Когда 10 лет назад "Железный Человек" только начал свой пробег по большим экранам всего мира, представить, что всего через декаду уже 19-й фильм киновселенной Марвел будет бить рекорды сборов, мог разве что никто.
Однако, один человек действительно смог невозможное - превратить в несгибаемый бренд франшизу под плашкой Марвел, чуть было не загнувшуюся в середине 1990-х в сфере бумажной продукции, вернувшуюся на рынок с продажей лицензий всем студиям мира, заведя добрую дружбу с Голливудом и Брайаном Сингером. Так уж случилось, что уже тогда съёмочная площадка стала местом дружелюбной встречи с ассистентом продюсеров и консультантом по продукции студии по имени Кевин Файги. Да, Файги сегодня действительно настоящий герой труда и рынка, удивительно чуткий продюсер, имена режиссёров под началом которого имеют значения куда меньше, чем в бесконечном английском киноцикле четы Брокколи.
Слова "Марвел представляет" теперь становятся синонимом миллиардов, приученный зритель готов смотреть за приключениями неубиваемых героев уже по три раза в год и то ли ещё может быть. Пропустить очередную главу из жизни выдуманной вселенной, кажется, теперь нереально, хотя бы ради кирпичика, которого может не хватить для понимания той или иной отсылки в грандиозном кинопостроении периодического кроссовера. "Дом идей", так славно кичащийся на страниц своих изданий о главном месте в комикс-индустрии (meh), на самом деле нашёл своё место не на страницах медиа, где идей у компании становится меньше с каждым годом, а лучшие авторы бегут в объятия конкурента, а на полотне кинозалов, где, как оказалось, новые идеи и не нужны. Миксуй и представляй всё то, что уже сработало в комиксах, с небольшой модернизацией относительно реалий и завоёвывай зрителей всего мира обоятельными персонажами, которые, как и кумир Кевина Файги с цифрами 0, 0 и 7 в своём коде пристрастились к одному важному хобби: "воскреcать". "Мстители will return". Глядя на Шури в Пантере только удивительно, что с появлением своего Кью ждали так долго.
Кажется, это то, что зрителю и нужно. Гарантированный продукт. Аналогично тому, чем в своё время стала Бондиана - типичный сюжет, гарантирующий хорошее время провождения в экзотических локациях с персонажами, которым рост положен лишь время от времени. Да, разница между фильмами серии есть, но небольшая - пародия на супергероику, фильм про школьников с гаджетами миллиардеров, или напоминание о том, что даже среди белых есть хорошие люди - одно блюдо под разными соусами, а там уж кому что ближе и предпочтительнее. И если первые две фазы позволяли представить свой собственный выбор предпочтений, то теперь стирается даже грань между фильмами - где заканчивается один и начинается другой. А как иначе - 18 фильмов перед третьим кроссовером - уже куда более сложный орешек для пересмотра - вот и зритель, словно понимающий это, стремится увидеть кино на перёд, не дожидаясь проката на носителях, чтобы быть во всеоружии перед очередным ивентом, да и временные рамки между выходом фильмов сжимаются и посетителю кинозалов выхода не оставляют, а там уж что запомнится, то запомнится. В этом у Брокколи было и есть преимущество - когда каждый фильм самостоятельный, а с каждым новым актёром начинается новая история франшизы эмоционально и стилистически - на праздник жизни приглашается и преданный поклонник и новый зритель. "Мстители" же выжимают из кинозалов буквально всё, теперь уже вырываясь вперёд даже диснеевских же "Звёздных войн", которые при Лукасе, как и Бондиана, всегда жили на грани технического прогресса, из десятилетия в десятилетие удивляя чем то новым. Марвелу не нужно даже это. Зрителю хватит и того, что есть.
Удивительные 10 лет, за которые "Железный Человек" так и остался эталоном сольного фильма, "Зимний Солдат" лучшим из сиквелов, а "Мстители" Уидона так и сформировали структуру каждого следующего фильма студии.
В мире Марвела зрителю других киновселенных и не нужно. Эту нишу спокойно заняла мульти-франшиза, которую основал с подачи Файги Джон Фавро, а вывел на звёздные вершины Джосс Уидон. На чужих плечах Атлант расправил плечи свои, встав во весь своей рост. Идеальный бизнес-план, воплощённый на основе творчества студии, некогда лишённой большей части своих персонажей.
Марвел Синематик Юниверс исполняется 10 лет. Но ни победой Джона Фавро, ни победой Уидона или всех авторов и художников Марвела это назвать не получается. Это победа продюсера. И это ни хорошо и не плохо. Это то, что нужно массовому зрителю. Эскапизм на 2 часа. Главное, чтобы Кевин Файги, будучи фанатом Бондианы, не забывал: во всём надо знать меру. Голдфингер не знал.
P.S.: Как и 10 лет назад: "Не ожидал" (с)