Часть V: Битва Титанов
В 2012-м году "Мстители" изменили весь голливудский плацдарм: пришло время киновселенных, которым отныне будет подчиняться из года в год всё больше франшизов, тентполов и законов бокс офиса. Начнёт выстраиваться целая новая карта киномейнстрима, и каждая крупная студия начнёт выстраивать собственный кино-мир, расширенный франчайз, и десятилетие сиквелов, которые заполонили десятки бокс-офиса в 2000-х сменит десятилетие спин-оффов, приквелов и кроссоверов. Дальше всех пойдёт Warner Bros.: выложив на сукно игрового стола кинорынка все свои козыри разом, словно бы каждый свой успех превращая в расширенную вселенную, и речь даже не об очевидных комиксах (DCEU), а вещах куда менее банальных (Лего, Заклятие, в каком-то смысле и Волшебный мир Роулинг). И пока остальным киновселенным придётся словно бы учиться заново ходить, пытаясь подобрать подход хоть в чём-то отличный от мира Кевина Файги, по пути спотыкаясь, падая, и пытаясь встать снова, в случае с одной франшизой, кажется, проблем быть у Уорнеров не могло с самого начала там, где всё построено за них. Оттого ещё более странно, насколько ухабистым вышел путь для вселенной, породившей на родине Короля сразу 4 эпохи, 4 мира внутри собственной мультивселенной, начав возведение общего фундамента во времена, когда даже комиксы большой двойки обладали внутренними вселенными очень номинально.
То, что студия Уорнер назвала MonsterVerse, по сути своей родилось ещё в 1960-е, как первый масштабный пример расширенной кино-вселенной: даже франшизы о своих монстрах, будь то Человек-Волк или Дракула Юниверсал объединит в единую линейку лишь в 1990-е для продажи коллекций VHS, этакий маркетинговый ход, который так и не найдёт своего полноценного расширенного аналога в современном пост-Марвеловском мире. И Годзилла был впереди планеты всей, вводя Родана и Мотру в фильмы о Гидоре, создавая общий, пусть и условный, мало связный таймлайн, Королём кототорого был гигантский ящер, как олицетворение веяний эпохи. И нет ничего удивительного, что вселенная Toho, породившая разнообразных кайдзю и всевозможных технологий не меньше, чем комикс-франчайзы, словно лакомый кусок Голливуда, готовое творение, как будто ждущее адаптации под реалии голливудского зрителя, замены аниматроники на современный cgi, разраставшееся с каждой новой эпохой, с каждым новым фильмом, наконец дал плоды там, где её пытались привить ещё в 1956-м году, насадив инородные американские элементы к японскому оригиналу. Словно персонажи мифов, которым предстоит возрождаться вновь и вновь в новых, но знакомых ипостастях, так и кайдзю студии Toho - словно миф новейшего времени, были готовы обновить канон для зрителя теперь уже американского. Наступала новая эпоха в истории кайдзю. Годзилла вступал под свет Голливудских софитов. И впервые в истории американского Короля в этот раз он был не один.
Глава I: Да придёт спаситель
То, каким неровным вышел "Годзилла" Гарета Эдвардса видно хотя бы по кассовым сборам: и грандиозный успех стартового уик-энда (90 млн. - один из лучших стартов 2014-го) сменился грандиозными обвалами и 200 миллионами в американском прокате, которым лишь инфляция помогла заполучить первое место в прокате США в обход фильма Эммериха. Результат понятен: кино, чья реклама основывалась на пугающей атмосфере ожидания самого монстра, которого в трейлерах практически не показывали, продвигаемое, как масштабный фильм-катаклизм, больше Монстро, чем Тихоокеанский рубеж, не оказался ни тем и ни другим, при всех своих чисто постановочных достоинствах, не сумел усидеть на двух стульях. Обман даже на уровне рекламы: посмотрите трейлер, на слёзы Брайана Крэнстона, которому заплатили только за треть ставки, крики об ужасе, скрываемом правительством, но который на поверку окажется ГНУСом, а не Королём, и представление Годзиллы, как абсолютной угрозы в противоположность его истинной роли спасителя всея человечества. "Годзилла" банальная жертва не тех ожиданий от кампании, в которой честной оказался лишь процент пребывания Ящера на экране в отношении 2,5 минут трейлера к 2 часа полнометражного кино. Впрочем, при 160-миллионном бюджете в любом случае став хитом, в отличие от Годзиллы Эммериха, правда, не попав не то, что в топ-3, а даже в топ-10 по итогам кассового года, лента всё равно заслужила сиквел: Уорнеры и Legendary оказались чуть менее жадными, чем Сони и TriStar, увидев потенциал даже при гигантских обвалах. И когда права на производство нового фильма о Конге перешли от Юниверсалов, чей абсолютно законченный и самодостаточный джексоновский эпик и не требовал продолжения, к Леджендари, чёткий план стал рождаться на глазах, и ребут Конга оказался частью истории Годзиллы впервые с 1960-х.
