Были времена, когда один фильм царствовал над целым годом, устанавливая монополию, в обход всех остальных фильмов, оставаясь единственным тяжеловесом. Времена изменились. Большую часть 2016-го один фильм утверждал своё царство над одним месяцем, когда одной ленте удавалось собирать более 300 млн., а другим не удавалось взлететь выше 150. Всё или ничего, средний класс кассовых успехов начал постепенно исчезать, как в своё время и предрекал Спилберг, и речь идёт не только об относительно дешёвых фильмах, но и дорогих тентполах, зритель, всё чаще выбирая между целой толпой потенциальных хитов, останавливался лишь на одном, не тратя время и деньги на бренды поменьше. К тому приучили и киновселенные, необходимость следить за которыми оказалась критичной для большинства посетителей кинотеатров, и ребуто-сиквелы, в ожидании старых историй на новый лад зритель неуверенно отдавал предпочтение чему-то новому. Хотя прорывы случались и в последнем случае, правда, в первую очередь, в жанре анимации, но и здесь основным достижением суждено было стать продолжению старой доброй истории.
Начал отставать прокат зарубежный, чего-то нового небрезгующий, потому часто отдающий предпочтение своим, родным творениям, что привело к результату неожиданному: пока американский прокат продолжил подъём к новым высотам, международный неожиданно, впервые за 16 лет, просел. Да, впервые с 2000-го года не обновился топ-10 самых кассовых фильмов, как международного, так и общемирового кинопроката. Хотя последний за счёт Штатов и Канады и старался рваться ввысь. Впервые в истории вся общая 10-ка преодолела рубеж в 700 миллионов долларов. И преодолела за счёт одной единственной студии. Монополия вновь тяготела над целым годом. Но не одного фильма, а компании. Расширенная киновселенная комиксов Марвел и творения Пиксар, собственная анимация и римейки своей классики - Империя Дисней покорила весь мир. И это в то время, когда над кинотеатрами вновь, спустя 40 лет, нависла угроза Звезды Смерти. История сделала полный круг.
Были времена, когда фильмы с рейтингом Р становились самыми кассовыми по итогам кинопрокатного года, как американского, так и мирового, били рекорды стартовых уик-эндов и начинали бренды, которым была дорога к званию крупных тентполов. Те времена ушли, а потому "Дэдпул", вышедший во второй уик-энд февраля стал настоящей сенсацией, заработав 132,4 млн. в первые выходные, став первым фильмом со взрослым рейтингом, взявшим на старте более 100 миллионов долларов. К 10-ке лучших стартов он не подступился, но и без того обратил на себя внимание, став лидером проката января-февраля, благодаря пиару, в который было вложено куда больше, чем в само производство относительно недорого фильма, стоимостью в 58 млн. Да, не всем кинокомиксам, чтобы стать убер-блокбастером нужны были заоблачные бюджеты. Фокс со своей киновселенноей нашли себя, продав зрителю комедийный комикс, со знакомыми ингредиентами, но под другой обложкой, напомнившей скорее о временах gross out комедий, и зрителю оказалось того достаточно, что понятно хотя бы по тому, что Дэдпул показал лучшую стойкость, чем все фильмы киновселенной Людей Икс помимо первых Иксов и Первого класса. А учитывая стартовый уик-энд - звание самого успешного фильма франшизы было обеспечено - фильм Тима Миллера стал первой лентой Иксов, собравшей в американском прокате более 300 млн., что подсобило Фоксам, чей совместный с Дримами триквел "Кунг фу Панды" явно недобирал по сравнению с предшественниками. Да, "Кунг фу Панда 3" добралась до проката в последние выходные января, но после невыдающегося старта в 41 млн., даже с достойной стойкостью не смогла вывезти на преждний уровень, остановившись на 143,5 млн. американских, меньше производственного 145-миллионного бюджета. Просел даже мир, традиционно повышавший ставки для сиквелов анимации. Но не сейчас: 521 млн. общемировых стал самыми слабыми в трилогии.
