Правые и левые

Nov 24, 2011 23:24



Россия - левая страна по своей истории, культуре, по мироощущению. Не случайно мы строили новый мир, «царство Божие на земле». Г.А.Зюганов
Архиепископ Никон (в миру - Николай Рождественский).
Из "Дневников" за 1910-1916 годы.

<...> слова, в которые можно влагать смысл - какой кому нравится, слова будто благозвучные, заманчивые, но - увы, часто - пустые, такие, что если вы будете их употреблять, то собеседник иного миросозерцания будет понимать их по-своему - не так, как вы понимаете, а как ему хочется их понимать... Возьмем хотя бы слово: "прогресс". Слово не русское; в переводе значит просто - "движение вперед". А куда, в каком направлении - вперед? Толкуют - к лучшему будущему. Но в чем и как понимается это лучшее будущее? В чем признаки лучшего? Тут уж каждый понимай как знаешь. Тоже - слова: "свобода", "просвещение" и много других.

Но есть два слова, которые в наши дни то и дело слышишь направо и налево и оба обозначают искание лучшего будущего; это - слова: "правый" и "левый". Правые партии, течения, газеты; левые партии, левые газеты, направления и пр. Признаюсь: когда я слышу эти слова, то невольно приходят на мысль те страшные слова, которые в последний день мира "речет Царь сущим одесную Его, речет и сущим ошуюю Его..." (Матф. 25, 34 и 41). Боюсь упрека в кощунственной параллели между Судиею мира и тем, от кого направо и налево сидят думцы и другие члены общественных и государственных учреждений: не о председателях у меня речь, - и сами они могут быть правыми или левыми, - а только о делении на правых и левых: уже очень оно характерно по самым принципам их разделения и по той свободе, с какою сами они пошли на ту или другую сторону, свободно сами избрали себе название правых и левых. Мне хотелось бы спросить: вспомнил ли хоть один из правых, к чему он обязывает себя, называя себя "правым"? О "левых" не говорю: они гордятся своею принадлежностью к левым партиям, и уж конечно не веруют в грядущий суд страшный, хотя многие из них и называют еще себя "христианами".

Мне скажут, что название "правых" и "левых" никакого отношения к Евангелию не имеет. Я и не утверждаю этого. Ни та, ни другая сторона, по крайней мере, об этом не думали. Но вот, подите же, какое совпадение. Почему защитники Церкви, сторонники родных преданий, названы "правыми", а противники их - "левыми"? Почему те и другие и в государственных учреждениях садятся именно направо и налево от г. председателя? Почему те и другие, особенно левые, нисколько не обижаются, когда им усвояют именно такие названия? Так привыкли, так вошло в обычай. И хорошо. Мы так и будем знать. Чем дальше от Церкви, тем левее. Чем ближе к Церкви, тем правее. Церковь и ее идеалы таким образом являются как бы мерилом правизны и левизны.

Хорошо в том отношении, что мы знаем идеалы Церкви, не только ее небесные идеалы, но и земные по руководству небесных. Церковь хочет видеть и на земле некое отображение неба. Левые не хотят знать неба и мечтают устроить свое небо на земле. Церковь стремится и земное как бы приподнять к небу; мир, коим являются левые, хочет и небо оземленить и все идеальное притянуть к земле, заставить служить земному.

Церковь всегда имеет в мысли вечность: мир забыл о ней, не верует в нее, считает ее сказкой. Поэтому и на уме у него только временное. Когда левые говорят о Церкви, то - или говорят о ней пренебрежительно, как об учреждении уже отжившем, как о пережитке давних веков, - это крайние левые; или же стараются перестроить ее в своих видах, чтобы сделать ее послушным орудием своих мечтаний, - это левые полусознательные, готовые служить и Богу, и мамоне, равно - и небу, и земле.

Не отрицаю, что к левым примыкают иногда и верующие, бессознательно увлекаемые, главным образом, левою печатью и ее хитрым гипнозом.

В последний день мира будет решительное и совершенное отделение "правых" от "левых"; теперь этого еще нет: как на ниве пшеница нередко перемешана с плевелами, так на грешной земле люди "правые" мешаются с "левыми", да и в самих людях нередко воззрения правые смешиваются с довольно левыми. Оттого происходит, так сказать, пестрота: иной считает себя вполне "правым", но в нем таится такое левое воззрение, что правый остерегается входить с ним в близкое общение.

1915

* * *

Хотелось бы остановиться на двух моментах.

Говоря о "правых" и "левых", владыка Никон под первыми имеет ввиду, конечно, правых своего времени - консерваторов и монархистов. А под вторыми - либералов и коммунистов оптом, ибо на ту пору, когда и те, и другие пробивались к власти жили они вполне дружно. Либералы журили коммунистов за неуважение к собственности и радикализм, коммунисты либералов - за мелкобуржуазность и нерешительность, но в целом на текущий момент полагали свои задачи общими: свержение самодержавия, борьба за права народа и установление демократии. Вышедшие из единой утробы эпохи Просвещения, в лучшем случае скептики, в худшем атеисты, впоследствии они разойдутся и станут врагами, оставаясь едиными в главном - в свободе от совести и первенстве права над долгом. Человеческого права над долгом перед Богом.

Самое смешное, что понося на чём свет стоит либералов, и советские и нынешние коммунисты решительно не хотят замечать этой своей с ними схожести. Только прежние большевики уверяли, что чихать они хотели на Декларацию прав человека, которую давно переплюнули, построили самое демократическое в мире государство и предоставили своим подданным все мыслимые и немыслимые права. Подлинные, разумеется. И теперь собираются осчастливить этой демократией (тоже, разумеется, подлинной) всё человечество. Ну прямо как горячо любимые ими США))).

А сегодняшние на голубом глазу ссылаются на ДПЧ как на гарант своих претензий и пишут в Программе:

КПРФ выступает за мирный переход к социализму. Вместе с тем, как сказано во Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН, власть обязана заботиться о нуждах народа, чтобы он “не был вынужден прибегать, в качестве последнего средства, к восстанию против тирании и угнетения”. Сложившийся в стране режим, проводя антинародную политику, сам роет себе могилу.

Вобщем, всё как всегда - "Декларацию давай, а сам пошёл вон".

Вот не далее как вчерась отстаивали всеобщее избирательное право и падали в праведный обморок от одной только мысли о том, что сие право может быть ограничено имущественным цензом (хотя никто и не предлагал). И параллельно бросали в воздух чепчики в связи с предложением ввести имущественный ценз при налогообложении. Война войной - а святое не трожь. Делить чужие деньги - тут без коммуниста никак.

Второй момент. Архиепископ Никон пишет о том, что именно правое (православное) миросозерцание с первенством нравственного начала над юридическим ("да и то иногда сомнительным даже в юридическом смысле"), долга над правом есть свойство русского человека, что русская культура и история сложены людьми именно с таким миросозерцанием.


Эпиграфом к этой записи служит зюгановское изречение с утверждением ровно обратного: "Россия - левая страна по своей истории, культуре, по мироощущению - сказал Геннадий Андреевич. - Не случайно мы строили новый мир, «царство Божие на земле»".

На сайте КПРФ, откуда оно позаимствовано, рядом с ним красуется любопытная фотография. То ли это символ левого мироощущения, то ли представление КПРФ о русской культуре, но фотография даже с кнопочкой "увеличить".

Источник


книжная полка, коммунизм, ссср, христианство, россия, идеология

Previous post Next post
Up