FIAT S76 История покорения рекорда!

Mar 28, 2016 17:04



Продолжая рассказы о рекордных автомобилях и их масштабных моделях, начатые тут, сегодня мне хочется , чтобы вы познакомились с FIAT S76 1911 года. В огромном перечне книг, статей, публикаций в сети Internet, можно узнать  по сути одну и туже информацию, которую коротко можно изложить в виде следующих тезисов:

- В 1911 году, компания FIAT решила поучаствовать в покорении рекорда скорости на суше, для чего создала автомобиль с мощным 300 сильным двигателем, объемом 28,4 литров ( если быть точным 28 353 куб.см) . Множество исследователей утверждает, что двигатель не разрабатывался специально для автомобиля, а установили на шасси по версии части историков в том числе которых и наш Евгений Кочнев - авиационный двигатель, по версии других двигатель от дирижабля Forlanini F.5

- В 1911 году на трассе в Бруклендсе в Великобритании, на юго-западе от Лондона, Пьетро Бордино за рулем  FIAT S76 достиг скорости в 201 км\ч и чуть не разбил автомобиль.

- В 1912 году  FIAT S76 продали русскому аристократу князю Борису Суханову, страстному автомобилисту и гонщику любителю.

-  В 1913 году Артур Дюре на дистанции в 1 км разогнал FIAT S76 до 213 км\ч, что превысило официальный рекорд равный 205,443 км\ч, установленном Фредом Марриотом в 1906 году за рулем парового автомобиля Stanley Rocket. Однако результат Дюре, не признали официально, так как он прошел дистанцию только в одном направлении, а к тому времени для установления рекорда ее необходимо было пройти в двух направлениях ( туда и обратно) и средняя скорость считалось официальной. К тому же достижение Дюре уступало скорости в 228 км\ч, которую в 1911 году развил Боб Бармэн за рулем Bliten-BENZ. Результат Боба, по тем же причинам что и достижение Артура Дюре, не признали официально.

- По окончании первой мировой FIAT S76 продали богатому покупателю из Египта, далее он оказался в Австралии, где его нашел реставратор из Великобритании Дункан Питтавей. Через более чем 12 лет работы по реставрации автомобиль показали публике летом 2015 года на «Фестивале скорости» в Гудвуде, ежегодно проходящем в Великобритании.

Такие сухие и повторяющиеся факты совсем не раскрывают всю полноту информации о   FIAT S76 и только подтверждают мнение скептиков, давшим этому автомобилю обидные прозвища «Монстр из Турина», «Трудно управляемый монстр», «Крупнейшая ошибка FIAT», «Белый слон» ( хотя автомобиль все же был окрашен в красный, тут имеется в виду идиоматическое выражение, означающее нечто чрезвычайно дорогостоящее, но не приносящее практической пользы. По одной из легенд король Сиама, чтобы разорить своего подданного, дарил ему белого слона, очень дорогое и считающееся священным (поэтому не привлекаемое ни к каким работам)  животное,  и требовал заботиться о столь дорогом подарке)). Что же было на самом деле? Сегодня вряд ли мы это узнаем на 100%, но чуть подробнее все же разберемся.
К сожалению, проходившая в 2006 году в московском манеже итальянская выставка «Миф и Скорость» совершенно не дала ответов на существующие вопросы.



В каталоге выставки, можно найти одну небольшую фотографию FIAT S76 и ничего об успехах этого автомобиля, также отсутствует какая-либо информация  о князе Борисе Суханове, хотя вряд ли можно было найти лучший повод, чтобы рассказать больше подробностей о FIAT в России. Складывается впечатление, что итальянцы не очень гордятся этим автомобилем, в отличие от других, например Itala, Alfa Romeo, различные FIAT и естественно Ferrari, нашедшим в этом издании более подробное упоминание.
Поэтому до сих пор, все кто хоть что-то знает о FIAT S76, оперируют единым набором фактов и различными версиями, к сожалению, не подтвержденные фотодокументами или рассказами очевидцев.  И так.

