Битва Пяти воинов: Лига Справедливости Зака Снайдера

Nov 19, 2017 02:05




Сейчас, когда спустя десятилетие произведственной пытки Лига Справедливости добралась до больших экранов в не самом полном составе, становится ясно, чего она фактически была лишена с самого начала. Как апофеоз всех неверно принятых решений и кульминация пути, состоящего сплошь из ухабов и канав, Лига кино не режиссёрское - чисто продюсерский проект людей, которые не понимают, к какой аудитории они обращаются, а самое страшное для продукта подобного размаха - людей, которые сами не осознают, чего хотят сами, и без человека, твердой рукой направляющего деятельность, обречённых не понимать и дальше. И по тому, как сильно различаются между собой Человек из стали, Бэтмен против Супермена и Лига Справедливости - становится очевидным, что и Зак Снайдер - лишь исполнитель, каждый раз пытавшийся выдавать даже не то, что нужно было ему, а что в каждом следующем случае было нужно тем, чьи деньги оказывались на кону. Именно потому и Человек из стали оказался попыткой сыграть на поле Тёмного рыцаря, без Нолана у руля, БпС стал большой рекламой грядущей киновселенной, набором игрушек, в то время как Лига Справедливости - потенциальный итог долгого пути киновселенной к единому событию меж-франшизной значимости, превратилась в относительно скромный пролог для чего то большего. Словно бы перед нами проверка ингридиентов, которые, по хорошему, уже должны были быть отработаны и выданы в самом чистом виде здесь - в экранизации, пожалуй, главного брэнда DC Comics.

В общем то больше, чем пролог - картина и не выглядит. Как будто первый арк долгого рана многообещающего автора, если говорить комиксными терминами - объединение персонажей других франшиз, с возвращением тех, кто традиционно успел "трагически отдать жизнь" ранее во всемогущей continuity, чтобы избавиться от хвостов и выдать концентированный продукт. Отсюда и упоминание множества концепций, которые, по хорошему, должны будут начать выстреливать в дальнейшем, ввод персонажей, которым будет уделено место в их сольных проектах, для развития перед следующим большим арком, или же меж-франшизным событием. Всё это напоминает другую киносерию однажды спонсированную студией братьев Уорнеров, от которой ожидалось многое, но которая превратилась в не более, чем пролог для чего то большего. Проблема только в том, что "нечто большое" в основе той кинофраншизы уже было. Что не факт, что случится в данном случае. О чём же речь? Речь, как ни странно, о Хоббите.

Вот и Человек из стали, как Нежданное путешествие, принятый в своё время со всей возможной спорностью, пытавшийся выехать на атмосфере прославленного предшественника (в данном случае ТР) оказался в итоге самым цельным произведением из трёх. Уж точно цельнее "Зари справедливости", по пути "Пустоши Смауга" превратившейся лишь в промежуточный этап, попытавшийся усидеть на двух стульях - стать сиквелом к родноначальнику киновселенной Ди Си и достойным прологом к столь амбициозному проекту Уорнеров, не достигнув в полной мере ни одной. Что удивляться, что Лига в лучших традициях "Битвы Пяти воинств" - крайне сумубрное сведение всех предыдущих линий воедино в самом скромном хронометраже эпичного франчайза, потенциально масштабное кинополотно, упрощённое чудесами монтажа, с оглядкой на потенциальный расширенный двд-релиз.



Вот и выходит, что Лига Справедливости - это не фильм Зака Снайдера или Джосса Уидона. Не работа Криса Террио или Джеффа Джонса. Это работа коллективная, если не бессознательная, попытка вырвать из лап неизбежности и бизнес-решений франшизу, просившуюся на экраны задолго до прихода к успеху бизнесменов из Дома Идей. Оттого слова Брюса Уэйна начинают вызывать сочувствие неподдельное - словно бы не Бэтмен другим героям, а каждый из заинтересованных обращается друг к другу в попытке собраться с силами ради желанного результата. Потому наравне с удивлением появляется и внезапное понимание, что в подобном одеяле, сотканном из разных лоскутов время от времени, кино начинает работать.

Работать оно начинает при этом не в "игре в Мстителей", когда персонажи один за другим пытаются выдать более менее приличный юмор, а получается изредка только у Аквамена, не слишком то актёра Джейсона Момоа, искренне наслаждающимся процессом. И не в попытке избежать критики, переместив действие из мегаполиса в пустой безжизненный городок - кажется, так нитко и не понял на студии, что проблема ЧиС и БпС была не в эффектах массовых разрушений. Как раз наоборот, в моменты, когда DC, как живой организм, уставший от постоянных попыток задавить свой индивидуализм, прорывается на поверхность - именно тогда мы видим даже не столько кино, сколько потенциал персонажей и мира, каждый из которых уже успел стать по своему иконой. За исключением, пожалуй, Киборга, который, надо заметить, не имея за плечами обширной зрительской любви, не филонит, а отрабатывает своё время с достоинством, показывая себя не только сценарной функцией и частью повествования (кстати говоря, важной), но и полноценным персонажем  с собственным взглядом на ситуацию, что уже победа, когда каждому персонажу остаётся время или на знакомоство друг с другом, или же со зрителем, и выбирать приходится тщательно.

