Конец Холодной Войны, ознаменованный Распадом Советского Союза, становится главным событием года. Киноистория в этот год в противоположность не богата на важные моменты, прокат после двух совершенно ударных лет даёт обратный ход, поток зрителей уменьшается, словно бы и сам кинематограф и преданный мувигоер пытаются понять, в каком направлении двигаться теперь. В мире больших перемен, где приобретается всё больше прав на экранизации комиксов, компания Amblin Entertainment готовится к экранизации "Парка Юрского периода" Майкла Крайтона, а студия Парамаунт, решающая, что денег много не бывает, переориентируя франшизу о Джеке Райане, меняет Алека Болдуина на более всемирно узнаваемого Харрисона Форда. Там, где политическая арена становится свидетелем Распадов, в киноиндустрии происходит важное слияние: Sony Pictures Entertainment поглощает Columbia Pictures и все её дочерние компании, в том числе и TriStar, готовящаяся к дистрибуции фильма студии Carolco от постановщика, которому ещё только предстоит перестроить всё десятилетие.
1991-й год, по началу продолжавший оставаться местом царствования двух Кевинов: МакКалистера и Костнера, тем не менее очень быстро начал жить и своей жизнью. Оттепель была неожиданной: после целой эпохи романтических титанов зритель предпочитал отдавать деньги жанру совсем противоположному. Февраль становится местом столкновения двух триллеров. Уже 8 февраля "В постели с врагом" стал доказательством звёздной силы Джулии Робертс, после "Красотки" проснувшейся главной актрисой Голливуда. С 13,8 млн. на старте лента, разгромленная прессой, должна была полететь кубарем вниз, чего не случилось, влияние зрительской любви оказалось достаточно велико - триллер становится вторым 100-миллионником в карьере Робертс подряд, и это несмотря на куда более яростного конкурента.
"Молчание ягнят", не самый подходящий фильм для премьеры в День Святого Валентина, экранизация признанного бестселлера, собрав на старте буквально на десят тысяч долларов меньше, чем лента с участием Робертс, но заручившись поддержкой не только зрителя, но и критиков, захватывает первое место проката на ближайший месяц. "Молчание" - в мире новой эпохи, где всё зависит от раскрутки и значимости бренда или имён, становится настоящим примером так называемого sleeper hit, фильма, приобретающего известность и признание уже по ходу своего продолжительного проката. Триллер Джонатана Демме, сложный для подачи массовой аудитории, не только преодолел знаковый 100-миллионный рубеж в Америке, но и стал полноценным хитом за рубежом, вплоть до мая удерживая главные позиции, добравшись там в итоге до 140 с лишним миллионов. Дома, фильм с участием Хопкинса и Фостер, полз до своих финальных 130 аж до октября, заставив говорить о себе и во времена престижных премий, где кинокартине о Ганнибале Лекторе было суждено стать первым за долгие годы лауреатом главной статуэтки Оскар, вышедшим за пределами так называемого оскаровского сезона. Весенний поход по кинотеатрам Молчания могли побескоить только вторые "Черепашки мутанты ниндзя". Но заработав на старте отличные 20 млн., , сиквел добрался лишь до 78 млн., почти в 2 раза уступив своему предшественнику, с бюджетом в 25 млн. тем не менее всё равно придя к успеху.
А вот начало летнего сезона, традиционный уик-энд Дня Памяти, по-настоящему успешным назвать было сложно. Впервые за долгие года оказавшись без известного бренда в поддержке, успех уик-энда был поделён между тремя фильмами, выиграть среди которых удалось "Обратной тяге" Рона Хауарда, 12,3 млн. на старте против 6,1 млн. у "Тельмы и Луизы" Ридли Скотта и 7,1 млн. у "Гудзонского ястреба". Последний и должен был стать главной движущей силой уик-энда, потенциальный хит от ТриСтар с восходящим Брюсом Уиллисом, стоил солидные 65 миллионов долларов, став в итоге одним из главных провалов года (собрав всего 17 миллионов долларов по итога проката), переоценкой значимости имени звезды "Крепкого орешка" для массового зрителя. На его фоне была хитом и "Тельма и Луиза", доползшая до 45,4 миллинов у себя дома, в таком случае об "Обратной тяге" (77 млн. в Америке и 74 зарубежом) и говорить не приходится.