И нет ничего удивительного, что вселенная начинает строится скорее в перезагрузке франшизы о "Кинг Конге", кажется, неслучайно взявшей курс на направление противоположное Годзилле Эдвардса. "Конг: Остров черепа" - кино больше о вселенной монстров, нежели о самом короле Острова черепа, к которому вновь вернулось звание кайдзю, с точки зрения канона Конга, который соблюдали даже японцы, не выдерживающее никакой критики, словно фанфик, вычеркивающий абсолютно все элементы истории короля кроме разве что самого Острова, да черепозавров, вдохновлённых дву-лапыми ящерицами из фильма Шедсека и Купера. Не ящерицами едиными: словно предвосхищая запланированное будущее на экране появится гигантский спрут - первый противник Конга ни откуда нибудь, а из "Кинг Конга против Годзиллы" Иширо Хонды, обозначив чёткую линию: "Остров черепа" скорее обязательный сольник новых времён, представляющий персонажа перед больши кроссовером, в рифму первому "Капитану Америке" и "Чудо-Женщине", изолированный от остальной вселенной временным таймлайном, одновременно расширение вселенной и её флэшбек, представляющий элементы, которые сыграют роль в дальнейшем, вводя концепции, которым только предстоит развиться в нечто большее. Кажется, даже дженерик-саундтрек Генри Джекмена, уже писавшего саундтреки к сольным фильмам киновселенной Марвел - как утверждение нового плана, в обход "Годзиллы", пытавшейся начать голливудскую франшизу, направив её в более авторское русло, где даже саундтреком заведовал Александр Деспла, более близкий кино незасимому, чем голливудскому блокбастеру, и создавший тему Годзиллы с нуля.
"Остров черепа" - анти-"Годзилла" Эдвардса, динамичный монстр-муви, которому в то же время не повезло стать следующим полнометражным фильмом о Конге после эпика Джексона, воспринимающийся скорее зрелищным клипом после большого голливудского полотна. Да что говорить, там, где Джексон возвращал Конгу его право рождения в 1933-м году, фильм Джордана Вот-Робертса берёт основы в 1970-х, времени первого римйека, умудряясь быть большим фильмом 70-х, чем фильм Джона Гиллермина, отталкиваясь от пост-вьетнамской тематики, превращая Конга из героя-любовника скорее в Рэмбо среди кайдзю, попутно словно не просто так забредая на временную территорию Эры Showa. Лента, раскрывающая персонажей только для убийства в следующей сцене, набивает экран пушечным мясом в самом начале фильма, которое спасают разве что характерные актёры, благодаря которым запоминается каждая сценарная пешка - будь то в исполнении Джона Гудмена или Ши Уигэма. "Остров черепа", кажется, и держит на своих плечах актёрский ансамбль, собравшийся вместе как будто из любви к Королю в фильме словно промежуточном в большом плане киновселенных. Недаром уже второй фильм подряд экран оккупируют звезды фильмов Марвел будущего (Олсен и Тейлор-Джонсон в "Годзилле", Ларсон в "Конге") и уже своё место в MCU к моменту релиза занявшие (Сэм Л. Джексон, Хиддлстон и Джон С. Райли в "Острове Черепа") - всё это словно часть большой игры, большой песочницы, где игроки меняют позиции, разыгрывая вновь друг с другом знакомые партии, меняются лишь наборы, где актёры сами превращаются из игроков в детали конструктора киновселенных.
Оттого только удивительно, что "Остров" - кино, более дорогое, полное экзотических декораций и сыплющее битвами между монстрами, как из рога изобилия, словно осуществляя мечту фанатов кайдзю куда больше, чем то осмелился сделать голливудский Годзилла дважды, воспринимается, как фильм-однодневка, очередный дженерик-блокбастер с оммажами "Апокалипсису сегодня", в противовес "Годзилле" Эдвардса, бедной на большие красочные битвы и на харизматичных человеческих персонажей. МонстрВерс только родился, но уже обнажил главную проблему расширенных вселенных, умудряющихся обесценивать самые дорогие активы, словно боясь каждый новый фильм серии сделать чем-то большим, чем сумма общих частей франшизы. Там, где "Годзилла" был проектом рискованным, а потому при всей его спорности и ахинейности вызывающим искреннее уважение, как к Эдвардсу, так и студии, давшей свет подходу нестандартному - "Остров" будто бы ежегодная обязательная серия кайдзю-рестлинга эпохи Сёва 1960-х, сдобренная ярким визуалом, от которого и вправду сложно отвести взгляд и всё тем же актёрским составом с звездой в лице Джона С. Райлли, замечательного актёра-второплановика так часто затмевающего в кино состав основной. И как и часто происходит нынче в мире киновселенных "Остров" приобретает большее значение уже ретроградно, как обязательный краеугольный камень целого, начало основания большей саги: теория полой Земли, свидетельства о существовании монстров далёкого прошлого, Титанов, здесь начинают звучать всё основательнее, готовя зрителя к большому шоудауну, выводя тайную организацию МОНАРХ, этакий ЩИТ МонстрВерса, засветившууюся в "Годзилле" исполнением Кена Ватанебе, на передовую, лишь только ненароком заводя линии вникуда: даром герои Хиддлстона и Ларсон станут частью Монарха - больше в киновселенной вы их не увидите.
Впрочем, куда большую целостность МонстрВерс приобретает благодаря комикс-тай-инам, для понимания общего сюжета фильмов необязательным, но приятным дополнениям, куда лучше поясняющим происхождение Двух Королей, попутно связывая Годзиллу с бомбой Хиросимы, словно протаптывая почву под ногами фильма Эдвардса, оправдывая метафоричность Ящера, вводя в самый центр испытаний бомб в Атолле Бикини в 1954-м профессора Серизаву, отца персонажа Кена Ватанабе, попутно разбирая происхождение того самого Монарха. Приятное дополнение и для всех любителей больших и эффектных животных: комикс-сиквел "Острова черепа" подарит целую миниэнциклопедию с описанием всего бестиария Острова. И при всем несовершенстве двух фильмов, словно колоссов, еле держащихся на своих двоих - по иронии МонстрВерс обретёт куда более уверенную почву под ногами нежели DCEU, главная франшиза Уорнеров, даже в плане критики, за 2 фильма и пару комиксов сумев разжевать все основы мира, расставить все фигуры по доске, и прочертив пунткирам все осзновные концепты, готовясь совершить рывок в неизвестность, туда, куда ещё не ступала нога американского кинематографа.
Но, кажется, даже здесь отсутствие изначального плана у Уорнеров сыграет свою роль. О громком противостоянии двух Королей жанра заявят заранее, лишь только заведя источник конфликтов в кажущийся тупик, изначально превратив Годзиллу в спасителя всего человечества, поставив на одни весы с Конгом, защитником мира от монстров из ядра Полой земли. Желание превратить Годзиллу в Спасителя уже в первом фильме, лишив щанса на монструозный первый выход сыграет злую шутку уже на этапе происхождения киновселенной. И Годзилла, которого Toho развивала годами, окажется лишенным даже внятной сюжетной линии, в этом, но всё же уступая Конгу - как будто специально: кому отданы приоритеты между американским романтиком и японским разрушителем, кажется, очевидно с самого начала. На сиквеле "Годзиллы" Эммериха, превратившей Зиллу в защитника человечества от гигантского насекомого, было решено поставить крест только чтобы выдрать концепцию и основную идею и возродить в лице младшего брата с отъевшимся брюхом и с ориджином, рождённым из горячечного бреда времён палеозоя. Куда идти дальше от такого концепта - сказать было сложно. А потому неудивительно, что Майкл Догерти, сменивший Эдвардса на посту постановщика Годзиллы решил отбросить хоть какие-то попытки говорить с публикой с серьёзной миной. "Годзилла" и "Конг становятся основой для целого мира, который уже четырежды открывал свои двери в мир японского кино. Всё начиналось снова. И Догерти принал единственное возможное в данном случае решение: он выжал педаль газа до упора.