К 1911 году благодаря усилиям Джованни Аньелли FIAT превратился в транснациональное предприятие, имеющее собственный завод даже на территории Североамериканских соединенных штатов ( открылся в 1908 году). FIAT продавал множеству стран помимо легковых автомобилей, значительные объемы грузовой техники, автобусов, двигателей для аэропланов и дирижаблей, военную технику и конечно запчастей. Помимо успехов в своей основной деятельности - бизнесе, FIAT снискал славу на гоночных трассах, а это не возможно было без новых интересных инженерных разработок и бесстрашию гонщиков, среди которых, кстати, был, например, и Винченцо Лянча. В 1908 году на FIAT создали автомобиль FIAT S61 с 10 литровым двигателем, мощностью 115 лошадиных сил, способным развивать скорость в 150 км\ч, что сыграло не мало важную роль для победы в «Гран При Франции» и на других трассах. В 1911 году инженеры FIAT предложили новую конструкцию гоночного автомобиля FIAT S74 с 14 литровым двигателем, мощностью 190 лошадиных сил, способным развивать скорость в 165 км\ч, и он под управлением Дэвида Брюс-Брауна стал первым на «Гран При Америки» и еще на протяжении трех лет лидировал в различных соревнованиях. Поэтому когда встала задача побороться за рекорд скорости на суше инженеры FIAT решили создать еще более мощный двигатель, обоснованно предполагая, что он, безусловно, разгонит автомобиль до максимальной скорости!

Работы над FIAT S76 начались в конце 1910 года, под управлением Феличе Наццаро, возглавлявшего спортивное отделение FIAT и иногда самостоятельно принимавшего участие в гонках или испытаниях новых автомобилей.




Сборка FIAT S76

Утверждение, что двигатель позаимствовали от дирижабля не верно, так как его выпуск начался только в 1911 - 1912 году.  Именно в это время дирижабль Forlanini F.5  использовался для перевозки грузов и пассажиров между Италией и Турцией. На нем применили двигатели, разработанные для   FIAT S76,



Два двигателя FIAT S76 на постаменте для дрижабля 1912 год

а чуть позже заменили их на двигатели FIAT меньшей мощности, для экономии топлива.

Поэтому не корректна версия о том, что когда FIAT решил включиться в состязания по установлению рекорда скорости на суши, его инженеры не стали разрабатывать новый двигатель, а взяли авиационный или двигатель для дирижабля. Вкладывая деньги в создание новых автомобильных двигателей, инженеры FIAT переносили полезные достижения в другие сферы своего бизнеса, связанные, в том числе и с двигателями для летательных аппаратов или моторных лодок. Кстати в 1912 году итальянская газета La Stampa Sportiva сообщила, что 16 апреля в Монте-Карло известный спортсмен Франц Конелли на моторной лодке Sciata попытался побить мировой рекорд скорости на воде. За пять минут и двадцать четыре секунды Франц преодолел дистанцию в шесть километров двести пятьдесят метров, со средней скоростью в 70 км час. На лодке был установлен 300 сильный двигатель FIAT, идентичный тому, что стоял на автомобиле FIAT S76.  Это сообщение подтверждает озвученную выше точку зрения, гоночные трассы прекрасный полигон для испытания новых технологий в сфере двигателестроения, причем в предельных режимах, а если при этом еще и установить рекорд - то автопроизводитель получает прекрасную рекламу и на FIAT во главе с Джованни Аньелли это понимали и не жалели денег.

Над созданием конструкции нового двигателя работал Карло Кавалли. Распредвал головки четырехцилиндрового двигателя он разместил сверху, диаметр каждого выпуклого поршня составлял 190мм, а ход 250 мм. В результате, получился мощный агрегат, выдававший 300 лошадиных сил, объемом 28 353 куб.см.  Водяное охлаждение, магнетто низкого напряжения, 3 свечи на цилиндр.