Впрочем, были времена, когда анимация вообще находилась в кассовой стагнации, в далёком 1977-м "Спасатели" стали первым мульт-прорывом десятилетия, после которого Диснеям пришлось ждать ещё 12 лет до своего Ренессанса, который закончился с началом 21-го века, но сменился вторым рассветом с 2010-ми. А "Зверополис" в общем то вышел в идеальное время. Судите сами: с июля 2015-го не было мульт-прорывов, "Хороший динозавр" провалился, "Панда 3" недобирала, показывая, что бренд уже ничего не значит, если это не "Звёздные войны", чья "Сила" продолжала Пробуждать прокат, дав дорогу только Болтливому наёмнику. Да, семьям некуда было идти, и выход диснеевкого мульта, чей бренд благодаря "Ральфу", "Фрозен" и "Биг Хиро 6" поднялся на новый уровень, да ещё и в духе лучших пиксаровских работ, а именно социальной сатиры, будучи развлечением для взрослых и для тех, кто помладше, приветствовался с распростёртыми объятиями. "Зверополис" заработал в первый уик-энд марта рекордные для студии 75,1 млн., а дальше за своё взялся сарафан, если и не обеспечивший стойкости, подобной Фрозену (но и время было не рождественских праздников), то оказавшийся недалеко от того. Особенно удивил мир, где Зоотопия пошла по верхним границам анимационных достижений, оказавшись куда в более выгодном положении и за счёт отсутствия других гига-хитов, "ЗВ" в мире отыгрались быстрее, чем в Америке, а "Дэдпул" хоть и стал так же успешным блокбастером, уступал тем же "Дням минувшего будущего". И хотя причиной тут можно назвать и остутствие 3Д, а так же тот факт, что кино запретили к просмотру в Китае, всё равно, тот факт, что Сингер удержался на пьедестале хоть где-то, крайне приятный, хотя по общим сборам этого и не случилось, 783 млн. - высшая точка Иксовой серии на данный момент (и лучший результат для фильма с рейтингом R, в обход второй Матрицы), и никакой привязки к КВМ оказалось не нужно. Зоотопии, правда, кроме как привязки к Диснею вообще ничего не было нужно, 600-миллионный рубеж был преодолён уже к концу марта, в рекордные для Диснея сроки, и это при старте схватки, от которой в разные стороны разбегалось всё разумное.
Были времена, когда и Супермен и Бэтмен били рекорды проката, устанавливая новые планки для дебютных уик-эндов (Бэтмен такое проделывал аж четырежды), и без 3Д. Встреча двух культовых персонажей должна была и вовсе прокату снести крышу, на что были намёки и в первый день, когда "Бэтмен против Супермена", к которому Уорнеры стремились аж с 1998-го года, собрал 81 млн. Но падения по ходу выходных оказались куда больше, чем можно было рассчитывать: 250-миллионный эпик Зака Снайдера собрал в итоге 166 млн. - 7-й результат в истории уик-эндов, 4-й для кинокомикса, однако всё таки лучший для фильмов по DC. Особенно впечатлил глобальный уик-энд: 422 млн. общемировых - лучший результат для экранизации комикса в мире. Кто знает, что в итоге было бы, окажись фильм лучше принят зрителем, однако не был, в общем то не соотнесясь с ожиданиями, высокую планку которым поднял и Нолан, проводивший своего Бэтмена на настолько высокой ноте, что к новой, столь быстро возникшей интерпретации героя и всей киновселенной Ди Си, мир оказался не настолько расположен. Разгромная пресса добавила жару - и "БпС" полетел вниз с пугающей скоростью, будучи по-началу конкурентом всем, но оказавшись в итоге не конкурентом даже "Дэдпулу". По крайне мере в Америке, мир был по-адекватнее, имена Бэтмена и Супермена там значили ещё хоть что-то, так что из 873 миллионов, более полумиллиарда принёс именно зарубеж. Забавно, что общемировой прокат оказался ровно посередине между сборами самых кассовых фильмов о Супермене (668 млн.) и Бэтмене (1084 млн.). Что в общем то тоже было успехом, однако со столь громким названием от кино явно ждали большего, впрочем, пора бы привыкать, что лучшего начали добиваться те фильмы, от которых никто ничего не ждал. Так, самым успешным фильмом зарубежа 2016-го до апреля оставалась "Русалка" Стивена Чоу, единолично собравшая только в Китае более полумиллиарда долларов, перекрыв рекорд сборов 7-го "Форсажа", подняв родной прокат на совершенно новый уровень, с 550 миллионами и на момент написания обзора оставаясь самым успешным фильмом не-американского производства. Да, в том году это была главная международная сенсация, но Дисней наступал неумолимо.
