Завершение трилогии о Тёмном рыцаре и перезагрузка Спайдер-Мена. 50-летие Бондианы. Возвращение на большие экраны Саги о Средиземье в своём первом эпизоде из грядущей дилогии, превращённой в трилогию, и предыстория Чужого. Начало Голодных игр и финал Сумерек. 50-летие Бондианы и логическая кульминация пути к Мстителям, начатого ещё в мае 2008-го. Это был год самых громких из возможных брендов, соединившй в себе сразу несколько поколений киноманов и простых зрителей. Год, после откровенного провисания предыдущего, вновь вынудивший зрителя возвращаться в кинозалы, попутно дав бой объёмным киноаттракционам, доказав, что громкие хиты могут и не носить обязательной приставки 3D. Но третье измерение даёт возможность целому ряду культовых хитов вновь вернуться на серебряный экран, напомнив о легендах прошлого, вслед за Королём Львом возвращая зрителя в 1990-е, внезапно напоминающие о себе уже ностальгией. В этот год большого кино мировой кинопрокат выходит вновь на новый уровень: вся его топ-10 преодолевает 600-миллионный рубеж кассовых сборов.
А ещё Дисней, терпящий новые напасти в начале года, фактически обеспечивает себе безбедное будущее: к Мышиной Империи в 2012-м году, в год 35-летия Звёздных войн, присоединяется Лукасфилм и начинается отсчёт до новых историй в самой успешной Саге всех времён.
Это год, когда сходятся все звёзды.
Начался год, продолживший период смуты в период после финала Поттерианы, когда бокс офис и зритель пытались найти друг друга, с кино культового: вслед за Королём Львом на экраны уже в январе в формате 3D пожаловала "Красавица и чудовище", положившая на свой карман ещё 47,6 млн. сверху, позволив себе переползти через 200-миллионный рубеж в американском прокате и занять уверенное 2-е место в истории студии Уолта Диснея с 219 миллионами по итогу. Преодолела знаковый рубеж анимация и по общим сборам: почти 425 млн. стали отличным финальным результатом для мультфильма, оживившего студию в далёких 1990-х. Впрочем, куда большего в этом смутное время добились два других перевыпуска от режиссёров, имеющих привеллегию соперничать только с самими собой. Сначала, в феврале, на экраны напросилась "Скрытая угроза" в объёмном формате выступившая слабее той же Красавицы дома, но сумевшая тем не менее обойти по сборам "Новую надежду", став таки самым кассовым фильмом киносерии с 474,5 миллионами, заняв 4-ю строчку в американской истории, попутно впервые в истории Звёздных войн преодолев общемировой миллиард: спустя 13 лет после релиза вновь вернувшись в топ-10 мирового бокс-офиса и с 1027 млн. отвоевав себе уверенное 9-е место, гарантировав перевыпуск всех 6 фильмов на большие экраны в дальнейшем, вот только нет, спасибо Диснею. Самый главный удар при этом ожидаемо нанёс Джим Кэмерон, не ставший мелочиться и вынудивший посетителей кино вновь идти на "Титаник", в апреле, аккурат к 100-летию катастрофы, показавший лучший результат для ре-релиза в истории по миру: собрав колоссальные 342 млн. (из которых в Америке куда более скромные, чем у того же Короля Льва - 57 млн.), уже к финалу второго уик-энда став всего лишь 2-м фильмом в истории, преодолевшим немыслимую планку в 2 миллиарда долларов после Аватара того же режиссёра, доведя до 658,7 млн. свою американскую кассу, 1528,1 млн. зарубежную и 2186,8 млн. общую.
