2 недели и практически 2500 километров по Алтаю.
Маршрут: Барнаул -> Бийск -> Север Телецкого озера -> Чепош -> Онгудай -> Акташ -> Курай -> долина Актру -> Кош-Агач.
Время: конец сентября
Температура от -2С до +20С
Высота: до 2100 метров
Это путешествие имело все шансы не состояться вообще и мы могли вместо Алтая поехать в Таиланд или в Грецию, но все сложилось в последний момент и такого хитрого плана на банальный семейный отдых у меня еще не было. Но сложный и запутанный план состоялся, никто не подвел, нам удалось показать детям невероятные места, дотронуться до ледника, поглазеть на снежные шапки, увидеть яков и застать все великолепие Алтайской золотой осени.
Это будет вводный и сводный пост, и возможно, самый полезный из всего что напишу про Алтай.
Хитрый план и транспортная задача.
2 недели стандартного отпуска слишком мало, чтобы ехать на машине на Алтай из Москвы. Тут одна неделя только уйдет на дорогу туда-обратно. Но путешествовать без машины я катастрофически не умею, поэтому в мозгу начал разрабатываться безумный план. Просто нагуглить автопрокат в Барнауле было бы слишком просто и скучно. Тем более "я ж блогер". Поэтому все знакомые пресс-парки автопроизводителей были озадачены вопросом "Дайте машину на две недели в Барнауле". На что практически все ответили "Без проблем, но в Москве, а там как-нибудь сами". А вот решать задачу про перегон и доставку автомобиля из Москвы в Барнаул в мои планы никак не входило.
Но благодаря всесильному Фейсбуку и отзывчивым людям было найдено целых два контакта, готовых ввязаться в мою авантюру, а взамен получить почет, уважение и ворох красивых фотографий.
С компанией Лифан в самый последний момент ничего не вышло, по причине отсутствия автомобилей в Барнауле в нужное время, хотя дело дошло практически до подписания гаранийтийки и проект обещал быть быть масштабным и интригующим (речь шла чуть-ли не о съемке рекламного буклета).
А у компании Альбион Моторс нашелся в Барнауле чудесный новенький Ленд Ровер Дискавери Спорт, который и поступил в наше временное распоряжение. Но с небольшой оговоркой - только на 5 дней из нужных мне двух недель.
Машина дилерская, а значит отпустить ее в пампасы на длительное время никак нельзя потому, что тогда некому будет выполнять свои обязанности в шоуруме.
И наш план стал становится все хитрее и хитрее, потому что возвращаться в Барнаул чтобы вернуть одну машину и взять другую никак не вписывалось в план поездки и тайминг. Так в этой истории появился Герман - мастер перегонщик компании Альбион Моторс, который в назначенное время приехал в Онгудай до которого мы доехали на Дискавери, и пригнал нам прокатную Тойоту Короллу.
Таким образом, под звездным небом в окружении гор и под мычание ночных коров карета превратилась в тыкву, но мы смогли продолжить путешествие не теряя времени.
Следующие несколько дней мы помимо Алтайских красот удивлялись и восхищались отзывчивостью и клиентоориентированностью сотрудников
Альбион Моторс, потому что мало того, что они какими-то правдами и неправдами выделили автомобиль для поездки, да еще и нашли перегонщика, готового на вояж длинной в 1200 км. А перегонщик, со своей стороны, согласился сгонять в прокат и взять там автомобиль - чудесные люди живут на Алтае.
Это невероятно круто и я даже в какой-то степени завидую жителям Барнаула и Новосибирска, потому что они имеют возможность купить автомобиль у дилера готового на очень многое ради клиента и не просто так носящего звание "лучший дилер 2015 года".
Прокатная 10-ти летняя Королла оказалась побитой по кругу, с трещиной через все лобовое и пробегом 270 тыс. км. Но это не помешало ей выполнить свое предназначение, управление автомобилем не вызвало никаких нареканий - умели же раньше делать автомобили.
Воплощение плана
С собой из Москвы мы притащили 4 спальника и два детских кресла, а также газовую горелку. В первый же день в супермаркете в Барнауле купили котелок, баллоны с газом и базовый набор продуктов и моментально стали практически автономными и не зависящими от внешних факторов.
