Как я упоминал ранее
тут, на данный момент мне известны только две копии Le Zèbre в масштабе 1\43. Одна производилась во Франции компанией Desormeaux, вторая в Испании. Давайте познакомимся с каждой из них, попутно познакомившись с компаниями их создававших.
Итак, небольшая компания Desormeaux сначала располагалась в 19 округе Парижа по адресу 24 rue de Meaux, а затем перебралась в пригород в Монтрей. Основная деятельность - продажа масштабных моделей, изготовление рекламной продукции и сотрудничество с рекламными агентствами. Создатель Desormeaux, как сообщили мне французские коллеги ( к сожалению его имя выяснить мне пока не удалось) слыл большим энтузиастом масштабных моделей автомобилей и пробовал свои силы по их созданию, выполняя небольшие заказы для всем известной Meccano. В 1957 году появилась первая модель от Desormeaux - копия Citroën 5CV, затем в 1958 году была выпущена копия Le Zèbre typ A 1909 года.
Le Zèbre typ A слева Citroën 5CV справа
Модели вышли ограниченным тиражом по 150 штук каждой ( по сути ручная работа), поэтому сейчас найти их очень тяжело. Кузова обеих моделей отливались из свинца, а не из цинкового сплава zamac, наиболее часто используемый рядом производителей, например RAMI, ZISS и другие. Литье очень качественное, множество мелких деталей. Модели крепились к деревянной подставке и упаковывались в картонные коробки. Несколько десятков из них имели прозрачные пластиковые боксы. Кроме Citroën 5CV и Le Zèbre typ A в масштабе 1\43 Desormeaux больше ничего не выпускала.
Le Zèbre typ A к сожалению нет рамки лобового стекла
Le Zèbre typ A модель от Desormeaux в более приличном состоянии ( все фото из сети Интернет)
Испанская модель. В 2016 году на одном из аукционов мне посчастливилось приобрести копию автомобиля Le Zèbre typ A.
Le Zèbre в масштабе 1\43 от Anguplas
На коробке указывалось, что произведена модель в масштабе 1\43 в Испании компанией Anguplas. Также на коробке рядом с логотипом Le Zèbre, размещался логотип Super Mini Cars, эта же надпись присутствовала на днище модели. Предстояло выяснить: что такое Anguplas и Super Mini Cars. Это оказалось не просто, как и в случае с Desormeaux на неспешный поиск ушло много лет. Однако все же по крупицам, задавая вопросы испанским коллегам и месяцами дожидаясь от них ответ, удалось восстановить краткую историю.
Компанию Anguplas в 1956 году в Барселоне основал Хорхе Ангусто ( Jorge Angusto) вместе со своим родным братом Альберто Ангусто (Alberto Angusto ).
Хорхе Ангусто мужчина с усами справа
Отец братьев Модесто Агнусто (Modesto Angusto) начал свой собственный бизнес еще до гражданской войны в Испании (которая, как вы помните, продолжалась с 17 апреля 1936 года по 1 апреля 1939) с производства пуговиц ( это напомнило мне судьбу отца главного героя из фильма «Загадочная история Бенджамина Баттона»). Хорхе Ангусто пошел дальше своего отца и решил создавать изделия из относительно нового по тем временам материала - пластика. Поэтому назвал он свое предприятие Anguplas (Angu - часть фамилии Angusto; plas - от названия материала пластик, который по-испански пишется как plastico ). В производственной линейке Anguplas сначала появились необходимые для домохозяек вещи: чашки, стаканы, наборы для специй, цветочные горошки, пластиковые контейнеры, тазы, ведра и многое другое. Все чертежи для изготовления форм необходимых для тиражирования выше перечисленных предметов, создавал Альберто Ангусто, он же контролировал процесс производства.
