Франшизе "Звёздного пути" в этом году исполняется ровно 50 лет. 50 лет, за которые киносага о покорении последнего рубежа, созданная когда-то мифотворцом Джином Родденберри обзавелась 6 сериалами (из которых 1 анимационный) и 12 фильмами. Кинематографический космос Стар Трека моложе самого бренда, да и до успеха Звёздных войн, о покорении кинополотна создатели не думали. Но всё же за плечами почти 37 лет киноистории, и на этой неделе в открытый космос выходит уже 13-й фильм саги о корабле Энтерпрайз, который на большом экране успели обжить не только экипажи двух разных поколений, но даже двух разных вселенных.
Достойный повод, чтобы пробежаться по всей кинофраншизе. И хотя я обычно градацией не злоупотребляю, Звёздный путь всегда учил открывать для себя новое, а потому ради исключения все фильмы в этот раз будут расположены по возрастающей моего личного предпочтения. Сразу должен отметить, что откровенно плохим, по-моему мнению, ни один фильм серии назвать нельзя. Скорее были жертвы непомерных амбиций, не считающихся с реальностью постановщиков и порой банальной жадности продюсеров. С таких и начнём тернистый путь к звёздам:
12. Star Trek Generations (Д. Карсон, 1994)
На самом деле, 7-й фильм культовой киносерии - это кино не столько плохое, сколько до обидного разочаровывающее. Пожалуй, трудно встретить другой такой пример совершенно впустую растраченного потенциала. Столкнуть два поколения звёздных путешественников и двух главных капитанов научной фантастики второй половины двадцатого столетия - амбиция, достойная звёздного же исполнения. На выходе получилась не лучшего качества серия Следующего поколения, в которую 3,5 персонажа оригинального сериала (3 полноценных и ещё дочка Сулу) попали скорее по блату. А ещё из необходимости проложить для кинозрителя, которому вроде как и не обязательно знакомиться с сериалом, необходимый мостик между первыми шестью фильмами и новым поколением.
Вот только с новым ансамблем зрителя, далекого от Трека, не познакомят всё равно никак, при этом уже в начале слив где-то за кадром семью одного из командующих экипажа для пущего драматизма. Ну а классическому персонажу из того разряда героев, про которых принято говорить “larger than life”, и вовсе уготована судьба статиста-краснорубашечника из обычной серии сериала. Что уж говорить, если Скотти в 6-м сезоне Следующего поколения оказали больше уважения, чем здесь. Да, Музыка на высоте, сэр Патрик Стюарт и Уильям Шэтнер затмевают один другого, но толку от этого чуть. Столкновение двух поколений заслуживало банально большего.
11. Star Trek 5: The Final Frontier (У. Шэтнер, 1989)
Фильм, который принято считать худшим во всей франшизе, благодаря трудам того самого Капитана Капитанов в режиссёрском кресле, опять же кино, не соответствующее амбициям. Правда, на этот раз сугубо Уильяма Шэтнера, решившего в своем режиссёрском дебюте, кажется, высказаться на все волнующие его темы: от важности дружбы до вопроса существования Бога во вселенной. Сырой результат, недообработанные эффекты, уставшие к 5-му фильму герои оригинального сериала, банальная спешка и желание продюсеров сэкономить ради только начавшего в то время свой путь «Следующего поколениия» - фильм Шэтнера стал жертвой обстоятельств и неопытности. Однако, первый и главный Капитан Капитанов имел хотя бы право попытаться.
Но вообще тот факт, что сам Шэтнер остался недоволен результатом красноречиво говорит о том, что когда дела доходят до прибыльных франшиз, слово режиссёра редко обладает необходимым весом.
10. Star Trek 3: The Search for Spock (Л. Нимой, 1984)
Триквелу франшизы изначально была уготована не лучшая участь. Не каждому фильму дано выходить сразу после киноленты, выведшей целую серию на совсем новую планку. Особенно сложно пришлось после той точки, которую поставил режиссёр Николас Мейер в предыдущем «Гневе Хана». Неудивительно, что практически на протяжении всего триквела, идеи и сюжетные наработки предшественника нивелируются: ведь киносериалу просто жизненно необходимо превратить точку в многоточие. Но вместе с убийством только введённых персонажей, а также воскрешением погибших, теряется эмоциональная целостность финала сиквела, а значит и значимость картины Мейера. Опять же сложно воспринимать злодея Кристофера Ллойда в роли клингона, как будто специально привнёсшего в образ долю карикатурности, после того антагониста, что предложил зрителю Мейер в "Гневе".
К счастью, Леонард Нимой в своём режиссёрском дебюте достаточно компетентен, саундтрек Джеймса Хорнера напоминает о лучших моментах серии, а персонажи, уже ставшие друг другу и зрителю родными, способны вызвать эмоциональный отклик знакомыми цитатами и дружеским подтруниванием. Только вот назвать картину, лишающую веса работу предыдущего постановщика, по-настоящему удачной не получается всё равно.
9. Star Trek: Insurrection (Дж. Фрейкс, 1998)
9-й фильм «Звёздного пути» - кино однозначно не безынтересеное. Джонатан Фрейкс, он же коммандер Уильям Т. Райкер, срежиссировавший до того многие достойные серии «Следующего поколения», а так же один из лучших фильмов самой франшизы, ко времени работы над фильмом уже доказал, как постановщик, всем и каждому всё, что было необходимо. Так что и 9-й фильм серии с постановкой проблем не испытывает. Проблема «Восстания» лишь в том, что из всех картин Стар Трека, он получился наиболее необязательным. Очередной день на борту Энтерпрайза, очередная миссия, коих были сотни, куда более опасных. Никаких откровений не приносит и очередная моральная дилемма, необходимая для разрешения команде Энтерпрайза, только в этот раз выглядящая лишь столкновением лбами упрямых высших чинов Федерации.
Складывается ощущение, что продюсеров, следящих за всей вселенной заботили события, в первую очередь происходившие тогда на телевидение, в том же «Дип Спейс 9». Потому кино выглядит скорее заполнением временного слота, необходимостью напомнить зрителю о существовании ещё и киноцикла. Об этом говорит и хронометраж - чуть более полуторача часов без титров - ну а что, сложно заполнить экранное время, когда в кинозале не предусмотрены рекламные вставки. К чести Фрейкса, растянутой в 2 с лишним раза серией, которой фильм, по сути, и является, «Восстание» не ощущается. Уже хорошо.
В следующем выпуске: киты, клоны и отсылки.
Stay tuned