Были времена, когда Дисней вкладывал деньги в дорогое кино, бренды, рискуя, но не отбиваясь (ещё недавние Джон Картер и Одинокий рейнджер). Те времена остались позади, "Книга джунглей" Джона Фавро продолжила тренд переноса в художественную форму классической анимации, правда, в этот раз не дословной, заручившись поддержкой и первоосновы Киплинга. Результат удался. Спасибо и "БпС", заработавшему в первые выходные более половины общих сборов (в Америке остановится на 330 млн., против 363 млн. у куда более скромного Пула). Неоправданные ожидания всегда играют на руку конкурентам. А Дисней были конкурентами только сами себе - лента Фавро, выйдя в третьи выходные апреля в первый уик-энд собрала 103,3 млн., при бюджете в 175 млн., гарантировав студии второй убер-хит, помимо очевидной Зоотопии, к этому времени, ставшей третьим диснеевским мультфильмом, преодолевшим американские 300 млн. и мировые 900. Фавро, затерявшийся на время, вновь реабилитировал себя в глазах зрителя и продюсеров, будучи отлично приятным и в мире, особенно в Азии, побив с 38 млн. рекорд проката в Индии. Уступала "Книга джунглей" из всех переделок только "Алисе", и то Америка ситуацию, как могла, исправляла, внезапно к Маугли и Ко проникшись больше, чем к остальным героям года. Семейная аудитория получила таки свой хит, который грозился оставить позади даже Зверополис. 4 месяца, 4 больших мировых хита в лице двух кинокомиксов и двух диснеевских оригинальных (и не совсем) проектов. Тенденция была очевидна: всё, что меньше, буквально было раздавлено под ногами титанов: "Кловерфилд, 10" с 110 млн. спасал только 25-миллионный бюджет. Третий "Дивергент" не спасло ничего. 179 млн. экранизации первой полвины третьей книги стали для 110-миллионного бюджета точкой невозвращения: сначала финал серии отправили на тв, а потом и вовсе от него отказались. Кажется, тренду разделения экранизаций финала надвое был положен финал, как и антиутопиям. Большое кино не оставляло шанса, а впереди ситуация только готова была усложниться, т.к. на пороге кинопрокатного лета в бой вступал ещё один титан. И вновь диснеевский.
Были времена, когда чтобы стать самым главным фильмом года достаточно было о себе заявить лишь одному супергерою. Бэтмен или Паук в одиночестве били рекорды. Но теперь зритель, избалованный командным кино, с куда большим рвением наблюдал за перетасовкой героев из фильма в фильм. Вот и третий "Капитан Америка", а простите, "Первый Мститель", был вынужден заручиться поддержкой главного денежного мешка Марвел в лице Железного Человека, представив на заднем плане ещё и новую версию Паука, превратив триквел в кроссовер с "Гражданской войной" в заголовке. Результат себя оправдал, 250-миллионный (эта сумма словно бы стала рубежом, выше которой подниматься запрещено), блокбастер братьев Руссо, выстрелил, что есть силы, заработав 179,1 млн. в первые выходные, в 1,8 раз перекрыв старт сиквела, показав пятый старт в истории, после седьмых "Звёздных войны", "Мира Юрского периода" и обоих "Мстителей", а так же лучший старт для 2016-го года и лучший для сольного кинокомикса. Ну типа сольного. Но мы все всё прекрасно понимаем. А вот зритель простой, по большей части не понял, т.к. даже с прекрасными отзывами критиков и прессы, "Противостояние" оказалось не в состоянии противостоять обвалам. Да, оказавшись всё таки больше третьим Кэпом, чем Мстителями 2,5, как то подавала реклама, фильм Руссо зрителя за пределами своего уик-энда привлечь не сумел, заинтересованные увидели всё, что хотели в первые дни. Впрочем, на удивление, куда лучше отозвалась планета, остальные территории помогли уже за 2 уик-энда Кэпу подступить к 700 млн. Да, на КВМ работали персонажи, ставшие известными во всём мире, а не только начавшие свой путь, как в случае с БпС, так что уже к середине мая "Гражданка" стала самым успешным фильмом трилогии, как в Америке, так и мире, в любом случае, даже с падениями и худшей стойкостью в истории КВМ гарантируя себе звание самого кассового кинокомикса года.
