Экономический кризис и забастовка сценаристов. Новое снижение посещаемости американского кинопроката после ударного 2007-го и временное прекращение роста рынка зарубежного. Год недобора новых франшиз, но восхождения к пьедесталу ветеранов. Начало сумеречной саги. Вот это всё и 2008-й год, как год для кинематографа откровенно нелёгкий. Перестаёт существовать, как самостоятельная единица Нью Лайн Синема, для которой "тёмные начала" стали и "тёмным финалом", переходя под руководство Уорнеров, осознающих, что даже Гарри Поттер не бесконечен, как не пытайтся его растянуть, и возрождая работы над Хоббитом, ставить который предложено Гильермо Дель Торо. В поле зрения студии попадает и Джордж Миллер: пока "Бэтмен против Супермена" уходит в небытие, студия решает доверить режиссёру танцующих пингвинов "Лигу Справедливости", фильм самостоятельный, с Арми Хаммером в роли Бэтмена, пока Кристиан Бэйл олицетворяет видение Нолана. Помимо прочего, год лишается громких событий сам по себе: Принц-полукровка переезжает на лето 2009-го, а ребут Стар Трека от Абрамса с декабря 2008-го на май следующего.
Нет, конечно, будущее готовило совсем другие плоды: Джим Кэмерон переносит премьеру Аватара с мая 2009-го на декабрь того же года, вновь начинают плодиться слухи, что новое кино Кэма не выйдет никогда, в то время, как постановщик, твёрдо намеренный презентовать свою новую киноленту в 3Д, лишь ожидает, пока необходимые для того технологии захватят кинотеатры как можно обширнее. Да, Кэмерон намерен вернуть зрителя в кино во что бы то ни стало, перевернуть подход к кино с ног на голову, но то в 2009-м, а у 2008-го свой спаситель. Как и всегда во времена кризисов зритель тянется к герою, способному брать в свои руки самую трудную ситуацию, выдерживать и терпеть, даже будучи изгоем, делать правильный выбор. Потому что кризисы бывают разными. И 2008-й получает героя, которого он заслуживает. Героя в маске зверя.
Потому что "самая тёмная ночь всегда перед рассветом".
"И мы преследуем его, потому что он справится"
Год таки начался с Абрамса. Пусть даже и его продюсерского проекта, касаемого Монстро. Кловерфилд оказался прорывным для целого направления, не знавшего успеха со времён "Ведьмы из Блэр": уже 18 января открыв целый кинопрокатный сезон, за уик-энд награбив 40,1 млн. с ничего не подозревающего зрителя, только для того, чтобы потом, даже несмотря на достойную критику, резко полететь вниз, словно под ударом пресловутого Монстро. 80 миллионов финальных, правда, с лихвой хватало, чтобы 25 млн. бюджета мокьюментари окупить, и это не считая дополнительных 90 с зарубежа. Таких сумм вполне хватило, чтобы боссы других студий смекнули, что зарабатывать деньги можно и за сущие копейки, а вот для начала 2008-го это был скорее прецедент. Далее год оказался в плену неоправданных надежд, Монстро так и осталось самым его ярким событием вплоть до мая. Не выгорело и возвращение Сталлоне в ещё один свой главный образ. Январьскому "Рэмбо 4" не помогло даже 20 лет инфляции: со 113-ю милллионами по миру квадриквел 50-миллионный бюджет кое как отбил. Отбил он и желание продолжать франшизу, став самым слабым по сборам фильмом из 4-х. Времена Джона Рэмбо остались в эпоху Первой крови и так и не вернулись. На этом фоне куда более громкой новостью для мирового проката становится прорыв кинематографа российского. Начавший прокат с декабря прошлого года новый фильм Бекмамбетов, продолжающий "Иронию Судьбы" с 49,9 миллионами становится самым кассовым в истории российского проката, запуская целую волну ненужных продолжений советской классики.
