На рубеже десятилетий традиционно проходит перемена мест слагаемых. Словно бы отмечая финал целой эпохи, недобирает целый ряд продолжений былых хитов, как и десять лет назад, новому поколению нужны новые герои. В новую декаду суждено перебраться не многим брендам ушедших времён. Прошлогодняя "Бездна" словно бы открывает ящик пандоры: начинаются экспериментирования с компьютерной графикой, в то самое время, когда сам Джеймс Кэмерон объединяется с Арнольдом Шварценеггером для того, чтобы начать работы над продолжением фильма, которым режиссёр впервые заявил о себе, попутно поглядывая на бестселлер Майкла Крайтона о возрождённых динозаврах, права на чью экранизацию в итоге достанутся совсем другому визионеру.
В это время своего расцвета достигает международный прокат: после премьеры третьего "Индианы Джонса", под финал Холодной войны, наконец-то принявший Голливуд со всей его разнообразной кинопродукцией, впервые в истории мировая топ-10 вся преодолевает 200-миллионный рубеж. Именно на мировым рынке происходят самые разительные перемены, меняющие мировую кассовую десятку, где зритель отдаёт предпочтение историям любви, словно бы вспомнив после прошлогоднего 50-летнего юбилея "Унесённых ветром", каких именно грёз Голливуд был фабрикой изначально. Сама Америка, впрочем, остаётся себе на уме: это Рождество, как и мокрые бандиты, будут отданы на растерзание юному дарованию в хите Криса Коламбуса и Джона Хьюза.
Зритель 1990-го не собирается ждать до лета, отдав дань уважения кинематографу 1989-го и уже в марте открывая сезон кассовых достижений, когда 2 марта на экранах впервые заявляет о себе Джек Райан, герой цру и романов Тома Клэнси, собственный американский Джеймс Бонд, "Охота за Красным Октябрём" отбирает у Бондианы и Шона Коннери, в свойственной ироничной для Сверх-державы манере превращая бывшего английского шпиона в советского капитана подлодки, фактически антигероя, задержавшегося как минимум на половину десятилетия. Однако приём срабатывает, вслед за 17,2 милилонами на старте, суммой, о которой Бондиана не могла и помыслить, "Охота" остаётся на плаву вплоть до начала июня, становясь первым шпионским фильмом в истории домашнего проката, которому удалось преодолеть 100-миллионный рубеж, попутно становясь пропуском в звёзды Алека Болдуина, проигравшего в своё время схватку за роль Брюса Уэйна. А вот международка принимает Райана намного слабее, не помогает и имя Коннери, Бондиану оказывается променять не так легко на что-то чуждое. Впрочем, с 200 миллионами общих сборов, пусть и уступая шпионскому же Мунрейкеру, 30-миллионная Охота становится одним из главных хитов карьеры восходившего в то время к успеху Джона МакТирнана.
Чтобы покорить зрителя международного оказывается нужно метить в самое сердце. Именно его завоевала комедия Гэрри Маршалла, "Красотка". Завоевала, по другому и не скажешь. Нет, фильм становитcя хитом и в Америке, после невыдающихся 11,3 миллионов на старте, начисто забывая, что стартовый уик-энд имеет нынче куда более важное значение и в следующие выходные только прибавляя по сравнению с предыдущими. Но именно за рубежом творятся настоящие чудеса, где дуэт Робертс и Гира совершает сенсацию, в лёгкую собирая наравне с такими тяжеловесами, как Индиана Джонс или Челюсти, в итоге даже превосходя их, вплоть до июля оставаясь главным кинособытием года, и уступая по итогам зарубежного проката с фантастическими 285 миллионами лишь "Инопланетянину", по общим сборам попутно становясь самым кассовым фильмом в истории с рейтингом R.
Такой грандиозный успех за рубежом конечно не означал, что в Америке фильм недобирал. Нет, Робертс и Гир оставались главным героями кинозалов вплоть до всё того же июля, к которому на счету "Красотку" уже было более 150 миллионов, лишь ненадолого позволяя перехватывать инициативу другим потенциальным блокбастерам, первым из которых стали "Черепашки мутанты ниндзя", 30 марта показавшие полноценное значение фразы "Куй железо, пока горячо". Выйдя всего через 10 месяцев после премьеры "Бэтмена" "Черепашки" воспользовались доброжелательностью по отношению к супергероике сполна, заработав на старте блестящие 25,4 миллиона, второй дебют для кинокомикса и оригинального фильма после понятно кого. 13,5-миллионная лента стала хитом мгновенно. Для этого бы хватило и сборов и двух недель, финальные же сумели превысить таковые даже у легендарного "Супермена" - со 135 миллионами лента уступала среди всех фильмов жанра лишь "Бэтмену", зато почти в 2 раза. Международный прокат, правда, покорённый Джулией Робертс к Черепахам оказался равнодушен - 66 миллионов сверху, помогли фильму преодолеть 200-миллионный рубеж, да и на том остановиться.