Были времена, когда "Люди-Икс" тоже были силой, решавшей судьбу проката. Но те времена ушли, фоксовская киновселенная стала настолько уникальной, что сольные фильмы в ней собирают больше командных. "Люди-Икс: Апокалипсис" могли выиграть и за счёт Брайана Сингера и за счёт двух прекрасно принятых фильмов подряд, будучи продолжением "Дней минувшего будущего". Но как бы того ни хотелось, команда Первого класса так и не смогла найти того же отклика, что команда оригинальной трилогии, очередной мировой апокалипсис уже не был для жанра чем-то уникальным, 4-й крупный кинокомикс 2016-го уже выходил на выработанной почве, а новички франшизы оказались не достаточным поводом, чтобы вернуться в кинотеатры. Так что 178-миллионный "Апокалипсис" заработал нормальные, но не хватавшие с неба 65,8 млн. в уик-энд Дня Памяти, просев в 1,5 раза по сравнению с "ДМБ". Дальше попыталась затопить ленту пресса, хуже которой были отзывы только у первого "Росомахи", но всё таки свои 155 в Америке фильм в итоге вытянул, правда, уступив даже первой ленте 2000-го года. Зарубеж возвращению мутантов был больше рад, так что стать вторым подряд фильмом полумиллиардником Иксам получилось, но с 543 миллионами фильм уступал не только ДМБ, но и сольному Дэдпулу, что шло явно не пользу фильму Сингера. Впрочем, это ещё более менее. Стартовавшая в тот же уик-энд "Алиса в Зазеркалье" сумела всплыть только к верху брюхом, с 26,7 млн. на старте. Алиса вышла на волне успеха Аватара, но даже огребя миллиард народной любви не сыскала, так что "Зазеркалье" вновь попало под каток звания не нужного сиквела, не собрав в итоге общих даже 300, в 3 раза уступив предшественнику, показав, что слава Деппа ушла в небытие. На его место пришёл Дауни Младший, 3-й Кэп с участием которого стал уже 4-м его миллиардником. И 2-м для Диснея в 2016-м, который компенсировал провал Алисы и Кэпом и Зверополисом, к концу мая так же ставшему вторым мульт-миллиардником студии после "Холодного сердца". Но всё самое интересное было впереди.
Были времена, когда сиквелы популярных фильмов выстреливали лучше предшественников. Но кажется вот и наступило время, когда сиквелам уже нечем было удивить потенциального зрителя. Вслед за провалом 170-миллионной Алисы, скатились в 2 раза "Черепашки-ниндзя", чей сиквел собрал всего 245 млн., в 2 раза меньше фильма 2014-го. "Иллюзию обмана 2" вытаскивала на себе международка, но то иллюзия успеха, т.к. дома 65 млн. стали для фильма потолком. При этом, новые франшизы студии запускали с готовностью, но кому-то не было суждено добраться даже до того самого сиквела. Потому что если кино собирает дома всего 47 млн. при бюджете в 160 млн., у него проблемы. И не спасёт даже 213-миллинная касса Китая. Речь конечно о "Варкрафте", ставшем самым кассовым фильмом по видеоигре с 433 млн., но оказавшемся совсем не настолько привлекательным для продюсеров, как "Энгри Бёрдс", собравшие 349 млн., из которых 107 в Америке, при бюджете в 73. А вот другим франшизам продолжения, в общем то, были и не нужны, но кто ж спрашивает, когда речь идёт о продолжении мультфильма, когда-то ставшего самым кассовым в истории. Удивительно скорее, что до сиквела добрались только спустя 13 лет, после провала "Джона Картера" фактически обязав Эндрю Стэнтона собирать для студии деньги. Он и собрал, т.к. "В поисках Дори", оккупировав традиционный для Пиксара третий уик-энд июня, вновь влился в тренд сиквело-римейков культовых историй, пусть и сосредоточив внимание на второстепенной героине первого мультфильма, но возвращения любимых героев оказалось достаточно, чтобы спустя 9 лет таки сделать то, что ни один мультфильм не был в состоянии сделать со времён "Третьего Шрека" - побить рекорд старта для мультфильма, собрав в первые выходные отличные 135,1 млн., в том числе и лучший старт для Пиксар, но это очевидно.
