Jaguar XK120 - легенда из Ковентри

Apr 22, 2016 14:51




«Недавно купил себе Jaguar.
Английская штучка.
Может делать 120 миль в час»
Д. Д. Сэллинджер «Над пропастью во ржи».
Одним из знаменитейших автомобилей, созданных в Великобритании после второй Мировой войны, не смотря на ограничения в сырье и высоких государственных налогах на продажу автомобилей, до сих пор считается Jaguar XK120.



С 1948 по 1954 годы было выпущено 12 078   Jaguar XK120 причем 80 % уехало из Великобритании в основном в США, из них 240 штук с алюминиевым кузовом на деревянном каркасе, особенно ценящиеся среди коллекционеров в наши дни.  Именно Jaguar XK120 автомобиль и созданный на его базе Jaguar C - type ( C от первой буквы Competition - с англ. состязание, соревнование) вывели компанию  Jaguar на олимп спортивной славы, а руководителю компании Уильяму Лайонсу младшему  после из создания присвоили право именоваться сэр и принимать на своем заводе Королеву Елизавету II и принца Филиппа! Развитие Jaguar, опирающееся на деловую хватку и чутье ее основателя, а также на технические знания приглашенных инженеров - это прекрасный пример, чего может достичь целеустремленный человек.

Уильям Лайонс младший родился на берегу Ирландского моря в городе Блэкпул, находящемся в графстве Ланкашир севернее Ливерпуля в 1901 году. Его отцу нравился этот курортный городок с мягким климатом, и он решил пустить тут корни, женившись на местной девушке Минни Баркрофт. Лайонс старший занимался музыкой, дирижировал уличными оркестрами и развивал свой собственный бизнес по продаже музыкальных инструментов, граммофонов и пластинок к ним.  Ульям младший с детства показал себя прекрасным спортсменом, чем и выделялся в школе и колледже, однако учился очень средне. Еще в юношеские годы он серьезно заинтересовался мотоциклами.  Отец, учитывая это увлечение, пристроил его по окончании колледжа на работу в механические мастерские Crossley, находящиеся в Манчестере и занимавшиеся ремонтом и выпуском небольших армейских грузовиков для армии Великобритании, Уильяма Лайонса младшего это не устроило,  он вернулся домой, вынашивая идею создания собственного бизнеса. Идеи пока не приходили, поэтому ему пришлось устроиться в гараж отцовского друга, специализирующегося на ремонте и продаже автомобилей Sunbeam. В этом гараже Уильям Лайонс младший чем только не занимался, трудился и механиком и шофером и мойщиком и продавцом.  В 1921 году Уильям Лайонс младший случайно познакомился с талантливым механиком Уильямом Уомсли - ветераном первой мировой войны, перебравшийся в Блэкпул со своими родителями, занимавшимися продажей угля, из Стокпорта.  Уомсли мастерил из дерева и металла неплохие коляски для мотоциклов, которые в те времена были более популярны в Великобритании, чем автомобили, прежде всего из-за своей доступности. Молодежь лихо в них катала своих подружек. Лайонс решил, что это может принести  деньги и заручившись поддержкой отца решил в 1922 году открыть свой бизнес и основать компанию Swallow Sidecar Company.  Уильям Лайонс младший и   Уильям Уомсли стали директорами, наняли себе четверых помощников, и начали производство колясок конструкции Уомсли.



Уильям Уомсли в седле Уильям Лайонс младший в коляске 1922 год

Бизнес при коммерческих усилиях Лайонса младшего и технических знаниях Уомсли стал расти и приносить серьезный доход.



Мастерские Swallow Sidecar Company в Блэкпуле.

В 1924 году компания решила его расширить, начав  создавать интересные и комфортабельные кузова на шасси, выпускаемых в то время автомобилей Austin Seven, Talbot, Morris, Swift, Standard, Wolseley Hornet  и даже FIAT.



Первый автомобиль Swallow Sidecar Company - Austin Seven Swallow

В 1928 году пришлось переехать в более просторное помещение в 140 милях от Блэкпула - город Ковентри, нанять дополнительный персонал, название компании тоже изменилось, теперь она стала называться The Swallow Sidecar and Coach Building Company и в качестве маскотов, на созданных в мастерской кузовах появилась  - Летящая Ласточка (Swallow).