В это засилье 3Д перевыпусков можно и забыть, что существовало и кино современное, причём кино, которому этот самый объём, было не нужен. Вот и "Голодные игры", вышедшие на волне успеха янг-адалт киноадаптаций, экранизация первой книги сверх-успешной книжной трилогии, показали, что грамотная рекламная кампания (где самих Игр не показывали, а лишь интриговали) и свежая подача даже затёртой идеи могут обеспечить настоящий хит. 152,5 млн. на старте - 3-й дебют в истории американского кино, лучший для не-сиквела (в обход Алисы в Стране чудес) мгновенно превратили тёмную лошадку в успешную кинофраншизу, обеспечив сиквелы на несколько лет вперёд, выведя студию Лайонсгейт из пучины Пил, сделав из Дженнифер Лоуренс звезду, начав тренд подростковых антиутопий. Голодные игры начали и выиграли: 78-миллионная кинолента стала главной картиной весны и без всякого объёма, который, к слову, так и не спас могучего "Джона Картера", с 250-миллионами ставшего 7-м по стоимости фильмом в истории кино, самым дорогим фильмом 2012-го, выпущенного с явным рассчётом студии Диснея на собственного Аватара. Второго Аватара не вышло - сборы в 284 млн. были неудачей сами по себе, а минимальные 73 млн. в Америке ситуацию фильма Эндрю Стэнтона только усугубили. Времена, когда Дисней позволял себе рисковать, постепенно оставались позади. Не спас объём и "Призрачного Гонщика 2", хоть и окупившегося (132,6 млн. общих при стоимости в 57), но от греха подальше вернувшегося в собственность Марвел сразу после убитого критикой и прессой релиза. Нет, помимо Игр, на 4 недели установивших царство в американском прокате, за время которого фильм Гэри Росса обошёл дома все сумеречные фильмы, в начале года о себе заявил разве что "Лоракс", укрепивший успех студии Иллюминейшин, и то в прокате американском: из 348 млн. - 214 были за США и Канадой, где произведения Доктора Сьюсса ожидаемо были всё так же куда более популярны, чем в остальном мире.. Чтобы спасти прокат международный, чтобы прекратить смутное время для кино-бокс-офиса, понадобилось собрать настоящую команду спасителей. Что и случилось 4 мая. Avengers Assembled.
Like the Sun they will live to Rise.... Ignite and then....
От "Мстителей" ожидали многого. Такого не ожидал никто. Лента Джосса Уидона - проект в общем то уникальный - начало новой франшизы, в то же время продолжавшей сразу 4 уже заявивших о себе (Железный Человек, Невероятный Халк, Тор и Капитан Америка), при том, что забавно, по отдельности особых рекордов не ставивших, оказавшихся скорее продолжительной рекламной кампанией одного большого кино, на протяжении 4 лет обещаемого зрителю, как финал телесериального сезона, подводящий итог сразу нескольким сюжетным линиям, в то же время, являющийся зрелищем самостоятельным, даже для тех, кто в общем то до того к кинокомиксам относился с равнодушием, превратившийся в уникальное событие. Да, киновселенная Марвел фактически заявила о себе во все услышание именно 4 мая 2012-го, с 220-миллионным блокбастером, уже в первый день сумевшим превзойти ожидания, собрав 80,8 млн. уступив лишь сборам финального Поттера за сутки. Однако прецедент на то и прецедент, чтобы по итогам второго дня таки никому не уступть, преодолев 150-миллионный рубеж, до того покорявшийся фильмам максимум за 3 дня. "Мстители" прорвали оборону, по аналогии с тем, как за 10 лет до того Спайдер-Мен в первомайский уик-энд побил рекорд, поставленный Поттерианой, став первым в истории фильмом со 100 миллионами за первые 3 дня, так и Мстители, вновь в первомай начисто лишили Поттера всех преимуществ, по итогам 3-х дней став первым фильмом в истории кинематографа, заработавшим за дебютную 3-дневку более 200 миллионов долларов (!!!). 207,4 миллиона - и рекорд уик-энда - долгоиграющая стратегия Кевина Файги дала себя знать, теперь уже под присмотром студии Диснея, компенсировавшей неудачу Картера из последних сил, отбирая у Парамаунтов франшизу, которая могла обеспечить им великое будущее. Да, 50, 100, 150, 200 - сборы отдельно взятых уик-эндов на новый уровень переводили лишь кинокомиксы. Такая ирония.
Да, лучший старт для кинокомикса (и по сей день остаётся за Мстителями), лучший для не-сиквела (хотя и оригинальным фильм назвать было ой как непросто) - такой успех подкрепляли сборы в международке, где прокат начался за неделю до американского, так что по итогам 6 мая (за 11 дней мирового проката) - на счету Старка и его друзей оказались глобальные 654 миллиона долларов, что было только началом. Фильму Уидона понадобилось всего 9 дней американского забега, чтобы оставить позади 300-миллионный рубеж, а также стать первым фильмом в истории, покорившим 100-миллионную планку во второй уик-энд (103,1 млн.). доведя свою американскую кассу до циклопических 373 млн. по итогам 2-х выходных, став самым кассовым фильмом КВМ, а также уже 13 мая став вторым мировым кинокомиксом-миллиардником в истории. Рекордно малые 14 дней понадобились Мстителям, чтобы взять домашние 400 миллионов, попутно войдя в 5-ку самых кассовых фильмов в истории мирового кино, обойдя таки 3-го Паука по международным, Рыцаря по общим, став самым кассовым кинокомиксом и в общем забеге. Впрочем, "Тёмному рыцарю" недолго оставалось и в родных просторах: на 23-й день проката Мстители стали 4-м в истории домашним полумиллиардником, на 29-й, ещё до конца мая, обойдя Бэтмена, вошли в тройку самых успешных фильмов американского проката, став и оставаясь до сих пор самой успешной экранизацией комикса в истории. "Мстители" начали новую эпоху. Теперь кажется, что даже Тёмный рыцарь был лишь ступенью, без которой не было бы успеха первого супергеройского кроссовера, перевернувшего окончательно всё представление о построении не только супергеройских, но франшиз вообще. Показав, что тентполы, объединённые общей вселенной, способны приносить отдачу друг от друга куда большую, нежели представлялось раньше.
