(no subject)

Mar 27, 2016 22:44

Ницшеанский блек метал.

Влияние Ницше на черный металл трудно обнаружить, но единожды заметив, трудно переоценить.

Многие крупные фигуры черного металла обращались к его образам, некоторые, такие как Gorgoroth и Ihsahn,  открыто называли свои альбомы в честь его произведений или помещали на обложку нечто относящееся к его семантике, иногда даже фотографию его самого, другие делали идеологические и метафорические отсылки к его твореству, самым крупным примером чего является альбом Mayhem -  "A Grand Declaration of War".

Варг Викернес упоминает Ницше как вдохновителя, с идеями которого он все же не вполне согласен, Ihsahn более всего впечатлен его концепцией "переоценки ценностей" и считает его одним из самых интересных одиночек.

По сути, метал, и в особенности метал черный, есть самый подходящий для творческого ницшеанца жанр, - с самого момента зарождения, он делал упор именно на индивидуальности внутри крепкой концепции, концепции акцентирования внимания на "темных", звериных, опасных проявлениях жизни и человека. А разве не эти вещи Фридрих считал наиболее манящими, лакомыми кусками жизни, склоняющими к продолжению и улучшению существования? Разве тяжелая музыка не является великим Да всему жестокому, как минимум в музыке? Но, строго говоря, ницшеанство не может считаться однозначно первичным фактором, тянущим к излиянию своего я - оно вполне может быть ступенью или средством, к которому пришли благодаря внутреннему здоровому сродству.

Это взаимопроникновение факторов и идей наиболее хорошо видно в случае Варга Викернеса.

В одном из интервью ему был задан вопрос о смысле жизни. Его ответ содержал как явную отсылку на волю к власти так и указание на то что эта концепция, хоть и не в тех же словах, была известна здоровому, языческому обществу:

"The answer can be found - or at least I think I know that the answer can be found - in our own ancient religion; the Paganism of Europe. To know the meaning of life we can simply look to the past, and try to figure out what our Pagan forefathers were doing, because they knew the meaning of life. They organized sport contests, like the Olympic games, to find the man with the best blood, and then they let him marry and impregnate the priestesses. Thus they cultivated a genetically better man. They placed the genetically deficient children in the woods, to be eaten by wolves or to die from thirst, because they knew that the cultivation of a genetically better man was the meaning of life. They knew that the meaning of life was to improve our race and become better: physically, mentally, spiritually, emotionally and in all other conceivable and inconceivable ways become better."

Ницше уповал и напирал именно на такой строй общества, именно на такую мораль, именно на такую цель существования, которую человек должен поставить перед собой и достичь в пламени сражения со своими врагами.

Стоит упомянуть что сам Ницше считал искусство и музыку в особенности вещами, наиболее серьезно  противопоставленными аскетическому идеалу, ибо инстинкт художника есть утверждение его творческой воли, воли создавать и устанавливать, давать имена и формы.

Однако, не противоречит ли этому принципиальная направленность многих групп на "андеграунд"? Разве это не пример искусства аскетов, не желающего широкой известности и огласки?

Ответ - нет. В тех случаях, когда это не является позой, а таких случаев на деле не так много, мы имеем дело со здоровым отбором и аристократически-слабым презрением к толпе и вкусам толпы.

Что касается "неверной", "своеобразной", интерпретации его трудов в пользу собственной идеологии - сатанизма, национал-социализма или же гностицизма, - Ницше сам указывал что решающим в художнике является инстинктивное нежелание не писать с натуры, видеть не только то, что есть.

Но отбросим неосознанное сходство и перейдем к отчетливому влиянию.

Для начала нужно коснуться интересного факта - каждый исполнитель, испытавший на себе влияние идеологии Ницше реагировал на него резким изменением стиля, акцента и даже инструментария - хорошим примером служат ницшеанские альбомы Gorgoroth, Mayhem, Ihsahn, Zarathustra.

Альбомы, с наиболее явным выраженным влиянием идей Ницше являются наиболее законченными, концептуальными и ограниченными произведениями во всем жанре. Канон жанра здесь одновременно соблюдается, что выражается в выборе самых жестких, бешеных мелодий и дополняется новыми оттенками, такими как мелодия плавная, струящаяся и расплывающаяся в пространстве,  позволяющими углубить, акцентировать всю концепцию черного метала, не выходя на самом деле за ее пределы. Эта идеология словно призывает к индивидуальности как целостности,  вот ее истинное влияние.

Но пойдем по порядку - первым по настоящему ницшеанским альбомом в истории черной музыки был альбом норвежской группы Gorgoroth под названием Destroyer/

Название - неприкрытая аллюзия на книгу Фридриха "Сумерки Идолов", она - первая по отсылкам как минимум у этой группы, позже они назовут так свой шестой альбом.

Лирику эта группа публикует принципиально редко и выборочно, так что судить о идеологическом содержании приходится по интервью и по тому, что уже вполне может считаться забытым внутри широких музыкальных кругов, по эмоциональному и атмосферному содержанию самой музыки.

Начнем с интервью - первый опрос группы на тему идеологии альбомов можно найти в номере Darkcity от первого ноября 2000 года.

Торментор, на тот момент гитарист группы, дает краткий, но четкий ответ:

"Incipit Satan(пятый альбом группы - прим.автора) - это новая концепция сатанизма, возведенная на старом фундаменте. Это прямое продолжение нашего предыдущего альбома ‘Destroyer’, в котором мы рассказывали об искоренении современных идеалов и моральных устоев. Я имею в виду искоренение того, что несет нам христианство. Причем оно несет это в нашу повседневную жизнь, в политику - все это так или иначе давит на личность. Hо мы несем не только разрушение - мы также помогаем человеку сформировать свое собственное мировоззрение. Сила человека - в сознании собственной уникальности"

Тут у группы отчетливо виден первый признак хорошого "сварения" - "не только разрушение, но и формирование", не только свобода от чего то, но и свобода для чего то. Не разрушение ради него же самого, не саморазрушение, но отсечение ненужного, отбор и селекция.

Здесь в альбом вступает аскетический священник, чародей, говорящий к выжившему вождю человечества, говорящий знакомыми, верными словами, но вкладывающий в них свою отраву каждым звуком своего голоса.

Можно сказать, что на этом ясные идеологические отсылки к Ницше заканчиваются - дальше слышны только голоса художников и лики их собственных видений.

Человечество нельзя улучшить или переделать - можно только взрастить новую породу человека. При этом нельзя уподобляться кастратам христианства, нельзя отбрасывать какие бы то ни было страсти и эмоции - нужно только уметь поставить их себе на службу. Вполне возможно, что именно поэтому ни один музыкант, испытавший влияние Ницше не стал отбрасывать то, чем может воспользоватся. Это обьясняет такое разнообразие звучаний и созвучий в их музыке.
Тяжелая музыка это вообще наиболее подходящий идеологии ницше жанр. Она сама по себе есть великое Да всему опасному, громкому и жестокому, даже в бунте и крике подростка.
Previous post Next post
Up