Французская Le Zèbre

Nov 25, 2016 10:26




Что ни говорите, а заниматься историческими изысканиями очень интересно. Как очищая луковицу или капусту, мы за первым слоем открываем второй, все глубже погружаясь в предмет своего исследования, получая все большое удовольствие, узнавая подробности новых все более захватывающих фактов. Так произошло со мой при ликвидации собственной безграмотности относительно французского автомобиля Le Zèbre  ( по-русски просто «Зебра»).  Обычно, меня как любителя старинных автомобилей сначала интересует информация или исторические данные об автомобиле, а затем как коллекционер моделей, я пытаюсь найти его копию в масштабе 1\43. С Le Zèbre  все произошло наоборот. Не смотря на то, что  периодически в свободное время,  интересуясь историей автомобиля, читаю книги, журналы, посты коллег и другую информацию. Le Zèbre   как-то пропустил. Однако обратил внимание на копии этого автомобиля, просматривая довольно старую книжку Нобору Накаямы «Масштабные модели автомобилей мира» ( Noboru Nakajima «Models cars of the world» вот тут я ее упоминал )  изданную в 1977 году и продававшуюся в СССР в книжных магазинах в разделе «Иностранная литература».  Кому интересны фото моделей производившихся в прошлом веке начиная с 30-х годов в различных странах мира, очень рекомендую эту небольшую книжку. Для меня она стала интересным проводником в мир масштабных моделей автомобилей и подвигла на множество исследований об их производителях, таких как DUGU, GAMA, CORGI, MARKLIN, TEKNO, CIJ, POLITOYS, MERCURY, MEBETOYS, DINKY TOYS (France)  и другие.  В общем, перелистывая ее в очередной раз на 39 странице рядом с копией Citroen 5 CV, я обратил внимание на копию  Le Zèbre .



Масштаб значился 1\43, производитель французская компания Desormeaux.  Далее на 56 странице в книге размещалось фото еще одной модели Le Zèbre , правда тут более подробнее, присутствовала ссылка на прототип - год производства 1910, масштаб также 1\43, однако производитель уже испанский, написан как «MINI CARS Anguplas».



Вот и все - отправная точка в виде двух фото масштабных моделей не известных мне фирм.

По фирмам, выпустившим масштабные модели, увы, я не узнал вначале ничего. Однако в 1996 году в словацкой книге Ю. Поразика, переведенной на русский язык: «Старинные автомобили 1885-1940» я почерпнул первую информацию об автомобилях  Le Zèbre  и их создателях.  Похожая информация, чуть расширенная в техническом аспекте и описании рекламных методов Le Zèbre  в 1998 году появилась в книге Евгения Кочнева «Знаменитые автомобили 1870-1918» изданной в Москве издательством «За рулем».  Также немного данных о Le Zèbre  приводилось в  «Энциклопедии автомобилей. Фирмы. Модели. Конструкции» изданной в том же издательстве «За рулем» в 2001 году и ряде иностранных изданий , опубликованных как ранее, так и позднее.   К сожалению, как я узнал впоследствии, данные, указанные в выше перечисленных книгах,  оказались очень поверхностны. Это не странно, так как они формировались еще в так называемую «до Интернет» эпоху. И их авторам не могли помочь те исследования, которые сейчас можно найти в сети, появляющиеся в ней благодаря работе множества энтузиастов, историков и коллекционеров, а глубоко погружаться в архивы Le Zèbre , видимо никто из вышеперечисленных авторов не хотел или просто не имел возможности.   В 2010 году Евгений Кочнев выпустил еще несколько книг о старинных автомобилях, однако текст о Le Zèbre , размещенный в одной из них «Легендарные автомобили 1870-1918» (из-ва Яуза, ЭКСМО и Коллекция) оказался без изменений, такой же, как в 1998 году, просто добавили несколько фото автомобилей Le Zèbre . Пришлось удовлетворять свой интерес о компании Le Zèbre  самостоятельно, периодически устраивая поисковые акции в сети или листая зарубежную литературу. Результат собственных изысканий мне понравился больше. Я и не подозревал, как нетривиально все разворачивалось с Le Zèbre . Как появление этих автомобилей и работа их создателей повиляли на автомобильную историю Франции. Итак в путь.

Главным создателем автомобиля Le Zèbre   является Жюль Саломон (Jules Salomon), и никто другой.