Ласточка на маскоте

И это начинание двух компаньонов стало удачным и востребованным. Бизнес стремительно шел в гору, благодаря хорошей и качественной продукции, а также продуманной рекламе. Продажи росли, но появились первые разногласия между Лайонсом младшим и  Уильямом Уомсли. Первый становился амбициозным бизнесменом, и задумывался о производстве собственных автомобилей, а в торой не хотел вникать в коммерческие вопросы, увлекаясь созданием продвинутого, по его мнению,  дизайна и участием в гонках.  В результате, получив эксклюзивные права на поставку двигателей от компании  Standard Уильям Лайонс младший с коллективом своей компании, пока еще при помощи Уильяма Уомсли в 1931 году создал автомобиль SS1 (Standard Swallow) и чуть позже SS2. Начались поставки на экспорт в Европу.
В 1933 году зарегистрировали дочернюю компанию SS Cars Limited, для лучшей связи с клиентами создали клуб SS Car Club, началось издание собственного журнала SS Magazine  и первое участие в гонках, увы, не совсем удачное. Что интересно, для рекламы автомобилей SS1 и SS2 в качестве модели использовали секретаршу Лайонса младшего - Элис Фентон. Ее фотографировали за рулем автомобиля, при этом права эта девушка получила только после окончания Второй мировой войны.



Производственное помещение SS Cars Limited

В 1934 году  Уильям Уомсли, получив свою долю, покинул The Swallow Sidecar and Coach Building Company из-за разногласий с Уильямом Лайонсом младшим по поводу дизайна автомобилей SS, а также за использование без согласования с партнером материалов для постройки гоночных автомобилей. Умер он в 1961 году, занимаясь в своей небольшой компании ремонтом автомобилей и изготовлением трейлеров для них на заказ.  Его должность занял Уильям Хейнес из компании Humber ( одни Ульямы ))  )  к которому чуть позже присоединился Уолли Хассана из Bentley, кстати также хорошо знавший конструкцию спортивных Bugatti.



Уильям Хейнес

Однако именно Уомсли был создателем первого спортивного автомобиля SS. Он назывался SS90 и приобрести его мог человек с обычными доходами.
Сокращение SS перестало устраивать Уильяму Лайонсу младшему и в 1935 году, слишком коротко и нет имени собственного. Он попросил рекламное агентство Nelson, помочь это исправить. Из множества предложенных, рекламщиками  вариантов он выбрал Jaguar. И следующие новинки  SS Cars Limited начали именоваться SS Jaguar. Например SS90, получив чуть более мощный двигатель стал именоваться SS Jaguar 100.



Новая эмблема



SS Jaguar 100 Roadster 1936 года нет маскота на машине. Гонщик Томми Висдом на "Альпийском кубке"



SS Jaguar 100 Roadster 1938 года, уже есть маскот

Маскоты в виде Ягуара, начали предлагаться в качестве опции покупателям с 1937 года. Разработчиком маскота стал известный художник Великобритании Фредерик Гордон Кросби, с творчеством которого вы немного познакомились тут. Однако не все покупатели заказывали маскот работы Кросби, некоторые предпочитали работу других скульпторов, например работы Казимира Брау из Франции.

С началом Второй Мировой войны SS Cars Limited  выполняла армейские заказы - запчасти для самолетов, также как  The Swallow Sidecar and Coach Building Company, изготовившая, к примеру, около 90 000 мотоколясок не смотря на разрушение заводов, от постоянных нацистских бомбардировок. Пришлось изменить и название компании SS Cars Limited, которое теперь могло ассоциироваться с самыми радикальными войсками нацисткой Германии и точно не добавляла популярности. С марта 1945 года   SS Cars Limited стала именоваться  Jaguar Cars Limited.



Уильям Лайонс младший глава Jaguar Cars Limited

The Swallow Sidecar and Coach Building Company была продана в 1946 году, а через пару лет ее  поглотила компания Watsonian - крупный производитель мотоциклов.  Пересмотрели на Jaguar Cars Limited и  сотрудничество с компанией Standard. Ее специалисты отказались от эксклюзивного контракта поставки двигателей на Jaguar, тогда  Уильям Лайонс младший выкупил у Standard оборудование по производству шестицилиндровых двигателей и стал их производить на собственном предприятии, а четырехцилиндровые закупал по обычным контрактам у Standard. В последствии менеджеры Standard пожалели о таком решении, пытались восстановить эксклюзивные отношения с  Jaguar, но было уже поздно там создали свой двигатель XK, над которым весь цвет инженерного состава Jaguar Cars Limited  работал еще во время войны. К слову сказать, сделали не один двигатель, а несколько разных сначала четырехцилиндровый XF, потом компактный XG, чуть позже шестицилиндровый XJ и самый удачный XK - рядный шестицилиндровый двигатель мощностью 160 л.с..  Было много споров по поводу XK, в прессе указывал, что это слишком дорогой двигатель, предназначенный в основном для гонок. Однако время показало, что он пригоден и для гонок и для обычного городского транспорта, что подтвердилось сроком его  выпуска и эксплуатации. XK c различными изменениями и дополнениями в виде электронного впрыска выпускался до начала 80-х годов.