Первый этап нашего путешествия заключался в том чтобы неспешно доехать до Акташа, что мы блестяще исполнили в режиме "поспать-поесть-ехать-поесть-поспать". Из-за разницы во времени с Москвой из нашей жизни выпала ночь перелета и получились практически двое суток без сна, после которых мы еще дня 4 спали по 12 часов в день, засыпая в самый неподходящий момент. Мы ехали неспешно, ина то чтобы проехать 600 километров потратили 4 дня.
Кроме этого я умудрилась перепутать даты и мы прибыли в Акташ на день раньше запланированного, но благодаря этому смогли спокойно исследовать окрестности и прокатиться до Кош-Агача.
Дорога, по сути, одна. Это отличного качества Чуйский тракт который только что отремонтировали - разметка, знаки - без проблем можно ездить даже ночью. А уже от Чуйского тракта в разные стороны разбегаются грунтовки разной степени убитости и накатанности которые могут привести пытливого путника в самые невообразимые места.
Нормальные гостиницы и что-то похожее на "цивилизацию" кончились после перевала Чике-Таман и нам начали пригождаться спальники и газовая горелка с котелком. Но все равно, практически в каждом поселке есть супермаркет "Мария-Ра", где даже принимают пластиковые карточки.
Турбаз вдоль Чуйского тракта довольно много и все они примерно одинаковые - маленькие летние домики на несколько кроватей в лучшем случае с обогревателем или буржуйкой, туалет "типа сортир" на улице, горячая вода в бане или чайнике, если повезет будет не отапливаемая общая кухня с посудой разной степени убитости, если очень повезет чистое постельное белье и относительно новые матрасы. И если в первые пару дней топить буржуйку чтобы не замерзнуть (а ночью 0) и мыться в бане поливая себя из ковшика интересно и познавательно, то через неделю основное желание - нормальная ванная и теплый туалет, в который не надо идти по холоду.
Собственно поэтому на обратном пути в Бийске и Барнауле основным критерием при выборе гостиницы стало наличие огромной джакузи
Вторым этапом этого "семейного отпуска" стал фототур от компании "Мастерская Приключений" со мной в качестве художественного руководителя. Группу мы встретили в Акташе и следующая неделя стала чередой рассветов-закатов с перерывами на плов и шурпу. Я сбилась со счета сколько раз мы проехали туда-обратно по Чуйскому тракту от Акташа до Курая в поисках света и правильных точек для съемки, кажется я теперь могу проезжать этот участок с закрытыми глазами и узнавать повороты по смутному очертанию гор на горизонте.
Вокруг было примерно вот так
Иногда вокруг происходили страшные вещи
И появлялись новые друзья
А реальность становилась очень мало похожей на реальность.
Пароли-явки.
Бийск
Арт-Эко отель Алтай - не дорого, чисто, все новенькое, приятные люди на ресепшене. Сам дом из больших бревен и несмотря на то что рядом трасса - тихо.
Кафе Ешкин Кот - рядом с отелем. Простая но вкусная еда (шашлыки, драники, оплет) - мы там отлично позватракали примерно в 13 часов :)
Ресторан "
Калина Красная" - дорого, богато, стильно и офигенно вкусно!
Гостиница "Центральная" - останавливались на обратном пути, выбрали ее потому что там в люксе была джакузи. От нее немного веет "советским наследием", но ремонт в номере свежий, белье чистое, тихо и в принципе не плохо.
Артыбаш
Блинная - с.Артыбаш, ул.Телецкая, 89, есть надпись про блины и завтраки. Мы шокировали повара тем, что заказали 20 блинов (не знали что они у них огромные) и умудрились практически все съесть
Eco House Artybash - чудесный дом из двух "апартаментов". Когда мы приехали были свободны оба варианта, мы выбрали те, что на первом этаже - огромная гостинная с панорамным окном и выходом на веранду и небольшая уютная спальня с окном во всю стену из которого видно звездное небо и бродящих в темноте коров. Есть теплая общая кухня со всей необходимо утварью, баня и детская площадка.
Чепош
Усадьба Кругловых- тоже приятное место на берегу Катуни с чудесной хозяйкой. вкусный ужин и завтрак, чистая комната.