Такой посредственный старт летнего сезона во многом был частично компенсирован уже через пару недель. Так же, как Робертс стала главным женским именем н афишах после прошлогодней Красотки, так и Кевин Костнер превратился в что-то подобное знаку качества для мирового зрителя после "Танцев с волками".
"Робин Гуд: Принц воров", вышедший всего через полгода после киноленты об индейцах, как будто прорвал плотину американского кинопроката, с 25,6 млн. на старте показав 6-й результат в истории. Что крайне забавно: за 1,5 года рекордсмены дебютных уик-эндов не поднимались выше 6-го места, превосходя друг друга буквально на сотню тысяч долларов каждый. Но возвращаясь к "Робин Гуду": студия Братьев Уорнер, вновь не прогадала, отдав середину июня под свой очередной хит, даром, что не выдающийся по мнению прессы, но крайне привлекательный для обычного зрителя, особенно в международном прокате, где "Робин Гуд" стал первым 200-миллионником со времён... "Танцующего с волками". Общемировые 390 миллионов и сегодня являются лучшим результатом для фильма о Средневековье, не самом привлекательном для зрителя времени, результат, который в своё время не дал разгуляться другим премьерам июня: скажем, кинокомикс "Ракетчик" от студии Дисней с бюджетом в 35 миллионов не сумел собрать больше 62 миллионов по миру. При этом, сиквел "Голого пистолета" хорошо прошёл на контрпрограммировании и урвал 86 миллионов, но был хитом сугубо домашним. Что неудивительно: в мире было сложно выжить меж двух огней: между пламенем на стреле Робина Гуда и пламенем ядерного огня, ставшего символом начала железной поступи машин.
Чтобы на сиквел фильма, собравшего за 7 лет до того 78 миллионов, отдали все 70, должно было произойти несколько важных событий. Для начала, сиквелы экшен-лент с рейтингом R (Рэмбо, Смертельное оружие, Крепкий орешек, да те же Чужие), собирающие больше предшественников, превратились в полноценный тренд. Затем, Арнольд Шварценеггер, чьё кино стабильно приносило более 200 миллионов по миру, завоевал звание главного героя современного боевика. Наконец, Джеймс Кэмерон, несмотря на кассовую неудачу "Бездну" доказал свою способность творить настоящую instant classic научной фантастики, попутно продвигая кинематограф с технической стороны. Время производства "Судного дня" стало моментом, когда сошлись все звёзды, настолько яркие, что компания Каролко, до того ни разу не тратившая на кино таких денег, развернула вокруг сиквела "Терминатора" рекламную кампанию масштабного уровня: скажем, для тизер-трейлера фильма был снят совершенно новый материал. Впрочем, Кэмерону всё было мало. К тому моменту, когда отступать было поздно, бюджет фильма вырос почти в 1,5 раза, к моменту премьеры "Терминатор 2: Судный день" стал не просто самым дорогим фильмом в истории кино, а первым стоимостью более 100 (!) миллионов долларов. Но звёзды сошлись не просто так: выйдя в уик-энд Дня Независимости Терминатор буквально взорвал кинопрокат. Речь даже не о стартовом уик-энде: 31,8 млн. - не только лучший дебют года, но лучший старт для сиквела, фильма с рейтингом R и второй в истории амеркианского кинематографа, впрочем, всё равно на четверть уступавший "Бэтмену".
"Судный день" в мире конца Холодной Войны, в международном прокате привёл к эффекту, подобному разорвавшейся бомбе. Визуальный и технический кинотитан, буквально перевернувший представление о визуальных эффектах, "Терминатор 2" стал царём кинозалов, на 16-й день уйдя за 100 миллионов дома, прорываясь к 200 миллионам за рубежом. "Терминатор 2" не просто стал 4-м полумиллиардником и самым успешным сиквелом в истории мирового кино, но всего лишь 2-м фильмом после "Инопланетянина", предолевшим отметку в 300 миллионов за счёт одной только международки. Примечательное достижение: там, где "Судный день", несмотря на звание самого кассового фильма домашнего проката, не сумел добраться до топ-10, по общм сборам уступил только "Инопланетянину", менее чем на миллион обойдя по финальным сборам "Звёздные войны", с 519 млн. превратив Джеймса Кэмерона в кассового титана наравне со Спилбергом и Лукасом, окупив свой эпохальный бюджет, надо заметить, за счёт одной только Америки: с 204 финальных млн.