Полноценным персонажем становится и музыка Дэнни Элфмена, которому, кажется, впервые в истории кино досталась возможность, нет, честь объединить саундтреки Джона Уильямса, Ханса Циммера и самого себя, взяв темы Супермена Доннера, Бэтмена Бёртона и Чудо Женщины Снайдера/Дженкинс. Кажется, что в те моменты, когда из колонок кинозала начинает звучать знакомый мотив - DC начинает даже не прорываться, а кричать со всей мощью о том потенциале своего наследия, обретённого не только в комиксах, но на большом экране всех этих десятилетий, где одной мелодии становится достаточно, чтобы оказаться в Крепости Одиночества с Кристофером Ривом и Марлоном Брандо и на полном ходу пронестись по взрывающемуся заводу на бэтмобиле Майкла Китона. The Best of All Worlds - то самое наследие, очевидное здесь в цитатах, которых оказывается достаточно, чтобы направить восприятие в нужное русло. Миры, мельком увиденные лишь в кратких флэшбеках, что ваш Властелин колец Питера Джексона в своём прологе, разделившие народы Земли на три рода. Огромная мифология, которой приходится ютиться в диалогах, слишком долго заждавшаяся своей очереди, чтобы, наконец, все аспекты превратить в одозначное достоинство, врывается на поверхность тут и там. А там и космос, изумрудом мелькающий на мгновение перед взглядом понимающего зрителя.



Зрителя, понимающего и то, что вселенной, укрывшей под своим крылом сына Солнца, греческих титанов, космических рыцарей Силы воли и наследников Атлантиды - тесно в двух часах блокбастера, обрезанного под нужды кинотеатральных слотов, сырого детища, призванного завершить целый этап истории кино и комикс студии, в пику своим коллегам, окончательно отказавшимся от серьёзного восприятия своих же героев, даже переставших бороться за то, что супергеройское кино может быть больше, чем просто комедией. Кажется, в наши времена, когда надежда и старый добрый пафос мифологии утратили былое значение, проще превратить этапных героев зарубежной массовой культуры в карикатуры. К счастью для Лиги, за попыткой сыграть на поле конкурентов, остаётся и сам мир Ди Си, за который словно бы говорит Бен Аффлек, откровенно уставший от бесконечных бросков собственной карьеры, как и от попыток боссов Ди Си найти нужный подход. Прям как и Бэтмен, оказавшийся в данном случае персонажем крайне потерянным, куда то утратившим все характеристики величайшего детектива, самым невыразительным, впрочем, даже так лучше, чем выражаться откровенным гримасничаньем Флэша, совершенно лишенного черт Барри Аллена из-за желания студии заполучить своего Спайди.

И DC, не способная больше скрывать то, что скрыто за обложками журналов не собирается сдаваться, руками неравнодушых создателей, пытающимся сквозь указы продюсеров вставить пару громких слов, говорит о том будущем, которое могло бы её ждать. За сумбуром вместо музыки на экране, скрывается Супермен, учащийся улыбаться, Чудо-Женщина радостно готовая его этому научить, дерзкий Аквамен с целой подоводной Вселенной и Альфред, которому вся идея с Лигой доставляет больше удовольствия, чем кажется всем разом - спасибо неутихающей энергии Джереми Айронс. Даже в его диалогах о пингвинах скрывается мир, на стороне которого целые пласты времени, ведь и правда - замечательных историй множество - стоит лишь их открыть. Впрочем, 2017-й подарил студии Ди Си нечто крайне важное уверенной рукой Дженкинс и Зака Снайдера в фильме об утрате героем идеалов. Речь конечно о Чудо Женщине. Возможно и кино Ди Си, вздохнув и утратив идеалы старые, обретёт новые. Если не сейчас, так в недалёком будущем.

Что нужно студии так доверить судьбу Вселенной тому, кто веря в Справедливость, а так же любя всё то наследие, которое лежит в основе гига-франшизы сумеет прорваться сквозь недовольство бизнесменов. Ричард Доннер и Тим Бёртон. Кристофер Нолан и Брайан Сингер. Сам Зак Снайдер, сумевший пусть с потерями, но донести до зрителя неэкранизируемую работу Алана Мура, и Петти Дженкинс. У вселенной преданных поклонников достаточно, так что хочется верить, что у Ди Си есть шанс, и его даже больше, чем когда либо. Главное сложить пазл воедино. А дальше франшиза сама найдёт дорогу к зрительскому сердцу и взрастит новое поколение тех, кто её полюбит.

PS: В конце концов даже сегодня будь то создатели Чудо Женщины или Мстителей, Бэтмена Начало или Людей Икс называют своим вдохновителем Супермена Ричарда Доннера. Почти сорок лет назад именно герой с улыбкой Кристофера Рива начал путь Спасителя на больших экранах. Путь, пройденный сегодня множеством героев. И это наследие не забыть.

Бэтмен на экране, кинокомикс, dc comics, 2017, мнение, justice league, кино, wonder woman, batman, superman

Previous post Next post
Up