Продолжение записи
"По следам письма Баламута".
Ленин с нами, и люди спокойны,
Если рядом Владимир Ильич.
III
Для справки.
Фёдор Михайлович Бурлацкий - советский политолог, доктор философских наук (1964), профессор, один из авторов "Морального кодекса строителя коммунизма", свода принципов коммунистической морали, вошедший в текст Третьей Программы КПСС, принятой XXII съездом в 1961 году.
В 1952-1964 годах: учёный секретарь редакционно-издательского совета по общественным наукам Президиума АН СССР, сотрудник Отдела ЦК КПСС по связям с коммунистическими и рабочими партиями социалистических стран и международного отдела журнала "Коммунист". В 1965-1967 годах политический обозреватель газеты «Правда». Старший научный сотрудник в ИМЭМО у
А.А.Галкина. В 1969-1972 годах заместитель директора Института социологических исследований АН СССР. С 1982 года политический обозреватель, затем главный редактор "Литературной газеты". Приглашённый профессор Колумбийского (1988), Гарвардского (1992), Оксфордского университетов (1993). В 2011 году стал первым почётным профессором факультета политологии МГУ. (О бурной жизни Фёдора Михайловича - интересная статья Дмитрия Травина
"Федор БУРЛАЦКИЙ. Устроитель коммунизма" в еженедельнике "Дело".)
По интересующему нас вопросу фрагмент интервью Ф.Бурлацкого журналу "Российский адвокат":
Дело было в Подмосковье, на бывшей даче Горького. Шел 1961 год. С группой консультантов ЦК КПСС я работал над программой партии - с начала и до конца. Нашей группой руководил секретарь ЦК Борис Николаевич Пономарев, а непосредственную работу осуществлял его зам - Елизар Ильич Кусков, прекрасной души человек, остро пишущий и тонко чувствующий слово журналист.
Как-то утром, после крепкой вечерней пьянки, мы сидели в беседке и чаевничали. Елизар мне и говорит:
- Знаешь, Федор, позвонил “наш” (так он звал Пономарева) и говорит: “Никита Сергеевич Хрущев просмотрел все, что вы написали, и советует быстро придумать моральный кодекс коммунистов. Желательно в течение трех часов его переправить в Москву”.
И мы стали фантазировать. Один говорит “мир”, другой - “свобода”, третий - “солидарность”… Я сказал, что нужно исходить не только из коммунистических постулатов, но и также из заповедей Моисея, Христа, тогда всё действительно “ляжет” на общественное сознание. Это был сознательный акт включения в коммунистическую идеологию религиозных элементов.
Буквально часа за полтора мы сочинили такой текст, который в Президиуме ЦК прошел на “ура”.
«Российский адвокат» №5, 2007 IV
Из разъяснительной брошюры (цикл из шести бесед) "Моральный кодекс строителя коммунизма и мораль религиозного человека". Того же, 1961 года. (Привожу краткие выдержки. Выделение курсивом - авторское, жирным шрифтом - моё, Н.З)
* * *
Исторический XXII съезд КПСС принял программу строительства коммунизма в нашей стране. Особая радость и гордость охватывает советских людей, граждан первого в мире социалистического государства, которым под руководством партии коммунистов Советского Союза выпала великая миссия прокладывать пути к коммунизму.
С точки зрения верующего действительно кажется, что теперь церковь стала не той, что была раньше, что религиозные воззрения в нашей стране, являясь делом совести каждого, нисколько не мешают строительству нового общества. А так ли это? Ведь если кажется, то это ещё не то, что бывает на самом деле. И всегда ли верующие идут нога в ногу со всем народом? Они уверены, что их религиозные предрассудки никому не мешают. Давайте разберёмся в этом. По мнению отдельных церковников, религиозная христианская мораль вечна для всех времён и народов. Сопоставим их религиозную мораль с нашей коммунистической моралью, так ярко и доступно изложенной в моральном кодексе строителя коммунизма.
* * *
Факты показывают, что религиозная мораль служит ширмой для обмана верующих. Поэтому у морали коммунистической, оценивающей людей с точки зрения их пользы и способности бороться за построение коммунизма, не может быть ничего общего с моралью религиозной.
* * *
Преданность делу коммунизма, любовь к социалистической Родине, к странам социализма - первый нравственный принцип строителя нового общественного строя. Поэтому активное и сознательное участие в коммунистическом строительстве и является выражением коммунистической нравственности.
Но религия сдерживала и сдерживает эти стремления. Главная цель её - внушить верующим, что не на земное благополучие, а на приобретение «посмертного райского блаженства» должны быть направлены все их стремления.
Интересно в этом вопросе мнение магистра богословия протоиерея А.А.Осипова, бывшего профессора Ленинградской духовной академии:
Русское православие - самая отсталая в научно-прогрессивном отношении из всех христианских церквей мира. Русская православная церковь решительно отвергла все открытия науки... Она, пожалуй, единственная в целом мире с упорством, достойным лучшего применения, отстаивает взгляд на библейские мифы и предания, как на подлинную реальность... Она даже придерживается хронологии, уже 50 лет назад отвергнутой и пересмотренной мировой наукой. А православные богословы обязаны придерживаться во всём учения «святых отцов», то есть церковных писателей IV-VIII вв. нашей эры, как бы устарело с точки зрения современных знаний оно ни выглядело.