Впрочем, любителям зрелищ в любом случае альтернатив не было вплоть до конца мая, когда традиционный уик-энд Дня Памяти был временем премьеры финала трилогии "Назад в будущее". После того, как "Последний Крестовый поход" стал самым кассовым триквелом в истории, казалось бы, цифра "III" в названии для успеха не помеха. Но Назад в будущее забуксовал. 19,1 млн. за трёхдневку, думается, после открытого финала сиквела студия могла ждать совсем других результатов, а не падения сборов за уик-энд в 1,5 раза по сравнению с предшественником. Но это был лишь первый пример простого факта: зритель не любит быть обманутым, а сиквел, будучи лишь половиной истории, а не полноценным фильмом, ненароком зрителя отпугнул. Не покорил "НвБ" в третий раз и 100-миллионный рубеж, впрочем, 87 миллионов для 40 бюджета в любом случае было достаточно, да и мир поддержал Марти и Дока, как мог: 246 общих миллионов, помогли не просто фильму стать очередным хитом Земекиса, но и позволили "Назад в будущее: Часть III" стать первым в истории вестерном, которым он по сути и был, преодолевшим мировую планку в 200 млн.
Проблема "НвБ" была в этот раз и в целой плеяде сверх-дорогой продукции, одна привлекательнее другой, ведь уже 1 июня зрительский удар на себя принял "Вспомнить всё" Пауля Верхувена с участием Арнольда Шварценеггера и Шэрон Стоун. Железный Арни, ставший полноценным брендом сам по себе, уже обеспечивал кинособытию громкий стартовый уик-энд, а потому на фильм с его участием студия могла позволить и лишние расходы. С 65 миллионами долларов, "Тотал Реколл" был третьим по стоимости фильмом в истории на момент выхода (после "Кролика Роджера" и "Бездны"), и неспроста, визуально дорогое и изобретательное кино, именно здесь была сделана первая полноценная попытка применить технологию motion capture. Стартовый уик-энд в 25,5 миллионов стал 6-м в истории и лучшим за 1990-й год. И хотя загруженное лето не позволило фильму разгуляться, картина Верхувена по итогу стала главным хитом бывшего бодибилдера в карьере на момент выхода. 261 общий миллион для сверх-дорогого фильма с рейтингом R подтверждали значимость имени Арнольда, то, что станет решающим в расширении трат на грядущий сиквел "Терминатора".
Но это в будущем. Сиквелы лета 1990-го, как правило, не взлетали. Если "Робокоп 2", несмотря на то, что предлагал зрителю уникальный сплав компьютерных технологий и stop motion анимации, просто прошёл слабее оригинала, с 45 миллионами долларов, то 50-миллионные "Гремлины 2" просто провалились, с 41 млн., собрав в три раза меньше хитового предшественника. Да что говорить, даже громкие имена не обеспечивали хайпа: гоночные "Дни грома" Тони Скотта с участием Тома Круза и его будущей лучшей половины, собрали крайне приличные 157 миллионов только если не обращать внимание на огромный 60-миллионный бюджет (5-й по величине в истории кино). Удача улыбнулась по-настоящему Уоррену Битти с его "Диком Трейси", экранизацией комикса в стиле нуар, Дэнни Элфменом в саундтреке и выходом в уик-энд прошлогоднего "Бэтмена". Итог был закономерным: 22,5 миллиона на старте (3-й старт для кинокомикса), 103,8 миллиона в финале проката дома и 162 миллиона общемировых при бюджете в 47 (дороже среди комиксов были лишь два Супермена). О, да, слава Бэтмена многих и надолго обеспечила работой. Впрочем, одному сиквелу всё же удалось вырваться из порочного круга: "Крепкий орешек 2" Ренни Харлина, 6 июля был готов перехватить марафон у Тотал Реколл, как экшен с рейтингом R. И стать единственным выжившим фильмом второй половины лета. Когда планету буквально захватило "Привидение"
Вообще, превратить сиквел 28-миллионного боевика в 70-миллионный левиафан - идея спорная, но примеры сиквелов боевиков с рейтингом R в лице Рэмбо и Смертельного оружия явно были воодушевляющими, особенно на фоне растущей популярности Уиллиса, тут вам и куда больше взрывающейся натуры и уникального сочетание Мэт-пэйнта и компьютерной графики. На кино средств не жалели, и отдача вышла достойной - картина заработала по миру 240 миллионов, в 1,5 раза перекрыв сборы оригинала, даром что была принята слабее, как критиками, так и зрителями. Но не в последнюю очередь роль сыграл захват киновласти драмой Джерри Цуккера, на фоне которой сиквел Дай Хард был единственной альтернативой.
