Nolanverse. Act II: Маски, которые носят люди. Действие II

Aug 03, 2020 00:11




Часть V: "The Prestige" / "The Dark Knight"

Части III и IV.
Иронично, что фильм, превративший Нолана в любимца публики, сменившей неофициально имя режиссёра с Кристофера на Гения, с точки зрения повствовательной структуры является одним из самых простых его фильмов. С другой стороны, первый и пока что единственный фильм Нолана с линейной структурой повествования оказывается и куда более технически абмициозным по сравнению с предыдущими. Словно бы сам уловив главные принципа хорошего фокусника Нолан ступает на территорию первого сиквела в своей карьере с чётким пониманием того, что публику с каждым разом нужно удивлять чем-то всё большим и "Тёмный рыцарь" ретроспективно из "биографии" одного человека, миллиардера в маске зверя, превращает историю Бэтмена в криминальную сагу, где к всё тем же Смиту, Пфайстеру и Кроули вновь возвращаются Циммер и Хауард, а к Нолану и его брату вновь присоединяется Дэвид С. Гойер с охапкой комиксов за плечами. Для фильма большего размаха требуется куда больше источников вдохновения и "Бэтмен" Дэнни О'Нила уступает место Бэтмену Джефа Лоэба и "The Long Halloween" добирается до экранов, изрядно приправленный и "The Killing Joke" Алана Мура и отголосками "Detective Comics" Стива Энглхарта и сценой с карандашом из мориссоновского "Arhkam Asylum".

Масштаб Нолан устанавливает с самого начала. Впервые хронометраж преодолевает отметку в 150 минут, пока бюджет Нолану доверяют в аж в 185 миллионов. Начиная с "Тёмного рыцаря" станет доброй традицией открывать фильмы жанра экшен масштабным прологом в формате IMAX. Здесь же берут начало и эксперименты Циммера с саундтреком. Мелодия Джокера, сыгранная на двух нотах тому пример, который станет заразительным для сотрудничества Нолана и Циммера настолько, что уже к следующему фильму Нолана. Ньютон Хауард ретируется, решив, что тандем режиссёра-композитора справится и без него.

Сага есть сага и к работе возвращается основной актёрский костяк "Бэтмена: Начала" , место находится даже для Киллиана Мёрфи, что уж говорить о Фримене, Олдмене и Колине МакФарлэйне (комиссар Лоэб). Не находится места разве что для главного женского персонажа. Место Рэйчел Доуз занимает отныне Мэгги Джиленхол, ну а что - традиция Бэтменианы одна актриса на один фильм, сохранена даже здесь пусть и по случайности. Примечательно, учитывая, что других традиций Нолан придерживаться и не собирается: что уж говорить, если даже имя/псевдоним главного героя впервые в истории кинокомиксов исчезает из заглавия. Никаких летучих мышей в кадре, отсутствие бэт-пещеры (что впрочем вторит Детективам 1970-х, когда Бэтмен переехал в пентхаус), да что там, сам Готэм лишается хоть сколько-то гротескных оттенков, а за окном всё чаще позволяет себе светить солнце. Нолан отходит от Бэт-формулы, умудряясь всё равно оставаться в рамках Бэт-канона, но общий намёк понятен уже с первых кадров: перед нами в первую очередь не 6-й фильм о Бэтмене. А 6-й фильм в Саге Кристофера Нолана. И в каком-то смысле масштабная кульминация его трилогии масок, в центре которой вновь оказываются персонажи Бэйла и Майкла Кейна, вернувшиеся из мира фокусников в так знакомый Нолану и его героям мир полицейских и криминала.