"Терминатор 2" сумел предоставить зрителю и фантастику и драму и даже своего рода "Инопланетянина" для взрослых (только теперь с дружбой ребёнка и робота), а потому вполне логично, что комедии - единственный жанр, который мог дать мувигоеру хоть что-то помимо. Таким фильмом были и "Городские пижоны", комедия о жителях городских в антураже Старого Запада, внезапно нашедшая интерес у аудитории и с 124 миллионами ставшая самой кассовой комедией года, и августовские "Горячие головы" со 181 общемировым миллионом обошедшие все остальные кинопародии на пути к своему успеху. Традиционно кассовым событием лета стал очередной перевыск мультфильма от Дисней: "101 далматинец", выпущенный к собственному 30-летию, заработал 60 миллионов, доведя общий результат до 144-х, достаточной суммы, чтобы оставить позади "Белоснежку" и обновить рекорд самого кассового мультфильма домашнего проката. Но с ререлизами пора было заканчивать: студия Диснея готовилась к новой эпохе, окончательно расцветшей в ноябре 1991-го, когда Красавица полюбила Чудовище.
Сказка с музыкой Алана Менкена, несмотря на то, что начала свой путь всего с 2х кинотеатров, где показала невероятную наработку на 81 тысячу долларов с кинотеатра, добилась рекордного старта для мультфильма уже в первую трёхдневку широкого проката (9,6 млн.), на четверть преодолев его уже в свой третий уик-энд (12,2 млн.), покорив всех (от критиков до аудитории любого возраста) продемонстрировав триумфальное возвращение анимации в высшую лигу, став первым полноценным мультипликационным блокбастером со времён "Книги джунглей" всё того же Диснея. Главной силой анимации уже тогда была долгоиграемость: семейной аудитории не требовалось бежать в первый же уик-энд, чтобы оценить по достоинству шедевр от анимационных королей, а потому вплоть до марта "Красавица и чудовище" будут держаться за верхние строчки кинопроката, попутно став первым мультфильмом в истории, номинированным на звание лучшего фильма по версии Оскара, к концу проката поставив точку в извечном споре ререлизов, со 145 миллионами вновь обновив звание самого кассового мультфильма американского и с 332 миллионами - общемирового кино.
Одним из преимуществ проката мультфильма было то, что покоря свою аудиторию, он не мешал прокату других кинолент. В рождественский сезон 1991-го буквально никто не ушёл обиженным. Своего первого полноценного международного события добился Мартин Скорсезе: "Мыс страха" заработал 182 миллиона по миру, сумму, до того в карьере культового постановщика не встречавшуюся. Своего зрителя нашла и "Семейка Аддамс", редкий в это время гость из эпохи чёрных комедий, киноверсия культовых палповых комиксов, в свой дебют отличившаяся отличными 24,2 млн., и ставшая кассовым рекордсменом среди своей братии со 191-м по миру.
До своего финального путешествия в это время добрался и оригинальный экипаж звездолёта "Энтерпрайз". 30-миллионный фильм Николаса Мейера, "Неизведанная страна", показал лучший старт для "Стар Трека" (18,2 млн.), в эти времена тем не менее уже далёкий от рекордного. Именно гексиквел стал доказательстмовм того, что "Последний рубеж" нанёс по франшизе серьёзный урон, несмотря на достойную критику и довольство своего зрителя, до массовой аудитории Трек тем не менее не достучался: 74,9 милилона в домашнем прокате - результат лишь пятый из шести фильмов, успешный для своего бюджета, но окончательно превративший киноцикл в серию "для своих". 22 миллиона по миру также не играли решающей роли, в мире, где прокат международной всё больше чествовал знаменитые франшизы, Стар Трек всё так же оставался аутсайдером.