Дальнейшие три месяца обходились без крупных провалов и уже радость: В марте "10000 лет до Н.Э." знаменует возвращение Роланда Эммериха, но возвращение в никуда: 269 млн. при 105-миллионном бюджете конечно вполне неплохи, но домашнему прокату (94,8 млн.) радости от этого немного: всё таки возвращаться постановщику жизненно необходимо было к фильмам-катастрофам. Добивает начало года и отсутствие традиционных для весны романтических хитов. Ну хотя бы семейной аудитории на безрыбье вновь достаётся мультфильм от Блю Скай и это уже в радость: "Хортон" становится и первым хитом в карьере Джима Керри за долгое время, пусть даже теперь на озвучке, зато снова в экранизации книги доктора Сьюса. 45-миллионный старт однако ничто в сравнении с "Гринчем", зато 154,5 американских миллиона отлично компенсируют 85-миллионную стоимость, особенно если учесть ещё 142 млн с международки. Нет, ну а что: Сьюс в мире хоть и не так любим, зато бренд Блю Скай благодаря Айс Эйджу стал узнаваем не хуже ДримУоркс. Однако звание первого и пока единственного домашнего 100-миллионника только подчёркивало положение 2008-го: год отчаянно нуждался в герое. И даже несмотря на то, что зритель находился в состоянии натянутой струны, отдушина, даже временная была необходима. И сложно представить лучшего расклада для начала киновселенной Мстителей.
"Не ожидал", как скажет персонаж Роберта Дауна Младшего, а ожидать стоило. 2 мая - день рождения МСЮ, второй (если считать Людей Икс) полноценной кинокомикс-вселенной - было лишь днём премьеры "Железного Человека", оказавшегося в сиутации, когда зрителю, истосковавшему по ярким событиям, хит был ЖИЗНЕННО необходим. На везение и случай, конечно, списывать тоже нельзя. Грамотная дата - день открытия летнего киносезона, рекламная кампания, выезжавшая на самоиронии, ярком музыкальном сопровождении, сплаве супергероики с техногенным блокбастером в духе недавних Трансформеров: вот Джон Фавро и пришёл ко второму своему после Эльфа успеху. 140-миллионный фильм за продюсерством некоего Кевина Файги стал блестящим началом для жизнеописания Марвел Студиос, отработав в открытие летнего сезона на 98,6 млн. - 10-й старт в истории, 4-й для кинокомикса, 2-й для оригинального фильма (не-сиквела). Неудивительно, что второй отменный выход супергероики подряд (после Спайди 3) на десятелитеие застолбил первомай за кинокомиксом, уик-энд принадлежит жанру и до сих пор. Ярко и примечательно: Тони Старк превратил Дауни Младшего в звезду, дал Марвел Студиос уверенность в завтрашнем дне, с потрясающей критикой завоевав и зрителя, которому гений, создающий сам себя, оказался близок, прямо как другой миллиардер и филантроп, от другой компании и киностудии. Дошло до того, что во второй уик-энд зрители вновь предпочли Старка, окупившегося уже за 10 дней проката, при том, по большей части за счёт Америки (из 342 млн. к тому моменту 177 принесла родина персонажа, зарубеж вновь относился к жанру сдержаннее), в то время, как план по завоевании аудитории Уорнерами чуть было не накрылся медным тазом: 120-миллионный "Спиди-Гонщик" дебютировал с 18,6 млн., собрав всего 43 млн. в итоге, и даже с дополнительными 50 миллионами из зарубежа уже тогда показал, что из экранизации аниме ничего хорошего не выходит.
Кислотный психотрип Вачовски показывал и то, что пусть фантастические, но имеющие больше корней в реальном мире герои теперь интересовали публику больше: время эскапизма уходило, а вместе с ним и фэнтези. Хотя даже это не объясняло суровый удар по студии Диснея, который пришёл вместе с бравым "Принцем Каспианом", наверное, самым амбициозным проектом года: с бюджетом в 225 млн. (дороже были только 3-и Пираты, "Возвращение Супермена", 3-й Спайди, фильм выступал на одном уровне с "Сундуком мертвеца") от продолжения явно ожидали, что фильм Адамсона будет собирать, как в последний раз. По жестокой иронии, собирал он, как в предпоследний (для Нарнии). 55 млн. - в таком дебюте не было логики. "Лев и Ко" стартовали лучше даже в декабре, когда выигрывают за счёт стойкости, на носителях первый фильм продавался на ура, семейная аудитория была открыта для предложений, но не вышло. И если "Золотой компас" был тревожным звонком, то сиквел "Нарнии" явно показал: время фэнтези прошло. Если уже даже в Британии фильм собирал в 3 раза слабее оригинале, а это родина автора, то что говорить про остальной мир. Хотя заметить всё же нужно: в международке фэнтези таки держало оборону из последних сил: мир приносил Каспиану больше денег, чем Старку, но в общем забеге выиграл Айрон Мен, и уж тем более за счёт куда меньшего бюджета. Неудивительно, что премьеру триквела с мая 2009-го срочно снесли: что делать с франшизой явно никто не понимал. С другой стороны окончательного контрольного выстрела Дисней ожидать должны были. Учитывая то, какая легенда вернулась на экраны в следующий уик-энд.
