Разукрашенный город - против системы с красками и кисточками на перевес.

Aug 07, 2015 11:00



Боровск был бы обычным провинциальным городком с покосившимися домами и разбитыми дорогами и даже присутствие боярыни Морозовой, протопопа Аввакума, Наполеона и Циолковского в его истории вряд ли бы сделала этот город более популярным среди туристов.
Туристическую жилку привнес сюда переехавший с наступлением пенсии экономист Владимир Овчинников. Сейчас он и сам уже не говорит как пришла в голову идея рисовать картины на стенах, но тяга к живописи по словам Владимира у него была всегда, а с выходом на пенсию появилось много свободного времени которое и трансформировалось в удивительные фрески украшающие стены домов в неприметном Боровске, делая из него туристическую достопримечательность, правда вот местным властям это нравилось не всегда.


Практически все фрески были сделаны в 2002-2005 годах, тогдашний мэр города дал добро на “разрисовывание” стен и даже выделил 1000 рублей на покупку красок - этого хватило на одну фреску. В последствии материалы для художника предоставлял владельцы местного магазинов лако-красочных материалов.


При въезде в город встречает “Глобус Боровска”. Пожалуй, это самая детальная и большая из фресок Овчинникова. Рядом с глобусом схема расположения остальных фресок.






Когда-то фресок было больше 100, но сейчас, к сожалению, многие их них уничтожены. Некоторым помогло время, а некотые оказались неугодными сменившемуся мэру города. Где это видано чтобы протопоп Аввакум был нарисован на здании суда, а мэр Лужков рядом с помойкой?

Так, Овчинников нарисовал фреску изображающую Лужкова с восстановленным ХХС, а рядом Покровский собор в Боровске переданный в советское время местной автобазе и использующегося под склад до сих пор, а рядом с ним тогдашнего губернатора Калужской области. И надпись “Россия Возродится”. Естественно такая фреска была расценена как “неполиткорректная” и пришли маляры. Чуть позже, храм, правда, был передан православной общине.
А вместо закрашенной фрески на той же стене появился кусочек колокольни и малярный валик.


Во многих фресках Овчинникова прослеживается желание изменить мироустройство вокруг и политический протест.
Так, Овчинников предложил перенести памятник Ленина с главной площади в сквер, идею поддержали, памятник перенесли, тем более, что надо было делать реконструкцию площади, а под памятником нашли монашеские захоронения. Приехали археологи, реконструкция затянулась на неопределенное время - руководство города не довольно потому что из-за самодурства Овчинникова не выполняет план.

Или вот история про монумент погибшим в Великой Отечественной войне. Овчинников задумл объединить его с монументов жертвам сталинских репрессий - это гигантская горящая свеча, на которой выбиты фамилии жертв. А в пламени образ то ли Родины-матери с младенцем на руках (как утверждает Овчинников), то ли Богородицы (как утверждают остальные). Вместо правого глаза у нее горит красная звезда - символ военных потерь. А левый прикрыт тюремной решеткой - символ жертв политических репрессий. И все это нарисовано на обратной стороне стелы существующего памятника. И вроде как с площади не видно, но видно с обратной стороны, а там как раз краеведческий музей. Рисунок продержался месяц, потом пришли маляры...

в 2002 году, мэр Егерев, тот самый, который фактически дал Овчинникову карт-бланш на рисование на стенах получил вот такое письмо: “Главе администрации города Боровска тов. А.И. Егереву от главного архитектора Р.Г. Нестеренко. Отдел архитектуры и градостроительства ставит Вас в известность, что уличное оформление по художественной раскраске фасадов зданий нарушает охрану ценной исторической среды, сложившейся застройки города Боровска….”, мэр любил искусство, поэтому на письмо не отреагировал, а через некоторое время в прессе начали появляться статьи что фрески создают опасность дорожному движению в городе - в них можно нечаянно въехать, и таки даже была статья что кто-то въехал. После чего Овчинников от греха подальше пририсовал в злополучной фреске заборчик.


Но потом Егерев ушел на повышение, а новый мэр почитав документы и постановления заявил, что теперь все фрески надо согласовывать с главным архитектором и рисовать под присмотром художественного совета чтобы не нарушить исторический облик города… Было бы что нарушать, ага.


Еще одна версия заключается в том, что есть в Калужской области еще один художник, он рисует всю калужскую элиту и входит в совет по культуре при губернаторе, а еще не недолюбливает Овчинникова, вот этот то художник и давит на мэра, а мэр давит на Овчинникова, а фрески разрушаются и закрашиваются. Правда мэр Зеленов эту версию отвергает. Мэр говорит о том, что они дотационный город и им нужны деньги из бюджета, а бюджет дает губернатор и расстраивать губернатора нельзя...




Многие фрески застраиваются - решил хозяин сделать пристройку к зданию или поставить забор, и все. Некоторые портят вандалы, но таких меньшинство.












Но большинство, все-таки, были закрашены либо владельцами домов, либо муниципалитетом потому что не отвечали высоким моральным и политическим стандартам.


Ну а сам город хорошо разгадывать как квест - сфотографировать карту фресок и гулять по городу сверяясь с ней и пытаясь на обшарпанных стенах разглядеть прекрасное и заглядывая в окна в поисках очередного сюжета.










Сейчас Овчинников уже не рисует, говорит годы уже не те чтобы на стремянке лазить, да и устал бороться с руководством города которому фрески оказались неугодны.


































Сейчас в городе снова новый мэр, и никто толком не знает что будет с фресками, но, знаете, мне показалось, что некоторые из них немного обновили и подрисовали отвалившиеся части, во всяком случае, если судить по фотографиям из интернета.

подписаться чтобы не пропустить ничего интересного
Я в других социальных сетях:  [Google+ ][ Facebook ] [500px] [Instagram]
Купить мои фотографии: [Lori] [Shutterstock] [Dreamstime] [Istockphoto]

travel, калужская область, россия, 2015

Previous post Next post
Up