Двигатель FIAT S76 на стенде 1910 год, справа по всей видимости Карло Кавалли

По версии одних историков, при создании FIAT S76, Феличе Наццаро и его команда использовали, удачное и уже зарекомендовавшее себя шасси FIAT S74 с цепным приводом на задние ведущие колеса и четырехступенчатой коробкой скоростей (три скорости вперед одна назад). По другой версии шасси автомобиля разработали с нуля и оно отличалось от шасси S74. К сожалению это сложно проверить, ведь даже то шасси, которое Дункан Питтавей использовал при восстановлении FIAT S76 не имеет 100% оригинальной подтвержденности. Дункан назвал сначала одно место в Австралии, где он его приобрел в погнутом и ужасном состоянии, а когда историки и энтузиасты гонок из Австралии опровергли его версию, он назвал другое место, тоже опровергнутое, теми же людьми. Все призывы австралийцев показать фото того, что  купил Питтавей в первоначальном виде, Дунканом игнорировались. С другой стороны можно сравнить чертежи, однако чтобы это сделать их нужно заполучить, мне известен только один.



Чертеж FIAT S76 1910-11 годы

Фактом остается то, что 2\3 пространства на шасси занимал двигатель.

Продолжим, кузов FIAT S76 создали из металла, придали ему аэродинамическую форму и  окрасили в красный цвет - традиционный цвет итальянских спортивных автомобилей. Объемный бензобак разместили за сидением водителя. Передний радиатор из латуни размер в самом широком месте 700мм и толщиной 280 мм.   В качестве амортизаторов пружины, колесная база 2750 мм, колея передних и задних колес 1300 мм, размер передних колес 880х120 мм задних 895 на 135 мм, покрышки колес белые, длина автомобиля 3750 мм, высота в самой высокой точке 1600 мм,  масса 1900 кг.



FIAT S76 1910-11 годы ( на рисунке не изобразили выхлоп совсем)



FIAT S76 1911 год, собранный в цеху ( обратите внинмние две выхлопные трубы и они квадратные, радиатор не выкрашен)



1911 год еще одно фото в цеху с другого борта





FIAT S76 1911 год, Турин Нацарро за рулем ( обратите внинмние две выхлопные трубы они квадратные и на этих снимках)



FIAT S76 1911 год, Турин Нацарро тестирует автомобиль

Многие исследователи считают, что построили всего один FIAT S76, однако некоторые, в том числе и Дункан Питтавей возражают и приводят доводы, что построили больше - два. Первый в первой половине  1911 года, второй позже, примерно в 1911-1912 годах. Вторая группа исследователей сравнивая существующие фотографии высказывают версии что на них изображены разные автомобили. Во первых на фото отличаются системы выпуска выхлопных газов двигателя ( на ранних фото видно два отверстия и они квадратные, на поздних четыре отверстия и они круглые)  а также элементами шасси (например, разная конструкция приводных звезд)  и кузова (изменена форма заднего обтекателя и капота) .  Однако скептики утверждают, что если бы собрали два автомобиля, то обязательно существовало бы фото, где они стояли бы вместе. На что последователи Дункана Питтавея парируют, что это не возможно, так как второй автомобиль собрали в 1912 году, принимая поправки и улучшения видные в виде рукописных заметок на чертежах первого авто, когда первый уже отбыл в Россию и, не смотря на то что он путешествовал, в Италию он более не возвращался. Основным фактом, на который опирается эта группа автомобильных энтузиастов является фото датированное 1919 годом. И якобы далее на FIAT разобрали автомобиль - стандартная процедура, чтобы никакие разработки не попали конкурентам.  Именно со второго автомобиля Дункан Питтавей использовал оригинальный двигатель, восстанавливая свой автомобиль. Конечно это возможно, но зачем разбирать второй автомобиль, если первый продан и даже за границу. Не выгоднее ли его продать. И почему имея столь мощный автомобиль, FIAT никак его не использовал для увеличения своих спортивных успехов, а только как рекламный объект. Вопрос все же остается открытым.

Публике FIAT S76  впервые показали в христианский праздник «Троицы» - 10 июня 1911 года на трассе в Бруклендсе Великобритания. В понедельник, традиционно являющимся после праздника Троицы в Великобритании, выходным днем, тут должны планировались состязания Бруклендского автомобильного клуба (BARC).