Да, "Индиана Джонс" вернулся с блеском, пусть и не побив рекордов уик-энда, чем были славны приквел и триквел франшизы, но проделав неплохую дыру в кошельке кинопосетителей, попутно выбросив из 10-ки лучших стартов "ЖЧ", с 100,1 миллионами за трёх-дневку, став юбилейным 10-м дебютантом-100-миллионником. Первым в карьере Мастера, что важно. Традиционный для Лукасфилм дебют в четверг (спустя традиционные три года после предыдущего творения студии, к слову) помог за 4 дня освоить 125 миллионов только в Америке, а за расширенные выходные Дня Памяти и вовсе уйти за 150 млн. Но, кажется, куда больше по Инди соскучился мир: большую часть отменного 271-миллионного глобального дебюта всё таки принёс зарубеж. Да, франшизу за годы не забыли: 185-миллионный блокбастер (самый дорогой в карьере Спилберга) показал, что игра стоила свеч: при этом, что парадоксально, в Америке утопив кого угодно, но не Старка: фильм с 4-м пришествием Инди упал всего на 35%, добравшись до 252 домашних миллионов, при этом былинно грохнувшись в зарубежке: общемировые к концу мая составляли 480 млн., не сложно отметить, что доля американских вложений росла всё сильнее. Да, с героем Джонса мир вообще о других героях забыл, практически во всех странах показывая потенциально лучшие результаты года. Зато отлично отрабатывали на контрпрограммировании не большие яркие аттракционы, а комедии типа "Секса в большом городе". Продолжение популярного сериала принесло 57 млн. в первые выходные (даже они лучше, чем Каспиан, эй!) и это при стоимости в 65 млн., показав первую отработку собственности Нью Лайн на базе Уорнеров, которым после Спиди Гонщика всё ещё требовался корвалол хоть какой-то успех.
Сыграла ставка и на семейную аудиторию. Там, где не смог Дисней с Нарнией, смогли ДримУоркс с Пандой. Да, тем, кто помладше, наконец, был завезён полноценный хит: в первые выходные июня "Кунг фу Панда" заработала 60,2 миллионов, отыграв на изголодавшейся целевой аудитории лучший старт студии после двух Шреков. К этому времени, когда Инди, умчась за полмиллиарда, уже стал саммой кассовой лентой легендарной франшизы, вновь подтвердив, что Спилберг всё ещё мог отбивать зрителя у остальных фильмов и студий, Панда пришлась, как нельзя, кстати и в международных водах, где тот же Хортон событием не был. Даже стратегия выжидания, когда анимация распределялась традиционно в каждой из стран индивидуально, показывала по первым территориям потенциал анимации: в России с 20 млн. По уступал только третьему Шреку. Панде удалось выстоять в течение всего июня, даже несмотря на еженельные громкие премьеры, то недобиравшие, то большую часть отрабатывавшие в самом начале: "Явление" Шьямалана почти 40% своих общемировых 163 миллионов заработало в первые выходные (но там и бюджет был 48, так что индус продолжал держаться за Голливуд). Куда тяжелее вновь, даже спустя 5 лет, пришлось Невероятному Мстителю. Ребут "Халка" с Эдвардом Нортоном стал только вторым супергеройским фильмом лета, частью вселенной, начатой Железным Человеком, но даже тёплый приём последнего, к этому времени занявшему 4-ю строчку среди кинокомиксов в Америке и 5-ю в мире, не гарантировал фильму Луи Леттерье успеха.
55,4 млн. - старт "Невероятного Халка" был даже слабее оригинального фильма, а ведь провалился и тот, пусть даже с меньшим бюджетом (на ребут Юниверсал выделили все 150). Учитывая, что отношение международки к жанру особо не менялось, на успех не приходилось рассчитывать и в этот раз. Хотя к чести МСЮ - вытащить проект на лучшую стойкость таки сумели: перед премьерой решив выстрелить из всего, что можно, засветив в трейлерах даже Дауни Младшего, передвинув послетитровую сцену на их начало. В итоге 134 по итогу проката "НХ" заработает, уступив более чем в 2 раза своему золото-титановому собрату, так и не окупившись, зато собрав больше первой версии (в том числе и по миру, 263 млн.), однако поставив Киновселенную Мстителей в достаточно смутное положение, которое конечно задорно вытаскивал Старк, к середине июня, ставший первым домашним 300-миллионником года, а также первым кинокомиксом, покорившим эту планку, в котором не было персонажа по имени Питер Паркер. Что же до Халка, то крайне забавно, что практически идентичный результат показал через 2 уик-энда другой кинокомикс: "Особо опасен", дебют ТимБека в Голливуде, только с рейтингом R и в 2 раза меньшим бюджетом (75 млн.), зато с 50,9 миллионами в первые выходные, и чуть лучшей стойкостью, чем у "НХ". Да, это был кинокомикс другого формата, но там, где основную нишу отрабатывал ЖЧ, такой только и был нужен: в международке особенно, спасибо общемировым съёмкам и грамотному продвижению: "Уонтед" заработает 341 млн. общих сборов (из них всё те же, что и у Халка, 134 в Америке), открыв Бекмамбетову такие перспективы, что слить их можно было только если сняв кино про то, как Линкольн борется с вампирами. Но это конечно нелепость.