Пост сдал, пост принял. Там, где "Красотка", добравшись до пятёрки самых успешных фильмов общемирового проката, постепенно заканчивала свой бег, "Привидение" стало той самой альтернативой, романтической драмой, соединявшей любовь к мистике конца 1980-х, начала 1990-х, городским легендам и Патрику Суэйзи, после "Грязных танцев" ставшему настоящим кумиром зрителей/зрительниц. Совокупность факторов, отсутствовавших у схожей сюжетно "Всегда" Спилберга превратила "Привидение" (по аналогии с "Грязными танцами" - "Звёздными войнами" для прекрасной половины человечества) в "Инопланетянина" для влюбленных. При том, что фильм стартовал в 3-й уик-энд июля со второго места, аккурат позади второго уик-энда "Крепкого орешка", на следующие выходные вырвал победу, ситуация в новые времена поистинне уникальная. И так и остался царствовать вплоть до конца октября, причём на обоих фронтах, показывая схожие результаты с Красоткой по миру и опережая её у себя дома. В это время хоть как-то заметными смогли стать лишь "Славные парни". Удивительно, но для Мартина Скорсезе, ставшего живым классиком уже лет десять как, относительно скромные 46 миллионов Goodfellas были 2-м результатом за всю карьеру, уступая лишь "Цвету денег" 1986-го с 52-мя млн. Примечательно, что и Привидение и Славные парни станут одними из главных событий грядущего Оскара. Но победу ни тому, ни другому одержать не удастся. Наступало время нового героя.
Удивительно, что в год, когда Красотка и Привидение опустошали кошельки зрителей, в их сознании нашлось место для ещё одной истории любви. Не только людей друг к другу, но и земле и природе. Однако, в ноябре, когда "Привидение" неслось к домашнему 200-миллионному рубежу, чтобы ненадолго войти в 10-ку самых успешных фильмов в истории Америки, попутно войдя в тройку самых кассовых фильмов всех времён и народов после "ИТ" и "Звёздных войн", Кевин Костнер, Танцующий с волками, подарил зрителю один из самых необычных блокбастеров своего времени, 3-часовой эпический вестерн о ветеране войны, переходящем на сторону своего противника. О, да. Сюжет известный, и будет использован для покорения кинопроката не раз (мы все понимаем, о чём речь), но именно Костнеру удалось задеть зрителя за живое. Начав раскачиваться с проката ограниченного, Танцующий с волками пропустил вперёд практически все хиты, дав разгуляться в том числе одному хитроумному ребёнку, прежде чем в конце декабря, начале января, приступить к очередному покорению сердец 1990-го, а также 1991-го.
В частности, 16 ноября, когда эпик Костнера находился в ограниченном прокате, в бой вступили сразу 3 потенциальных хита, два из которых были сиквелами. "Рокки 5", ещё одна попытка Сталлоне напомнить о своём успешном прошлом, зарабатывает на старте 14 миллионов и затем стремительно теряет зрительский интерес, 116 млн. общемировых, из которых дома 40 млн. - далёкие отголоски былого величия, ставящие финал на ещё одной франшизе ушедшего десятилетия. Даже не окупается сиквел "Спасателей" от студии Уолта Диснея. Казалось бы, после "Русалочки" наступает время их ренессанса. Но первый же сиквел в истории студии, стоимостью все 37 млн., идёт ко дну, с 27 финальными млн. Урок, который студия усвоит надолго: отныне за очень редким исключением, продолжения их былых хитов будут выходить сразу на носителях. Впрочем, стоит быть честным: семейной аудитории просто было не до мультфильма. От выигравшего уик-энд фильма в зимние месяцы не будет спасения никому. 16 ноября родители, к счастью для создателей фильма, оставили Кевина МакКалистера дома одного.