  • Сага Нолана, начавшаяся с одного человека, переросшая в противостояние двоих, вслед за Престижем переходит к троице персонажей. Уэйн, Гордон и Дент - эмоциональный костяк всего фильма, взятый без изменений со страниц комиксов Джефа Лоэба: тематическая трилогия масок проходит тот же путь, что когда-то прошла трилогия долларовая с Клинтом Иствудов во главе, добавлявшая Ли Ван Клиффа и Илая Уоллоха по ходу дела. Недаром и история заканчивается фактически на этих персонажах. Образы "Хорошего, плохого, злого" примеряют на себя Олдмен, Экхарт и Бэйл не просто так - кульминацией фильма становится не битва и не размашистый экшен, а трёх-актная дуэль с той лишь разницей, что пистолет в этот раз остаётся в руках лишь одного персонажа, по горькой иронии, в этой же дуэли и погибающего. Самоубийственная тема оружия в саге Нолана продолжается вновь. Там, где Уэйн от пистолета отказывается, персонаж Экхарта берёт его в свои руки фактически вместе с законом, чтобы от него же и погибнуть.




  • Да, тема противостояния вновь в фильме Нолана выходит на первый план. Там, где "Престиж" - история волшебника и шоумена, тема "Тёмного рыцаря" - словно чёткая линия, проведённая между Белым и Тёмным рыцарями Готэма. Недаром и финальные монологи персонажей Джекмана и Экхарта о "выражении лиц" и "том, что честно" - словно бы последние крики уходящих со сцены героев, переступивших столь необходимую черту, последняя попытка быть понятыми. Неслучайно и персонаж Бэйла вновь возьмёт на себя обвинения в том, чего он не совершал (убийство клона Энжиера и все убийства Дента), с той лишь разницей, что решение Бэтмена будет сознательным (Полицейские у Нолана, в принципе, как вы уже обратили внимание, не фанаты арестовывать тех, кто действительно виновен, Дента то арестуют, но тоже за чужое преступление, по иронии, Бэтмена). И вновь кровавой бойне со стороны обоих же персонажей сам герой Бэйла конец и положит.




  • Уэйн и Дент - всё те же Борден и Энжиер, так же вынуждены жить в мире двуличия, так же вынуждены идти к одной цели совершенно разными методами, так же вынуждены терять из-за этого любимых женщин, с той лишь разницей, что в данном случае - это один и тот же человек. Всё так же личная трагедия отправит персонажей по пути противоположному. И Двуликий Харви - это монстр, которому не нужна маска, в отличие от Уэйна его лицо больше не скрывает его настоящую суть. (Иронично, что здесь мы встречаем отголоски даже больше "Возвращения Бэтмена" Бёртона, но в случае с Бэтменом подобных интерпретаций зрящему в суть персонажа автору не избежать).



  • А ещё так же, как персонажу Джекмана мешает выступать московский балет, занявший весь сезон, он же вставляет палки в колёса планам Харви Дента на свидание с любимой женщиной. Кажется, это заговор почище Лиги Теней!



  • Если говорить серьёзно, то иронично, что если героев Бэйла мы два фильма подряд встречаем за решёткой, то персонажа Экхарта киноэкран впервые представляет по другую сторону закона, словно бы неизбежный знак кинозрителю: там, где Уэйн начнёт своё восхождение по моральной лестнице вверх, Харви Дента ждёт неизбежное падение.



  • Харви Дент персонаж, впрочем, куда более трагичный, нежели тот же Энжиер, но ему и можно себе позволить, ведь роль абсолютной немезиды на этот раз берёт на себя совсем другой человек. Впрочем, человеком он является разве что с точки зрения биологии. По сути же своей Джокер Хита Леджера это стихия. Удивительно, но единственный персонаж фильмографии Нолана, которого Джокер хоть сколько то напоминает - это всё тот же Кобб - абсолютный злодей без прошлого и будущего, приходящий, разрушающий всё на своём пути без особых мотивов и теряющийся в толпе. Джокер, как злодей, впрочем, идёт ещё дальше, там, где Кобб шёл по пугающему своей простотой плану, здешний монстр - олицетворение хаоса, которое выбивается из нолановского мира городских трущоб и монохромных небоскрёбов токсичными цветами своего костюма, отравляя мир на своём пути, по следам которого взрываются больницы, судейские машины, и весь город покрывается огнём.