Ещё больше веса успеху Особо опасного прибавлял дебют в одни выходные с новым фильмом Пиксар. Конечно, пресловутое разделение аудитории как раз таки и сыграло главную роль, но "ВАЛЛ*И", кажется, был больше работой для зрителя постарше, чем откровенно семейным, как Панда, к концу июня всё ещё составляющая большую часть семейного кинотеатрального расписания. 63,1 млн. нового фильма Эндрю Стэнтона продолжили ряд побед студии, что нынче было особенно важно: с бюджетом в 180 млн. "ВАЛЛИ" был самым дорогим мультфильмом в истории. В это время, когда Панда только начинала своё мировое турне, Пиксар отложил завоевания на потом, довольствуясь кушем с родных Штатов, укрепляя место под солнцем студии очередным фантастически принятым фильмом, когда остальные студии по итогам первого полугодия выживали, как могли: лишь Парамаунты боролись сами с собой, хвастаясь союзом с Марвел Студиос и Лукасфилм, вступивших в соревнование за звание самого кассового фильма года, когда у каждой компании было по домашнему 300-миллионнику. За рубежом то побитель уже был предрешён: Инди вошёл в тройку самых успешных фильмов Спилберга и с 700 миллионами в кармане был однозначным королём лета. Страдал в это время "Принц Каспиан", к концу июня не собравший даже 300 миллионов общемировых. Да, если играть по правилам проигравшие были неизбежны. Впрочем, лето 2008-го время удивительное. В это время всё только начиналось. И очень скоро кинопрокату предстояло понять, что порой, чтобы выжить, нужно жить без правил. Потому что порой "правда недостаточно хороша".
К Дню Независимости, правда, поменялось только то, что кинозритель словно бы только осознал, что в году не хватает комедий. Пока что здесь лидировали Уорнеры: "Секс в большом городе" двигался к 400 млн. общемировых, в то время, как экшен-составляющую жанра компенсировал "Напряги извилины" (230 млн. при бюджете в 80). Однако, летом, когда хватало кинокомиксов самого разного калибра, летом, когда зародилась Киновселенная Марвел, особой отдачей смог похвастаться "Хэнкок" Питера Берга. 150-миллионный супергеройский экшен с участием Уилла Смита стал очередным 100-миллионником звезды буквально за праздники: по итогам выходной недели не счету уже лежали 103 американских миллиона, из которых на собственно уик-энд пришлись 62,6 млн. Забавно, но именно Хэнкок, не будучи экранизацией какого-либо комикса стал той супергероикой, которая нужна была международке: практически повсеместно фильм Берга оставлял позади того же Железного Человека. Смит был звездой универсального калибра. В начале июле прошла и ещё одна премьера, но пока что скромная: в Греции дебютировал мюзикл, основанный на собрании песен АББА - "Мамма МИА!" и хотя 1,6 млн. были более чем скромным результатом, в масштабах Греции это был полноценный хит, лишь предтеча того, что готовило мюзиклу будущее. А уже в следующие выходные июля на экраны пожаловало "Путешествие к Центру Земли". 60-миллионная картина, ещё одно наследие НЛС в составе Уорнеров. "Путешествие" могло бы пройти и незаметно, фильм дебютировал с 21 миллионом в Америке, в общем то слабее другой премьеры этого уик-энда (о нём позже). Но став долгоиграющим вложением оказался первым фильмом, выпущенном в формате RealD, собравшим в трёх-мерном варианте больше, чем в обычном. Да, 57% финальной 101-миллионной американской кассы "Путешествия" действительно принадлежали 3Д формату, шаг фактически знаковый, приближавший революцию, обещанную Кэмероном: ставка в рекламной кампании фильма делалась именно на объём.
