диафрагмы) и S (приоритет выдержки), есть еще режимы для съемки портретов, спорта, пейзажей, ночной фотографии и прочее. Самое интересное - интеллектуальный режим SR+, работая в котором камера сама распознает тип сцены и подберет подходящие параметры. Можете переводить камеру в такой режим если хотите дать ее своей жене или маме в отпуск и не переживать за результат.

А еще встроенные режимы помогут начинающим фотографам наглядно разобраться какие параметры на что влияют и тут же наглядно оценить результат. Это кстати, отличительная особенность всех беззеркальных камер - вы сразу же на экране камеры еще до того как нажмете на кнопку спуска затвора видите глубину резкости будущей фотографии и эффект от закрытой (или открытой) диафрагмы. И можете намного более продуктивно управлять процессом съемки без необходимости делать какие-то пристрелочные или тестовые кадры.
Внутрикамерный jpeg

Качественные jpeg файлы, не требующие дальнейшей обработки, стали отличительной особенностью камер Fujifilm, тут сказывается богатый опыт компании в производстве фотопленок. Очень многие репортажные и свадебные фотографы сходятся во мнении, что результат, который камеры выдают в jpeg, полностью удовлетворяет и их и заказчиков.

И действительно, снимки получаются очень сбалансированными по цветовому и световому балансу, без провалов в светах и тенях (насколько это возможно).

Единственный нюанс, который бросился мне в глаза - слишком яркие и насыщенные красный и зеленый оттенки.
Но, это вкусовщина и, скорее всего, особенность именно моего цветовосприятия.

Вот несколько примеров с ярко выраженным красным и зеленым:



Exif: ƒ/4.4 | 25.6 mm | 1/2200 | ISO 200


Exif: ƒ/6.4 | 15.6 mm | 1/400 | ISO 200

Скорее всего, для вас и для большинства ваших друзей такие цвета будут выглядеть естественно и вполне нормально. Но на мой вкус, красный тут слишком бросается в глаза и выглядит излишне насыщенным.
Если присмотреться к этой паре фотографий (тут просто идеально совпали основные цвета - красный, желтый и зеленый), то видно что правый снимок (сырой raw) выглядит приятнее по цветам, чем внутрикамерный jpeg. Очень сильно отличия бросаются в глаза на красной футболке. Да и оттенок кожи на jpeg файле более красновато-оранжевый.


Внутрикамерный jpeg


Raw файл без обработки

Exif: Fujifilm X-T100 | XC15-45mmF3.5-5.6 OIS PZ | ƒ/5.0 | 15.0 mm | 1/320сек | ISO 200

Но еще раз повторю - все это особенность лично моего восприятия цвета. Тем более, что цвета можно легко подкорректировать либо изменив настройки внутри камеры либо при дальнейшей обработке.

Ну а те, кто хочет добится идеала все равно будут снимать в raw.

В Fujifilm X-T100 есть фирменные режимы моделирования пленки (кроме Acros и Eterna), использование которых позволит сразу же “из камеры” сделать снимок с приятными и гармоничными цветами. Это тоже будет отличным решением для тех кто не хочет потом тратить время на обработку фотографий.

А вот пример съемки в тени, при довольно ярком солнце - автоматика камеры отлично отработала сцену. Несмотря на обилие зеленой листвы вокруг на коже нет зеленых рефлексов, все полуоттеники зеленого переданы отлично и зелень не сливается в одну мало-различимую массу.


Exif: Fujifilm X-T100 | XC15-45mmF3.5-5.6 OIS PZ | ƒ/6.4 | 23.5 mm | 1/50sec | ISO 200

Вот еще несколько примеров при разных условиях освещения.
На этой фотографии довольно жесткий дневной свет и сцена с плотными тенями. Но фотография выглядит естественно и мелкие детали разглядеть можно даже в глубокой тени.


Exif: Fujifilm X-T100 | XC15-45mmF3.5-5.6 OIS PZ | ƒ/4.5 | 15.0mm | 1/1600sec | ISO 200

Рассветный снимок с ярким небом - все выглядит естественно и гармонично.
Нет излишне перенасыщенных цветов и провалов в светах/тенях.