1911 год двигатель FIAT S76

Однако оказалось что трасса в Бруклендсе не пригодна для большого, и мощного FIAT S76. Существовала  вероятность аварии, особенно при прохождении поворотов, после разгонов на прямых. Поэтому в гонках решили не участвовать, а направить автомобиль своим ходом на пляж Салтбурн, где на его гладкой песчаной пятикилометровой поверхности попробовать побить рекорд скорости на суше, установленным Виктором Хемери на двухсотсильном Blitten-BENZ. Пьетро Бордино отправился на FIAT S76 своим ходом из Бруклендса к пляжу Салтбурн, вызывая испуг других участников движения, ревом двигателя ( а это примерно 94 ДБ), пламя из него вылетающее и выхлопные газы, не только пугали пешеходов, но и сдували с них шляпы.



1911 год FIAT S76, за рулем Бордино,  на заднем фоне отель Зетланд, Салтбурн (обратите  внимание на автомоиле есть регистрационный номер впереди)

К сожалению, песок на пляже Салтбурн оказался очень влажным. Погодные условия не столь благоприятны, как ожидалось, однако Пьетро Бордино за рулем  FIAT S76 побил рекорд скорости на милю при старте сходу - 116,2 миль в час, превысив прежний на 0,3 мили в час,  и чуть не утопил автомобиль (напомню, что Хемери разгонял свой BENZ в Бруклендсе в более лучших условиях и на твердом покрытии, а не на песке).



1911 год Салтбурн, первая атака на рекорд скорости

Завязший в песках FIAT S76 с помощью лошадей вовремя удалось отбуксировать в безопасное место, пока не начался прилив. Второе время в тот день показал Перси Ламбер, достигнувший на своем Austin скорости 81,04 мили в час. Пьетро Бордино отметил, что FIAT S76 очень трудно удержать на мягком песке, а тормозной путь просто огромен. Во время рекордных заездов присутствовал знаменитый художник Гордон Кросби, сделавший несколько набросков FIAT S76.Сам автомобиль отправили на завод в Италию.



Один из знаменитых художников Гордон Кросби ( 1885 - 1943), создавший множество картин, рисунков самолетов и автомобилей





1911 год рисунки FIAT S76 Гордона Кросби

В течении многих лет позже еще несколько художников изобразили FIAT S76 на своих картинах,



1912 год FIAT S76, автор Джованни Касандер - Нидерланды ( правда цветовая гамма автомобиля абсолютно не верна, да и радиатор должен быть в цвет кузова)



1911 год Fiat S76,  автор Петер Энтвистл - Великобритания, тоже ошибка в картине, грунт должен быть белым, так как Нацарро, а его мы видим за рулем тестировал автомобиль зимой, по снегу



1912 год FIAT S76, автор Кук - Шотландия ( цветовая гамма автомобиля абсолютно не верна, а вот радиатор правильно в цвет кузова ). Напоминает стиль Нико Пиросмани умершего в 1918 году



1913 год Fiat S76,  автор Алексей Строганов - Россия, хорошая работа, самобытная, а не срисованная, однако выхлоп не стого борта и цветовая гамма автомобиля не та. Сейчас эта картина находится в частной коллекции и на автомобиле появился номер - 1 и надпись, которая совсем не относится ни к рекорду ни к FIAT S76

а Стефан Марджорам из Великобритании, волею судьбы проживающий недалеко от  мастерской Дункана Питтавейя, зарисовал процесс восстановления этого автомобиля. Вот несколько его работ:


















После выхода книги Л.М. Шугурова «Москва автомобильная», где я впервые увидел фото   FIAT S76, показывающее автомобиль и его нового владельца князя Бориса Суханова на Пятницкой улице, где он проживал,



Фото из книги, обратите внимание на подпись, купил, не справился продал и ниакакого намека, на то как князь пытался бороться за рекорд

для меня открылась новая страница в истории этого интересного автомобиля. К сожалению пока никто из автомобильных и других историков не пролил свет на подробности биографии князя Суханова. Известно, что он был богат, владел несколькими автомобилями, среди которых значились Berliet, Darracq и шестидесятисильный Mercedes. Содержал штат механиков и водителей их обслуживающих, однако не замечен среди членов «Московского автомобильного общества»  и «Императорского Российского автомобильного общества»  ни как автор книг по автомобильной тематике, ни как победитель авто спортивных состязаний в других странах мира. Однако есть пара фото с гонок, проводившихся в Москве.