В процессе роста и развития предприятия Хорохе Ангусто, как и множество других промышленников мира, решил зайти на рынок производства игрушек. Однако он не стал обращать свое внимание на производство пластиковых уточек и прочих подобных простых вещей, с которыми дети чаще всего играют в ванной. Хотя это было бы проще и менее затратно с точки зрения изготовления необходимой оснастки, что подчеркивал Альберто. Но Хорхе смотрел в перспективу и понимал, что лучше уж сразу начать производство чего-то более серьезного и сложного, поэтому попросил брата разработать формы для изготовления интересных пластиковых зданий для моделей электрических железных дорог, набиравших у детей и взрослых коллекционеров наибольшую популярность. Помимо копий зданий и сооружений, также стали выпускаться интересные настольные игры, среди которых особенно популярной стала «Морской бой» с хорошо детализованными копиями корабликов, участвующих в битве. Продукция Anguplas понравилась потребителям, вырученную прибыль можно было вкладывать в новые идеи. Среди ассортимента компании появились первые игрушки, напоминающие автомобили. Это пока были не точные копии, а фантастические машины. Первая - автомобиль амфибия получила имя что-то типа «Неубиваемый гоночный автомобиль», а вторая грузовик, не мудрствуя лукаво - « Неубиваемый грузовик». Эти игрушки также стали хорошо раскупаться. Братья решили не сбавлять темп и в 1957 году отправились за вдохновением на «Всемирную выставку игрушек» в немецкий город Нюрнберг. Очень даже правильное решение!
В Нюрнберге, братьев Ангусто просто очаровала продукция немецкой фирмы Wiking и французской Norev. Особенна часть выставочной экспозиции, посвященная 87 масштабу. Хорхе Ангусто быстро смекнул, что небольшие автомобильчики будут очень популярны в детской среде, так как их удобно носить в карманах. Интересны они также будут и взрослым коллекционерам как дополнительный аксессуар к производимым уже Anguplas зданиям для оформления железнодорожных макетов. Однако ни немецкие, ни французские специалисты поначалу серьезно не заинтересовались в сотрудничестве с братьями Ангусто, встретив достаточно холодно их интерес к приобретению необходимых технологий. Братьев испанцев это не остановило, они сумели начать производство основываясь на собственных разработках, а в дальнейшем все же «раскололи лед» в отношении к себе со стороны Norev и это сотрудничество продлилось более 10 лет. Anguplas получила лицензию на выпуск некоторых моделей Norev в Испании и выпускала модели для Norev, продававшихся соответственно во Франции. Так появился на свет новый производитель масштабных моделей автомобилей.
Один их последних каталогов Anguplas ( предствалена серия в масшатбах 1\86 и 1\43, серия «Plastilandia», самолеты )
Серия копий автомобилей в масштабе 1\86 от Anguplas получила название «Mini Cars». Основным материалом для их производства стал пластик на целлюлозной основе. Серия зданий, и аксессуаров к ним выпускаемых в масштабе 1\86 стала именоваться «Plastilandia». Чуть позже появилась серия копий кораблей «Mini Ships» и аксессуаров к ним, задумывалась и серия самолетов, однако производство это не развилось, было создано всего три модели очень небольшим тиражом (приобрести их в наши дни большая удача). Из всех серий, автомобильная «Mini Cars» оказалось наиболее реализованной. До 1962 года было выпущено 127 различных моделей в масштабе 1\86, достаточно большими тиражами, в разных цветах, с разными колесами (что подтверждает постоянное улучшение качества и копийности).
Вся серия «Mini Cars» делилась на 11 подгрупп (спортивные автомобили, сельскохозяйственный транспорт, транспорт США, транспорт Великобритании и др.), которые отличались между собой еще и дизайном коробок. Кстати в наши дни очень часто можно встретить в продаже небольшие автомобильчики Anguplas в коробках с отсутствующим боковым клапаном. Дело в том, что дети его отрывали, так как сдав в магазин несколько таких клапанов в обмен можно было получить новую модель - вот такие маркетинговые ходы в середине 60-х годов прошлого века использовала Anguplas. И не удивительно, что продукция Anguplas продавалась в 22-х странах на трех континентах. Однако столь широкий размах послужил и конфликту интересов. Как вы видите логотипом серии «Mini Cars» братья Ангусто выбрали руль с тремя спицами. Компании Mercedes-Benz это не понравилось, они увидели в этом логотипе напоминание на свою «трех лучевую» звезду. Состоялся суд и Anguplas проиграла, в связи с этим логотипом серии «Mini Cars» стал руль с двумя спицами и это можно увидеть на коробках позднего периода (обратите внимание на фото коробки в начале поста, там руль с тремя спицами, а в каталоге уже с двумя - отметил красными элипсами).
