Космос - это риск и болезнь во мраке и тишине (с)
Авторское отступление.
Сны бывают разные. Мне было 12 лет. Небо заволокли тучи, а с ними гнетущая атмосфера безысходности, когда знаешь, что что-то идёт так, а ещё дождь. Мучительно бесконечный дождь из капель, падающих на людей, пропитывающих кожу, и словно глина, застывающих, превращая всех в камень, совершенно бездыханный. Целые улицы были в живых статуях. Тогда, все те, о ком я переживал, сели в машину, чтобы ехать подальше, из эпицентра (глиняный дождь не трогал "неживое", только органику, хоть я и вряд ли знал такое слово в 12 лет, хоть и понимал, что происходит). Но когда начали махать мне, чтобы я под зонтом добежал и сел в этот самый автомобиль, я посмотрел на свои руки, и понял, что на них падают слёзы из глины, понял, что мне не спастись, от этого мне не убежать, моя рука и я и всё вокруг стало матовым, и я посмотрел вверх, подставив лицо прямо под падающую глину. И тогда я проснулся. Я болел, у меня была лихорадка, и в принципе ничего особенного в кошмарах в таком состоянии нет, но я боялся туч, ещё неделю заглядывая в окно, пытаясь отогнать остатки того сна. Страшный сон, который в памяти и спустя 13 лет.
Конец авторского отступления.
Сэр Ридли Скотт, пока остальные пускают франшизы в новое плавание, снимая сиквелы со знакомыми сюжетами, от времени не отстал, довел формулу до уровня, граничащего с нелепостью, решив после Прометея выдать всего и сразу. "Завет" идёт по пути оригинального Чужого 1979-го от начала и до конца, но в большем масштабе, попутно вкрапляя элементы фильма 2012-го года (особенно это касается нелепого поведения каким то образом дожившего с таким то стремлением к безопасности до 22 столетия человеческого вида), а в один прекрасный момент и вовсе отыгрывая на инструментах Джима Кэмерона, отказываясь верить в том, что it's dead, Jim. По итогу, Завет получается кино крайне среднее, порой нелепое, оно и не о сценарии, который натыкается на ровно все те же грабли, что и Прометей, пусть даже и не настолько нелепо, а аккуратнее, словно уже помня, где следующие.
Сложно считать ленту и частью собственно франшизы о Чужом, чью мифологию новый сценарий рушит и переписывает заново под сэра Скотта, оставляя с Чужим сходства чисто косметические, превращая в главного антагониста творение самонадеянного человека, само играющее в творца. Иронична в этом плане судьба героя Билли Крудапа, однажды сыгравшего персонажа, решившего создать жизнь подальше от Земли (цитата Озимандиаса только усиливает дежа вю). Намеренна такая ирония или нет, но сюжетную арку персонажа Фассбендера, кажется, уже привыкшего ощущать своё превосходство над хомо сапиенс, она подчёркивает пусть нечаянно, но очень ярко. В общем то кино и не о Чужом, из космической стихии, олицетворения кошмаров неизведанного космоса, превращающегося в лишь эксперимент того, кто сам когда-то был всего лишь экспериментом (матрёшка творений). Да, космос, бывший необъятным в 1979-м внезапно сжимается до образа одного мастермайнда, превращённого в закулисного Императора всей киносерии, появляющегося то впервые в фильме подобно небезысвестному антагонисту другой серии приквелов: из темноты, с лицом, скрытым плащом. Антагонист, играющийся в сверхчеловека, выращивает собственное чудовище для собственной Империи, разрушая местную версию Олимпа, возвышая себя над богами, буквально воспроизводя цитату Ницше.
В общем-то, сам ксеноморф здесь лишь оправдание для рассуждений, в первую очередь визуальных, режиссёра о создателях и созданных. Зверь возмездия, пришитый нитками шести сценаристов, чтобы хоть как-то увязать Завет со знаменитой серией фильмов, чью легенду и загадку, он бессовестно и рушит. С другой стороны, Чужой 1979-го так и остался картиной самостоятельной и самодостаточной, где все остальные сиквелы, приквелы, кроссоверы (даже замечательный Звёздный десант Кэмерона) выглядят лишь вариацией на тему, каждый существует словно бы в своём мире, выбранном конкретном режиссёром. И в данном случае Завет не исключение, потому что местный мир - не о сценарии, в который лучше не вдумываться, и даже не о Чужом, который к 6-му фильму, будучи раскрытым со всех сторон постановщиками и сценаристами разной маститости, по ощущениям оставлен за бортом серии.
Белый карлик с черепом, напоминающем на подкорке о знаменитом белом левиафане; падающие небеса под Перси Биши Шелли; только что бывшие живыми камни, крушащийся горизонт; смертельные тучи, связанные в нити днк; рисунки, полные страшных анатомических изысканий; желтые стены храма, возведенные самому себе самопровозглашённым создателем новой жизни - Завет - это калейдоскоп образов, несущихся сквозь хронометраж, но ярко врезающихся в сознание, пробирающихся под кожу, в мысли, заставляющие отводить взгляд только для того, чтобы обнаружить, что ты на это не способен. Сценарий - здесь лишь повод для существования калейдоскопа, сэру Скотту вновь важно показать, а не рассказать. Отказывающийся прибегать к условностям кино, Ридли залезает в подкорку, разговаривает с теми, кто настроен слушать, магнитизируя, умудряясь напугать в век, когда все приёмы кинематографа известны, на подсознательном, манипулирая образами, из калейдоскопов складывающимися в единую картину, почти абстрактную, но пугающую своей неизбежностью. Безысходностью каменных небес. Но криков вновь не слышно. Потому что теперь космос сэра Скотта выглядит так. Потому что "Чужой: Завет" - очень среднее кино. Но очень страшный сон.
И если мэтру режиссуры нужны фильмы, подобные Марсианину, беспроигрышно интересные массовой аудитории, профессиональные, но совершенно неизобретательные и безликие, чтобы чередовать их с такими визуальными киновысказываниями, что ж, пусть так и будет. В век, когда миром вновь правят (теперь диснеевские) Звёздные войны, Ридли в очередной раз напоминает, что помимо притягательного романтизма космос ещё и жуткое место, полное одиночества и страшных тайн. И кажется, только он на это и способен.
ЗЫ: А ведь стоит проснуться, и понимаешь, что Дэвиду, в общем то, рассчитывать не на что. Потому что где-то там, есть она.