Двигатель

Многим известно как триумфально появился    Jaguar XK120 на женевском автосалоне 1948 года. Алюминиевый кузов для выставочного автомобиля создавался вручную из алюминиевых листов под пристальным контролем Уильяма Лайонса младшего. Именно его чутью на автомобильный стиль обязан этот автомобиль своим дизайном, хотя в нем есть и влияние BMW 328, Talbot и даже Aston Martin.



Jaguar XK120 Roadster 1948 года

То как машина понравилась публике, показало количество заказов, поступивших на Jaguar Cars Limited, и как ее затем триумфально принимали осенью в Лондоне и зимой на автосалоне в Нью-Йорке. Весной в Бельгии гонщик Рон Саттон развил на XK120 скорость в 220 км\ч.



Рон Саттон на XK120 демонстрирует скоростные возможности автомобиля

Чтобы удовлетворить спрос всех желающих производство переоснастили, кузов стали изготавливать из стальных листов, продажи автомобилей из этой партии начались осенью 1949 года.



Сборка Jaguar XK120



Готовые  Jaguar XK120

Отличился XK120 и в соревнованиях : 1949 Джонсон управляя этим автомобилем выиграл гонку в Сильверстоуне, в 1950 и 1951 годах Эпплъярд, который стати женился на дочери  Уильяма Лайонса - Патриссии ( она частенько гоняла вместе с мужем как штурман), выиграл «Альпийский кубок» (причем не получив ни одного штрафного очка за три года участия в гонке, за что гонщика наградили еще и «Золотым кубком»), в этом же году еще никому не известный Стирлинг Мосс одержал победу на «Турст Трофи» в Северной Ирландии, в 1951 году  Эпплъярд одержал был первым в Голандии в гонке «тюльпанов».  В дальнейшем, на автомобилях Jaguar XK120  не раз выигрывали «Альпийский кубок», гонку «Королевского клуба», ралли «Акрополис» и многие другие состязания. Лучшей рекламы было не найти.



Jaguar XK120 Roadster 1950 года

Jaguar XK120 приобретали как обычные граждане, так и звезды Голливуда, индийские махараджи и др.  Цена 3000 долларов в США,  998 фунтов + налог в Великобритании.  Автомобиль привлекал к себе внимание, он был экстравагантен, комфортен ( несмотря на то, что для поворота его огромного руля требовалась хорошая физическая форма, а барабанные тормоза не очень эффективны),  вынослив (множество людей проехали на нем тысячи километров на разных континентах, включая Африку и Австралию).





Клайрк Гейбл и Уильям Лайонс





Клайрк Гейбл в своем Jaguar XK120 - первый XK120 с левым рулем



Даг Филброк на Jaguar XK120



Элизабет Тейлор в Jaguar XK120



Франсуаза Саган



Хемфри Богард, помните из Камабланки ( "Поцелуй это всего лишь пощелуй" ))))   )



Американский актер Ван Джонсон



Jaguar XK120 в Лос-Анджелесе 1951 год



Мими Вандорен в Jaguar XK120



Хелен Флеминг и Jaguar XK120, 1954 год



Jaguar XK 120 Roadster шасси номер 660043 JWK 650  Финишировал восьмым в  гонке Милле Милья 1952 года. Гонщики Клементе Биондетти и Джино Бронзони

Однако в престижных гонках в Ле-Мане стандартному Jaguar XK120 не повезло.



Ле-Ман 1950 год

В 1950 году неофициально выставили 3 автомобиля. Один долго находился в лидирующей тройке, однако из-за поломки вышел из гонки незадолго до финиша, а два других хоть и финишировали, но не на призовых позициях, а на 12 и 15 местах.  Уильям Лайонс увидел потенциал своих дорожных автомобилей и организовал заводскую гоночную команду, а его инженеры  под руководством Уильяма Хейнеса на базе XK120 создали Jaguar C-type ( из новшеств на нем появилась рулевая рейка, дисковые тормоза - впервые на гоночном авто, шасси из стальных трубок и облегченный кузов из алюминия) который неоднократно включая и гонки в Ле-Манн под управлением различных британских гонщиков выиграл множество спортивных состязаний. Коллега (
kotonor) рассказал об этом тут



Jaguar C-type победитель гонки в Ле-Мане 1951 года, на котором успеха добился экипаж из Великобритании Питер Уолкер Питер Уайтхед.
Рисунок известного в России журналиста и автора нескольких книг Дениса Орлова



Картина известного художника Питера Хэлка,  Ле-Ман, 1953 год, Le Mans, 1953, Jaguar C-Type на котором принимали участие в гонке и заняли второе место Стирлинг Мосс и Петер Уолкер. Первое место в 1953 году в Ле-Мане, досталось экипажу Тони Ролт и Данкан Хэмилтон, также управлявшим Jaguar C-Type

Jaguar XK120  оставил огромный след в истории автомобилестроения, этот автомобиль упоминается в одном из любимых мною романов Алессанро Барико - "Такая история",  не странно, поэтому, что ему нашлось место и на картинах





Jaguar XK120 на картинах Алана Фарнелли - известного художника из Великобритании

Компания Jaguar Cars Limited не останавливалась, не почивала на лаврах, расширялась поглощая конкурентов и развивалась стремясь к новым успехам!