И начался рок-концерт
Глава II: Гнев Титанов
И всё повторяется снова. Как в первый раз. Как каждый раз. Земля содрогается, сквозь лёд пробиваются три головы Королевской Гидры, личинка вновь превращается в прекрасную бабочку, и гигантский птеранодон, наконец, полностью расправляет свои крылья. Самое замечательное в "Короле монстров", что он даже не пытается быть мрачным и релистичным, плюя на все попытки обосновать существование гигантских 100-метровых животных хоть чем-то, кроме псевдонауки из первого фильма и "Острова черепа", но проговариваемой отныне не с зубодробительной серьёзностью нобелевских лауреатов, но с воодушевлением юных гиков, дорвавшихся до любимой тематики, и готовых с огоньком в глазах выступать перед аудиторией, даже не задумываясь о том, насколько серьёзно их воспримут. И Догерти - словно один из этих гиков, будто понимающий ограниченность планов Уорнеров, неуверенный в том, что ему и бестиарию Toho ещё хоть раз представят шанс, дадут так долгожданное слово, решает сказать всё и сразу, без тормозов, вываливая на зрителя концепции, персонажей, но самое главное кайдзю со скоростью пушки, стреляющей чёрными дырами. "Король" - словно бы попытка впихнуть невпихуемое в 132 минуты хронометража, детская мечта, воплощённая в реальность, и о которой так трудно рассуждать всерьёз, если вы оказываетесь не на одной волне с её режиссёром. И если вы не на одной волне с Королём. Ждали Годзиллу 1,5 часа в фильме Эдвардса? Получите и распишитесь! Режиссёр не позволяет продохнуть ни на минуту, пытаясь успеть всё и сразу: Мотра на 5-й минуте, Гидора на 40-й, Родан на 60-й - бестиарий сыплется, как из рога изобилия, захватывая экран IMAX, не позволяя самому себе остановиться на секунду, словно зная: дальше остановка "Годзилла против Конга" и выпавший впервые в 65-летней истории Короля шанс нужно использовать до последнего.
И словно вся история франшизы пролетает перед твоими глазами вновь: Гидора под старым добрым именем из эпохи Сёва Монстра Зеро получает инопланетный ориджин, но меняется ролями с инопланетянами, учась самостоятельно контролировать других кайдзю, воплощая в себе черты Гидоры любой из эпох, становясь её квинтессенцией, Родан взлетает прямиком из вулкана, где, кажется, спал с самого первого фильма со своим участием в далёком 1956-м, а историю Мотры сопровождают две японки-близняшки в исполнении Чжан Цзыи из "Мемуаров гейши", пусть и не лилипутки, но Голливуд осваивает территорию маленькими шажками, дайте ему шанс! Сцена за сценой сменяются с безумной частотой: с неба в воду летит универсальное оружие против кайдзю - разрушитель кислорода из самого первого фильма Хонды; Годзилла превращается в живой ядерный огненный реактор в духе "Годзиллы против Десторойи"; а Мотра отдаёт часть жизненной энергии Годжире, как когда-то Родан в Хэйсэй Эре. Если вам мало и этого, то просто дайте освоиться персонажам, которое в общем то и читают не сценарий, а цитируют фильмы всех эпох разом - от такого количества отсылок и оммажей замкнуло бы даже Джей Джей Абрамса. И "Король монстров" - это признание в любви всем Годзиллам за раз, эпохам всех Солнц, использование десятков сюжетных ходов десятков фильмов в одном, сумбур вместо музыки, какофония, которую почему-то невероятно приятно слушать! Причём буквально: Беар МакКрири выжимает своего внутренного Циммера до максимума, но лишь там, где необходимо, вовремя умудряясь остановиться, успокоиться, глубоко вдохнуть, поднять палочку дирижёра и выдать настоящее музыкальное чудо:
Click to view
Click to view