Зарубежу познать прелести ЗД только предстояло, но свои знаковые события были и там. Пока Хэнкок окупал свои вложения (уже к концу вторых выходных собрав 350 млн. по миру), мюзикл с Мерил Стрип добрался ещё до нескольких стран, в том числе и Великобритании, подняв за счёт 6 территорий кассу до 24 млн. Америке АББА-мания только предстояла, не до конца закончилась и Пандамания: "Кунг фу Панда" стал первым мультфильмом ДримУоркс, собравшим более 200-миллионов дома вне Шрековской франшизы (международные сборы к середине июля только расцветали, но уже принесли 220 млн. сверху). А ведь на пятки уже наступал ВАЛЛИ, пусть и валившийся необычно значительно от выходных к выходным, и только заявлявший о себе за пределами Америки. В самой Америке не было нехватки в жанре супергеройском: одновременно с "Путешествием" своё место занял "Хэллбой 2: Золотая армия", 85-миллионный сиквел ставшего уже культовым кинокомикса после дебюта в 34 миллиона показал, что если рисковать ставить на тёмную лошадку (буквально, Дарк Хорс Комикс), можно выйти и побелителем: с отличной критикой "Золотая армия" с самого начала гарантировала сиквелу сборы, которые оригиналу даже не снились. Однако безумству храбрых поём мы песни. Хэллбой вышел на экраны ровно за неделю до падения кассового метериота (и осилил в итоге всего 160 млн. по миру). Здесь, на просторах бокс-офиса, когда, кажется, каждый фильм занял своё укромное место, когда кинопрокат шёл своим чередом, когда каждый собирал в меру своих возможностей, титаны боролись за верхушки кассы, а кинозвери поменьше довольствовались сборами пониже. И именно здесь в кинопрокатной предвечерной дымке сквозь кассовый туман забрезжил свет яркого символа. И так же, как добрых 19 лет назад, в далёком 1989-м.....
Грянул гром.
Он вернулся. Кинофраншиза, рекордные три раза устанавливавшая новую планку стартового уик-энда, а затем утратившая доверие зрителя, после "Бэтмена: Начала" оказалась снова на пьедестале почёта: 200 млн. долларов от проданных только дисков гарантировали "Тёмному рыцарю" выход в свет на совершенно новом уровне. На счету 185-миллионного сиквела была не только фееричная рекламная кампания, составлявшая около 150 миллионов долларов, гарантировавшая проекту забвение в случае, если лента соберёт меньше, чем сборы "БэтНачала", помноженные на 2. Возвращение на экраны Джокера, возможно, самого узнаваемого комикс-злодея, не в последнюю очередь благодаря образу Джека Николсона, в исполнении Хита Леджера, уже на этапе ранних трейлеров привлекшего внимание медийных и не только обозревателей, а так же более самостоятельный статус ленты (само название говорило о том, что Нолан готовил вполне себе самодостаточную сагу), сами трейлеры, да и весь пиар, делавшие ставку на совершенно отличную от большинства кинокомиксов атмосферу, то, что в будущем назовут "дарк энд реалистик", всё это превратило "ТР" из просто сиквела в полномасштабное событие. Мало кто давал фильму меньше 100 млн. в первые выходные. Некоторые ставили на все 120. Бэтмен превзошёл ожидания в первый же день, заработав грандиозные 67,2 млн., на 8 миллионов обойдя Паука, знаковейший момент, возвращавший Бэтмену корону, затем фееричные 114,8 миллионов к концу второго дня (которые Паук взял за три) и, наконец, сфершившееся чудо: ажиотаж запредельнеого уровня довёл сборы фильма за 3 дня до 158,4 млн. Бэтмен в 4-й раз в истории побил рекорд стартового уик-энда. Бэтмен в очередной раз был триумфатором. То, что было дальше, иначе как феерией и не назовёшь. В случае, если бы картина не устроила зрителя, рекорд уик-энда был бы и его единственным рекордом (см. Спайди 3). Вот только судя по тому, что творил Рыцарь, фильм стал фактически народным достоянием. Могли не трудиться даже критики: каждый первый называл фильм лучшим в жанре. Всего 5 дней потребовалось, что фильм Нолана преодолел 200 миллионов домашних сборов. Всего 8, чтобы фильм стал самым кассовым в истории Бэтменианы. Какие-то 10 дней, чтобы фильм стал 300-миллионником.
