Джей Джей Абрамс в кино - это то, что Джефф Джонс в комиксах. Человек, интерпретирующий классических персонажей, подстраивая их под новые события, развивая их в современном ему мире (пусть даже мир этот в 23-м веке, представления о нём в любом случае меняются), и делающий совершенно фанатское кино. Не являясь при этом треккером, и полностью полагаясь на сценарные труды Орси и Куртцмана, он подаёт каждую отсылку на оригинальный сериал и каждый сюжетный твист с невероятным чувством меры, растягивая фанатские радости по всему хронометражу. Герои фактически говорят цитатами уже с первых кадров фильма, совершают героические поступки, когда-то уже совершённые в параллельной Вселенной, легенда 1960-х годов намекает на собственную судьбу в одном из классических фильмов, а диалоги пестрят именами и названиями старых дней. Трибблы, клингоны, упоминания о сестре Чэпел, энтерпрайз капитана Арчера на столе у адмирала Маркуса, список можно продолжать очень и очень долго. Становится даже жаль незнакомых с франшизой зрителей, не способных понять всё гиковское счастье, которым, по сути, является сам фильм.
Но в этом и главная проблема. Основываясь на пройденном материале, он фактически ничего не предлагает взамен. И дело касается не только событий прошлого/будущего/альтернативной реальности, перетасованных в нужной режиссёру последовательности. Доходит до самой структуры произведения, основы который беззастенчиво копируют фильм 2009-го года. Трагическое событие, Кирк с девушками в постели, Кирк в баре, общий сбор, полёт к далёкой планете, спешное возвращение к Земле, сражение на околоземной орбите. Идентичны порой целые кадры (смените кольца Сатурна на облака и...), и даже Скотти заходит на борт Энтерпрайза вновь во второй половине действа.
Отдельно стоит сказать про антагониста, Джона Харрисона, по значимости которого сравнивают с главным злодеем кинофраншизы, Ханом Нуниеном Сингхом. Хороший злодей - тот, кого боишься. Великий - тот, чьи мотивы понимаешь, и которому можно сопереживать. Так уж было заведено у антагонистов франшизы, что ими в основном двигало понятное простому зрителю чувство. Тот же Хан Рикардо Монталбана, из-за действий Кирка лишившийся жены и бывший обречённым наблюдать страдания своего народа - трагическая личность, поднявшая личные счёты с Энтерпрайзом, как никогда высоко, и лишь высокой ценой побеждённая. И как бы ни был хорош актёр (а Камбербетч хорош), его Джон Харрисон предстаёт в первую очередь личность неуравновешенной. Движимой опять же понятными целями, но в ситуации и в половину не такой трагичной, как в случае с тем же Ханом.
Впрочем, от этого становится только удивительнее, насколько при всём, при этом удаётся эмоционально подавать режиссёру события. Даже в случае с безэмоциональным вулканцем. Кино движется на варп скорости, экшен изобретателен (падение Энтерпрайза, свободный полёт по траектории, сцена "пройдём-не пройдём" даже после просмотра в трейлере буквально перехватывают дыхание), героям так или иначе приходится пропускать через себя тяжёлые потери и проходить тест на эмоциональную выдержку. Даже с известными козырями, Абрамс поднимает ставки всё выше и выше, переворачивая с ног на головы мотивы героев/злодеев, а те самые многочисленные гиковские отсылки и вовсе не позволяют осознать имеющиеся недостатки. В конце концов эмоциональный накал становится настолько высок, что на сцене со Споком, с надрывом выкрикивающим имя главного злодея, не составляет труда сорваться в самые искренние апплодисменты. Вот тут и понимаешь, что как у блокбастера, того самого летнего, яркого, захватывающего, у "Звёздного пути" нет конкурентов. И, скорее всего, в этом году и не будет.
Пусть даже он и не так хорош, как предыдущий фильм франшизы.
Да хотя: