О воспитании растений

Oct 22, 2011 00:16



Мы не можем ждать милостей от природы; взять их у нее - наша задача. И.В.Мичурин
Предупреждаю сразу: я не хочу сказать ничего плохого об Иване Владимировиче - талантливом учёном, трудолюбие которого достойно всяческого восхищения. Я о другом. В том числе и о том, почему мичуринская теория была так привлекательна для идеологов, о люциферовых мечтах и о "бесплатном образовании". О последнем в том смысле, что прежде чем так радоваться угощению халявным яблочком и рассыпаться в благодарностях, имеет смысл подумать не отравлено ли оно наркотическими веществами пролонгированного действия.

Попалась мне тут книга - И.В.Мичурин. Избранные сочинения, М.:Московский рабочий, 1950. Хочу кое-что из неё процитировать.

ИЗ ПРЕДИСЛОВИЯ

(Автор - директор Научно-исследовательского института плодоводства имени И.В.Мичурина, кандидат сельскохозяйственных наук И.В. Белохонов.)

На основе глубокого понимания закономерностей развития растений Мичурин разработал учение о возможности переделки их в нужном для человека направлении. <...> И. В. Мичурин положил, таким образом, основание новой науке - науке об управлении развитием растений путем воспитания. В своей научной деятельности Мичурин пошел совершенно новыми путями, каких не знала наука до него. Он лепил новые формы плодовых растений, использовав для этого методы воспитания.

Это и есть главное в учении Мичурина. И недаром именно это и встретило наиболее ожесточенное сопротивление со стороны буржуазного, реакционного вейсманистско-моргановского направления в биологической науке. Вейсманисты-морганисты отрицают, что признаки и свойства, приобретенные растением или животным в процессе их жизни, могут быть переданы ими по наследству. Реакционная наука утверждает, что нельзя изменить и улучшить растения и животных в нужном для человека направлении. Такие утверждения являются лженаучными. Они основаны на признании в конечном счете божественного начала в развитии мира, на пассивном приспособлении человека к законам природы. Это направление разоружает ученых и практиков в борьбе за изменение природы растений и животных и тормозит развитие науки и сельского хозяйства. Такая наука не может называться наукой.

Учение Мичурина представляет дальнейшую ступень в развитии дарвинизма. Дарвин открыл законы развития органической жизни на земле и дал правильное объяснение ее эволюции. Мичурин же разработал закономерности, позволяющие управлять эволюцией, создавать новые формы сельскохозяйственных растений и животных с желательными для человека хозяйственными свойствами и качествами.

Только советская власть, только созданный под гениальным руководством великого Сталина колхозный строй открыли безграничные возможности для применения и дальнейшей разработки учения И. В. Мичурина. Большевистская партия, Ленин и Сталин «открыли» Мичурина и оценили его величайшие заслуги в преобразовании природы.

Мичуринское учение нашло свое дальнейшее развитие в трудах академика Т. Д. Лысенко. Многие тысячи советских ученых работают ныне, опираясь на мичуринскую науку, используя научные методы, разработанные Т. Д. Лысенко.

8 августа 1948 года сессия Всесоюзной академии сельскохозяйственных наук имени Ленина, обсудив доклад президента академии Т. Д. Лысенко о положении в биологической науке, закрепила полную победу мичуринского учения в агробиологической науке в нашей стране.

Мичуринская наука победила потому, что она подлинно прогрессивная наука, основанная на единственно правильном мировоззрении диалектического материализма. Успехи мичуринцев так велики потому, что они руководствуются материалистической наукой, великим учением Маркса - Энгельса - Ленина - Сталина.

* * *

Из написанного самим Мичуриным.

ИЗ ГЛАВЫ "ВПЕРЕД ЗА СОЦИАЛИСТИЧЕСКУЮ РЕКОНСТРУКЦИЮ ПРОИЗВОДСТВА"

Социалистическая индустрия и социалистическое земледелие, строящиеся с огромным успехом и на основах высокой техники, позволяют коммунистической партии и советскому правительству поднимать и развивать такие отрасли народного хозяйства, которые при царско-капиталистическом строе находились в полнейшем пренебрежении и застое и которые при социализме становятся могучими факторами жизни.