Кажется, другое кино для американцев просто перестало существовать, Бэтмен вознёсся на крыльях ночи, на 4 уик-энда завоевав первую строчку кинопроката, чего не было ни с одним фильмом вот уже 9 лет. Уверенно себя чувствовала разве что всё та же "Мамма МИА", с вполне приличными 27 миллионами оказавшаяся единственной альтернативой Бэтсу под финал июля. 75,2 миллиона - именно с такой суммой "ТР" поставил новый рекорд сборов за вторые выходные, к концу которых "Бэтмена" Бёртона фильм обошёл и по общим сборам. Да, за рубежом кинокомикс был верен себе, на всех территориях вместе взятых уступая Америке, в некоторых ещё и "Индиане Джонсу". В некоторых (см. Британия) ещё и АББе, постепенно расширявшей своё влияние на весь мир. В это время, когда Панда окончательно захватила международку (перебравшись за полмиллиарда), Хэнкок продолжал делать добро карьере Вилсмита, кажется, необходимость в новом кино на долго закончилась. В Америке и вовсе до конца года (на самом деле до мая следующего) ни одному фильму не удастся взять 200 млн. Откровенно сольёт домашний прокат третья "Мумия" (101 млн.), которой кое как поможет мир (в общем забеге она таки преодолет 400 млн., но при бюджете в 145 млн., на 4-й фильм амбиций не хватит). Своего зрителя уведут "Солдаты неудачи" (но из 188 млн. 110 - за Америкой, миру сатира Стиллера будет по большей части неясна, зато Томкрузу новый 100-миллионник). Но в общем и целом прокат окажется за Брюсом Уэйном, за фантастические 18 дней, преодолевшим домашние четыре сотни, улучшив рекорд Шрека 2 на 25 (!!!) дней. На самом деле, когда по итогам всего 4-х уик-эндов "Тёмный рыцарь" войдёт в 3-ку самых кассовых фильмов домашнего проката, пойдут разговоры о свержении Титаника. Разговоры скоро умолкнут, но по воде бокс офиса уже пошли круги, нежданно негаданно Бэтмен начнёт оказывать влияние на всё кино вокруг. Кто-то захочет подражать, кто-то делать как можно более непохоже, но равнодушных не будет. Что говорить, премьера мультфильма по "ЗВ", "Войны клонов", пройдёт совершенно незаметно (68 млн. общих сборов), а Бэтмен продолжит безраздельное царство, под конец августа таки начав набирать вес и в опомнившемся мире.
Это произошло 31 августа, на 45-й день проката "Тёмный рыцарь", уже до того ставший всего лишь вторым фильмом в истории обошедшив в Америке Звёздные войны, стал и всего лишь вторым в истории американским полумиллиардником, первым кинокомиксом, первым сиквелом. Нет ничего удивительного, что Уорнеры по такому случаю скинули 6-го Поттера на 2009-й. В 2008-м у них уже был свой титан. К концу августа "Рыцарь" добрал до 417 млн. и в международке, по общим сборам войдя в топ-10, а своё место в ней покинул "Парк Юрского периода", Мастер передавал кассовую эстафету новому поколению мирового кино окончательно. Иронично, правда, что став по общим сборам самым успешным кинокомиксом в истории, Рыцарь в международке всё равно уступал третьему Спайди. Ну и пусть. Тем временем в сентябре за дело взялась Мамма МИА окончательно, став самым успешным фильмом года в Британии (89 млн.), приближаясь к 300 млн. международным, вместе с американскими сборами сделав то, что не мог ни один фильм жанра без малого 30 лет. Лента с участием Стрип и Броснана стала самым успешным мюзиклом в истории, к началу октября преодолевшим полумиллиард общих сборов, прокат подмяв под себя вплоть до конца октября, когда под Хэллоуин (логичное время) вырвался триквел "Классного мюзикла", рекорд старта для мюзикла обновивший (42 млн.), но очень быстро выдохшийся, не добравшийся в Америке даже до сотни, ну и ладно. Добилась таки своего анимация. Кунг фу Панда к концу октября уже набрала более 600 миллионов. А ВАЛЛ*И, ставший самым кассовым мультфильмом года в Америке (223 млн.) всё таки оказался не настолько универсальным, как тот же Рататуй, перевалив за 300 млн. международных и 500 млн. общих, и на том успокоившись. Хотя конечно премьерам Пиксара, расставленным по всему году в этот раз помешал ещё один конкурент. "Мадагаскар 2", оказавшийся проще и понятнее для аудитории, чем "2001" для тех, кто помладше.
