Чудо-Женщина

Jun 06, 2017 21:29






Кажется, окончательно смирившись с судьбой, идя по уже проложенному следу собратьев из Марвел, продюсеры Ди Си решили, возможно лишь на время, но всё же отказаться от поисков себя, раз за разом заводивших в тупик. Так и не найдя своей дороги, создатели "Чудо-Женщины" под руководством Пэтти Дженкинс превратили первый сольный фильм о принцессе амазонок в мешанину из всего того, чем был славен жанр супергероики в последние (и не только) годы. Так что в "Чудо-Женщине" можно найти всего понемному: тут и встреча мифологии с реальным миром в духе "Тора" и военные декорации в стиле "Первого Мстителя" (без актёра по имени Крис в роли персонажа по имени Стив тоже не обошлось), сменившие пепел Второй Мировой на пламя Первой. Не обошлось и без родного "Человека из стали" - Диана скачет подобно криптонцам, переворачивая танки вместо поездов в серой гамме, теперь, правда, вполне логично обоснованной духом военных действий. На самом деле, в заимствовании из других источников есть и плюсы и минусы. Кажется, что всё это зритель видел и не раз, а единственное, что поменялось - пол протагониста. Но у фильма есть спаситель, причём буквальный, успеху которого в своё время обязаны все современные кинокомиксы вместе взятые. Потому что, где-то там, за плечами Чудо Женщины есть Супермен.

Не Человек из стали, а Супермен Ричарда Доннера, первый из Ди Си Троицы, по пути которого и пошла последняя её Героиня, появившаяся на экранах лишь спустя 39 лет после своего старшего собрата, чей ориджин очень аккуратно подстроился под уже проверенную структуру повествования. Поменять Криптон на Фемискиру, посвятить первую часть ленты укладу амазонок вместо криптонцев, отправить в изгнание Ареса вместо Зода, а затем отправить и саму Диану в мир людей, где ей предстоит стать спасительницей - Марвел Марвелом, но свои корни Ди Си знают хорошо. Впрочем, в данном случае важна даже не структура - Диана с Фемискиры в пику нынешним версиям Последнего Сына Криптона и Тёмного крестоносца - пожалуй, единственный персонаж киновселенной, сделавшей упор на мрак, действительно верящая в свет. А потому и главным лейтмотивом фильма становится испытание веры героини, с острова, полного жизни, пустившейся сразу в гущу войны. Мировые войны лишили мир невинности и чистоты, и Диана становится настоящей метафорой мира, утерянного навсегда. Потому что именно на полях сражений её вера будет поставлена под угрозу.

Комиксы супергероического направления всегда пользовались языком метафор, где Спаситель с буквой S на груди приходил с небес в красной плащанице, и Чудо-Женщина в исполнении Галь Гадот справляется со званием живой метафоры куда лучше своего коллеги с лицом Генри Кавилла, которому на помощь идут визуальные выкрутасы и сценарий, разжовывающий всё парой реплик. Здесь Диана вновь становится ближе к Супермену Доннера, беря на себя звание уже не Спасителя, но Чуда, искренне верящего в то, что мир прост и спасти его можно, лишь победив одного злодея. И Арес здесь - словно Гордиев узел, разрубить который - означает завершить все войны мира - цель, к которой Диана стремится с преданностью, достойной героев Золотого Века Комиксов, ещё не успевших принять тот факт, что мир не так прост.



Потому и ориджин Чудо Женщины, так набивший оскомину своими повторяющимися из фильма в фильм мотивами - не в том, чтобы в очередной раз пафосно облачиться в знакомое по первоисточнику одеяние или понять своё предназначение в мире. Нет, ориджин Воительницы происходит лишь под финал, когда бывшие идеалы оказываются сломлены, и на их основе должны, обязаны, зародиться новые, перекованные под реалии мира, оказавшегося куда сложнее, чем он казался. Фактически перед нами уникальный случай: деструкция персонажа происходит не через годы истории, а прямо здесь, на экране, герой Века Золотого переходит в век Новый. Так что и образ злодея оказывается обманчив: за войнами и ненавистью стоят не карикатурные генералы и их прихвостни, а хитрые манипуляторы, которые и оказываются истинными богами войны.