И грозный марш Ифукубе и нежная мелодия Косеки обретают себя в инструментах оркестра МакКрири, звуча на новый лад, но так знакомо, обрамляя собой выход Короля и Королевы впервые в истории голливудского Годжиры, словно возвращающего себе славное имя, обретая звания истинного "Короля монстров" без нелепого восклитательного знака. Происходит чудо кинематографа: мелодия звучит сочетанием духовых и ударных, крылья гигантской бабочки расправляют и ты словно молодеешь лет на пятнадцать-двадцать, наблюдая вместе с другими героями фильма настоящие Чудеса. История "Годзиллы" продолжительностью в 65 лет словно достигает своей эмоциональной кульминации - кино-попурри, скорее сборника "лучших песен" в исполнении Ящера и его славной группы кайдзю - взгляд на историю со смахиваниием ностальгической слезы, этакие "Финальные войны" от Голливуда или Бондовский "Скайфолл". И даром, что качество работ Мэндеса и Догерти разнится не в пользу последнего, сравнение не безосновательно: так же, как "Скайфолл", будучи третьим фильмом в ребуте работает лучше, как 23-й фильм об агенте 007, усталом герое, за плечами которого целая жизнь, словно бы все приключения всех эпох разом, так и "Король монстров" - куда больше 35-й фильм о Годзилле, чем 3-й фильм МонстрВерса, последнее испытание короля всего мира перед восхождением на трон американский. Испытание, при просмотре которого зритель, пришедший в кинозал лишь после двух предыдущих фильмов франшизы рискует потеряться. Догерти снимает кино для своих и этого не скрывает, и наглостью своей очаровывает там, где другой бы замер на полуслове, пытаясь угодить всем и каждому.
И главная прелесть и недостаток фильма в том, что это кино - словно наглый вызов неиспользованному потенциалу, расширенной вселенной, не успевшей расшириться по-настоящему, демонстрация титанического потенциала кайдзю-бестиария, отданного в угоду грядущему кроссоверу с Конгом. Знакомая ситуация: так же, как сиквел Человека из стали успел превратиться в "Бэтмена против Супермена", скомкав и без того истерзанную историю персонажа, так и Годзилла словно бы лишается полноценной саги, необходимой для осмысления всех концептов, персонажей, монстров. И "Король монстров" словно 4-часовое кино, урезанное до 2:12, к которому никто не выпустит Догерти-Кат, как бы мы его не заслуживали. И "Король" - кино для своих настолько, насколько возможно, которое так трудно хвалить всерьёз, но которое словно воплощает всё, что мечтал увидеть в кино в детстве: напоминание о 7-летнем ребёнке в твоей душе лучше, чем практически любой из нынешних супергеройских фильмов, кажется, забывших что-то настоящий фан, умудряющихся даже супер-способности, настоящее чудо по сути говоря, показывать с восторгом каждодневной рутины.
Снайдеркат, который мы заслужили!
В определённый момент кажется, что здесь не хватило бы 4 часового хронометража - кайдзю появляются на экране и исчезают, чтобы уступить дорогу друг другу, концепты используют, чтобы обнулить их действие через 10 минут: поппури в полном смысле - а точнее рок-концерт, где каждая песня может оборваться на средине, дабы опьянённый выходом на сцену исполнитель под визг толпы устроил запил своей любимой композиции с кайдзю тут же, прямо на сцене. Ситуация с фильмом Эдвардса переворачивается с ног на голову, если казалось, что у постановщика фильма 14-го года кайдзю были лишь ненужным довеском в истории катастрофы, то в "Короле" люди, копошащиеся под ногами титанов, и к которым то и дело скачет монтажёр, кажется, только отвлекают от визуального пиршества. Но ты принимаешь правила игры, потому что ничего другого тебе не остаётся: отличный момент научиться жить сегодняшним днём, понимая что в следующий раз увидеть Мотру, Гидору, Родана на большом экране в исполнении голливудского блокбастера, пусть и в меру дурацкого, тебе придётся очень не скоро. Да что там, понимая, что не факт, кто каждый из этих персонажей, как кайдзю, так и человеческих, переживёт хотя бы следующую сцену, ведь в "Годзилле против Конга" ни один из них не заявлен. Итог ясен: киновселенные сломали чудо индивидуального кинематографа. Можете уносить.