Жюль Саломон ( фото примерно 1905-1910 годов)

Он родился в 1870 году в городе Кагор (с фр. Chaors, иногда по-русски пишут Каор, да, да именно в честь этого города красное десертное вино кагор получило свое название) на юго-западе Франции. Его отец владел небольшим кафе.  Жюль с детства интересовался техникой, однако потерпел неудачу на вступительных экзаменах в известной «Национальной высшей школе искусств и ремесел» с 1780 года готовившей инженеров и научных работников в разных областях знаний, однако рук не опустил, а поступил и закончил не менее престижный ВУЗ -  «Школу бизнеса и промышленности» в Бордо. После ее окончания, устроился в мастерскую братьев Руар (Rouart), занимавшихся разработкой двигателей, где познакомился с Альфонсом Бо де Рошем (Alphonse Eugène Beau de Rochas) - обосновавшим теоретические принципы работы четырехтактного двигателя внутреннего сгорания (всасывание, сжатие, рабочий ход, выхлоп) и доказавшим необходимость сжатия рабочей смеси перед ее сжиганием.



Альфонс Бо де Рош

Именно  у Бо де Роша Жюль учился основам механики на практике углубляя свои знания. В дальнейшем, Жюль Саломон, как и многие молодые люди той эпохи, занимался самосовершенствованием общаясь с разными людьми и принимаясь за любую работу, переходя с место на место. В его послужном списке есть даже очень не тривиальный случай ( как сказали бы в СССР запись в «трудовой книжке») когда он устроился на фабрику Delaunay-Belleville ( автомобили которой очень нравились последнему российскому  самодержцу Николаю II) и уволился с нее спустя два часа работы! Однако все когда-нибудь заканчивается и Жюль Саломон нашел себя в Париже на предприятии Жоржа Ришара (Georges Richard) , где создавались автомобили, как с двигателями внутреннего сгорания, так и с электрическими.



Жорж Ришар

И какие автомобили, ведь именно в начале XX века на предприятие Жоржа Ришара перешел работать бывший главный инженер компании Mors Шарль-Анри Бразье (Charles-Henri Brasier) усилиями которого удалось создать спортивный автомобиль с двигателем собственной разработки ( объемом 9,9 литра и мощностью в 80 л.с.)  одержавший победы в крупнейших автомобильных состязаниях на «Кубок Гордона Бенетта»  в 1904 и 1905 годах! Опередив лучших из лучших гонщиков, среди которых были  Камиль Джентаци (первым преодолевший рекорд скорости на суше в 100 км\ч) Винченцо Лянча, Чарльз Ройс и многие другие, участвующих на лучших автомобилях того времени.



Шарль-Анри Бразье фото примерно 1905 года

Однако эти победы не пошли на пользу компании Ришара, с Бразье обласканным славой и награжденным «Орденом почетного легиона» они разделились. С Ришаром в  созданную компанию Unic, ушел и Жюль Саломон.

Новое предприятие стало создавать автомобили среднего класса, для нужд такси, мелких предпринимателей и небогатых семей, при этом постоянно стараясь снижать издержки производства. Кстати масштабные модели  автомобилей Unic Taxi существуют в масштабе 1\43, например от французской Safir или английской Matchbox.



Автомобиль Unic taxi



Unic taxi производства Matchbox



Unic taxi производства Safir

Работая над компоновкой автомобилей Unic, Жюль Саломон задумывался над идеей создания небольшого автомобиля. Он логически рассуждал, зачем делать автомобиль для нескольких человек. Ведь можно разместить только одно сиденье для  пассажира рядом с водителем. Получится небольшой автомобиль, удобный и недорогой в эксплуатации и доступный всем. Он поделился собственными идеями со своим товарищем Жаком Бизе (Jacques Bizet) частым гостем Unic и сыном французского композитора Жоржа Бизе ( многим знакома его всемирная опера «Кармен», однако не многие знают, что композитор умер от сердечного приступа в 36 лет, так и не насладившись триумфом своей оперы, которая стала наиболее популярным классическим произведением мира).



Жаком Бизе фото примерно 1909 года

Отчим Жака был из преуспевающий семьи банкиров Штраусов, поэтому дом матери Жака Бизе посещают самые знаменитые люди того времени, например Эдгар Дега (Edgar Degas), Ги Де Мопассан (Guy de Maupassant) и многие другие. А лучший друг Жака Бизе - Марсель Пруст (Marcel Proust) - автор семитомной эпопеи «В поисках утраченного времени». Одного из самых значительных произведений мировой литературы ХХ века, как утверждает большинство филологов мира ( я пытался его прочесть, однако понял, что еще рано:) ).  В общем не зря во Франции исторический период с конца XIX века до начала Первой мировой войны называют Belle Époque ( Прекрасная эпоха). В те времена люди, искали себя, создавали новые произведения искусства, писали музыку, реализовывали свои технические идеи. Активно общались между собой разные слои общества, делились идеями и доводили их до конца. Так случилось и с идеями Жюля Саломона. Жак Бизе, поддержал их и решил его профинансировать. Чтобы никто из новых компаньонов не затаил обиду, новый автомобиль назвали Le Zèbre  («Зебра»).
К сожалению, нет четких свидетельств, почему именно «Зебра». Есть версия, что в Unic на Жоржа Ришара работал очень быстрый курьер, которому дали прозвище «Зебра» за его расторопность. Возможно, это прозвище использовали для названия своего автомобиля Саломон и Бизе.  А может на компаньонов произвела впечатление четверка зебр запряженных в экипаж банкира политика и зоолога Лайонела Уолтера Ротшильда, второго барона Ротшильда (Lionel Walter Rothschild), на котором в 1909-1910 годах он разъезжал в Лондоне по Пикадилли к Букингемскому дворцу,  шокируя публику. Все может быть:)