Мстители совершили настоящий удар по бокс-офису, превратив героев своей вселенной в настоящих суперзвёзд, оккупировав весь май под себя, затопив "Мрачные тени" Тима Бёртона (245 млн. общемировых при бюджете в 150 млн.), которому не помог даже недавний успех "Алисы в Стране чудес", казалось бы, вернувший имени режиссёра определённый вес. Буквально ко дну пошёл и "Морской бой", 209-миллионная экранизация игр от Хасбро, собравшая дома лишь 65,4 млн., чуть компенсировав миром (303 млн. общих), но не всплывшая всё равно, обеспечив Тейлора Китча вторым эпичнейшим провалом года за 2 месяца. Не лучший год намечался для студии Юниверсал, только и спасавшейся Лораксом, утверждавшим место Иллюминейшин в этом мире. Не выгорело у них в апреле и провернуть подобную Форсажу фишку с "Американским пирогом: Все в сборе", где был собран основной состав оригинала, но с 234 миллионами не только не приведший кассу к новым высотам, но в американском прокате и вовсе откровенно недобрав (57 млн.). Время Американского пирога и во многом подобных ему комедий ушло. Частично упущено оказалось время и для Джея и Кея, однако триквелу Людей в чёрном удалось хотя бы прервать царствие Мстителей в их 4-й уик-энд, пришедшийся как раз на выходные Дня Памяти. 54,6 млн. в стартовую трёх-дневку - лучший показатель в трилогии, однако нельзя забывать, что первые два фильма выходили в совсем другие времена, за 10 лет инфляция и значимость уик-эндов выросла в разы, так что для 225-миллионного триквела особой победой такое начало было назвать нельзя.
Вытаскивал по традиции зарубеж, соскучившийся по героям, пусть даже одного из которых на большую часть хронометража заменили за Джоша Бролина, но с 3Д международный зритель прощал и такое, так что уже с первых дней ЛвЧ стали опережать по кассе оригинал и сиквел, вытягивая просевшую дома кассу на достаточный уровень, чтобы спасти карьеру Уилла Смита, после 2008-го внезапно переставшего приносить гарантированные 100 млн. в карман кинобоссов. Свою сотню кинокомикс конечно собрал: 179 млн. в Америке пусть и были самым слабым результатом в трилогии, но мировые 624 миллиона позволили фильму Барри Зонненфельду проводить трилогию на высокой ноте, хотя и удивительно, насколько ярче выглядели 589 миллионов оригинала в далёком теперь уже 1997-м году, по сравнению с нынешним временем. Забавно однако, что в разделении власти и кассы между домом и всем остальным миром - Люди в чёрном были полной противоположностью Голодным играм, оказавшимся в общем то не столько интересными кому-то кроме зрителя американского, приближавшего феноменальную антиутопию к 400-миллионной планке с каждым днём, принося две трети общих сборов в копилку, впрочем, без всякого сомнения грандиозному хиту. Прекрасный пример того, что каждому своё: добравшаяся до американских кинотеатров в конце мая французская трагикомедия "1 плюс 1" собрала в общем то лишь 10,2 миллиона, к этому времени окучив международку почти на 350 миллионов (а в итоге соберёт все 416), став самым кассовым французским фильмом в истории, только на родине принеся фееричнейшие 166 млн. Так и подступали к июню: разделив мир на Америку и международку, только Мстители объёдиняли всё и вся, пусть даже и наступало возвращение редкого нынче космического хоррора, спасибо сэру Скотту и Чужой франшизе.