А потому удивительно, что каждый раз когда режиссёр и сценаристы умудряются таки взять паузу между лихорадочным действием, оказывается, что у них помимо прочего ещё и есть, что сказать. Да, что там - исправить очевидные ошибки фильма Эдвардса. И героиня Веры Фармиги невольно превращается в агента Смита, чьими устами человечеству выносится очевидный приговор, который Годзилла олицетворял с самого начала, но до которого Голливуд в монструозном кино сумел дойти только 65 лет спустя: человечество и есть вирус, тот самый монстр, убивающий своего носителя - планету собственными руками, где кайдзю - лишь стихии, не обладающие моралью чистые от грехопадения силы природы. И Годзилла, вынужденный нести бремя Спасителя после первого фильма МонстрВерса вновь занимает нишу спасителя скорее поневоле: вынужденный биться с Гидорой, как с большим злом. И к кульминации "Короля монстров" ты внезапно осознаёшь простой, неприятный, но очевидный факт. "Мы не должны уничтожать кайдзю" - говорит доктор Серизава - "мы должно научиться с ними жить". За 65 лет лет развития своей цивилизации, новейшей эры технологий и воплощения невозможного мы всё так же остаёмся детьми матери природы, которые так и не способны встать на свои собственные ноги, позврослеть и в массе своей найти тот самый баланс между миром в собственной душе и миром за её пределами, между технологическими монстрами, что порождает человечество и между живыми чудесами нашей прародительницы.
И Годзилла вновь гордо поднимает голову. Кассовый недобор сиквела по сравнению с фильмом Эдвардса лишь временное препятствие - 386 миллионов при бюджете в 170 миллионов - результат адекватного маркетинга Уорнеров, расположивших премьеру фильма аккурат после выхода Мстителей Эндгейма и в один уик-энд с диснеевским же Аладдином: прекрасный пример того, как убить кассовый потенциал фильма, пустив под каток диснеевского летнего аттракциона. Впрочем, Король выдерживал и не это, удивительным образом проваливаясь, заводя франшизу в тупик, но каждый раз находя повод вернуться, вспышкой света озаряя киноэкран, словно личной необходимостью режиссёров, японских, а вот теперь и американских напоминать самим себе и зрителю о главном, выражать собственные страхи и беспокойства через Короля, успевшего побывать и метафорой атомной бомбы и природы и АЭС. И "Король монстров" - визуальное и аудиальное пиршество, словно первый блин в плане воплощения богов природы Toho на голливудском экране, но приготовленный с искренностью и преданностью. Пусть корявое, сырое, но честное признание в любви, словно доказательство того, что это не Годзилла не готов к царству на экранах не только японских, но международных, к разговору со зрителем всего мира на темы куда более серьёзные, чем позволяет мейнстрим. Это зритель к такому не готов.
А Король? А Король побеждает вновь. Остался лишь финальный раунд.
Глава III: Королевская битва
И "Годзилла против Конга" воспринимается уже не как большое мега-событие, к которому вела вся киновселенная, не "Мстители", "Лига Справедливости", а скорее постскриптум после "Лиги", шаг назад не только в плане масштаба - говорить, что после Кинг Гидоры и Родана - большая горилла достойный соперник дракону, дышущему атомным пламенем - даже несколько неудобно, но и в плане ставок: битва двух альфа-кайдзю не сравнится с владычеством инопланетного альфа-хищника, способным превратить Землю в площадку для съёмок пост-апокалипсиса. Да что там, кажется, что даже Годзиллы Эммериха и Эдвардса, угрожавшие размножением гигантских монстров говорили на более масштабном блокбастерном языке. Отсюда словно бы и самый короткий хронометраж во всем монстрверсе, словно полчаса обещанного сражения было необходимо каким-то чудесным образом расширить до полнометражного фильма - 2,5 часовые эпики здесь выжимать банально не из чего. И в каком-то смысле "Годзилла против Конга" оправдывает и худшие опасения, обнуляя финал даже предыдущего фильма: доминиона кайдзю, к которому пришла Земля к концу сиквела, вы тут не найдёте. Но монета о двух сторонах: из этого самого концепта, обещанного МонстрВерсом в самом начале своего существования Адам Вингард выжимает всё без остатка.