Непрестанно заботясь об улучшении питания трудящихся, партия и правительство поставили перед собой задачу довести к концу второй пятилетки площадь садовых насаждений до 5 миллионов гектаров, то есть площадь, почти равную всем садовым насаждениям земного шара.

Значение этого мероприятия громадно, но, конечно, самое дело будет иметь свои трудности, - трудности строительного роста. Но трудящиеся всего мира, следившие все эти годы с неослабным вниманием за теми социальными сдвигами, которые происходят в нашей стране, глубоко убеждены в том, что эти трудности будут успешно преодолены и задача улучшения питания трудящихся за счет введения в рацион значительного количества плодов и ягод будет разрешена в положительном смысле.

Написано в 1932 году

ИЗ ГЛАВЫ "К КОММУНИСТИЧЕСКИМ ДЕТЯМ"

Поток здоровых, жизнерадостных, творчески настроенных детей постоянно льется в питомник моего имени. Дети посещают питомник с тем, чтобы узнать, как это старый Мичурин работает над тем, чтобы не только объяснить, но и переделать природу растения для того, чтобы оно полнее отвечало потребностям жизни трудящихся.

И то, что я наблюдаю в детском говоре, в пытливых вопросах, в их интересе к моим работам, в понимании ими вопросов общественно-политической жизни, я должен сказать, что при капиталистическом строе я не встречал в детях того изумительного развития, той естественной непринужденности держаться, осведомленности и правильности понимания интересующего их предмета, которые могли быть раньше доступными пониманию только взрослого.

В беседах с детьми меня часто посещает мысль о том, что на протяжении всей истории человеческой культуры дети впервые только нашли свое место для приложения с пользой для общества своих способностей и сил.

Это наблюдается потому только, что социалистический строй, рожденный пролетарской революцией, совершенно освободил детский мозг от того хлама, которым заваливал его строй капитализма. Среди наших детей нет ни той забитости и беспомощности, ни того морального одичания, которые свойственны детям капиталистического общества с его беспощадной эксплоатацией, религиозными предрассудками и нищетой большинства народонаселения.

Десятилетие существования на земном шаре пионерских организаций глубоко меня радует, и я уверен, что мировое детское коммунистическое движение под руководством КИМ'а и Коминтерна освободит, наконец, человечество от проклятой тирании капитализма так же, как это проделал рабочий класс России.

Написано в июне 1932 года.

ИЗ ГЛАВЫ "ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ РЕДАКЦИИ ЖУРНАЛА «ЗА МАРКСИСТСКО-ЛЕНИНСКОЕ ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ»"

Совсем другое мы видим в СССР при советском правительстве, при благодетельном уничтожении классов. Здесь все основано на стремлении всеми способами улучшить благосостояние трудящихся.

Так, например, у нас в стране сейчас обращено такое внимание на развитие плодоводства, что в ближайшее время на огромных пространствах нашего Союза будут сплошные поля-сады, общим массивом по нескольку тысяч гектаров. Этот невиданный толчок к развитию плодоводства в СССР могла сделать только Октябрьская революция, развязавшая скованные производительные силы земли и давшая власть пролетариату, этому передовому классу социалистического общества.

Насколько велики и заманчивы перспективы развития научной мысли в СССР, видно хотя бы из одного того, что до революции я работал одиночкой, не получая от царского самодержавия для развития своего дела ни одной копейки, теперь же на базе моих 59-летних трудов созданы: селекционно-генетическая станция моего имени, селекционный вуз по плодоводству, научно-исследовательский институт, техникум и совхоз, с участком земли в 5 000 гектаров.

Мои взгляды на взаимоотношения между естествознанием и данной его конкретной областью и философией следующие.