Exif: Fujifilm X-T100 | XC15-45mmF3.5-5.6 OIS PZ | ƒ/6.4 | 15.6 mm | 1/80sec | ISO 800

На этой фотографии большой перепад яркости и снято из темной подворотни. Но несмотря на то что снимали из тени в свет все детали на фотографии сохранены. Тут нет излишнего контраста и снимок выглядит сбалансированным по цветам.


Exif: Fujifilm X-T100 | XC15-45mmF3.5-5.6 OIS PZ | ƒ/5.6 | 45.0 mm | 1/100сек | ISO 200


Exif: Fujifilm X-T100 | XC15-45mmF3.5-5.6 OIS PZ | ƒ/5.6 | 15.0mm | 1/110sec | ISO 1600
Разные ISO

Низкий уровень шума даже на высоких ISO всегда был отличительной особенностью камер Fujifilm. И X-T100 тут не преподносит никаких неприятных сюрпризов.

Можно смело снимать на ISO 3200, потом еще немного осветлить тени и даже если не давить как-то специально шум, то качества фотографии вполне будет достаточно для печати форматом A4.

В подтверждение своих слов я даже сняла пример - один и тот же сюжет на разных значениях ISO. При этом предлагаю посмотреть и на внутрикамерный jpeg и на raw сконвертированный без какого-либо шумоподавления.

Вот наш подопытный



Внутрикамерный jpeg

raw

Iso 200







Iso 400







Iso 800







Iso 1600







Iso 3200







Iso 6400







Iso 12800







После анализа фотографий видно, что даже в “сыром файле” уровень шума остается приемлемым даже на ISO 6400. На мой взгляд, если не прибегать к какой-то сильной и экстремальной обработке и вытягиванию теней, то шум даже можно никак не давить. Или подавить только цветовую составляющую оставив зерно, потому что осно смотрится достаточно органично и совершенно не мешает восприятию снимка.
Ну а встроенный в камеру шумодав склонен слишком усердствовал и, на мой взгляд, снимки получаются излишне плоскими и замыленными. Если бы мне надо было снимать в jpeg я бы подкорректировала настройки шумодава в камере и поставила бы на минимальное значение.



Exif: Fujifilm X-T100| XC15-45mmF3.5-5.6 OIS PZ | ƒ/5.6 | 15.0 mm | 1/400sec | ISO 6400
Тянем потянем...

Примеры работы автоматики камеры и снимков в jpeg мы посмотрели. Теперь пришло время усложнить задачу и проверить насколько много позволяет камера при обработке фотографий.

Съемка в jpeg хороша для семейных снимков и различных видов репортажа, а вот в пейзажной фотографии, какой бы современной не была матрица камеры, без обработки не обойтись.

Чаще всего приходится корректировать баланс между объектами на переднем плане и ярким закатным/рассветным небом.

И один из основных приемов - съемка с небольшой отрицательной экспокоррекцией и последующее вытягивание деталей в тенях при обработке или raw конвертации.

Но есть один нюанс - при осветлении теней увеличивается цифровой шум. Это особенности матриц фотокамер и в той или иной степени встречается у всех.
Вопрос только в том, насколько сильно можно вытягивать тени и насколько много появится шума.

Вот это давайте и проверим.

Довольно классический пейзажный сюжет - что-то на переднем плане и яркие краски на небе. Снимок осознанно снят с экспокоррекцией -1EV чтобы по максимуму сохранить детали и полутона на небе.



Внутрикамерный jpeg



Raw файл

Exif: Fujifilm X-T100 | XF10-24mmF4 R OIS | ƒ/7.1 | 10.5 mm | 1/160 | ISO 1600

После базовой обработки и цветокоррекции в Adobe Lightroom можно получить примерно вот такой снимок (естественно, обрабатывать надо raw-файл).


Снимок после базовой обработки в Adobe Lightroom

Весь процесс обработки занял пару минут. Тут с помощью градиента осветлен передний план, откорректированный оттенки и насыщенность в желтом, красном и оранжевом цветах, немного проработаны тени, света и точка черного.
Никаких масок, выделений, совмещений нескольких экспозиций. Вся информация из одного raw файла.

Конечно, при осветлении переднего плана шум усилится, надо только понять насколько это критично и можно ли с ним справится простыми и стандартными средствами.