Я понимаю, видно плохо, однако за рублем князь Борис Суханов на Berliet, оснащенный двиагтелем мощностью 45 лошадиных сил. Москва 1910 год



Князь Борис Суханов за рулем FIAT S74. Москва, 1911 год

По версии одних историков, он наблюдал за попытками FIAT побить рекорд скорости на суше и предлагал свои средства в качестве спонсора, по версии других ему очень понравился мощный  FIAT S76 и он еще в 1911 году выходил на руководство автоконцерна с просьбой продать ему его.



1911 год, Италия, Турин за рулем князь Борис Николавевич Суханов

Мне кажется тут только доля правды, на самом деле, скорее всего было так. Князь Суханов беседовал с кем-то из руководства  FIAT, восхищаясь автомобилем и идей побить на нем рекорд скорости. Вряд ли FIAT нуждался в средствах Суханова, как спонсора, там более в этом случае пришлось бы делить с ним славу рекорда, однако он был интересен как покупатель автомобиля, который возможно не оправдал ожидания своих создателей, после первых тестов в Бурклендсе и на пляже Салтбурн. Ведь судя по дальнейшим событиям, сотрудники FIAT нигде не были замечены в попытках установить новый рекорд скорости на FIAT S76. И тут странно, если сделали второй  FIAT S76, то почему его нигде не использовали? С другой стороны логично, если на FIAT поняли свои просчеты, от автомобиля решили просто избавиться и продать восхищенному аристократу. Само же руководство  FIAT всегда могло построить новый автомобиль, учитывая результаты тестовых заездов, а не совершенствовать старый, возможно уже поврежденный автомобиль. Увы, это только версии, фактом же остается то, что в 1912 году (через 18 месяцев после его создания) немного переоборудованный FIAT S76 доставили в  Москву. Появились защитные кожухи приводных цепей, радиатор покрашен, а не латунный ( возможно в этот момент автомобиль вообще полностью сменил цвет, либо лакокрасочное покрытие кузова полностью обновили, окрасив и радиатор) и самое главное изменили капот и установили глушитель и трубу вывода выхлопных газов, как на обычных дорожных автомобилях.



1912 год, Италия, Турин, FIAT S76 перед отправкой в Москву

Однако, двигатель автомобиля все также громко ревел и сам московский генерал-губернатор запретил ездить на FIAT S76 по городу.  Пытался ли разгонять автомобиль до рекордных скоростей князь Суханов в России, доподлинно не известно.  К его чести он не оставил FIAT S76 в собственном гараже как экспонат и все же решил использовать по прямому назначению - атаковать рекорд скорости, наняв для этого французского гонщика Артура Дюре. Никто не высказал версий, почему Дюре, а не например Пьетро Бордино, уже знающий характер FIAT S76. Даже сам Артур в своем рассказе 1914 года об атаке на рекорд, приведенный в разном виде во множестве источников, скромно отметил, что просто обрадовался, что выбор пал на него и появилась такая интересная возможность.  Однако тут все же можно предположить следующее: скорее всего князь Суханов если уже и решил искать гонщика, то несомненно лучшего и желательно знакомого.



Артур Дюре 1903 год

Артур Дюре - родился в Нью-Йорке в бельгийской семье чуть позже, получил французское гражданство, скорее всего для участия в гонках под флагом Франции в Европе.  Еще в 1903 году он уже обладал титулом «короля скорости», установив дважды рекорд скорости на суше за рулем автомобиля  Gobron Brillie сначала в июле равный 134,33 км\ч, а зетам в ноябре равный 136,36 км\ч. В 1904 году  31 марта на этом же автомобиле Дюре преодолел рубеж в 142,85 км\ч, однако в этот же день его рекорд пал. В 1907 году Артур Дюре стал победителем первой в России автомобильной гонки «Москва - Санкт-Петербург».