17,1 млн. на старте были лишь началом грандиозного захвата зрительской аудитории, доказавшей, что критика и пресса при должной изобретательности для успеха не так важны, как признание мувигоера, в следующие выходные помогшего фильму Криса Коламбуса прибавить невероятные 22% по сравнению с дебютными сборами, уведя сборы второго уик-энда за миллионную двадцатку. Сложно сказать, какого успеха ждала студия от 18-миллионной комедии, но тот факт, что прокат срочно начали расширять с 1200 до 2000 с лишним кинотеатров показывает, что далеко не итогового. "Один дома" смёл буквально всё на своём пути, став первым семейным фильмом со времёном "Инопланетянина", да и вообще первым фильмом с тех времён, захватившим первое место проката на 10 с лишним недель, к концу года положив в копилку 150 миллионов, и фактически только разогреваясь перед броском. Настоящим доказательством значимости имени Шварценеггера стало как раз то, что "Детсадовский полицейский" с его участием фактически единственный семейный фильм, добившийся хоть каких-то значимых достижений в Рождество 1990-го (202 млн.). Своё влияние на весь прокат "Один дома" оказывал на протяжении и первой половины следующего года, при том достаточно забавно, что мир, охотно отдававший безумные средства голливудским хитам этого времени, оказался не настолько расположен к фильму, как Америка. Что не отменяет грандиозных результатов всё равно, 190 млн. зарубежом - знаковая сумма.
Но в домашнем, кажется, даже не работало контрпрограммирование. 21 ноября выходит недобирающий "Хищник 2" (57 млн. при бюджете в 35 - без Железного Арни франшиза оказывается зрителю неинтересна). Наконец, словно бы гран-финале для года, когда франшизам прошлых лет приходится подвинуться перед новой эпохой (Назад в будущее, Гремлины, Рокки, Хищник), становится третий "Крёстный отец". Дорогое, 54-миллионное кино, призванное стать завершением легендарной трилогии Форда Копполы вполне прилично стартует 25 декабря с 19,6 миллионами, но не становится и близко событием, подобным предыдущим двум. Необязательный триквел зарабатывает 136 млн. по миру, уступая первому Крёстному (245 mln) почти в два раза, несмотря на долгие года инфляции и подорожания билетов, закрывая историю жизни дона Вито Корлеоне. Зато своего зрителя находит скромный Тим Бёртон, "Эдвард Руки-ножницы", его первая совместная работа с Джонни Деппом, зарабатывает 86 млн., ничто в сравнении с успехом "Бэтмена", но всё для постановщика, снявшего работу своей мечты.
С началом нового года, когда "Один дома" медленно, но верно продолжает свой путь к кассовому Олимпу, наконец, находит зрителя уже упомянутый герой. Танцующий с волками, отдавший декабрь достижениям чужим, разгоняется с сезоном наград, в начале февреля становясь первым вестерном 100-миллионником в истории домашнего проката. Удивительно, но, казалось бы, сугубо американская история становится небезразличной зрителям всего мира: за рубежом фильм идёт лучше, чем Один дома, к этом времени уже врывающийся в пятёрку самых кассовых фильмов американского бокс офиса. Эпик Костнера в первую половину нового года превращается в 3-й международный 200-миллионник 1990-го, самый успешный вестерн всех времён. И в то время, когда "Привидение" становится третьим в истории мировым полумиллиардником (и первым не от тандема Лукаса-Спилберга), в то время, когда "Один дома" входит в тройку самых успешных фильмов проката домашнего, и четвёрку общемирового, в это время Танцующий с волками, преодолев 400-миллионный рубеж, также войдя в десятку самых кассовых в истории кино, обходит по сборам "Унесённых ветром", и, учитывая, его безоговорочную победу на премии Киноакадемии становится самым кассовым лауреатом премии Оскар в истории, достижение, которое предыдущий рекордсмен удерживал 51 год. В Америке впрочем, Унесённые так и остаются непобежденными. С другой стороны, на данный момент остаётся непобеждённым и сам Костнер. Вот уже скоро 26 лет, как "Танцующий с волками" остаётся самым кассовым вестерном в истории американского кинопроката, и конкурентов у него просто нет.
В следующем выпуске: 1990-е начинаются, Красавица покоряет чудовище, Костнер становится Принцем воров, Пэн взрослеет, машины становятся нашей единственной надеждой, Энтерпрайз вступает в битву за мир.
Stay tuned.