На самом деле с началом лета начало нарастать ощущение неминуемого шторма. Кажется, что после Мстителей любое другое кино выступало лишь филлером - оттого и сплошь стандартные старты - от 50 до 60 миллионов, кто-то стартовал лучше ("Белоснежка и охотник" с 56 млн.), кто-то хуже ("Прометей" с 51,1 млн.), но так или иначе завоёвывал доверие зрителя на время между постепенно нисходящей бурей и грядущим ураганом. Пока Белоснежка пользовалась всеми привилегиями звёздного статуса Кристен Стюарт и недолгой отдачи Мстителей для Криса Хемсуорта (396,6 млн. общих, из которых Америка принесёт 155), Прометей задействовал на свой счёт возвращение в культовую франшизу сэра Ридли Скотта, родноначальника киносаги о Чужом, в 5-й раз, если не считать ЧпХ, наведавшейся на большие экраны, чтобы побить все рекорды серии, спасибо подаче в качестве самостоятельного фильма: 126 млн. американских, 403 млн. общих - 130-миллионный Прометей стал самым кассовым фильмом серии повсеместно, намекнув сэру Скотту, что с серией ещё пока заканчивать рановато. При этом, отлично на контрпрограммировании сработали Парамаунты и Дримы, противопоставив Чужому триквел Мадагаскара, как раз в то время, когда мир начал скучать без анимации. С 60 млн. на старте триквел показал худший старт по сравнению с сиквелом, даже несмотря на 3Д, зато практически сразу начал нарабатывать себе имя в мире, где не прижился Лоракс, а потому нужда в мультипликации была особенно остра.
На самом деле летний шведский стол предложил место всем: уже в 3-й уик-энд на пир пожаловали Пиксар с "Храброй сердцем", при этом Мадагаскар умудрился выстоять, воспользовавшись всем, что могли предложить летние каникулы, доведя общую кассу до 350 миллионов уже по итогу 2-х выходных, из которых 157 были за Америкой. Пиксар, всё так же отложившие покорение мира на потом, однако выиграли за счёт трёх-дневки - шутка ли 66,3 млн., пусть даже при куда большем, чем у Мадагаскара бюджете (185 и 145 млн. соответственно). Забавно, что тут уже с контрпрограммированием выступил ТимБек, выждавший достаточно долго, чтобы нанести по своей карьере удар под дых: "Президент Линкольн: Охотник на вампиров" сумел собрать 116 млн. в мире (стоимость - 69 млн.), из которых всего 37 миллионов принесла Америка. Ох, начали забывать американцы своих героев, честное слово! Совсем другое дело Тед - как показал дебютный уик-энд в 54,4 млн. - зритель внезапно вспомнил, что комедиями то этот года пока и не был славен, так что 50-миллионная лента МакФарлейна пошла набирать кассу в отсутствие конкуренции на радость Юниверсалам (и в одной только Америке Третий лишний соберёт свои 218 млн.), пока мультфильмы боролись между собой. Да и пока Мстители продолжали разгонять рекорды, становясь 3-м в истории домашним 600-миллионником, устанавливая эталон кассы для кинокомикса на новый уровень, который теперь было уже не под силу поднять даже франшизе, которая 10 лет назад этот самый эталон устанавливала по своему. И хотя студия Сони выждала целых 2 месяца, чтобы выпустить ребут Спайдер-Мена, игра меж двух стихий стоила кассы 4-му фильму о Пауке неизбежно.
Нет, конечно, студия попыталась перезагрузку сделать подешевле относительно предыдущих фильмов, но даже с новым режиссёрским (Марк Уэбб) и актёрским (Эндрю Гарфилд и Эмма Стоун) составами оказалось, что сделать дешёвое кино про Спайди - практически нереально. Съёмки в Нью-Йорке, сложные практические эффекты, а теперь ещё и съёмки полётов в том же 3Д, чем особенно хвасатала студия, превратили "Нового Человека-Паука" в очередной дорогущий фильм франшизы, по общей стоимости уступавшей разве что Пиратам: с 230 миллионами "НЧП" становился самым дорогим ребутом, а также 9-м по бюджету фильмом в истории. Так что вряд ли 62 миллиона (самый слабый результат серии) в первый уик-энд могли порадовать студию, к счастью для неё, выпустившую фильм в праздничную неделю Дня Независимости, а потому под вечер своего первого воскресенья уже набравшую 137 млн. в прокате, впрочем, уступая по динамике первым фильмам всё равно. Неудивительно, после триквела к серии интереса очевидно поубавилось, а оставшийся нёс на себе полюбившийся зрителю и критикам герой Магуайра, теперь отправленный на кинематографический покой. Снижали ажиотаж, как ни странно, и Мстители, чья киновселенная оказалась чуждой новому Пауку. Забавно при этом, что зарубеж к судьбе Паркера оказался менее безучастным: спасибо 3Д, да и грандиозным сборам "Врага в отражении", даже снижение сборов относительно него давало замечательный результат. Особенно если учесть, что международный бал правил в июле 2012-го другой тентпол, куда как более могучий. Тентпол анимационный, тоже 4-й фильм франшизы, в этот раз чистый квадриквел, а не ребут. Речь конечно, о "Ледниковом периоде", словно бы не вписавшемся в общее ожидание наступающего шторма.