Да, вероятно, от "Мадагаскара" ожидали того же прироста, что сопутствовал сиквелу Той Стори или Шреку 2. Но масштаб и влияние истории было не то, так что и 63,1 млн. на старте оказались более чем приемлимой суммой, особенно если учесть, что анимация Дримов всё больше побеждала за счёт мира. К тому же какой ещё прирост был необходим, если почти во всех территориях мульт от ДУ обходил по сборам вновь вернувшегося Бонда. У "Кванта милосердия" за спиной был "Казино Рояль", замечательно принятый Крэйг, оставленный клиффхэнгер и всё доверие мира, но даже им он сумел воспользоваться только в первые выходные. Да, 67,5 млн. в Америке старт роскошный - лучший для 46-летней франшизы, в 1,5 раза перекрывший предыдущий рекорд серии. Но Квант не был и близко принят так, как Казино, оказавшись скорее заполнением пробелов, чем полноценным событием, показав худшую стойкость в Бондиане. Да, с таким стартом он в любом случае стал самым кассовым фильмом о 007-м в Америке (168 млн.), но при огромной 200-миллионной стоимости (впервые на Бондиану потратили более 200 миллионов, да), это явно были не сборы мечты. К тому же снизился и доход с мирового проката: по общим сборам "Квант" "Казино" уступил, пусть и окупившись (586 млн. общих), но явно выдав не самый желанный результат, знатно просев на родине: в Англии Квант осилил 80 млн, устутпив и Бэтмену и.... да-да, мы поняли о ком речь. Наверное, прикольно было быть Пирсом Броснаном в 2008-м, когда фильм с твоим участием собирает больше, чем фильм про Бонда. Охъ. Примечательно, что стартовав лучше, фильм и в Америке таки уступил сиквелу Мадагаскара (180 млн.). Вот только в домашнем прокате и тот и другой уступили взявшемуся из ниоткуда романтическому фильму про вампиров. И как бы не звучало это нелепо, что-то в мире пошло не так с третьего уик-энда ноября.
Сложно сказать, чё произошло толком, но с 69,6 млн. Сумерки почти полностью окупились уже в первый уик-энд, когда Эдвард Каллен начал покорять сердца Бэлл и не только их, став в итоге самым успешным фильмом в Америке праздничного сезона. Мир пока находил в себе силы сопротивляться, но 200 миллионов принёс и он, что помогло (393 млн. в сумме) окупить затраты 37-миллионного фильма более чем в 10 раз (!). Да, вампиры и раньше пользовались спросом (см. сборы Дракулы и Интервью с вампиром), но захватить женскую аудиторию оказалось шагом беспроигрышным: только искавшая своё место под солнцем студия Саммит сразу же запланировали 3 сиквела наперёд. Ковать железо надо было, пока горячо. А вот в международке самым успешным фильмом сезона праздников стал таки "Мадагаскар 2", разогнавшийся особенно в декабре, когда оказалось, что под Новый Год в общем то никаких хитов студии не запасли. Хотя уже в ноябре с огромными 40 миллионами мульт стал самым кассовым зарубежным фильмом в России, в декабре Дримы разгулялись на полную, среди всех фильмов студии уступая только Шрекам. Не сбил спесь с них и "Вольт". 150-миллионный новый мульт Дисней продолжил их тяжеловесный ход, рассчитаный на "Окупиться и уже не плохо". С 314 общемировыми конечно студия не могла конкурировать с другими студиями. Сам декабрь однако ничего нового зрителю не предоставил. Римейк "Дня, когда Земля остановилась" показал, что не весь сай-фай одинаково успешен (233 млн. в мире при бюджете в 80 - не так плохо, но и не "Я Легенда"). "Австралия" База Лурмана доказала, что порой зрителю не хватает только красот и любимых актёров (211 млн. при бюджете в 130, а вот тут недобор был значительным). Да и вообще большому кино под конец года было тяжело. Нолан, кажется, вымотал зрителя, не видевшего альтернатив безумию, подобному гравитации, среди всё новых премьер.