Были времена, когда Пиксар ставили рекорды оригинальными фильмами. Были. И это при том, что остальным ребуто-сиквелам везло далеко не так. Вышедший в следующие выходные сиквел "Дня Независимости" имел все шансы пойти по стопам "Мира Юрского периода", за исключением той маленькой детали, что не был и в половину так любим, как фильм Спилберга. Так что возвращение Роланда Эммериха к истокам в 165-миллионном "Возрождении" оказалось особо зрителю не нужным: 41 млн. был более слабым стартом, чем таковой был у оригинала, вышедшего за 20 лет до того (!) Нет, не всё нужно было продолжать, не везде работала ностальгия, впрочем, очередной сиквело-недобор года (ДН2 соберёт всего 389 млн. по миру, в 2 с лишним раза меньше первого ДН) только открыл дорогу Дори, опережавшей по графику сборов все мультфильмы, к концу июня заработав 330 млн. только в Америке. При этом крайне интересно, что в международке Дори звёзд с неба не хватала, хотя с 966 млн. Книги джунглей, 1023 млн. Зверополиса и 1100 миллионами третьего Кэпа, вошедшего в 4-ку самых кассовых кинокомиксов в истории - это было непринципиально. Даже внезапный провал нового фильма Спилберга, "Большого и доброво великана" (183 млн. при бюджете в 135) был для Диснея не настолько важен, учитывая, что Дори отвоевала себе и третий уик-энд, пришедшийся на День Независимости, уже третий год лишавший Голливуд важных хитов. 38,5 млн. у "Тарзана: Легенды" - вот и лучший старт праздника, вот только при бюджете в 180 млн. не лучший для Уорнеров, у которых после "БпС" год шёл не так гладко, теперь вот фильм Йетса, с другой стороны, показавший внезапно приличную стойкость, не ставший вторым Маугли, но 356 млн. заработавший. Не так чтобы окупившись, но и не уйдя с позором. В любом случае, всё доставалось Пиксар - Дори по итогам 3-х уик-эндов осилила 372 американских миллионов, осадить её никто не мог. Кроме Юниверсалов, принесших с собой "Тайную жизнь домашних животных".
Настали времена, когда единственные, кто могут противостоять Диснею - Юниверсалы, лишенные в этот раз больших франшиз в духе Форсажа или Юрского периода, но заручившиеся поддержкой Иллюминейшинов, продолживших своё восхождение с "Домашними животными", по сути, переделкой сюжета первой "Истории игрушек", но всё новое... 75-миллионная анимаицонная комедия, выехав на постерах с "от создателей Миньонов", а так же на отстутствии оригинальных мультфильмов заработала 104,4 млн. в первый уик-энд, да, став уже 6-м фильмов года с дебютом в 100 с плюсом млн. Конечно, от Дори это отвлечь вряд ли могло, тем более, что по итогам 4-х выходных она, обойдя Той Стори 3, стала самым успешным Пиксаровским мультфильмом в домашнем прокате (в мире только преодолев 600-миллионный барьер). Но то, что июль получил свой хит было очевидно, с таким стартом Домашние животные брали все шансы на преодоление 300-миллионного рубежа, который кино нынче или брало, или не брало 200. Так что вслед за Кэпом 3, Дори, пришло время Иллюминатов, а значит, остальным фильмам месяца ничего особого не светило. Ни "Охотникам за привидениями", чей римейк не вписался в тренд оживлённых франшиз, хоть и более чем достойно стартовал с 46 млн., собрав в итоге 128,4 млн. в Америке (всего 229 млн., миру, как и в предыдущие 2 раза Охотники были особо не интересны), но с бюджетом в 144 млн. ничего хорошо для студии Сони в этом не было. Забавно, что в следующий за Охотниками уик-энд выходил Стар Трек, так же сопровождавший бренд и в 1984-м и в 1989-м с разницей в неделю, но ничего хорошего не получилось и у него.
Даже юбилей не спас 185-миллионный "Стартрек: Бексонечность", призванный отпраздновать 50-летие франишзы. 59,3 млн. (а были времена, когда Трек бил рекорды уик-эндов) были не так уж и плохи для серии, но уход Абрамса, отсутствие событийности сыграло не на руку киносериалу, даже с достойными отзывами ребут к третьему фильму утратил новизну, не сумев в мире, где вернулись Звёздные войны и зажигали Стражи, предложить зрителю альтернативу. Итог - 158 млн., которые, сложно поверить, пытался спасти зарубеж, лишь второй фильм подряд, отправлявший на счёт франшизы больше, чем родной прокат, но 343 млн. - сумма слишком неопределённая, что бы назвать фильм успехом. В 4-й раз в истории (после 5-го, 9-го и 10-го фильмов) продолжение франшизы находится под вопросом. Другие же лучше бы и не продолжали, но как можно, когда успех столь редкое явление. Вышедший на экран в один уик-энд с 13-м Треком 5-й "Ледниковый период" как бы сказал: "хватит!" 3 фильма подряд преодолевавшая все мыслимые рекорды серия зрителя, переметнувшегося на сторону Иллюминейшин, явно утомила. Всего 21,4 млн. на старте - не такого ждали от продолжения ещё недавно самого кассового мультфильма международного проката. Но в мире, где царили Дори и Домашние животные, ещё одному мульт-блокбастеру места не было - ни в Америке, ни в мире. В Америке "Столкновение неизбежно" не добрало даже до сотни, в международке шло в в 2 раза слабее предшественника, правда, даже в этом случае, это означало победу - но не такую, как прежде - 408 общемировых миллионов - лишь тень былого успеха вымученной серии. До 5-го фильма домучили и ещё одну серию, шпионскую. Однако, когда в 5-й раз из колонок кинотеатров заиграла Экстрим Уэйс, как событие это уже не воспринималось. Даже возвращение Дэймона в титульную роль оказалось не особо зрителю интересным. Трилогии надо уметь заканчивать. "Джейсон Борн" собрал в первые выходные 59,2 млн., но в итоге проиграл по сборам не только Ультиматуму, но и Превосходству, остановшись на 162 американских миллионах (общие 415).
