Одним из преимуществ кинофраншизы "Звёздного пути" на протяжении долгих лет оставалась гибкость. Мир 23-го, а затем и 24-го столетия, позволял разыграть в декорациях коммунистического будущего в равной степени, как драму, так и комедию. Было это свойственно, как сериалам, так и фильмам, чьё настроение менялось в зависимости от желаний постановщика или продюсеров. С другой стороны, постоянная смена временных периодов, миров и кораблей позволяла и позволяет до сих пор переигрывать уже знакомые события в духе Бондианы, глядя на них под новым углом с точки зрения другого экипажа и даже в другой стилистике. Неплохой набор находок и уловок на вооружении, благодаря чему даже после откровенных неудач, киноцикл вновь и вновь способен находить себя, и устремляться дальше, к звёздам.
8. Star Trek: Nemesis (С. Бэйрд, 2002)
Перед «Немезисом», или в российском варианте, Возмездием, (в нашем прокате Стар Трек вообще Возмездиями не обделён) - с самого начала стояла крайне серьёзная задача - подвести итог не только истории команды капитана Пикара, но всего Трека 24-го столетия. А как показала история, именно фильму Бэйрда было суждено поставить точку во всей оригинальной киновселенной Звёздного пути. Потому крайне логичным выглядит тот факт, что в юбилейном, 10-м фильме франшизы, дали себя знать все наиболее успешные идеи фильмов предыдущих. Так же, как последний фильм с оригинальной командой разрешал затянувшийся конфликт с клингонами, Возмездие должно было ознаменовать финал вражды с ромуланцами. Нашлось в фильме место и преследующему Пикара призраку прошлого (см. Первый контакт), и гибнущему с намёком на воскрешение герою (Гнев Хана) и собственно передаче сознания от одного тела в другое (В поисках Спока).
Неудивительно, что фильм Бэйрда не любят именно актёры Поколения, для которых прощание с персонажами оказалось недостаточно satisfying. Однако учитывая 40 минут вырезанного материала, желание продюсеров тратиться теперь уже на «Энтерпрайз», а не на кино, думается, Бэйрд вытянул из фильма всё, что мог. Привнеся под финал достаточную, динамику в киносерию, к тому моменту клонившуюся к закату.
При этом логично, что именно Немезис, как подводящий черту под всем Следующим поколением, выявил главный недостаток квадрологии с участием сэра Стюарта - нереализованный потенциал не только самих путешествий Энтерпрайза, но и всего 24-го столетия, получившего достойное воплощение, где угодно, только не на большом экране. За одним ярким исключением. Об этом, правда, в другой раз.
Ой, смотрите, Брайан Сингер!
Но мы отвлеклись
7. Star Trek 4: The Voyage Home (Л. Нимой, 1986)
Единственный фильм серии, в котором никто не погиб. Команда Энтерпрайза, спасающая горбатых китов в 20-м столетии. Этими 2-мя заголовками «Дороге домой» уже даётся отличная характеристика. Освоившийся в режиссёрском кресле Леонард Нимой в своём 2-м путешествии к звёздам, выдал, пожалуй, самый лёгкий и непринуждённый фильм всей кинофраншизы, обратившись к комичной стороне Звёздного пути, о которой Джин Родденберри не забывал и на телеэкране. «Дорога домой» - здешний вариант «Назад в будущее» - только вот теперь будущее само прилетело во время, современное своему зрителю. Да и команда Капитана Капитанов относится к возможности временных парадоксов куда более наплевательски, чем док Эммет Браун.
Земля вновь под угрозой, грозящей гибелью всему человечеству, но кажется, экипаж Энтерпрайза направляется в прошлое, чтобы в первую очередь выявить пороки общества 1980-х, попутно позволив повеселиться буквально каждому персонажу. Пока Павел Андреевич пытается добраться до ядерных реакторов, Скотти делает шаг к тому, чтобы буквально договориться с компьютерами 1980-х, Спок плавает с китами, а Боунс заменяет почечный диализ одной таблеткой. Вершина всего, главный злодей фильма - зонд, говорящий по-китовьи, вовсе не злодей, а лишь причина для того, чтобы напомнить о вымирании целых биологических видов. Удивительно серьёзная тема для научной фантастики 1980-х. Но даже это не мешает хоть один фильм ветеранам вспомнить о более лёгкой и наивной молодости.