Онгудай
Турбаза Аил - Мы жили в новом доме с обогревателем и даже санузлом. Остальные домики на турбазе летние. А вот с постельным бельем косяк - оно было, но такое, что мы решили расчехлить спальники на всякий случай. Зато хозяин очень бдительный - когда я ночью пошла на его поле за домом фотографировать звезды сначала долго ходил вокруг, пытаясь понять что же я делаю, а потом подошел и сказал, что думал, что я что-то ищу в его поле ночью с фонариком.
Акташ
Турбаза Златогорье - забронирована организаторами фототура и по их утверждению лучший вариант в окрестностях, потому что относительно новая. К матрасам, домикам и постельному белью претензий нет, но чтобы не замерзнуть пришлось осваивать "управление" буржуйкой. Кухня и общественная зона не отапливаемые, что тоже несколько расстраивает, когда на улице 0 градусов. Но есть электричество в неограниченном количестве. В некоторых домиках были обогреватели, но 4-х местные все с буржуйкой.
Курники- На главной площади поселка, если стоять лицом к памятной доске, слева есть мясной магазин, а рядом с ним что-то типа импровизированного рынка с несколькими прилавками где продают всякие носки-майки и висит потрепанный баннер "чебуреки". Вот одна из продавщиц печет чудесные курники, беляши и чебуреки. Но за ними надо приходить в первой половине дня - очень быстро разбирают.
Гостиница Рассул - Если будет возможность лучше останавливаться здесь, при цене не сильно отличающейся от турбазы вы получите теплый номер где будет тепло не зависимо от буржуйки, горячую воду и отапливаемый туалет. Тут же можно отдать вещи в стирку - 150р одна загрузка стиральной машины.
Кафе М52 - рядом с гостиницей Рассул. Очень вкусные домашние пельмени и жареная рыба с пюре.
Напротив кафе периодически мужичок на белой ниве торгует рыбой, которую сам ловит и коптит - это невероятно вкусно и при случае обязательно стоит попробовать.
Долина Актру
Два дня жили в домике в альплагере основным и единственным достоинством которого была теплая печка. В самом домике кухня, гостиная и несколько комнат. В комнатах двухъярусные кровати на 4, 3, 7, 10 человек. В остальном домик произвел довольно гнетущее впечатление - матрасам лет больше, чем мне, постельного белья нет как класса, обои еще старше чем матрасы, дырки в окнах, дверь закрывается с трудом, но тепло и на второй день привыкаешь к этой разрухе. Электричество по большому блату на пару часов в сутки.
Чуть дальше в долине на берегу озера "Сачки" была обнаружена свеженькая турбаза, внешне производящая более радостное впечатление - есть несколько домиков и корпус на десяток номеров из толстых бревен. Но подробностей не знаю.
Но отсутствие бытовых условий никак не влияет на красоту вокруг.
Пес Туман, которые знает все туристические тропы в окрестностях, стоит не в реке - это дорога. Единственная по которой можно подъехать в лагерь.
Тут очень в тему пришлось термо-белье, которым детей спонсировала компания
Guahoo. На улице снег и около 0С, а дети бегали в одних штанах и футблках. В них же спали и говорили что жарко :)
Извините, но это вид из сортира :)
А вот так выглядит дорога в Альплагерь. Можно идти пешком, можно договорится о заброске на Газ, мы ехали ну Урале и это было отдельным аттракционом. А о качестве дороги можно судить по тому, что на обратном пути Урал сломал рессору и водителю пришлось ее собирать с помощью болтов и гаек открученных от полусгнившей "Буханки" в альплагере.
Продолжение последует
За помощь в организации путешествия отдельное спасибо компании "Альбион-Моторс", обладателю звания "Лучший дилер 2015"
Копирование материалов без согласования запрещено.
По вопросам сотрудничества можно написать сюда: elena@liseykina.ru
подписаться чтобы не пропустить ничего интересного В других социальных сетях: [
Google+ ][
Facebook ] [
500px] [
Instagram]
Купить фотографии: [
Lori] [
Shutterstock] [
Dreamstime] [
Istockphoto]