1907 год Lorraine-Dietrich, с двигателм мощностью 60 л.с., за рулем Артур Дюре, первая гонка в России

Артур считался фаворитом французской команды и оправдал доверие, преодолев на своем автомобиле Lorraine-Dietrich  дистанцию в 686 километров за 9 часов 22 минуты, со средней скоростью 73,5 км в час. Кто знает, может именно тогда Ильф и Петров запомнили автомобильную марку, автомобиль которой сделали героем своего знаменитого романа «Золотой Теленок».  Результат Дюре поразил многих, никто не ожидал, что по плохим дорогам можно проехать так быстро. Когда на финише гонки самого Артура спрашивали о состоянии дороги, то он отвечал: «Дорога? Да она недурна. Впрочем, я ехал тихо!»



Картина, посвященнаяя Артуру Дюре и первой гонке в России 1907 года

На торжественной церемонии награждения 27 мая в Михайловском манеже Дюре получил приз Императорской фамилии стоимостью 2000 рублей, а также «ценную вещь от комитета выставки и 800 рублей деньгами, ценную вещь в 400 рублей от «Санкт-Петербургского Автомобиль-Клуба».



1907 год, плакетка, посвященная победе Дюре

Ему же достались и 300 рублей подполковника Н. Я. Гарденина, учредившего от своего имени приз за «побитие 15-часовой нормы». В Москве Суханов и Дюре скорее всего и могли познакомиться. Так что, выбирая Дюре для своего предприятия князь Борис Суханов опирался на настоящего профессионала и любителя быстрых скоростей.

В середине 1913 года Суханов и Дюре подписывают контракт. Князь отправляет автомобиль на трассу в Бруклендс, предполагая разогнать FIAT S76 до рекордной скорости именно там  очевидно не обращая внимания на результаты тестов, проведенные в 1911 году на этой трассе Пьетро Бордино.



1913 год, Артур Дюре в Бруклендсе, на автомобиле скорее всего московский регистрационный номер 326

Увы, из-за невнимания к опыту итальянца, потеряли много времени, хотя конечно никто не знал, что мир стоит на пороге страшной Первой Мировой войны, когда уже никому не будет дела до рекордов скорости. В общем, в Бруклендсе Дюре понял, что ему не разогнать FIAT S76 до предела, так как машина не очень хорошо ведет себя в поворотах. Он прокатил Бориса Суханова по треку пару кругов со скоростью около 200 км\ч и князь, осознал, что бороться тут за рекорд опасно для жизни,  посетовав на потерянное время, он поручил Артуру самостоятельно найти новую трассу.  Дюре нашел трассу на Лазурном Берегу на юго-востоке Франции между городами Арль и Салон-де-Прованс, однако, функционеры из Автомобильного клуба Франции (АКФ) отказались фиксировать рекорд на этой трассе, как несертифицированной для подобных состязаний.  Пришлось искать дальше и выбор пал на Остенд - бельгийский город на берегу Северного моря, на окраине которого существовал прямой заасфальтированный участок длинной около 5 километров. Не смотря на то, что Артур Дюре считал этого расстояния не достаточным, другие альтернативы отсутствовали. Дюре провел около четырнадцати пробных заездов на этом участке, автомобиль оборудовали дополнительным обтекателем на радиаторе, сняли выхлопные трубы, все для лучшей аэродинамики.