Но это, повторяем, говорит А.А.Осипов, который 3 декабря 1959 года нашёл мужество открыто уйти от церкви, от религии.
А вот другой свидетель. По его мнению, победа нашего народа и государства над фашистской Германией и её сателлитами произошла не потому, что народ защищал свою социалистическую Родину и идеалы коммунистической морали, не потому, что его армия имела в руках превосходную технику, созданную народом под руководством Коммунистической партии. Нет, «блестящие, невиданные и неслыханные в истории войн победы нашего воинства являются следствием особой, могущественной помощи Божьей нашим защитникам, и кровь, проливаемая нашими сынами за Родину, есть великая умилостивительная жертва всего нашего народа». (1)
Вдумайтесь в эти слова, особенно в последнюю фразу, что кровь, пролитая в войне, есть жертва богу, чтобы его умилостивить, прося о победе. Каким атавизмом от неё несёт, какой божественной кровожадностью!
Каков патриотизм верующих? Ведь высшее проявление религиозной морали сформулировано в евангелии так: «любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящих вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас». Эта евангельская заповедь не только аморальна, но и преступна. Какой же это патриотизм?
Непримиримость к врагам нашего народа, врагам мира и социализма - вот одно из высших проявлений коммунистической нравственности.
(1) - Речь патриарха Алексия // Журнал Московской Патриархии. - 1945. - №2. - С. 42.
* * *
В моральном кодексе строителя коммунизма записано: «добросовестный труд на благо общества: кто не работает, тот не ест; непримиримость к несправедливости, тунеядству, нечестности, карьеризму». А как может на это смотреть верующий человек с точки зрения религиозной морали? Вот что проповедует насчёт труда «святое» евангелие: «посмотрите на воронов: они не сеют, не жнут, нет у них ни хранилищ, ни житниц, и бог питает их; сколько же вы лучше птиц?.. Посмотрите на лилии, как они растут: не трудятся, не прядут, но говорю вам, что Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них... Итак не ищите, что вам есть или что пить, и не беспокойтесь. Наипаче ищите царствия божия, и это всё приложится вам».
Примеры комментариев не требуют. Нет, не общественно-полезный труд является высшим принципом религиозной морали, а слепая сила веры в бога. «Если мы исполняем уставы, священные обряды, посты, праздники, как это делали святые, - поучает митрополит Николай, - значит, мы идём надёжным путём в жизнь вечную».
Особый вред этого поучения состоит в том, что оно узаконивает для верующих безделье под видом «исполнения праздников и обрядов», во время которых верующие должны молиться.
Отсюда ясен тот огромный вред соблюдения религиозной морали, считающей труд «крестом господним», «наказаньем господним» и возводящей молитвенное безделье в высший принцип религиозной нравственности.
* * *
Забота каждого о сохранении и умножении общественного достояния, высокое сознание общественного долга, нетерпимость к нарушениям общественных интересов - эти нравственные принципы морального кодекса строителя коммунизма подчёркивают то новое, что внесла во взаимоотношения людей и общества Великая Октябрьская социалистическая революция - первая социальная революция на земле.
Религиозная мораль не упоминает и не обсуждает этих вопросов. А ведь в них-то с особой очевидностью раскрывается противоположность коммунистической и религиозной морали, классовая сущность их.
Религия отвергает понятие коллектива, проповедуя только индивидуализм. Классовая сущность религиозной морали раскрывается в её нравственных принципах, рекомендующих людям «спасаться» в пустынях и дебрях, подальше от общества, в одиночку входить в общение с богом и презреть всю земную суету. Образцом самой высокой морали церковь считает поведение святых угодников, отцов церкви, апостолов.
Высокие нравственные принципы нашего времени - все способности человека на службу общественным интересам - чужды религии. Поэтому те, кто придерживается религиозной морали, вольно или невольно ставят свои «я» и «моё» в противоположность коммунистическим «мы» и «наше».
* * *
Как уже говорилось в предыдущих беседах, религиозная мораль христианства сложилась в том обществе, где господствовали эксплуататоры. Религия освящает эти звериные принципы, провозглашая, что «каждый за себя, один бог за всех».
Коммунистическая мораль не имеет ничего похожего с этими эгоистическими расчётами и человеконенавистничеством. «Мы будем работать, чтобы вытравить проклятое правило: „каждый за себя, один бог за всех“...» - писал В. И. Ленин (Соч., т. 31, с. 103).
Моральный кодекс строителя коммунизма провозглашает: «коллективизм и товарищеская взаимопомощь: каждый за всех, все за одного; гуманные отношения и взаимное уважение между людьми: человек человеку - друг, товарищ и брат». Прочитав эти строки, верующие могут спросить: «Позвольте, что же тут нового? Гуманнейшими заповедями господа являются: „возлюби ближнего, как самого себя“, „все люди - братья“ и другие подобные им». Да, такие заповеди есть, но как они претворяются религией в жизнь.