Американский кинопрокат:
1. Home Alone - 285,8 mln.
2. Ghost - 217,6 mln.
3. Dances with Wolves - 184,2 mln.
4. Pretty Woman - 178,4 mln.
5. Teenage Mutant Ninja Turtles - 135,3 mln.
6. The Hunt for Red October - 122 mln.
7. Total Recall - 119,4 mln.
8. Die Hard 2 - 117,5 mln.
9. Dick Tracy - 103,7 mln.
10. Kindergarten Cop - 91,5 mln.
Мировой кинопрокат:
1. Ghost - 505,7 mln.
2. Home Alone - 476,7 mln.
3. Pretty Woman - 463,4 mln.
4. Dances with Wolves - 424,2 mln.
5. Total Recall - 261,3 mln.
6. Back to the Future: Part III - 246,1 mln.
7. Die Hard 2 - 240 mln.
8. Presumed Innocent - 221,3 mln.
9. Teenage Mutant Ninja Turtles - 202 mln.
10. Kindergarten Cop - 202 mln.
Стартовые уик-энды:
1. Total Recall - 25,5 mln.
2. Teenage Mutant Ninja Turtles - 25,4 mln.
3. Dick Tracy - 22,5 mln.
4. Die Hard 2 - 21,7 mln.
5. The Godfather: Part III - 19,6 mln.
6. Another 48 HRS. - 19,5 mln.
7. Back to the Future: Part III - 19,1 mln.
8. The Hunt for Red October - 17,2 mln.
9. Home Alone - 17,1 mln.
10. Days of Thunder - 15,5 mln.
Стоимость:
1. Die Hard 2 - 70 mln.
2. Total Recall - 65 mln.
3. Days of Thunder - 60 mln.
4. The Godfather: Part III - 54 mln.
5. Gremlins 2: The New Batch - 50 mln.
6. Dick Tracy - 47 mln.
7. The Bonfire of the Vanities - 47 mln.
8. Joe Versus the Volcano - 45 mln.
9. Rocky 5 - 42 mln.
10. Back to the Future: Part III - 40 mln.
И бонус: главные фильма кинопроката по итогам 1990-го года:
Топ-10 американского кинопроката в 1990 году:
1. E.T.: The Extra-Terrestrial (1982) - 399,8 mln.
2. Star Wars (1977) - 322,8 mln.
3. Home Alone (1990) - 285,8 mln.
4. Return of the Jedi (1983) - 263,9 mln.
5. Jaws (1975) - 260 mln.
6. Batman (1989) - 251,2 mln.
7. Raiders of the Lost Ark (1981) - 245,1 mln.
8. Ghost Busters (1984) - 238,6 mln.
9. Beverly Hills Cop (1984) - 234,8 mln.
10. The Empire Strikes Back (1980) - 222,7 mln.
Топ-10 мирового кинопроката в 1990 году:
1. E.T.: The Extra-Terrestrial (1982) - 743,4 mln.
2. Star Wars (1977) - 518,6 mln.
3. Ghost (1990) - 505,7 mln.
4. Home Alone (1990) - 476,7 mln.
5. Indiana Jones and the Last Crusade (1989) - 474,2 mln.
6. Jaws (1975) - 470,7 mln.
7. Pretty Woman (1990) - 463,4 mln.
8. Dances with Wolves (1990) - 424,2 mln.
9. The Empire Strikes Back (1980) - 413,4 mln.
10. Batman (1989) - 411,3 mln.
Топ-10 стартовых уик-эндов в 1990 году:
1. Batman (1989) - 40,5 mln.
2. Ghostbusters 2 (1989) - 29,5 mln.
3. Indiana Jones and the Last Crusade (1989) - 29,4 mln.
4. Back to the Future: Part II (1989) - 27,8 mln.
5. Beverly Hills Cop 2 (1987) - 26,3 mln.
6. Total Recall (1990) - 25,5 mln.
7. Teenage Mutant Ninja Turtles (1990) - 25,4 mln.
8. Indiana Jones and the Temple of Doom (1984) - 25,3 mln.
9. Crocodile Dundee 2 (1988) - 24,5 mln.
10. Return of the Jedi (1983) - 23 mln.
Топ-10 самых дорогих в 1990 году:
1. Who Framed Roger Rabbit (1988) - 70 mln.
2. The Abyss (1989) - 70 mln.
3. Die Hard 2 (1990) - 70 mln.
4. Total Recall (1990) 65 mln.
5. Rambo 3 (1988) - 63 mln.
6. Days of Thunder (1990) - 60 mln.
7. The Cotton Club (1984) - 58 mln.
8. Superman (1978) - 55 mln.
9. Tango & Cash (1989) - 55 mln.
10. Superman 2 (1981) - 54 mln.