В наставшие времена ребуто-сиквелов Борн вписывался меньше всего, да и меньше всего ему это было нужно. Итоги июля за мультипликацией - пока "Тайная жизнь" приближалась к 300-миллионному рубежу (и общемировому полумиллиарду), "В поисках Дори" сумела сокрушить рекорд сборов "Шрека 2", державшегося на вершине анимационной цепи американского проката 12 лет, войдя попутно в десятку самых кассовых фильмов в истории домашних сборов. Пиксар достигли пика своего успеха, вернув себе корону, правда, всё так же оступаясь в международке, где Дори шла слабее, чем тот же Немо, приближаясь к 900-миллионному рубежу, с большей частью наличных, взятых с Северной Америки. Хотя и в Америке и в мире отдохнувший от кинокомикса зритель, с началом августа вновь решил отдать предпочтение хоть чему-то кроме мультфильмов, остановив свой выбор на "Отряде самоубийц", третьем фильме киновселенной Ди Си. Отлично распиаренный 175-миллионный командный экшон с запоминающимся подобранным сауднтреком стал этакой диси-заменой Стражам Галактики, только в мире Бэтмена и Супермена с добавлениям отвязаности Дэдпула. Сыграв на всех преимуществах разом Отряд побил рекорд старта августа, заработав 133,7 млн. в первые выходные, затем воспользовавшись летним сезоном, и несмотря на жёсткие падения, и совсем разгромную критику, продемонстрировав стойкость лучшую, чем "Заря справедливости", остановившись в итоге от неё в двух шагах с 325 миллионами, опять же захватив весь месяц, да и следующий тоже.
Других альтернатив зрителю не было - римейк "Бен-Гура" оказался никому не нужен, собрав 94 млн. при бюджете в 100, продолжив "удачный" год Парамаунтов, начатый, кстати, с "13 часов", первого кассового фэйла Майкла Бэя за 11 лет (Трансформеры 5 ждали товарища!). Трудно поверить, что октябрьское "Прибытие" в итоге станет одними из немногих послаблений для компании, и это при каких то 199 млн.! Зато со скромным бюджетом и любовью всей прессы мира. Удары будут доставаться и Сони - вслед за недобором Охотников окажется где-то в состоянии привидения франшиза о Роберте Лэнгдоне - "Инферно" соберёт всего 220 млн. в октябре, в 2 раза меньше "Ангелов" и в 3,5 меньше "Кода" (7 лет между фильмами серии оказались слишком долгими для того, что франшиза Брауна осталась на слуху). Зато Том Хэнкс напомнит о своём старом звании "любимого американского актёра" фильмом "Чудо на Гудзоне" Иствуда. Салли соберёт 125 млн., только дома окупив 60-миллионный бюджет (238 млн. всего). Фильм - успех Уорнеров, после Отряда самоубийц, ушедшего в итоге и за 700 общемировых, таки поймавших свою удачную волну. При этом, главным событием кинопрокатной осени опять станет событие проката ограниченного. Октябрь - лакомый кусок для претендентов на будущий Оскар. "Лунный свет" выйдет на экраны огранички, лишь в январе, с объявлением номинаций расширив количество экранов. При этом, ни до, ни после, зрителя не привлечёт: 27 млн. общих сборов - и звание наименее успешнего лауреата премии Оскар за 48 лет. Да, зритель и киноакадемия окончательно разошлись по разным дорогам. Такие вот пришли времена.