Вот 100% кропы:



“Сырой” raw



Обработанный raw



Обработанный raw+удаление шума в Adobe Lightroom

Из примера видно, что несмотря на довольно высокое ISO при съемке и последующее осветление переднего плана уровень шума остается вполне приемлемым. А если воспользоваться стандартными ползунками шумоподавления в Adobe Lightroom, то никто никогда и не догадается, что вы снимали на высоком ISO, да еще и что-то сильно вытягивали.

Еще один пример.


“Сырой raw”


Восстановление информации в светах и тенях

Exif: Fujifilm X-T100 | XF10-24mmF4 R OIS | ƒ/7.1 | 10.0 mm | 1/50sec | ISO 1600

Вот 100% кропы из “сложной области”. Никаких артефактов и ореолов, от вытягивания теней и затемнения светов нет. Обработанная фотография выглядит вполне аккуратно и естественно.


“Сырой raw”


Восстановление информации в светах и тенях

В финальной версии и после небольшого кадрирования снимок может выглядеть вот так:




Вообще, в плане удобства для обработки и “пластичности” при вытягивании светов или теней мне снимки с X-T100 показались вполне на уровне более старших моделей.

Raw файлы прощают очень много погрешностей при съемке и, действительно, позволяют в 90% снимать сцены с большим динамическим диапазоном одним кадром. Поэтому, даже если вы только начинаете постигать азы фотографии можете не переживать что из-за погрешности при установке параметров схемки останетесь совсем без кадра - почти все (пожалуй, кроме промахов по фокусу и совсем грубых ошибок) можно будет потом исправить и подкорректировать при постобработке.
Серийная съемка

Обычно эту функцию рассматривают применительно к репортажной фотографии. Пожалуй, не стоит рассчитывать снимать на X-T100 какие-то серьезные репортажи без предварительной серьезной тренировки. Но вот для того чтобы фотографировать семейные динамичные сюжеты или какие-то городские зарисовки камера отлично подойдет.

В режиме быстрой серийной съемки камера может делать до 6 кадров в секунду. В режиме медленной - 3.

Но есть и еще одна фишка - в режиме 4К burst можно снимать до 15 кадров в секунду, правда только в разрешении 4K. Это как раз для тех ситуаций, когда скорость важнее большого разрешения.

Мне для большинства съемочных ситуаций хватает скорости 6-10 кадров в секунду - движения людей и эмоции детей камера с такой скоростью съемки поймать успевает.
















Подобный прием пригождается в стрит-фотографии для того чтобы поймать самую эффектную фазу движения человека или его положение в нужном месте.

В данном случае, из приведенной выше серии, был выбран вот этот кадр.


Fujifilm X-T100 | XC15-45mmF3.5-5.6 OIS PZ | ƒ/14.0 | 15.2 mm | 1/13 sec | ISO 400 | конвертация из raw в Adobe Lightroom

Стоит только помнить один немаловажный момент - в камере почти нет внутреннего буфера для фотографий. Это значит, что если вы будите использовать карту памяти с небольшой скоростью записи, то Fujifilm X-T100 будет немного подвисать по время записи на карту. Я умудрилась случайно засунуть туда раритетную карту памяти со скоростью записи 4MB/s и очень долго удивлялась тому как феерично камера тормозит при записи фотографий на карту. Жизнь наладилась и заиграла новыми красками когда я осознала свою ошибку и вставила нормальную современную карту.

В компании Fujifilm рекомендуют использовать карты памяти UHS Speed Class I или более быстрые.

Еще один пример съемки в контровом свете.


Exif: Fujifilm X-T100 | XC15-45mmF3.5-5.6 OIS PZ | ƒ/14.0 | 32.3 mm | 1/500sec | ISO 3200

Сравнение с X-T20

Как бы производитель не позиционировал камеру все равно ты начинаешь ее сравнивать с другими моделями.

Так и тут. Нельзя протестировать Fujifilm X-T100 и не сравнить ее “со старшими собратом” X-T20.