1913 год Остенд

Перед тем как начались официальные заезды Артур Дюре и князь Борис Суханов запросили АКФ о значении официально признанного рекорда скорости на тот момент и порядке правильной фиксации попытки по его увеличению, на что получили два письма в ответ.  Согласно первого письма, полученного 27 октября 1913 года они уяснили, что официальным рекордом скорости на суше на один километр с ходу признан результат, установленный на автомобиле Bliten-BENZ 8 ноября 1909 года на трассе Бруклендс в Великобритании. Автомобиль прошел дистанцию в один километр с ходу за 17,761 секунды со средней скоростью 202,691 км\ч. Аналогичный рекорд со старта с места, на дистанции один километр, установлен в тот же день. На прохождение дистанции потребовалось 31,326 секунды, а  средняя скорость составила 114,92 км\ч.  Для официальной регистрации попытки установления нового рекорда скорости на суше, необходимо чтобы автомобиль преодолел дистанцию в двух направления ( туда и обратно), причем время между попытками не должно превышать десяти минут. Для регистрации временных значений необходимо использовать  аппаратуру автоматической фиксации времени фирмы Colonel H.C. Holday’s , которую при необходимости может предоставить АКФ. Во время проведения заездов за ними кроме хронометристов должен наблюдать представитель автомобильного клуба той страны, где находится трасса.
Второе письмо датировано 14 ноября - ответ на запрос о согласовании трассы в Остенде. Представители АКФ согласовали выбранную трассу и напомнили, что при установке рекорда должен присутствовать представитель «Королевского Автомобильного клуба Бельгии».
Все формальности утрясли, заезды на установку рекорда скорости назначили на декабрь.



Разметка трассы и приборы фиксации времени прохождения дистанции, 1913 год Остенд

Вот как описывает поведение автомобиля Артур Дюре, во время декабрьских заездов в Остенде. Не смотря на то, что  FIAT S76 обладает таким огромным и мощным двигателем, заводится он на удивление легко, так же как любой дорожный автомобиль с куда скромным двигателем в несколько лошадиных сил. Тот грохот, который он издает вначале, пугает, однако потом к нему привыкают, я же, как бывший летчик, совсем не обращал на него  внимание. Пока автомобиль разгоняется, нет никакого дискомфорта, он идет плавно и легко, но когда он достигает 190 км\ч это уже другой автомобиль. Необходимо очень крепко держать руль, чтобы задавать направление, меняющееся от любого камушка или кочки на дороге. При этом необходимо держать себя в кабине автомобиля и быть предельно собранным, чтобы не вылететь из него, особенно когда при увеличении скорости рывки автомобиля ощущаются сильными ударами спиной о сиденье. Помимо этого вам нужно внимательно следить за дистанцией, так как время прохождения между ее началом и окончанием равно примерно 17 секундам и если начать тормозить позже, чем получен сигнал от второго хронометриста на финише, все может кончиться трагично. Дюре очень расстраивался из-за того, что трасса в Остенде крайне коротка и не позволяла ему разогнаться до 230-240 км\ч. FIAT S76 был способен на это, он уверен. Всего 1500 метров для разгона, контрольный километровый участок и 1500 метров для торможения.  И если Дюре тормозил позже, чем нужно его механик Генри Мальтс, очень переживал и менялся в лице.


1913 год, FIAT S76 по друководством Дюре мчится вперед! Вторая атака на рекорд скорости

А это видео тех лет, найденное на просторах сети

Не повезло Дюре и Суханову и с официальными хронометристами. Не смотря на то, что, по мнению Дюре ему удавалось разгонять автомобиль до 225 км\ч, на лентах хронометров, это четко не зафиксировано, а лучшая попытка отмечена 8 декабря 1913 года, скорость составила 211,661 км\ч, но пройденная в одном направлении. Официальный хронометрист посоветовал в следующем году нанять электрика опытнее, чтобы он тщательнее следил за контактами на дороге, начинающими отсчет времени. Зимняя бельгийская погода, также не стала союзником Дюре и Суханова. Выдалось только два хороших дня, но в эти дни, сначала долго приходилось готовить трассу, разбрасывая покрышки вдоль нее и отгоняя зевак, а потом успокаивать  директора «Остендской Трамвайной компании» постоянно взывающего полицию и беспокоящегося за сохранность недалеко проложенных трамвайных путей.