На масштаб 1\43 специалисты Anguplas обратили свое внимание в 1962 году. С 1962 года не появилось ни одной новинки в масштабе 1\86, в основном осуществлялся выпуск ранее разработанных моделей. Серию в масштабе 1\43 назвали «Super Mini Cars». Из задуманных восьми моделей (Seat 1400 C familiar (каталожный номер 1), Fiat Balilla (2), Ford Galaxie(3), Le Zèbre(4), Cadillac Fleetwood ( 5, в производство не поступил), Ford T (6), Fiacre Orix de Berlín (8), Bugatti 1872 ( 9, в производство не поступил)) успели выпустить только шесть. Приобрести эти модели в прекрасном состоянии и родных коробках сейчас очень сложно. Как ни странно, при всей их упрощенности, когда что-то появляется на аукционах из серии «Super Mini Cars» за эти модели идет настоящая бойня и цены значительно увеличиваются. Не смотря на то, что все коллекционеры знают - целлюлозный пластик - основной материал из которого выполнены эти модели, очень хрупок и разрушается от прямого воздействия солнечных лучей. Поэтому я был очень рад, когда случайно приобрел себе копию Le Zèbre typ A в масштабе 1\43 от Anguplas, выпущенную в 1962 году!
Le Zèbre typ A в масштабе 1\43 от Anguplas, ей 54 года, а выглядит как новая :)
Ранее испанские производители выпускали Le Zèbre typ A в масштабе 1\86, поэтому им без труда удалось воссоздать ее в более крупном масштабе.
Le Zèbre typ A в масштабе 1\86 от Anguplas
Если рассматривать их на фото, можно заметить не очень много различий. Да в 43 масштабе литье более проработанное, модель как бы четче, потому что крупнее, однако не специалист по фото вряд ли сходу определит это различие. К сожалению, испанские производители не воссоздали ни тубус для зонтиков на подножке, ни корзинку из ивовых прутьев, которая использовалась в качестве багажника. Модель очень проста, есть сомнение что масштаб указан верно он скорее всего около 1\40 тем не менее, она аккуратна и хорошо передает свой прототип.
Таким образом, существующие Le Zèbre typ A от Desormeaux и Anguplas, это единственные в масштабе 1\43 модели интересного французского автомобиля начала XX века. Они с одной стороны просты, с другой стороны очень высоко ценятся коллекционерами. Поэтому не у всех получится заполучить к себе на полку копию автомобиля, созданную бездетным инженером Жюль Саломоном, при финансовой поддержке сына великого композитора. Легче купить настоящую Le Zèbre typ A или сделать собственную, возможно более проработанную модель с нуля. Вот
тут коллега показал процесс снятия формы, чтобы создать свою более правильную, по его мнению модель. А
тут предлагается собрать Le Zèbre typ A из бумаги, правда в масштабе 1\15, но при существующем уровне техники, всю документацию можно быстро преобразовать в масштаб 1\43.
А что же Anguplas. Испанская компания прекратила свое существование в 1966 году. Многие до сих пор не понимают почему. Возможно, ответ на это дает книга, вышедшая в Испании в 2001 году, автором которой является Хуан Маури Круз (Juan Mauri Cruz) , а книга называется «Anguplás: Historia de un sueño» в переводе на русский: «Anguplas: История одной мечты».
Книга об «Anguplás: Historia de un sueño» в переводе на русский: «Anguplas: История одной мечты»
Когда я общался с Хуаном он очень настойчиво мне ее рекомендовал (целых 466 страниц), причем материал подтвержден Хорхе Ангусто, с которым автор встречался, в 2000 году ( незадолго перед смертью основателя Anguplas). Однако меня остановило то, что в книге совсем нет фото рабочих помещений Anguplas, не ясно с наличием фото основателей компании (просто я не получил четкого ответа автора на этот вопрос), а масштабу 1\43 посвящено всего 6 страниц. Поэтому пока я не приобрел эту книгу и не читал ее. Да и как это сделать, если совсем не знаю испанский )), возможно чуть позже, когда появится хотя бы английский перевод. Единственно, что мне известно, так это, то, что основным покупателем авторских прав, технологий, производственных помещений и оснастки Anguplas, после ее закрытия стала испанская компания EKO, которая оставила заметный след в производстве масштабных моделей и, кстати, существует до сих пор. Модели же созданные Anguplas производились после окончания ее существования еще несколько десятилетий различными предприятиями в Испании, Франции, Германии, США, Колумбии, Мексике, Уругвае, Лиме, Бразилии и возможно где-то еще. Они являются предметом коллекционирования не только потому, что помогают представить те или иные прототипы в объеме, или хорошо дополнить железнодорожный макет или диораму, но и потому что это предметы ностальгического характера, позволяющие вспомнить свои детские ощущения, восстановить набор «сокровищ» того периода, большому количеству людей Европы, Южной и Северной Америк. К этой армии коллекционеров, можете присоединиться и вы, если только захотите!