Кстати, все сказанное про сравнение будет справедливо и в отношении X-T2, и X-Pro2 потому что все они имеют одну и ту же матрицу. Да и мои примеры, сделаны именно на Fujifilm X-T2


Exif: Fujifilm X-T100 | XC15-45mmF3.5-5.6 OIS PZ | ƒ/5.6 | 15.0 mm | 1/80sec | ISO 200


Exif: Fujifilm X-T2 | XC15-45mmF3.5-5.6 OIS PZ | ƒ/7.1 | 15.0 mm | 1/38sec | ISO 200

Из попарного сравнения кадров, видно что автоматика немного по разному отработала эту сцену - баланс белого у Fujifilm X-T100 получился более теплым и красный и малиновые оттенки в нем проявляются сильнее.

А вот по детализации отличий нет в принципе (в примере используется внутрикамерный jpeg).


Fujifilm X-T100


Fujifilm X-T2

Еще один небольшой пример. Пара не очень честная, потому что камеры использовались с разными объективами. На T100 это был “китовый” зум, который идет в комплекте с камерой, а на T2 топовый светосильный объектив.
Но в данном случае, моей целью было оценить и сравнить динамический диапазон камер, поэтому объективы решила не менять.


Exif: Fujifilm X-T100 | XC15-45mmF3.5-5.6 OIS PZ | ƒ/16.0 | 30.5 mm | 1/125sec | ISO 400


Exif: Fujifilm X-T2 | XF16-55mmF2.8 R LM WR | ƒ/16.0 | 28.3 mm | 1/125 sec | ISO 400

Самое примечательное в этой паре то, что несмотря на одинаковый баланс белого (Temp 5100, Tint +15) по тону снимки довольно сильно отличаются.
Фотография с X-T100 получилась в более холодных оттенках, в то время как снимок с X-T2 кажется, на мой взгляд, более естественным по цветам.

Это различие усиливается если фотографии немного обработать. К обоим снимкам применены одни и те же настройки конвертации.


Fujifilm X-T100, после raw-конвертации


Fujifilm X-T2, после raw-конвертации

Вот 100% кусочки предыдущих кадров. По детализации и уровню шума они выглядят почти идентично. Разве что, в кадре с X-T100 чуть больше выражена цветовая составляющая шума. Но, повторю, такой шум очень легко убирается при raw конвертации.







А по динамическому диапазону тут у камер паритет - и тот и другой снимок получились сбалансированными по свету и без провалов в тенях. При этом, на небе удалось восстановить практически всю информацию из области вокруг солнца.
Но есть разница в уровне шума и цветопередаче, тут X-T100 немного уступает флагману. Это, в принципе, логично - ведь камеры отличаются прошивкой и мощностью процессора, а не только матрицей.
Всякое разное

Просто разные картинки снятые на камеру. Все они представляют собой raw-файлы с базовой коррекцией в Adobe Lightroom.


Exif: Fujifilm X-T100 | XC15-45mmF3.5-5.6 OIS PZ | ƒ/6.4 | 22.1 mm | 1/140 | ISO 800


Exif: Fujifilm X-T100 | XC15-45mmF3.5-5.6 OIS PZ | ƒ/5.6 | 28.0 mm | 1/550 | ISO 400


Exif: Fujifilm X-T100 | XC15-45mmF3.5-5.6 OIS PZ | ƒ/5.6 | 18.6 mm | 1/170 | ISO 200


Exif: Fujifilm X-T100 | XC15-45mmF3.5-5.6 OIS PZ | ƒ/6.4 | 15.0 mm | 1/140sec | ISO 200


Exif: Fujifilm X-T100 | XC15-45mmF3.5-5.6 OIS PZ | ƒ/22.0 | 15.0 mm | 1/40sec | ISO 200


Exif: Fujifilm X-T100 | XC15-45mmF3.5-5.6 OIS PZ | ƒ/8.0 | 15.0 mm | 1/210sec | ISO 200


Exif: Fujifilm X-T100 | XC15-45mmF3.5-5.6 OIS PZ | ƒ/16.0 | 15.0 mm | 1/50sec | ISO 200


Exif: Fujifilm X-T100 | XC15-45mmF3.5-5.6 OIS PZ | ƒ/11.0 | 20.3 mm | 1/80sec | ISO 200


Exif: Fujifilm X-T100 | XF10-24mmF4 R OIS | ƒ/5.6 | 10.0 mm | 1/280sec | ISO 1600


Exif: Fujifilm X-T100 | XC15-45mmF3.5-5.6 OIS PZ | ƒ/5.6 | 15.2 mm | 1/280 | ISO 800


Exif: Fujifilm X-T100 | XF10-24mmF4 R OIS | ƒ/4.5 | 10.0 mm | 1/160 | ISO 200
Итого

Теперь, после того как вы осилили (или нет) написанные выше буковки пришло время тезисно подвести черту.