Наука и, в частности, ее конкретная область - естествознание - неразрывно связана с философией, но так как в философии проявляется человеческое мировоззрение, то, следовательно, она есть одно из орудий классовой борьбы.

Партийность в философии является основным ориентирующим моментом. Строй вещей определяет собой строй идей. Передовой класс, каким показал себя пролетариат, несет и более передовую идеологию, он выковывает единую последовательную марксистскую философию. Естествознание по своему существу материалистично, материализм и его корни лежат в природе. Естествознание стихийно влечется к диалектике. Для избежания ошибочного понятия в усвоении необходимо знать единственно правильную философию - философию диалектического материализма.

Только на основе учения Маркса, Энгельса, Ленина и Сталина можно полностью реконструировать науку. Объективный мир - природа - есть примат, человек есть часть природы, но он не должен только внешне созерцать эту природу, но, как сказал Карл Маркс, он может изменять ее. Философия диалектического материализма есть орудие изменения этого объективного мира, она учит активно воздействовать на эту природу и изменять ее, но последовательно и активно воздействовать и изменять природу в силах только пролетариат, - так говорит учение Маркса, Энгельса, Ленина и Сталина, непревзойденных умов-гигантов.

Практика социалистического строительства в СССР выдвинула ряд новых колоссальных проблем, которые под силу выполнить лишь пролетариату. Это он и доказал на деле. Гигантское строительство заводов, фабрик, совхозов, колхозов ставит перед советскими учеными ряд актуальнейших задач, которые могли быть разрешены только в стране строящегося социализма, на основе философии диалектического материализма, данного Лениным в развитие положений Маркса и Энгельса.

Впервые опубликовано в 1934 году.

ИЗ ГЛАВЫ "КОЛХОЗНИК ЕСТЬ ОПЫТНИК, ОПЫТНИК ЕСТЬ ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬ"

В лице колхозника история земледелия всех времен и народов имеет совершенно новую фигуру земледельца, вступившего в борьбу со стихиями с чудесным техническим вооружением, воздействующего на природу со взглядом преобразователя.

Этот совершенно новый тип земледельца рожден марксизмом, воспитан и поставлен на ноги большевизмом Ленина-Сталина. Выступая на арене истории в качестве меньшого брата и союзника главной фигуры нового строя - рабочего, колхозник, естественно, возбуждает теперь исключительный интерес тем, как он будет и как должен воздействовать на природу.

Растение само по себе может быть почти бесполезным. Оно становится могущественным фактором жизни только тогда, когда находится на воспитании у человека и под его воздействием.

Эта истина известна давно, но осуществима по-настоящему она может быть только теперь, только у нас, в условиях нового, колхозного строя, только в условиях новейшей сельскохозяйственной техники, а эту последнюю может дать только рабочий, имеющий в своем распоряжении социалистическую промышленность.

Так вот, считая своим долгом приветствовать съезд колхозников-ударников, я выражаю свое приветствие тем, что по-моему каждый колхозник должен быть опытником, а опытник уже есть преобразователь.

Жизнь стала другой - полной смысла существования, интересной, радостной. Поэтому и растение и животное должны быть более продуктивными, более выносливыми, более отвечающими потребностям этой новой жизни. А это возможно только на основе всемогущей техники и всемогущей селекции.

Да здравствует великая большевистская партия Ленина - Сталина!

Да здравствует могучий, непобедимый колхозный строй!

Впервые опубликовано в 1935 г.

* * *

В качестве "информации к размышлению". Специально отметила в какие годы всё это было написано и опубликовано.

И еще одна деталь, в том же качестве. В тексте книги имеется страница с телеграммой Сталина Мичурину и ответной - Мичурина Сталину.

Дорогой Иосиф Виссарионович! Телеграмма от Вашего имени явилась для меня высшей наградой за все 80 лет моей жизни. Она дороже мне всяких других наград. Я счастлив Вашим великим вниманием. Ваш И.В.Мичурин.


книжная полка, вожди, коммунизм, ссср, идеология, история, мысли вслух

Previous post Next post
Up