Да, небанальный концепт, кажется, именно здесь требовал наиболее небанального исполнения, но как и героиня столкнулся с суровой реальностью. Чудо как яркий огонь посреди уже давно использованных приёмов, на рельсы которых свой локомотив и поставили Ди Си: за количеством жанровых клише, уже виденных на большом и не очень экранах - чудеса могут и затеряться. Особенно спасибо финалу, где Дженкинс не сдерживается и пускает в ход излюбленные снаряды коллег по цеху, устраивая типичный бадабум, видимо необходимый, чтобы таки вписать кино в Киновселенную Ди Си. По крайней мере стилистически, ведь сохранив оригинальные корни, Чудо Женщина пошла по пути отличному от других, в мир, начатый с научной фантастики, а затем снабжённый в Отряде самоубийц магией добавив ещё и мифологию, кажется, только усилив бардак в намеченной Киновселенной.

Нет, правда, очевидно, что в данном случае необходимость следовать установленным свыше канонам пошла лишь во вред: самостоятельного произведения, как оригинальные Супермен и Бэтмен Доннера и Бёртона, Чудо Женщина явно заслуживала. Особенно с концептом, вступающим в схватку с логикой расширенного мира: Диане предстоит потерять веру и обрести её снова, но затем пропасть из истории просто потому что того требует общая франшиза. Концепт умудряется работать в пределах одного фильма, но противоречить остальным. Словно бы для того избавляются и от богов в рамках одной единственной ленты - в мире Лиги им места не будет всё равно. Зато саму тайну происхождения Дианы сделают универсальной, вписав в её истоки и мотивы ранней интерпретации и возникшей во время перезагрузки комикс-вселенной в 2011-м году.



На помощь концепту однако спешат герои уже кинематографа - актёры, на плечах которых Чудо-Женщина обретает куда более устойчивое основание. Речь не только о Галь Гадот, хотя путь от наивной принцессы до воина-амазонки она проходит внезапно убедительно: меняется даже взгляд, пусть с суровостью дама порой и перебарщивает. Но в мире амазонок и богов место главного морального центра занимает всё же беззаветно готовый ринуться в бой и жертвовать собой без царя в голове лётчик-испытатель Хэл Джордан капитан Стив Тревор. Персонаж Криса Пайна та самая моральная опора, которая окажется необходимой для "перерождения" Дианы, вместе с тем именно ему достаётся право отвечать и за самоиронию, знакомя заглавную героиню с миром людей. Ну а что, Ди Си наконец-то вспомнили, что иронии не гнушались ни Доннер, ни Нолан: да и первым столкновением Дианы окажутся бои сражения не на фронте, а в кабинетах бюрократов, где устои амазонки неумолимо столкнутся с предрассудками 20-го столетия. Хороший повод перед отправлением на войну поиграться в столкновение двух разных миров. От ироничных замечаний и неглупых оммажей не укроется и тот самый Супермен: застрять во вращающейся двери и ловить пули в подворотне - заветы Доннера Диана выполняет со всей прилежностью.

Сравнения с Суперменом однако напомнят о том, что Золотой Век ушёл окончательно. Финальный прыжок и полёт, призванный напомнить о классике жанра, кажется, является прекрасным оммажем сам по себе. Вот только там, где на лице Кристофера Рива расплывалась яркая, обнадёживающая улыбка, Диане лишь остаётся хмурить брови. Маленькая деталь, но сколь значимая. Время наивных, но самоотверженных героев и героинь действительно осталось где-то в 20-м веке, когда зло было злым, а добро добрым. Отныне всё не так, и Диана, даже став настоящей Чудо Женщиной, вынуждена стать частью куда более неопределённого мира. Но этот мир надо принять.

И не только зрителю, но и героям, призванным даже в такие времена напоминать о том, что такое Чудо.

мнение, кинокомикс, justice league, 2017, wonder woman, кино, dc

Previous post Next post
Up