После Великого Октября молодая Советская Россия подверглась иностранной военной интервенции, которая помогала белогвардейцам в стремлении восстановить сброшенный монархический строй. Вожди православной церкви во главе с патриархом Тихоном были в союзе с белогвардейцами и интервентами, а множество духовенства с оружием в руках выступало против рабочих и крестьян.
Так претворяла в жизнь свои заповеди о братстве и любви русская церковь в годы гражданской войны. А вот ещё один пример, близкий к нашему времени. Шла кровопролитнейшая война с вероломно напавшими на нас гитлеровцами. Стоял вопрос: быть или не быть первому в мире социалистическому государству, жить ли нам свободно или попасть в рабство к фашизму. 30 августа - 2 сентября 1942 года в Минске, занятом оккупантами, происходил церковный собор, на котором архиепископ Могилёвский и Мстилавский Филофей предложили послать благодарственную телеграмму Гитлеру за «освобождение от безбожников-большевиков» с пожеланием «быстрейшей победы». Вот вам и «любовь к ближнему», вот вам и «братство людей».
Религиозная мораль о любви и братстве насквозь лицемерна. Ради любви к ближнему религия запрещает бороться с ближним, если он угнетает тебя, ради братства проповедует единение рабочего и фабриканта, крестьянина и помещика.
Но это было, возражают церковники. А сейчас? В том-то и сущность религиозной морали, что она нисколько не изменилась, проповедует то же самое. Зачем улучшать земную жизнь? Стремитесь к жизни вечной, небесной, не товарищеской взаимопомощью в труде помогайте друг другу, а молитвой и милостыней, - говорят нынешние духовные пастыри. Нравственного совершенства, утверждают защитники религиозной морали, можно добиться только вдали от интересов общества, ибо, как утверждает евангелие - царство божие не от мира сего и тот, кто желает в него попасть, не должен участвовать в мирской суете, где всё, что нас окружает - греховно по своей природе. Поэтому долой коллективизм. Каждый отвечает только за себя, каждый заботится сам о своём спасении. Так учит религия. У морального кодекса строителя коммунизма с его принципами «каждый за всех, все за одного» и «человек человеку - друг, товарищ и брат» нет и не может быть ничего общего с елейными и лживыми религиозными заповедями любви к ближнему и братству людей, построенных на индивидуализме.
С. Д. Васильев "МКСК и мораль религиозного человека" V
Из Большой советской энциклопедии:
Моральный кодекс строителя коммунизма - свод научно обоснованных принципов коммунистической морали, возникших в социалистическом обществе.
В истории существовали различные моральные кодексы, как писанные (заповеди религии, сословные кодексы, дуэльные и т. д.), так и неписанные, фактически существующие в каждой исторически известной форме морали.
В противовес абстрактному содержанию моральных кодексов прошлого, претендовавших на выражение вечных и неизменных "добродетелей", М. к. строителя коммунизма объективно обусловлен существующими общественными отношениями, носит конкретно-исторический характер, отражает степень и форму распространения новых нравственных норм.
Ведущим принципом М. к. является преданность делу коммунизма, любовь к социалистической Родине. Нетерпимость к порокам старого мира и непримиримость к врагам коммунизма, дела мира и свободы народов М. к. сов. человека причисляет к важнейшим принципам коммунистической морали, выражающим её революционную направленность и боевой дух.
В основе М. к. строителя коммунизма лежит утверждение идеалов международного коммунистического движения и борьба за коммунизм. Но это классовое содержание сочетается в нём с общечеловеческим, поскольку борьба за коммунизм отвечает интересам не только рабочего класса, трудящихся, но в конечном итоге и всего человечества.
М. к. служит могущественным средством нравственного воспитания сов. людей, он способствует выполнению главной задачи этого воспитания - сформировать сознательного и активного борца за коммунизм, всесторонне развитого, нового человека, свободного от пороков и пережитков старого общества.
* * *
PS. Ещё одна песня того же периода:
Да, да. Тот самый Константин Ваншенкин, который написал "Я люблю тебя, жизнь", "Алёша" и "Вальс расставания". "Ленинский портрет" входил в антологию "Малыш", последнее переиздание - 1986-й год.
Доводилось читать, что фамилия его деда - ван Шенк, отсюда и Ваншенкины - русский вариант голландской фамилии. Отец был инженером, мать, Фаина Шварц, - преподавательницей немецкого языка. Ушел на фронт со школьной скамьи, прошёл всю войну и
говорил, что железный занавес Союзу нужен, дабы не стала очевидной простая истина - люди в Европе жили и живут гораздо лучше, и слова у них реже расходятся с делом. Во всяком случае поколение, пережившее войну, не испытывало такого свинского к себе отношения со стороны государства. При всём грандиозном пафосе и специальном моральном кодексе.
Наверно, нет в России дома,
Где б не висел его портрет.
Нам так лицо его знакомо,
Ещё с далёких ранних лет.
Живём, его чудесным светом
Всю жизнь свою озарены.
И вновь стоим перед портретом,
Среди глубокой тишины.
Так только дети - кровь живая
Давно погибшего отца -
Глядят, всё больше открывая
В чертах родимого лица.