С наступлением ноября пришли ещё и времена спин-оффов. По началу волшебных. В схватку с Диснеем вступили Уорнеры, противопоставив "Доктору Стрэнджу" своих "Фантастических тварей и Где они обитают", в последнем случае ещё и 180-миллионный повод реабилитироваться Йетсу за Тарзана. Стрэндж добрался до больших экранов, уже будучи 14-м фильмом киновселенной, чья 13-я лента как раз занимала место самого кассового фильма года, при чём в мире, конкретно в Америке с 408,1 млн. уступал Дори, которая продолжала оставаться сенсацией, заняв 7-ю строчку в списке самых кассовых фильмов в истории американского проката, с 486 миллионами, помимо прочего, даже проседая в зарубежке, тем не менее, став вторым пиксаровским миллиардником по общим, в обход Зверополиса ещё и самым успешным мультфильмом года. 165-миллионный фильм Скотта Дерриксона стал же следующей победой студии с 85,1 млн. на старте, гарантировав себе достойную жизнь, став в итоге первым фильмом года, ушедшим за 200 млн., но не за 300. Такие ещё существовали! Монополию в этот раз супергерою-волшебнику устроить не удалось, отсутствие крупных хитов в течение 2 месяцев сказалось на более равномерном распределнии кассы между тремя хитами, вторым из которых, через 4 недели, в бой вступил Ньют Саламандер. "Фантастические Твари" стартовали слабее Стрэнджа (74,4 млн.), но ностальгия по миру Гарри Поттеру, которого он и был ответвлением сделала дело куда более коварное, чем принадлежность к миру Мстителей со Стрэнджем. В битве, которая продолжалась пару месяцев, выиграл приквел Поттерианы (234 против 232 млн.). В мире, в общем-то вопросов и не возникало, Твари напомнили о тех временах, когда Поттер рвал прокат на части, а потому, 580 миллионов сверху - были скорее минимумом, на которой можно было рассчитывать (Стрэндж с зарубежа принёс 445).
Дисней однако всё таки оставил последнее слово за собой в ноябре, потому что если не в общем (тут то фильму Йетса не было равных), то конкретно по Америке - выиграла всё таки анимационная империя с помощью "Моаны", вышедшей на волне "Зверополиса", пусть и не побившей рекордов, но с дебютом в последние выходные ноября, оставшись на волне все праздники, собрав в итоге 248 млн. американских и 642 млн. общемировых, второй успех для Скалы в том году (после "Полутора шпионов" с 216 млн. при 50 млн. бюджета). И вот здесь произошла забавная рекурсия. Потому что став самым кассовым фильмом ноября в Америке, Моана - очередной мульт-успех возрожденной студии - не стала самым кассовым мультфильмом всего праздничного сезона. Тут победили Иллюминейшин, чья "Тайная жизнь домашних животных" всё же таки обновила американский рекорд студии с 368,4 млн. обойдя сиквел "Гадкого я". В следующий раз удар пришёлся со стороны "Зверопоя", вышедшего в последний уик-энд года, но очень резво обошедшего Моану, находившуся в прокате с месяц, чтобы с 270 миллионами стать очередным прибыльным детищем студии. Рекурсия же - потому что по общим сборам таки победила Империя Дисней: Зверопой с 632 млн. отстал. Да и в отличие от Моаны, воцарившейся в ноябре, главным декабрьским событием мульт создателей Миньонов не был. Финальным аккордом 2016-го года, декабрьским релизом, вышедшим аккурат за 2 недели на наступления 2017-го на экраны вернулись те времена, когда Надежда только зарождалась.
Были времена, когда Звёздные войны правили планетой, умами и сердцами зрителей. Но, пожалуй, для англоязычного зрителя - Звёздные войны - почти религия, где Новая надежда - начало долгого и величественного путешествия в Далёкую Галактику, эти времена и не заканчивались. Начало и спустя почти 40 лет осталось незыблемым в своём статусе - родоначальник не просто мифологии, но почти всего современного кинематографа. Недаром, из всех тех разрозненных фактов и данных, которые доносятся до нас из бокс офиса 1970-х годов, именно Звёздные войны даруют первую более менее полную информацию по дням, уик-эндам, экранам и расширению проката. Со Звёздных войн началась Сага и наша, Сага бокс-офиса, которая теперь подходит к своему логичному завершению. "Изгой-один" завершил 2016-й с размахом, показав второй старт декабря: 155 млн., гарантировав себе благодаря декабрьской стойкости не просто безбедное, а роскошное будущее. Герои ограниченного проката, в лице "Ла Ла Ленда" и "Скрытых фигур", во все услышание заявят о себе в январе, и будучи потенциальными оскароносцами разовьют успех до 443 и 229 мировых млн. соответственно (фильму Шазелла удастстя занять вторую строчку среди всех мюзиклов в истории). Но главной в декабре будет Империя.