Ротшильд управляет своим экипажем

В общем в 1909 году на предприятии Bizet constructions со штаб квартирой в 17-ом округе Парижа начался выпуск автомобиля  Le Zèbre  typ A.



Схема Le Zèbre  typ A



Le Zèbre  typ A



Жюль Саломон за рулем своего детища

Двухместный автомобиль  с откидным кожаным тентом массой около 450 кг длиной 2900 мм, шириной 1250 мм, высотой 1370 мм (база 1850 мм, колея 1000 мм). Багаж можно было уложить в корзину, сплетенную из ивовых прутьев, расположенную в задней части автомобиля и запиравшейся на легкий висячий замочек.  На некоторых моделях, на подножках, устанавливался ивовый тубус для зонтиков.  Le Zèbre  typ A оснащался одноцилиндровым (диаметр цилиндра 85 мм) двигателем с водяным охлаждением объемом 616 кубических сантиметров с нижними боковыми клапанами, позволявшим развивать мощность в 6 л.с. и двигаться с максимальной скоростью около 45 км\ч (средний расход топлива 6 литров на 100 км - очень экономично по тем временам). Карбюратор из бронзы. Топливный бак расположен между отсеком двигателя и салоном, топливо поступает самотеком. Смесь в цилиндре воспламенялась от магнето фирмы Bosh. Двигатель размещался спереди на лонжеронной раме, он через конусное сцепление и двухступенчатую коробку передач  посредством приводного вала осуществлял вращение задних ведущих колес (все колеса изготовлены из дерева со съемными ободами и каучуковыми пневматиками). Передний и задний мосты жестко соединялись с кузовом через продольные полуэллиптические рессоры. Тормоза механические, размещались только на задних колесах.  На Le Zèbre  typ A отсутствовала педаль акселератора, скорость прибавлялась с помощью ручки на руле.

Автомобиль стоимостью всего от 2680 франков ( средняя цена на автомобиль в то время во Франции была около 4000 франков) очень понравился парижской публике и на него стали поступать заказы. Первые счастливчики в кафе, театрах и на страницах прессы делились своими впечатлениями от эксплуатации  Le Zèbre  typ A, отмечания приличное качество, надежность,  простоту конструкции автомобиля. Положительно о typ А на страницах своего журнала Omnia высказался и крупнейший автомобильный журналист того времени Бодри Ди Сонеье (Baudry de Saunier)  ( кстати этот журналист был прекрасно известен и в России, в 1917 году уже в Петрограде  вышел его двухтомник Бодри де Сонье «Подробный курс устройства автомобиля» в переводе Николя Орловского и с его же дополнениями, а многие наверняка знакомились с его материалами еще раньше, ведь тогда у большинства отечественных автолюбителей не было проблем со знанием французского языка  ).  В общем, лучшей рекламы сложно было пожелать!  Жюль Саломон ликовал, думая о новых моделях, Жак Бизе предчувствовал хорошую прибыль.



Реклама Le Zèbre (примерно 1913 год)

В 1910 году появилась Le Zèbre  typ A с четырех ступенчатой коробкой передач. В 1911 году в предприятие вложили свои деньги Эмиль Акар (Emile Akar) и Жозеф Лами (Joseph Lamy) и оно сменило свое название на  Société anomyme des automobiles Le Zèbre.

В некоторых источниках этих двух инвесторов называют конструкторами автомобилей  Le Zèbre  наряду с Жюлем Саломоном. Это не так.



Эмиль Акар

Эмиль Акар до Первой мировой войны владел крупной гужевой транспортной компанией, во время войны занимался поставкой обмундирования в армию, а затем в основном зарабатывал на поставках кофейных зерен  их обжарке, попутно вкладывая деньги в автомобильные компании, видя в их развитии большую перспективу. В его гараже побывали лучшие автомобили того периода  Chrysler, Voisin, Hipano-Suiza и другие. В Société anomyme des automobiles Le Zèbre Эмиль Акар стал генеральным менеджером, обеспечивая финансирование компании.