  1. X-T100 позиционируется как самая младшая модель в T-серии и камера для новичков. В целом, она меньше, легче, но по качеству изображения и динамическому диапазону не уступает X-T2 и X-T20. Отличия заключаются в матрице, процессоре, корпусе и эргономике.

  2. А вот по скорости съемки и записи на карту уступает. Поэтому, не стоит пытаться снимать на нее скоростной репортаж чтобы не расстраиваться и не переживать об упущенным моментах.

  3. Автофокус тут тоже не такой цепкий и быстрый как в более старших моделях - у меня несколько раз были ситуации когда камера наотрез отказывалась фокусироваться, хотя условия съемки были вполне нормальными. Особенно это касается точек автофокусировки расположенных на периферии. Так что если хотите максимальной точки автофокуса, то лучше использовать центральную точку.

  4. Стихия этой камеры тревел фотография, пейзажи и семейная летопись.

  5. Внутрикамерный jpeg вполне годный, особенно если потратить немного времени на настройку в камере.

  6. Дисплей может поворачиваться на 180 градусов, но вот откидываться в вертикальной плоскости не может.

  7. Т.к. камера позиционируется в качестве “первого фотоаппарата” для новичков, то тут есть огромное множество сюжетных режимов. Если хотите “просто нажимать кнопочку”, то можно воспользоваться одним из них. А если решили расти и развиваться как фотограф, то все что нужно для этого в камере есть - возможность экспокоррекции, съемка в raw, ручной и полуручной режими.

  8. Корпус у камеры гладкий, но есть небольшой упор под большой палец. Но в комплекте есть небольшой хват У меня камера и без хвата не выскальзывала из рук, но кому-то наличие хвата может быть критично.

  9. Можно заряжать от USB и например, от power-банка. Такая функция пригодится в путешествиях - ведь не всегда есть возможность заряжать камеру от розетки.

  10. Съемка видео ограничена скоростью всего 15 кадров в секунду в режиме 4K. И это уже скорее просто высокоскоростная серийная съемка, а не видео. А вот в Full HD можно снимать ролики длительностью до 30 минут. Впрочем, этого вполне достаточно для роликов в социальных сетях.

  11. Есть возможность подключения камеры по Wifi и Bluetooth и передачи фотографий сразу на смартфон или планшет - удобно если вы хотите сразу же поделиться снимками с друзьями или родственниками в социальных сетях.

  12. Встроенная вспышка умеет работать в интеллектуальном режиме. Автоматика камеры сама определяет тип снимаемой сцены и дозирует количество света от вспышки.

Если попытаться резюмировать это все, то выходит, что X-T100 отлично подойдет на роль либо первой камеры - вы сможете использовать встроенные режимы для съемки и постепенно изучать все остальные возможности камеры, и даже когда вырастете как фотограф, то камера не будет вас ограничивать в творчестве, потому что позволяет очень многое. Либо в качестве небольшой запасной камеры на каждый день, которую можно просто положить в сумку и не переживать, что в интересный момент вы окажетесь без камеры. Т.e. Можно использовать камеру для того чтобы делать селфи, а можно использовать профессиональный инструмент. И в том и в другом случае, камера подстроится под ваши нужды.

С камерами Fujifilm есть одна прикольная психологическая штука. Дело в том, что они клевые. И не только по качеству изображения. Ими еще и очень приятно пользоваться. Физически держать в руках и нажимать на кнопку. А значит, вам будет хотеться все чаще и чаще брать камеру с собой, а значит ваши шансы сделать интересные кадры сами собой увеличатся. Для скептиков добавлю - да это была минутка субъективизма.

фототехника, обзор, умности, тест

Previous post Next post
Up