Забавно, но "Континентальный дрейф" в американском прокате не показал ровным счётом ничего выдающегося. С 46,6 миллионами было очевидно, что серия интерес уже вызвать не может, да и к тому же, когда Мадагаскар 3 становился самым кассовым мультфильмом трилогии с 216 миллионами, а Храбрая сердцем вот-вот должна была 200-миллионный рубеж преодолеть, 4-й фильм затянувшейся серии выглядел явно лишним. Но только не для зрителя заокеанского, которому 3-й "Ледниковый период" в своё время открыл все чудеса 3д, до этих пор оставаясь самой кассовой анимацией за пределами американского континента. Так что Континентальный дрейф буквально захлестнул планету, придя на смену Мстителям, в качестве главного летнего аттракциона, уже к середине июля (прокат зарубежом начался на пару недель раньше американского), осилив 337 зарубежных млн., в обход и Мадагаскара и Храброго Пиксара. Спасибо семейной направленности, Периоду оказалось куда легче пережить и третий уик-энд июля, обрушивший кассу Спайдер-Мену (лишившемуся шансов на 300 американских миллионов и без того, но успевший уйти за 600 миллионов общемировых, в итоге лента наберёт 757 млн.), а также, наконец, прервавшему беспрецедентную поступь Мстителей, к этому моменту сумевших стать 3-м в истории фильмом с 1,5 миллиардами в кармане. Да, пока Новый Человек-Паук завоёвывал звание самого кассового ребута, к своему логичному завершению приближалась франшиза, некогда моду на ребуты введшая. На экраны вновь возвращался Рыцарь тьмы.
Deshi Bahsara. На самом деле, после того, какой сенсацией стал сиквел Бэтменианы за 4 года до того, было сложно представить картину, в чьём успехе какая-либо студия была уверена ещё больше. Пока Мстители не стали главным сюрпризом сезона - именно "Тёмный рыцарь: Возрождение Легенды" выглядел очевидным кандидатом на звание главного фильма года. Так что вряд ли Уорнеры могли позволить себе не выдать Кристоферу Нолану всё, чего требовала душа постановщика. Грандиозный 250-миллионный эпик, в который превратился триквел, ставший 3-м по стоимости кинокомиксом в истории, 8-м фильмом с бюджетом от 250 и выше, стал центральным релизом лета, вновь оккупировав 3-и выходные июля, привычно приносящие Уорнерам кассу, начиная аж с 2007-го года (и Ордена Феникса). 75 млн. в первый же день - стали 3-м результатом в истории, но лучшим для фильма без 3Д, повышенная стоимость за билет на который стала привычной уловкой для киностудий. Хотя бы поэтому шансов стать 5-м рекордсменом в серии было у "Возрождения Легенды" немного, но даже на момент написания данного обзора с 160,9 миллионами за трёх-дневку (3-й результат в истории на момент выхода после Мстителей и 8-го Поттера, 2-й для кинокомикса, лучший для Бэтменианы) - третий "Тёмный рыцарь" удерживает за собой лучший старт для фильма без использования 3D. Важно при этом то, что финал Трилогии оказался в международке принят куда лучше не только всех остальных фильмов о Бэтмене, но всех экранизаций Ди Си Комикс. И даже несмотря на то, что дома ТРВЛ начал сиквелу уступать, зарубеж, принявший триквел на треть лучше фильма 2008-го компенсировал всё сполна. Тёмный рыцарь, как за 4 года до того, так и остался главным событием лета вплоть до его финала. Недобрал в августе и римейк "Вспомнить всё" (198 млн. при бюджете в 125, а ведь когда-то кино со Шварцем показало лучший стартовый уик-энд 1990-го!). И оказалось недостаточно в 4-й раз заиграть Extreme Ways, чтобы "Эволюция Борна" без участия Мэтта Деймона сумела взлететь, вместо этого 125-миллионный квадриквел показал худший результат серии в Америке (113 млн.) и 3-й из 4 в общем (276 млн.). Да, без главной звезды продолжать серию было бесполезно. Зато остались на плаву "Неудержимые", чей 100-миллионный сиквел, пусть и просел дома (85 млн.), по общим сборам сумел обойти "Рокки 4" и спустя 27 лет стать самым кассовым фильмом в карьере Сильвестра Сталлоне (314 млн.).