*Джокер даже не доводит фокус до престижа! Нет, правда, карандаш то надо вернуть,
что за фокус в два этапа? Истинный анархист!*




  • И так же как в "Престиже" герои представляли собой вариации одного общего знаменателя, так и здесь что Дент, что Джокер противоположностями Брюса Уэйна являются, каждый по своему, и так же, как Бэтмен высшая точка эволюции нолановского героя (который сам проходит определённую эволюцию на протяжении трилогии), Джокер становится высшей точкой развития антагониста, зеркальным отражением всего положительного, что только может быть в нолановском протагонисте. Джокер, висящий вверх головой, оказывается в своём собственном мире, чему подстраивается и оператор, словно бы в противоположность Бэтмену Уэйна, два монстра, разница лишь в том, что для Джокера только перевёрнутый мир имеет истинный смысл.






  • "Трюки и фокусы" - тема "Престижа" в лице Джокера - получают новое демоническое воплощение, клоун-принц преступного мира превращает в собственную сцену целый мегаполис,  предваряя собственные "шоу" всё новыми рассказами о своём "происхождении", так же, как герой Джекмана, начинавший свои выступления с всё более драматичных историй из своего прошлого.



  • И Джокер оказывается несмотря ни на что всё же фокусником куда большим, чем кажется на первый взгляд, умело отвлекая внимание от своего главного преступления - создания монстра из персонажа куда более светлого изначально. Впрочем, внимание отвлекает сам Нолан. Тема волшебного предмета продолжается и здесь. Но ни шарик Бордена, ни монетка Дента не являются сутью основного фокуса, лишь отвлекающий манёвр. Суть перемещающегося человека не в шарике, суть правосудия Дента не в монетке. До поры до времени. Джокер извращает даже символ правосудия.





  • И итог "Тёмного рыцаря" словно бы противоположность итога совсем другого фильма, нежели "БэтНачало" или "Престиж". В итоге персонаж Дента в первую очередь оказывается наследником ни кого нибудь, а детектива Дормера, человека, от слов и действий которого зависит не просто репутация, но основание закона и чужих преступлений (кажется пугающе странным совпадением, что фамилия напарника Дормера, застреленного им самим же, Экхарт так очевидно совпадает с фамилией актёра нынешнего окружного прокурора сыгравшего). И "Тёмный рыцарь" в последних своих сценах заходит на ту территорию, которую сам постановщик за 6 лет до того оставил на усмотрение зрителя. Там где последствия решения героини Хилари Суонк остаются за кадром, решение Бэтмена приводит к последствиям сиюминутным и очевидным.
И в последний момент Бэтмен Нолана, берущий на себя чужие грехи, становится, наконец, героем беспрекословным, единственным персонажем нолановской саги (на данный момент), к которому, кажется, не применимы слова о стёртости грани между добром и злом. Бэтмен - свет во тьме в мрачном мире Нолана, побеждающий в этот раз не ценой собственной жизни физической, но ценой жизни духовной, если можно так выразиться в отношении персонажа, предающего принципы собственные и позволяющего превратить преступника в народного идола. Так же Брюс Уэйн уходит в отставку, решая оставить город наедине с законом, построенном на лжи, так и герой Майкла Кейна оставляет персонажа Бэйла в покое относительно решения женщины, которую тот любил. Но, кажется, в мире Нолана такова цена любой победы. В другую, судя по всему, постановщик пока поверить не способен.



И потому на финальных титрах, не даёт покоя финальный монолог комиссара Гордона, участника троицы, чуть не разорвавшей его семью и жизнь. "Герой, которого город заслуживает, но не тот, который нужен ему прямо сейчас". История закончилась, но фраза так и остаётся в сознании. Лёгкой зароненной надеждой, что всё таки рано или поздно этот герой городу понадобится. Пусть не сейчас, но рано или поздно его время придёт. Вот так, простыми методами в сознание и закладываются надежда.... И идеи. Главное, не думать о слонах.

Продолжение следует...

мнение, кинокомикс, nolan, кино, любимые режиссёры, batman

Previous post Next post
Up