Не в последнюю очередь Стар Трек затерялся и из-за выхода на экраны "Капитана Крюка" 11 декабря. Самый дорогой фильм Стивена Спилберга (бюджет в 70 миллионов), настоящая мечта кинопостановщика о переносе легенды о Питере Пене на большой экран и совместная работа с героем своего времени, Робином Уильямсом, "Крюк" и сегодня считается в среде пишущей кинобратии худшим фильмом Мастера. Зрителю однако этот вердикт был неинтересен. 13,5 млн. в новогодние праздники обернулись главным их событием, если не считать анимационного чуда от студии Дисней. Да, 119,7 миллионов были не лучшей суммой при таком огромном бюджете, но мир, где ещё недавно крушил рекорды "Последний Крестовый поход" продолжал платить Спилбергу благодарностью за счастливые минуты, проведённые у киноэкранов - общие 300 миллионов позволили фильму стать очередной победой непобедимого режиссёра, успев стать ещё и 3-м 100-миллионником подряд в карьере Джулии Робертс, пусть и отметившейся в этот раз ролью второго плана.
Самым необычным зимним кинохитом впрочем стал не Крюк. Оливер Стоун, вновь не сумевший пройти мимо скандального материала, заручившись беспроигрышной поддержкой в лице Кевина Костнера, сумел даже в праздники достучаться до зрителя 3-часовой расследовательской драмой, процедуралом на одну из самых сложных тем американской истории, "Дж.Ф.Кей", по иронии куда лучше принятой за пределами собственно Америки. Впрочем, мир своей симпатии к любому кинотворению с участием Костнера и не скрывал: 70 миллионов домашнего проката были только третью того, что фильм Стоуна сумел собрал по миру. И сложно сказать, добился бы этого, не будь в первом ряду звёздного состава Танцующего с волками.
В следующем выпуске: Основной инстинкт, Смертельное оружие, Потерявшийся в Нью-Йорке, Тёмный рыцарь, Арабская ночь.
Stay tuned.
Десятки 1991-го года, уникальные тем, что в один из немногих раз в истории кино всех их возглавляет один фильм.
Американский кинопрокат:
1. Terminator 2: Judgment Day - 204,8 mln.
2. Robin Hood: Prince of Thieves - 165,5 mln.
3. Beauty and the Beast - 145,9 mln.
4. The Silence of the Lambs - 130,7 mln.
5. City Slickers - 124 mln.
6. Hook - 119,7 mln.
7. The Addams Family - 113,5 mln.
8. Sleeping with the Enemy - 101,6 mln.
9. Father of the Bride - 89,3 mln.
10. The Naked Gun 2 ½: The Smell of Fear - 86,9 mln.
Мировой кинопрокат:
1. Terminator 2: Judgment Day - 519,8 mln.
2. Robin Hood: Prince of Thieves - 390,5 mln.
3. Beauty and the Beast - 332 mln.
4. Hook - 300,9 mln.
5. The Silence of the Lambs - 272,3 mln.
6. JFK - 205,4 mln.
7. The Addams Family - 191,5 mln.
8. Cape Fear - 182,3 mln.
9. Hot Shots! - 181,1 mln.
10. City Slickers - 179 mln.
Стартовые уик-энды:
1. Terminator 2: Judgment Day - 31,8 mln.
2. Robin Hood: Prince of Thieves - 25,6 mln.
3. The Addams Family - 24,2 mln.
4. The Naked Gun 2 ½: The Smell of Fear - 20,8 mln.
5. Teenage Mutant Ninja Turtles 2: The Secret of the Ooze - 20 mln.
6. Star Trek 6: The Undiscovered Country - 18,2 mln.
7. Sleeping with the Enemy - 13,8 mln.
8. The Silence of the Lambs - 13,8 mln.
9. Hook - 13,5 mln.
10. City Slickers - 13 mln.
Стоимость:
1. Terminator 2: Judgment Day - 102 mln.
2. Hook - 70 mln.
3. Hudson Hawk - 65 mln.
4. Robin Hood: Prince of Thieves - 48 mln.
5. Billy Bathgate - 48 mln.
6. Nothing But Trouble - 40 mln.
7. For the Boys - 40 mln.
8. JFK - 40 mln.
9. The NeverEnding Story 2: The Next Chapter - 36 mln.
10. The Rocketeer - 35 mln.