Главный раздел кассы под финал лета таки остался за Бэтменом и Периодом: последнему по итогу августа удалось войти в 10-ку самых успешных фильмов зарубежного проката, а уже в сентябре сделать то, что не удалось ни Шреку 4, ни Истории игрушек 3: Континентальный дрейф обошёл триквел собственной франшизы, обновив рекорд сборов анимации в международном бокс-офисе с 715 миллионами (как ЛП это всё проделывал - до сих пор загадка). Америка вновь же тащила вниз изо всех сил. Да, в родном прокате ЛП4 показал худшие сборы франшизы (161 млн.), но с такими грандиозными общими данными (877 млн.) - 95-миллионный квадриквел был в любом случае в абсолютном выигрыше. А Тёмный рыцарь тем временем выигрывал по всем остальным параметрам: с 448 миллионами (7-е место в истории) став лишь 2-й в истории домашнего проката франшизой с двумя 400-миллионниками в запасе (после ЗВ) и с 1084 миллионами - 2-й франшизой с двумя миллиардниками (после Пиратов Карибского моря). Своего достиг перевыпуск в 3D В поисках Немо - с 41,1 миллионами добивший домашнюю сумму до отличных 380,8 миллионов, таки став самым кассовым релизом 2003-го года, спустя 9 то лет, а также общую до 940,3 млн., в матче-реванже, перебив кассу сиквелу Шрека, однако даже сентябрь оставив за финалом трилогии Нолана, так и оставшейся самодостаточным феноменом. Что говорить, если вплоть до октября прокату за исключением анимации похвастать было нечем, пока за дело не взялся Бен Аффлек в шпионском триллере Операция Арго. О, да. Шпионская тема набирала обороты. В октябре состоялся настоящий праздник.
Skyfall is where we start. A thousand miles and poles apart.
Борн, Арго, ненадолго вернувшийся Брайан Миллс в сиквеле Заложницы (фильм заработает 376 миллионов, из которых в Америке - 139), всё это были лишь прелюдии к событию, освещавшемуся прессой с самого начала года. Бонд, отмечавший своё 50-летие, был везде: на Олимпиаде, на международных выставках, посвящённых серии, на каждом телеканале, а в итоге и в каждом динамике, из которых то и дело доносилась песня Адель. Крэйг, завоевавший такое доверие зрителя, что даже Квант не смог его сломить, оставался зрительским фаворитом. Добавить сюда возвращение традиций Бонда, постановку в духе Тёмного рыцаря, а также 4-летнее ожидание нового фильма - и Скайфолл Сэма Мэндеса получал идеальные условия для успеха у зрителя всех поколений, вне зависимости от знакомства со франшизой. Словно бы, 23-й фильм серии становился и кульминацией целой 50-летней истории. В каком-то смысле так и оказалось: роскошные 32,5 млн. в первый британский уик-энд, где картина вышла за 2 недели до американского релиза уже гарантировали могучие сборы, но это оказалось только началом чего-то гораздо большего. Американский прокатчик пропустил вперёд и диснеевского Ральфа, позволив тому показать лучший старт для диснеевской анимации (49 млн.), и земекисовский "Экипаж", который внезапно не провалился, подтвердив, что режиссёру пора бы и прекратить эксперименты с анимацией (лента соберёт в мире 161 млн. при стоимости в 31). И лишь затем 007 приехал в Штаты, чтобы, собрав в мировом прокате уже добрые 300 миллионов, начать ломать кассовые стереотипы и там.