И неудивительно, что к 4-му фильму монстрверса как будто происходит окончательная деградация человеческих персонажей: люди здесь просто не нужны. И если у Эдвардса в центре внимания были именно именно хомо сапиенс, то к "ГпК" они оказываются лишь ненужным довеском, прерывающим сюжет снова и снова, в попытках создать надуманную человеческую драму, которой нет и быть не может в фильме, на который вы, как зритель, будем честными, пришли ради одного. Жертвой вымученных сценарных треволнений становится даже Король, внезапно агрессивный, будто прошедший обратную эволюцию от абсолютного героя до Короля монстров и до полноценного кайдзю, и все попытки сценаристов объяснить внезапную смену поведения внешними факторами хочется прервать на корню, заодно обрубив целую лишнию человеческую линию. И твой внутренний доктор Серизава начинает напоминать о себе уже на 10-й минуте фильма, когда ты понимаешь, что персонажи "Годзиллы" Эдвардса на самом деле были по сути своей образцами благоразумия.
Да, что говорить, любые обвинения предыдущих фильмов серии здесь снимаются без исключения: удивительно, как франшизы, хотя бы пытавшаяся притворяться мрачной и реалистичной, к "Королю" окончательно бросающаяся в омут с головой, а к противостоянию двух Титанов словно не знает, чем фактически является - фантастикой или фэнтези, делая круг, который делать явно не стоило. Там, где персонажи "Короля монстров", кажется, ловили кайф от собственных псевдонаучных разговоров, не стесняясь их неадекватного содержания рассуждая о Полой Земле и иноплантетных трёх-головых альфа-самцах, персонажи "ГпК" снова превращаются в серьёзных академиков, словно героев "Годзиллы" Эдвардса в антураже её сиквела, пытающихся впихнуть техно-баббл в промежутки между сценами экшена. И "Годзилла против Конга" словно, наконец, прислушивается к громкой критике франшизы, но отнюдь не там, где нужно: понижая количество действия по сравнению с "Королём" раза в 2, давая шанс и монстрам и людям К никому уже ненужному на данном этапе киновселенной РАЗВИТИЮ, прежде чем подойти к кульминации, попутно превращая Годзиллу и Конга в местные версии Рокки и Аполло, которым суждены всё новые неудовлетворяющие никого раунды перед полноценным финальным поединком, пока ты понимаешь доктора Серизаву всё сильнее.
По факту, в кроссовере, кажется, мало и много всего одновременно: и речь не только о сюжетных линиях, которые расплодятся до того момента, что ни одна из толком раскрыта не будет: спустя 3 фильма нам, наконец, покажут Полую Землю, введя пару новых невиданных даже в бестиарии Toho кайдзю, но при всей красоте визуала вы, как зритель пробудете на ней слишком недолго. Ровно столько, сколько необходимо сюжету, правда, став по пути свидетелем короткой битвы Конга с одним из монстров Полой земли, словно тратящим время, лишь бы не вступать в битву, обещанную названием фильма. При этом удивительно, как имея на руках уже целый каст целой киновселенной сценарий фильма тратит время на введение новых: и ладно герои "Острова черепа", сюжет которого был давно и неправдой: персонажы Чарльза Дэнса и Чжан Цзыи пропадают без объяснений, а экранное время Кайла Чендлера, главного героя "Короля" после, эм, самого Короля, снижается до трёх сцен, выводя на место его дочку в исполнении Молли Браун, Одиннадцатой из "Странных дел" во франшизе, которая когда-то начиналась с Брайана Крэнстона. Да, смена главных человеческих персонажей всегда была фишкой франшизы о Годзилле, но времена меняются, и киновселенной жизненно необходим единый эмоциональный стержень, а этого весь МонстрВерс оказывается начисто лишён. Впрочем, когда время подступает к 20-й минуте второго часа хронометража, все эти мысли отходят на второй план сами собой. Два короля занимают свои места по краям доски. Зритель дождался того, ради чего пришёл. И как сказал бы доктор Серизава:
И "Годзилла против Конга" на поверку оказывается ближе к классической Годзилле Эры Сёвы, чем любой другой американский фильм серии. Парадокс, раскрывающийся в полной мере в финальной трети, когда два Короля сходятся в поединке друг с другом впервые с 1962-го, словно не случайно года начала кино-Бондианы, франшизы-побратима, вынужденной перезагружаться снова и снова под стать новым временам, адаптируясь, говоря на темы своего времени со зрителем новым и давно преданным. И когда два Титана крушат друг друга вновь, ты с улыбкой понимаешь, что Голливуд принял правила игры окончательно: впервые формула успешного названия фильма про Короля "Годзилла против" манит к себе с афиши голливудского фильма. Манит: то самое слово, вновь стихии, от которых не оторвать ужасающийся взгляд, сходятся в схватке, за которой вынуждено следить всё человечество по ту сторону большого экрана, пока два воина-аватара природы сходятся друг с другом словно костюмированные сумоисты на ринге, круша одинаково подствеченные здания мегаполиса, словно картонные декорации 1960-х, освещая собой парадокс кинематографа в самой своей чистой кристальной сути: чем больше в жанре всё меняется, тем больше остаётся неизменным, просто игрушки становятся дороже ;)
И ты как завороженный слидешь за битвой титанов, отрабатывающей формат IMAX на пять с плюсом, к концу 4-го фильма МонстрВерса не задумываясь о физике, логике и реальности происходящего, не задумываются и создатели, понимающие, что раз ты сидишь в кинозале, то значит, ты принял правила игры этой вселенной, перерождающейся вновь и вновь. "Годзилла против Конга" словно в пику "Бэтмену против Супермена" не останавливается на полуслове: титаны ломают друг другу кости, сминают поступью целые районы, когда ты наконец понимаешь: совершенно неважно, кто из них в этой схватке победит, ты для себя победителя определил уже давно. И как бы не закончилась сегодняшняя бойня, ты знаешь, что каждому из них предстоит переродиться снова, потому что в битве стихий победа вечной быть не может. И когда из под завалов города пробуждается последний кайдзю, тот самый, что когда-то стал последний противником Годзиллы в финале Showa Era, ты чувствуешь какое-то внезапное внутреннее удовлетворение. Ведь каким бы МонстрВерс не вышел дурацким и неуклюжим воплощением японской киномифологии, каким бы наивным и лишенным внутреннего нерва, присущего оригинальным творениям Хонды и его многочисленных последователей, сделан он был людьми, каждый из которых эту франшизу полюбил, пусть и не каждый сумел её понять. И на место этой киновселенной ты уверен, придёт рано или поздно другая, которой, хочется верить, удастся проделать работу над ошибками, но даже если нет (что маловероятно), у тебя уже есть целый мифологический пласт в 67 лет, из которого ты всегда можешь выбрать любимое и лучшее.... А пока.. А пока ты, сидя в кинозале и видя как монстры - из плоти и металла занимают свои боевые позиции на ринге, которым служит целый город, ты, с точки зрения 7-летнего ребёнка, смотрящего Годзиллу 1960-х годов, и где-то смутно понимающего, что перед тобой просто два человека в резиновых костюмах тихо шепчешь в кинозале единственный выход из ситуации, где олицетворение природыа вновь вступает в схватку с механизированным бастардом военной машины: Let Them Fight
И всё начинается снова. Как каждый раз. Как в первый раз.
Фильмы MonsterVerse:
30. Godzilla / Годзилла (2014)
35. Godzilla: King of the Monsters / Годзилла 2: Король монстров (2019)
36. Godzilla vs. Kong / Годзилла против Конга (2021)
Так же частью киновселенной являются:
1. Kong: Skull Island / Конг: Остров черепа (2017)
И комиксы:
1. Godzilla Awakening (2014)
2. Kong: Skull Island - Birth of Kong (2017)
3. Godzilla: Aftershock (2019)
4. Kingdom Kong (2021)
5. Godzilla Dominion (2021)
В следующем выпуске: Goodbye, Old Friend