6. Star Trek: The Motion Picture (Р. Уайз, 1979)
Вообще, 6-е и 7-е место моего личного топа отлично характеризуют Стар Трек одним словом - разный. За 37 лет покорение кинокосмоса нашлось место и своей версии Назад в будущее, и политическим триллерам и космическим хоррорам (об этих двух позже). Так что крайне логично, что свой путь на большой экран, «Звёздный путь» начал с собственной Космической Одиссеи. Первый фильм серии нелюбим фанатами, окрестившими фильм Slow-Motion Picture, но представляет собой невероятно завораживающее зрелище, непохожее ни на один фильм серии после. Что делать, если Роберт Уайз воспринял желание Джина Родденберри сделать упор на столкновение с неизведанным настолько буквально. Космос и декорации космического голиафа по имени ВиДжер, несущегося к Земле, поражают воображение, тот момент, когда работа художника-постановщика затмевает все современные изыски специалистов-компьютерщиков.
Да, оператор тратит больше времени на величественный облёт Энтерпрайза, нежели сценарий на диалоги героев. С другой стороны незнакомому с серией зрителю нет необходимости запоминать столько новых персонажей - упор делается на Кирка, Спока и Боунса, а также новичка экипажа Деккера, на которого, к слову, Крис Пайн похож больше, чем на Криса Пайна. И конечно антагониста, по всем заветам Родденберри, настоящим антагонистом и не являющегося. Всё это в обрамлении музыки Джерри Голдсмита, настолько знаковой, что именно ею начиналось Следующее поколение на протяжении аж 7 лет. Неплохо для Слоу-Моушен Фильма, так нелюбимого фанатами, но так и оставшегося самым красивым и космическим фильмом всей серии.
5. Star Trek Into Darkness (Дж. Дж. Абрамс, 2013)
«Звёздный путь во тьму» - это сиквел ребута со словом “Dark” в названии, возвращающий на экраны легендарного антагониста франшизы, манипулирующего планировщиками и желающего быть пойманным. Уже это о фильме говорит буквально всё, т.к. чего-то нового и оригинального во втором фильме Абрамса найти просто не под силу. И дело не столько в следовании лучшим заветам классика ребутов, К. Нолана. Звёздный путь: Возмездие (Vol. 2) - это один большой оммаж, лишь иногда позволяющий себе оригинальность в диалогах. Мало того, что копируются фразы, детали, порой целые сцены сериала 1960-х, а так же фильмов 1980-х., фильм Абрамса сюжетно практически точно копирует и его же предыдущий фильм. Словно бы, у него и Линделофа перед глазами всегда маячил список с пояснениями, на какой минуте Кирк должен пролететь в безвоздушном пространстве по прямой, на какой проснуться в постели с инопланетянками, и за сколько до конца на корабле должен появиться Скотти.
По-хорошему, Инту Даркнесс должен занимать место куда более низкое в данном топе, но нельзя не отдать должное создателям. Собранный из кусков других фильмов и эпизодов, сиквел ребута представляет собой совершенно цельное произведение, умудряющееся оставаться самим собой, что, кажется, не под силу ни одному представителю современной волны сиквело-римейков, захлестнувших большие экраны. Фильм прямо таки полностью соответствует главному злодею, Джону Харрисону. До того культового Ахава, которым стал данный персонаж в классической вселенной, персонажу Камбербатча дотянуться не позволяют ни мотивы, ни поспешность введения во вселенную. Но на своих собственных условиях он умудряется оставаться одним из выдающихся злодеев нашего времени, с монологом, раскрывающим его личность, скорее абсурдным, но всё равно пробирающим до мурашек. Парадокс. Но по какой-то причине работающий на ура.
В следующем выпуске: Шекспир, Моби Дик и рок-н-ролл
Stay tuned.