Зато похвастаться достижениями смог ограниченный прокат пред-оскаровского сезона (пора было уже). Первой ласточкой стал 15-миллионный фильм Дэнни Бойла, "Миллионер из трущоб", покорявший новые и новые экраны, медленно расширяясь весь декабрь и январь, даже в ограничке умудряясь окупаться, переманивая на свою сторону всё больше и больше зрителей, оказавшись куда ближе, чем другой будущий соискатель всех премий мира, финчеровская "Загадочная история Бенджамина Баттона". 150-миллионный эпик Финчера в новогодние праздники уступал даже комедии с Энистон и Уилсоном, "Марли и я" (143 против 127 млн. дома). Международка ситуацию немного подправит: но даже 333 общих миллионов станут для Баттона пусть и утешением, но слабым. Зато на совершенно новом языке заговорит январь 2009-го. Здесь из огранички вырывается и "Гран Торино", фильм, который Клинт Иствуд назвал своим последним. Акция прошла успешно: в одной только Америке фильм набрал 148 миллионов. Миллионеру же, не поднявшемуся ни разу выше третьго места удастся насобирать 141 миллион к концу марта, треть из этих сборов заработав после премии "Оскар", в том числе и треть мировых. Вот уже где новый лауреат разгулялся: 377 миллионов - такого успеха Дэнни Бойл не знал до, не знает и до сих пор.
Однако даже тогда, когда верх взял год 2009-й. Когда время неумолимо приближало второе пришествие Кэмерона. Даже тогда последнее слово осталось за Ноланом. Аккурат перед Оскаром Рыцаря вернули на экраны вновь, в том числе и в части зарубежных рынков. Произошёл рывок, которого оказалось достаточно, чтобы спустя 19 лет состоялся матч-реванж, и Бэтмен таки выбил победу в международном прокате у Индианы. Рывок, которого оказалось достаточно, чтобы "Тёмный рыцарь" стал 4-м в истории фильмом и 1-м кинокомиксом-миллиардником. Первым кинокомиксом, покорившим не только американский, но и мировой прокат. Бэтмен победил.
В следующем выпуске: Энтерпрайз отправляется к звёздам, Пиксар поднимается Вверх, Автоботы трансформируются, Гарри Поттер раскрывает секреты, Джим Кэмерон отправляет зрителя в Новый Мир.
Stay tuned.
Американский кинопрокат:
1. The Dark Knight - 533,3 mln.
2. Iron Man - 318,4 mln.
3. Indiana Jones and the Kingdom of the Crystal Scull - 317,1 mln.
4. Hancock - 227,9 mln.
5. WALL*E - 223,8 mln.
6. Kung Fu Panda - 215,4 mln.
7. Twilight - 192,8 mln.
8. Madagascar: Escape 2 Africa - 180 mln.
9. Quantum of Solace - 168,4 mln.
10. Horton Hears a Who - 154,5 mln.
Международный кинопрокат:
1. The Dark Knight - 469,7 mln.
2. Indiana Jones and the Kingdom of the Crystal Skull - 469,5 mln.
3. Mamma MIA! - 465,7 mln.
4. Madagascar: Escape 2 Africa - 423,9 mln.
5. Quantum of Solace - 417,7 mln.
6. Kung Fu Panda - 416,3 mln.
7. Hancock - 396,4 mln.
8. WALL*E - 309,5 mln.
9. The Mummy: Tomb of the Dragon Emperor - 298,6 mln.
10. The Chronicles of Narnia: Prince Caspian - 278 mln.
Общемировой кинопрокат:
1. The Dark Knight - 1003 mln.
2. Indiana Jones and the Kingdom of the Crystal Scull - 786,6 mln.
3. Kung Fu Panda - 631,7 mln.
4. Hancock - 624,4 mln.
5. Mamma MIA! - 609,8 mln.
6. Madagascar: Escape 2 Africa - 603,9 mln.
7. Quantum of Solace - 586,1 mln.
8. Iron Man - 585,2 mln.
9. WALL*E - 533,3 mln.
10. The Chronicles of Narnia: Prince Caspian - 419,7 mln.
Стартовые уик-энды:
1. The Dark Knight - 158,4 mln.
2. Indiana Jones and the Kingdom of the Crystal Scull - 100,1 mln.
3. Iron Man - 98,6 mln.
4. Twilight - 69,6 mln.
5. Quantum of Solace - 67,5 mln.
6. Madagascar: Escape 2 Africa - 63,1 mln.
7. WALL*E - 63,1 mln.
8. Hancock - 62,6 mln.
9. Kung Fu Panda - 60,2 mln.
10. Sex and the City - 57 mln.
Стоимость:
1. The Chronicles of Narnia: Prince Caspian - 225 mln.
2. Quantum of Solace - 200 mln.
3. Indiana Jones and the Kingdom of the Crystal Scull - 185 mln.
4. The Dark Knight - 185 mln.
5. WALL*E - 180 mln.
6. The Incredible Hulk - 150 mln.
7. Hancock - 150 mln.
8. Madagascar: Escape 2 Africa - 150 mln.
9. Bolt - 150 mln.
10. The Curious Case of Benjamin Button - 150 mln.