88,4 млн. - лучший дебют Бондианы - лишь кирпичик в общем успехе, к середине ноября превратившем 200-миллионный триквел в полумиллиардник. Фильму понадобилось лишь 2 недели, чтобы стать самым кассовым фильмом бессмертной серии в Америке и 3, чтобы обойти Казино Рояль, обновив рекорд киноцикла по миру. Не сломали Бонда и 5-е Сумерки, которые, как всегда отлично стартовали (141 млн., 8-й результат среди уик-эндов в истории), покончив на счастье зрителя с вампирской сагой, но так и не побив рекорд старта сиквела, а ну и ладно. Главное, что ненадолго уступив место главного инфоповода Каллену и его друзьям, агент 007 уже в следующие выходные вновь вырвался на передовую, под конец ноября обойдя "Протокол Фантом", преодолев 800-миллионный рубеж общих сборов, сенсационно обойдя "Ультиматум Борна" в Америке, обновив рекорды шпионского жанра повсеместно, показав в Британии, кто национальная гордость страны, сотворив сенсацию, обойдя со 160 миллионами долларов... Аватар, став самым кассовым фильмом в истории британского кинопроката. Фактически, Бонд для мира был тем, чем Бэтмен для Америки. Схожие ситуации - в обоих случаях нынче за франшизу выступал третий фильм ребута. Да, пока Сумерки двигались к стандартным 290 миллионам в Америке, обновляли рекорд серии в мире, Бонд жил. Потому что Сумерки начинаются и заканчиваются. А Бонд остаётся. Шпионам нынче везде была дорога: Арго пусть и не станет хитом такого же уровня, заработав 232 миллиона по миру (при бюджете в 44,5 млн.), из которых дома - 136, но будет триумфатором на Оскаре, да, Тони Мендез, герой Бена Аффлека, герой реальный подытожит в феврале 2013-го год, посвященный легендам развездки.
Let the Sky Fall.
На фоне финала Сумерек (который соберёт 829 млн. по миру, заранее обеспечив разделение на двое экранизации последний книги по Голодным играм), юбилея Бонда, нового диснеевского мульта (Ральф, кстати, покажет, вполне неплохую стойкость, будет хорошо принят критикой, и пойдёт доказывать, что Дисней всё ещё способен на многое, отыграв в итоге 189 млн.в Америке и ещё 281 с зарубежки), своё слово внезапно успеет вставить Спилберг, с 65-миллионным "Линкольном", дебютировавшим с 21 млн., но оказавшимся чуть более важным культурно для Америки, нежели биография от ТимБека, а потому показавшим лучшую стойкость в карьере Спилберга аж с "Списка Шиндлера", в итоге за ноябрь-декабрь осилив 182,2 млн., став 15-м 100-миллионником Мастера., первым со времён Амистада, собравшим дома больше, чем в международке (275 млн. общих). Будущий номинант на Оскар в мире уступил своему коллеге по наградному сезону: "Жизни Пи" Энга Ли. И вот тут и заключается большая разница: в мире, кажется, чем красивее - тем успешнее. Ленте Ли удалось собрать по итогам проката 609 млн., из которых Америка отдала на выручку лишь 20%. И это при том, что в общем то главными визуальными красотами в этот праздичный сезон зрителя заранее пообещал порадовать мистер Джексон, спустя 9 лет вернувший Средиземье в "Эпизоде I: Нежданном путешествии". До того зритель практически проигнорировал дримуорксовских "Хранителей снов" (303 млн. при бюджете в 145 млн.), но Дримам в общем то уже прекрасный год обеспечил Мадагаскар, сумевший, пусть не в Америке, так в международке стать самым успешным мультфильмом студии (530 млн.!), пусть по общим (746,9 млн.) не войдя даже в тройку, оккупированную Шреком. Так что в остутствии конкуренции Хоббит оставался единственным, главным событием декабря. И он им стал. Просто потому что не было выбора.
Нет, 84 млн. - отличный старт, лучший в серии, лучший для декабря (а ведь 5 лет держался Я Легенда), но от 200-миллионного эпика, возвращавшего оскароносную франшизу на экран ожидали много большого. В минус однако сыграло и разделение маленькой книжки на целую трилогию, и отсутствие событийности, подобной масштабу Властелина, а так же банально худшая критика (йеах, трилогия приквелов!). Тот факт, что "Неждан" от Джексона был и первым полномасштабным релизом в 48фпс тоже никому теплоты не добавило, да и снижение интереса к фэнтези играло роль. Хотя конечно, отбросить неимоверные ожидания - так "Хоббит", будучи даже не половиной, а третью истории, собирал достаточную сумму, чтобы к концу года собрать 680 миллионов и начать окупать свой бюджет.... Если конечно не считать, что в общем на трилогию фильмов в этот раз потратили колоссальные 500 миллионов, почти в 2 раза превышавшие суммарный бюджет Властелина колец, превративших производство Хоббита в одно из самых дорогих кинопроизводств в истории кино в принципе. С другой стороны - вложение было долгиграющим, во франшизе Уорнеры были уверенны, а то, что нынче даже Бонд собирал больше, чем приквел ВК - ну что ж, времена меняются. Нет, серьёзно, аккурат перед финалом года, "Скайфолл" преодолел миллиардный рубеж, да, впервые в истории Бондианы. И да, Бонду, как и Бэтмену, для его геройств, не нужно было 3Д. И тем более 48 кадров в секунду. At Skyfall. Не нужно оно было и мюзиклам и вестернам. 2 олдскульных жанра заявили о себе под самый финал год, когда "Отверженные" и тарантиновский "Джанго освобождённый" начали покорять аудиторию, не покорённую обрубком Хоббита. Забавно, что оба соберут в принципе схожую кассу, но если 441 миллион поможет "Les Miserables" занять 2-ю позицию среди мюзиклов, то "Джанго", помимо того, что станет самым кассовым фильмом в карьере Тарантино, умудрится сделать то, что вестернам было не под силу аж 22 года, с 425 млн. общемировых обойдя "Танцы с волками", став самым кассовым фильмом в истории жанра, в Америке при том оставшись на третьей позиции с 162 млн.
