Города начала ХХ века

Sep 21, 2012 17:13

Отрывок из книги Озерова И.Х. "Большие города, их задачи и средства управления" 1906г.



Итак, большие центры растутв настоящее время, мы указывали экономические причины этого роста, но, с другой стороны, современное человечество рвется к большим городским центрам и вследствие своего душевного склада: мы боимся одиночества, а здесь, в шуме и гаме, мы заглушаем эту тоску; внешний шум заполняет душу, и город даёт нам убогий, но пышный наряд, наряд, сотканный из чужих мыслей, мнений, газетных статей, здесь мы идем на выставку картин, завтра в театр на новую пьесу, послезавтра на собрание и т.д., и эти разнообразные впечатления не дают прочных ростков, эти семена не прорастают, а глохнут в сутолке впечатлений, но это создаёт иллюзию полноты жизни. 
   Это электрическое освещение, эти широкие улицы, роскошь кругом скрывают за собой душевную пустоту современного человека.
   Но здесь же в больших центрах вырастают и роскошные экземпляры человеческой культуры: великие проблемы жизни обостряются в городах, здесь теснее и ярче соприкасается нищета с богатством, порок с добродетелью, и эти контрасты оказывают сильное влияние на ум и волю отдельных людей, повышают чувствительность, и города служат колыбелью новой истории: великие достижения последнего времени исходили из городов.
   Города энервируют людей. Возможность сближения, виды успеха других - побуждают к работе. Энергия удваивается, этот блеск электричества, заливающий улицы, говорит населению о работе, а эта блестящая толпа! как её не презирают, а многие хотят иметь её у своих ног. И сидит бедняк на своем чердаке и создает планы в своей голове, плетёт цепи, которыми бы он мог приковать эту толпу к себе. А эти кафе, где люди в больших центрах подолгу сидят, здесь создаются новые идеи, пускаются в обращение старые и т.д.
   В городах сплетаются высокие идеи и отвратительные пороки, нищета, и чудовищная роскошь.
   Люди задыхаются в богатстве (Рокфеллер), а другие умирают с голода! Ежегодно в Лондоне 60-70 человек буквально от голода.
   Итак, в больших городах накопляется масса человеческой энергии, человеческого ума, воли, но когда окружающая общественная жизнь представляет сплошные барьеры для приложения этой воли и энергии, то эта громада человеческой энергии, наэлектризованная интенсивной городской жизнью, натыкается на препятствия и, чувствуя, что ей некуда двинуться, она ударяется о скалу, мрачную скалу препятствий, и бурлит, отскакивая назад, и с силой ударяется вновь в своё ложе, и поднимает со дна много  грязи и сора, вода мутится; то же мы видим в больших центрах, где нет простора для приложения громадной энергии, накопляемой здесь человечеством. Правда, в конце концов, эта энергия сметает препятствия, но до этого времени мутится ложе жизни.
   Большие центры и жизнь в них только тогда правильно будет развиваться и благоприятно воздействовать на склад мысли и действий человека, когда эта громада духовной силы, сосредоточенная в больших центрах, будет находить простор для себя, или когда она снесет барьеры, окружающие её.
   Создание такого простора для приложения всех сил и каждого в формах является родом ассенизации духовной жизни больших центров. Города очищают от физического мусора, нечистот, устраивают ассенизационные обозы, поливают улицы керосином, чтобы убить бактерии, вредящие здоровью человека, так и духовную атмосферу больших городов надо ассенизировать, обезвреживать, и этим средством является здесь простор для всех, широкое избирательное право, чтобы каждый мог приложить свои силы к общему делу.

Собственно, прошло 10 лет и эта энергия выплеснулась, порушила все препятствия. Но особо интересно другое - немало было образованных людей в царской России, да и в советской, однако примечателен сам полёт мысли. Мы перестали думать в размерах манифестов, объединяться в группы, преставляющие собой компании с высоким интеллектуальным потенциалом. В основном все руководствуются положением, что мы отстали и надо догонять. Только преследование получается слепым, зачастую бездумным. Людей стало много больше, но и думать, оказывается, на этом фоне стало сложнее. Мечты обмельчали, широта мысли сузилась. Современность больна, но что предпринять?.. 

txt

Previous post Next post
Up