Попытка побить рекорд скорости на суше для FIAT S76 в очередной раз не удалась.  Дюре надеялся на благоприятный повтор весной 1914 года, однако этого не случилась. В начале 1914 года он заключил контракт с Миньером и участвовал в гонках в Америке на трехлитровом Peugeot 5L, где занял второе место на треке в Индианаполисе.  Суханов не имея опытного водителя, решил подождать, а затем грянула Первая Мировая война и дальнейшие события в России изменили судьбу князя Бориса Суханова. Есть версии, что после Остенда FIAT S76 направили в Италию на завод, для проведения технического обслуживания, однако она не подтверждена документально. Некоторые историки склоняются к тому, что FIAT S76 из Бельгии отправили обратно в Москву, где князь Борис Суханов мог провести любое техническое обслуживание, опираясь на знания своих механиков, а также сотрудников, например, «Гаража Александра Михайловича Фокина», Германа Мейера или «Русского акционерного общества автомобилей ФИАТ», занимающихся ремонтом и продажей автомобилей FIAT в России. Доподлинно это не известно, как не известно и то, каким путем автомобиль попал в Австралию, где его останки якобы приобрел Дункан Питтавей. Есть версии, что Суханов сначала продал его египетскому аристократу, кто-то утверждает, что есть следы FIAT S76 в Мексике,  путь ли это одного и того же автомобиля или возможно двух разных установить сложно, возможно в будущем найдутся какие-то архивы или свидетельства раскрывающие эти загадки.  Однако судя по имеющимся фото FIAT S76, скорее всего побывал в Италии в 1913 или 1914 году, о чем свидетельствуют фото этого автомобиля в Парке Валентино, в Турине.



Слева Артур Дюре, справа Борис Суханов, ниже FIAT S76 в парке Валентино, Турин, Италия, предположительно 1913 год



Вот как выглядит эта башня средневекового замка в центре парка Валентино в Турине сегодня.

Видна средневековая башня из Парка Валентино.  А потом или вернулся в Италию, после продажи его Сухановым или не покидал ее.

Вот фото 1919 года ( потому что на заднем плане виден новый FIAT 501, начавшийся производится именно в 1919 году). На фото виден фонтан из Парка Валентино.



У FIAT S76, четыре выхлопа, на не два. Возможно это еще один авто, а возможно переделанный FIAT, ранее принадлежавший князю Суханову.

Вообще Итальянцы любят в этом живописном месте фотографировать автомобиль, например вот:



Возможно проданный Сухановым автомобиль, чуть доработали (изменив систему выхлопа) перед тем, как по Средиземному морю доставить в Египет.
Противоречива и дальнейшая история Бориса Суханова, кто-то утверждает, что он закончил свою жизнь в Париже, танцуя народные танцы в одном из русских ресторанов, кто-то, что мне кажется более правдивым, вспоминает, что в штате переводчиков работающих после окончания Второй Мировой войны в Западном Берлине трудилась пара немолодых уже москвичей. Пожилой глава этой семьи иногда вспоминал, что до революции владел трехсотсильным FIAT, на котором ему не разрешали ездить по городу. По всей видимости этим главой семьи являлся Борис Суханов!

Артур Дюре участвовал в автомобильных гонках до 1934 года, но особенно не отличился, разве только в 1924 году два раза стоял на подиуме, выступая на Hispano-Suiza. Умер в 11 февраля 1954 года, пережив две войны и оккупацию.



1967 год, не смотря на то что FIAT S76 нет ни в первозданном варианте, ни в востанновленном, о нем помнят, используют в карикатурах



или на обложках

Дункан Питтавей с большой помпой показал воссозданный FIAT S76 в 2015 году в Гудвуде, он безусловно проделал огромную работу, однако что это профессионально выполненная реплика или полностью оригинальный автомобиль споры идут еще до сих пор.





2015 год FIAT S76

Тут , тут , тут, тут и тут можно увидеть фото репортажи по восстановлению FIAT S76 и его в действии
Вот пожалуй и все, а чуть позже я расскажу вам о масштабных моделях FIAT S76, читайте тут

рекорд скорости на суше, fiat, fiat s76

Previous post Next post
Up