По соцсетям идёт флешмоб "10 любимых книг". Не люблю я отвечать на такие вопросы. Они меня некоторым образом заводят в тупик. Ваши любимые книги, фильмы, музыка, афоризмы ... Их много есть у меня (с). И у каждого своё место и время в жизни. Иногда они меняются местами и временем, а время и место меняются друг с другом.
Поэтому я лучше про первую книгу. Не хронологически первую, я её не помню. Когда и как я научилась читать - то никому не ведомо. Мне кажется, что сколько я помню себя, столько помню и печатное слово. Родители обнаружили, что я умею читать случайно. Они думали, что я воспроизвожу сказки по памяти. Когда зародились подозрения - отец подсунул ребёнку какой-то технический справочник и выяснилось, что память тут ни при чём. Потому как статический коэффициент передачи тока биполярного транзистора в классический сказочный репертуар не входил. Даже по слогам.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9060/32047366.93/0_be3d3_be0a59_orig)
Изд-во «Советская Россия», 1963
Я про книгу, которая стала первым осознанным читательским событием. Первая, прочитанная взахлёб, оставившая неизгладимый след, повлиявшая на картину мира, а в чём-то и сформировавшая её и всё такое прочее.
Это был "Волшебник изумрудного города" Александра Волкова. Читала я его не по главам, всего целиком за один раз. Оторваться было выше моих сил и совести. Поэтому обманным путём, тайком, с настольной лампой под одеялом, проведя первую в своей жизни бессонную ночь.
Потом, конечно, были "Урфин Джюс и его деревянные солдаты", "Семь подземных королей", "Огненный бог Марранов", "Жёлтый Туман" и "Тайна заброшенного замка" ... Но это было потом.
Между той ночью и сегодняшней - больше сорока лет. Много воды утекло, но многое ли изменилось? ...
- А мне вы дадите сердце? - спросил Железный Дровосек.
- Сердце делает многих людей несчастными, - сказал Гудвин. - Не очень большое преимущество - иметь сердце.
- Об этом можно спорить, - решительно возразил Железный Дровосек. - Я все несчастья перенесу безропотно, если у меня будет сердце. Раньше у меня были мозги. Но теперь, когда приходится выбирать между мозгами и сердцем, я предпочитаю сердце.