Империя Диснея и Империя Звёздных войн - да, отныне это одно и то же, но поступь давно оставленного позади времени, взгляд в который лишь мельком позволил зрителю Третий эпизод, окажется важнее для зрителя, готового стать путешественником в Далёкую Галактику в спин-оффе даже не Пробуждения Силы, а всё той же Новой надежды, а потому и продемонстировать приверженность к Саге такую, что кино Гаррета Эдвардса станет по итогам проката первым спин-оффом полу-миллиардником американского проката, 7-м полумиллиардником в истории, лишь немногим не добравшимся до "Тёмного рыцаря" с 532 миллионами, утвердив звание самого кассового фильма года. Иронично, что лишь в Америке - вся международка принесла кассы меньше, чем только Штаты с Канадой (1056 млн. по итогу). Да, в общем прокате самым кассовым фильмом года так и остался третий Кэп - уникальный случай в истории, когда кинокомикс стал рекордсменом года, не став таковым в прокате домашнем. Комикс успешен в мире, но в Америке на первом месте Звёздные войны. Такие были времена. Такие времена пришли. И за всеми теми рекордами и бесконечными обновлениями десяток и топов, за всеми сменами трендов и компании - стоит лишь оно - Кино. Хорошее или плохое, неважно - цифры беспристрастны. Они лишь говорят о том, что важно и интересно зрителю. А как оказывается, что 40 лет назад, что сейчас, что под эгидой 20-го Века Фокса, что под знаком Диснея, американскому зрителю важны и интересны...
Наша Сага начиналась на Звёздных войных. На них наша Сага заканчивается.
На её месте начинается История.
В следующем выпуске: 40 лет. 40 недель. Итоги.
Stay tuned....
Американский кинопрокат:
1. Rogue One: A Star Wars Story - 532,2 mln.
2. Finding Dory - 486,3 mln.
3. Captain America: Civil War - 408,1 mln.
4. The Secret Life of Pets - 368,4 mln.
5. The Jungle Book - 364 mln.
6. Deadpool - 363,1 mln.
7. Zootopia - 341,3 mln.
8. Batman v Superman: Dawn of Justice - 330,4 mln.
9. Suicide Squad - 325,1 mln.
10. Sing - 270,3 mln.
Международный кинопрокат:
1. Captain America: Civil War - 745,2 mln.
2. Zootopia - 682,5 mln.
3. The Jungle Book - 602,5 mln.
4. Fantastic Beasts and Where to Find Them - 580 mln.
5. Meu ren yu - 550,6 mln.
6. Batman v Superman: Dawn of Justice - 542,9 mln.
7. Finding Dory - 542,3 mln.
8. Rogue One: A Star Wars Story - 523,9 mln.
9. The Secret Life of Pets - 507,1 mln.
10. Doctor Strange - 445,1 mln.
Общемировой кинопрокат:
1. Captain America: Civil War - 1153,3 mln.
2. Rogue One: A Star Wars Story - 1056,1 mln.
3. Finding Dory - 1028,6 mln.
4. Zootopia - 1023,8 mln.
5. The Jungle Book - 966,6 mln.
6. The Secret Life of Pets - 875,5 mln.
7. Batman v Superman: Dawn of Justice - 873,3 mln.
8. Fantastic Beasts and Where to Find Them - 814 mln.
9. Deadpool - 783,1 mln.
10. Suicide Squad - 745,6 mln.
Стартовые уик-энды:
1. Captain America: Civil War - 179,1 mln.
2. Batman v Superman: Dawn of Justice - 166 mln.
3. Rogue One: A Star Wars Story - 155,1 mln.
4. Finding Dory - 135,1 mln.
5. Suicide Squad - 133,7 mln.
6. Deadpool - 132,4 mln.
7. The Secret Life of Pets - 104,4 mln.
8. The Jungle Book - 103,3 mln.
9. Doctor Strange - 85,1 mln.
10. Zootopia - 75,1 mln.
Стоимость:
1. Batman v Superman: Dawn of Justice - 250 mln.
2. Captain America: Civil War - 250 mln.
3. Finding Dory - 200 mln.
4. Rogue One: A Star Wars Story - 200 mln.
5. Star Trek Beyond - 185 mln.
6. The Legend of Tarzan - 180 mln.
7. Fantastic Beasts and Where to Find Them - 180 mln.
8. X-Men: Apocalypse - 178 mln.
9. The Jungle Book - 175 mln.
10. Suicide Squad - 175 mln.