Джей Лено и Jaguar XK120

Основные ТТХ Jaguar XK120
Двигатель
Расположение: переднее продольное
Конструкция: рядный 6-цилиндровый с полусферическими камерами сгорания и двумя верхними распределительными валами, блок цилиндров чугунный, головка блока из алюминиевого сплава, коленчатый вал на семи опорах
Диаметр цилиндра и ход поршня: 83x106 мм
Рабочий объем: 3442 см3
Степень сжатия: 7,8 или 9,0
Система газораспределения: два клапана на цилиндр расположены под углом 70°
Система питания: два карбюратора SU Н-6
Система зажигания: с катушкой зажигания и механическим распределителем
Мощность: 160 л.с. при 5000 об/мин

Трансмиссия
Привод: коробка передач и сцепление в одном блоке с двигателем; ведущие колеса - задние
Сцепление: сухое однодисковое
Коробка передач: механическая 4-ступенчатая, передаточные числа: 3,37; 1,98; 1,37; 1,00
Главная передача: гипоидная, передаточное число - 3,64

Шасси коробчатого типа
Подвеска
Передняя: независимая на двойных поперечных рычагах, продольных торсионах с телескопическими амортизаторами
Задняя: цельная балка заднего моста на полуэллиптических рессорах с амортизаторами

Рулевое управление: винт и ролик

Тормоза: барабанные всех колес, с гидроусилителем  Lockheed

Колеса и шины
Колеса: 16-дюймовые со спицами
Шины: диагональные размером 6,00x16

Кузов и рама
Кузов: 2-дверный 2-местный родстер (на первых вариантах алюминиевый, впоследствии - стальной)
Рама: лонжеронная
Размеры и масса
Длина: 4419 мм
Ширина: 1562 мм
База: 2591 мм
Колея: 1295/1270 мм
Масса: 1321 кг

Максимальная скорость: 200 км/ч
Разгон с места до 96 км/ч: 10 с
Средний расход топлива: 12,4 л на 100 км

Всего изготовили 12078 автомобилей. Из них около 8000 составляли открытые 2-местные Roadster.

Модификации Jaguar XK120

Jaguar XK120 Fixed Head Coupe, производился в 1951-54 гг.



Автомобиль получил очень удачно вписавшийся в стиль кузова жесткий неубирающийся верх. С правосторонним управлением, принятым в Великобритании, произвели менее 10% автомобилей. Всего изготовлено около 200 экземпляров.

Jaguar XK120 Drophead Coupe.



В дополнение к открытому варианту Roadster компания представила вариант Drophead (1953-54 гг.) с убирающимся верхом.

Jaguar XK120 SE.  Индекс «SE» означает Special Equipment ( с англ. - «специальное оборудование»). Главной особенностью стал более мощный (180 вместо 160 л.с.) двигатель с клапанами с увеличенным подъемом и облегченным маховиком.

Множество компаний мира воссоздали в различных масштабах автомобили SS и Jaguar, как в виде «китов» (наборов для сборки) так и в виде готовых моделей.  Посмотрите на несколько из них в масштабе 1\43

Вот например SS Jaguar 100 1936 года ( нет еще маскота) от французской компании Solido середины 80-х годов





Или продукция Oxford двухтысячных годов,  SS Jaguar, прототип которого в течении 1936 года выпускался на мощностях Jaguar Cars Limited совместно с  SS Jaguar 100.







Копию Jaguar XK120, я покажу Gorgi, принадлежащей уже в то время компании Matell,  выпущенную в 1991 году на мощностях Китайской Народной республики.























Вот копии автомобилей Jaguar C-type победителей в Ле-Манн 1951 и 1953 годов, выпущенных в одном наборе итальянской компанией Brumm.





Масштабных моделей Jaguar очень много и в смоле и белом металле, с разной степенью детализации, каждый прототип  имеет свою историю, оригинальную конструкцию и запоминающийся дизайн, выделяющий автомобили Jaguar из общего потока, вдохновляющий многих, как на различные виды творчества, так и на выбор жизненных ориентиров. Я не уверен, что современные автомобили способны на это, хотя вкусы очень индивидуальны.

c-type, solido, brumm, Масштаб 1\43, corgi, xk-120, jaguar, oxford

Previous post Next post
Up