Жозеф Лами

Жозеф Лами в возрасте 19 лет отправился на заработки в Россию, в Санкт-Петербург, где выучил русский язык и преуспел на ниве преподавания французского и в журналистике. Вернувшись в Европу, в 1908 году стал владельцем таксомоторного парка в Монако.  Вложив деньги в предприятие Саломона и Бизе, он стал коммерческим директором Société anomyme des automobiles Le Zèbre.
Благодаря дополнительным финансовым вливаниям, производство переместилось в Сюрен, пригород Парижа. Это был уже настоящий автомобильный завод. В  1912 году , наряду с Le Zèbre  typ А, начинается выпуск Le Zèbre typ B ( четырехместный автомобиль с четырехцилиндровым двигателем мощностью  10 л.с.),



Реклама Le Zèbre typ B

далее в 1913 году к производственной программе добавляется Le Zèbre  typ С (двухместный автомобиль с четырех цилиндровым двигателем, трехступенчатой коробкой передач, барабанными тормозами на задние колеса  и легкими спицованными  колесами, которые крепились одной центральной гайкой как на самых современных спортивных автомобилях того времени), typ А все еще выпускается.



Реклама Le Zèbre typ С

Во время Первой мировой войны, объемы производства  Société anomyme des automobiles Le Zèbre не падают, и предприятие не переориентирует свое производство на выпуск снарядов или военной техники, как в то время поступали множество промышленников. Идут поставки автомобилей Le Zèbre в действующую армию, где они применяются как автомобили связи, или быстрого перемещения командного состава по фронтам. Например, на протяжении 1915 года Société anomyme des automobiles Le Zèbre отгружает армии по 40 автомобилей в месяц.  Военные контракты позволяют сохранить коллектив и даже получать хорошую прибыль.  Однако Жюля Саломона перестало устраивать сложившееся состояние дел, когда зарабатывали все вокруг кроме него, при этом приходилось заниматься постоянно текущими делами, в то время как Жак Бизе вел жизнь богатого повесы, развлекаясь в казино и на званых приемах. Жюль принял приглашение Андре Ситроена (André Citroën) и покинул  Société anomyme des automobiles Le Zèbre. На заводе Ситроена под руководством Саломона были созданы первые и популярнейшие в послевоенной Франции автомобили  Citroën typ A и  Citroën 5CV в различных модификациях.



Жюля Саломон справа, Андре Ситроен в центре

После ухода Жюля Саломона, Жака Бизе потихоньку вывели из руководства компании, правда оставили ему право на выпуск автомобилей под маркой Le Zèbre, а также обеспечили правом получать процент от прибыли  Société anomyme des automobiles Le Zèbre.  Жак уже не возвращался к выпуску автомобилей, и хоть он не стал столь знаменит как его отец - композитор, с финансовой точки зрения сын оказался более удачлив. Автомобили Le Zèbre выпускались до 1931 года. Были созданы  новые модели typ E, typ D, typ Z, также выпускался typ A на шасси typ C. Однако Эмиль Акар и Жозеф Лами под влиянием идей Эдмона Мойе (Edmond Moyet) бывшего помощника Жюля Саломона при разработке автомобиля Citroën 5CV создали новую компанию Amilcar, куда постепенно вывели все свои финансовые активы, создавая более престижные автомобили и мощные спортивные болиды. Акар и Лами по праву вошли в мировую автомобильную историю, не смотря на то, что обоих из Amilcar вытеснят другие инвесторы. Увы, это бизнес.



Креативная реклама автомобилей Le Zèbre

После долгого банкротства, которое продолжалось в течении семи лет с 1931 по 1938 год, выпуск автомобилей Le Zèbre был прекращен. За весь период существования компании   выпущено 9,5 тысяч автомобилей разных моделей, 250 из них дожили до наших дней и распределены по разным музеям мира и частным коллекциям например вот или тут , тут , тут или тут .
Жюль Саломон после работы в Citroën трудился на предприятиях Peugeot ( c 1926 по 1928 год) и Rosengart (с 1929 по 1935 год). Затем ушел на пенсию.  У него не было детей, он любил кошек, давая им имена великих композиторов Бетховен, Бах и другие. Любил музыку, не бросал думать и создавать чертежи новых конструкций. Общался с многочисленными племянниками их детьми и внуками. Разводил голубей. Его дом унаследовала экономка, ухаживающая за ним до самой смерти. Умер Жюль Саломон в Сюрене в 1963 году в месте, где находился его завод по производству автомобилей  Le Zèbre.


Жюль Саломон в 1950 году



Эмблема автомобилей Le Zèbre



Памятный конверт посвященный Le Zèbre

Вот более или менее полная история автомобилей Le Zèbre, а что же можно рассказать о масштабных моделях этих автомобилей?  Читайте тут

desormeaux, anguplas, Le Zèbre

Previous post Next post
Up