Однако финальный поединок останется за Бондом и Бэггинсом: 007-й и хоббит в той же Америке сошлись практически на равных, собрав 304 и 303 млн. соотвественно, а вот мир остался за Бондианой, где 1108 миллионов (против 1021 млн. Хоббита) стали потрясающим доказательством моральной победы над 3Д. Да, 007-му такая мелочь была не нужна. По крайне мере в 2012-м. Он побеждал и без неё.
Хороший был год.
В следующем выпуске: Холодная сердцем, Железный Человек: Возрождение Легенды, Атака Смауга, Новый Человек из стали, Гнев Хана
Stay tuned.
Американский кинопрокат:
1. The Avengers - 623,4 mln.
2. The Dark Knight Rises - 448,1 mln.
3. The Hunger Games - 408 mln.
4. Skyfall - 304,4 mln.
5. The Hobbit: An Unexpected Journey - 303 mln.
6. The Twilight Saga: Breaking Dawn - Part II - 292,3 mln.
7. The Amazing Spider-Man - 262 mln.
8. Brave - 237,3 mln.
9. Ted - 218,8 mln.
10. Madagascar 3: Europe’s Most Wanted - 216,4 mln.
Международный кинопрокат:
1. The Avengers - 895,5 mln.
2. Skyfall - 804,2 mln.
3. The Hobbit: An Unexpected Journey - 718,1 mln.
4. Ice Age: Continental Drift - 715,9 mln.
5. The Dark Knight Rises - 636,8 mln.
6. The Twilight Saga: Breaking Dawn - Part II - 537,4 mln.
7. Madagascar 3: Europe’s Most Wanted - 530,5 mln.
8. The Amazing Spider-Man - 495,9 mln.
9. Life of Pi - 484 mln.
10. Men in Black 3 - 445 mln.
Общемировой кинопрокат:
1. The Avengers - 1518,8 mln.
2. Skyfall - 1108,6 mln.
3. The Dark Knight Rises - 1084,9 mln.
4. The Hobbit: An Unexpected Journey - 1021,1 mln.
5. Ice Age: Continental Drift - 877,2 mln.
6. The Twilight Saga: Breaking Dawn - Part II - 829,7 mln.
7. The Amazing Spider-Man - 757,9 mln.
8. Madagascar 3: Europe’s Most Wanted - 746,9 mln.
9. The Hunger Games - 694,4 mln.
10. Men in Black 3 - 624 mln.
Стартовые уик-энды:
1. The Avengers - 207,4 mln.
2. The Dark Knight Rises - 160,9 mln.
3. The Hunger Games - 152,5 mln.
4. The Twilight Saga: Breaking Dawn - Part II - 141,1 mln.
5. Skyfall - 88,4 mln.
6. The Hobbit: An Unexpected Journey - 84,6 mln.
7. The Lorax - 70,2 mln.
8. Brave - 66,3 mln.
9. The Amazing Spider-Man - 62 mln.
10. Madagascar 3: Europe’s Most Wanted - 60,3 mln.
Стоимость:
1. John Carter - 250 mln.
2. The Dark Knight Rises - 250 mln.
3. The Amazing Spider-Man - 230 mln.
4. Men in Black 3 - 225 mln.
5. The Avengers - 220 mln.
6. Battleship - 209 mln.
7. Skyfall - 200 mln.
8. The Hobbit: An Unexpected Journey - 200 mln.
9. Brave - 185 mln.
10. Snow White & the Huntsman - 170 mln.