Космическое зло

Oct 03, 2020 11:09

В конце шестидесятых годов, когда проект "Аполлон" привёл государство США к международному триумфу, в той же части света проектировали перспективные атомные подводные лодки в ответ на новые советские. Результатом тех трудов стали подводные лодки типа "Лос-Анджелес" (Los Angeles-class submarine), самые массовые атомные субмарины в мире. Однако параллельно с их созданием разрабатывалась и намного более продвинутая альтернатива, которая и сегодня смотрится как что-то из будущего. Обозначалась она сокращением CONFORM, и за кратким описанием с фотографиями модели отсылаю к статье Юрия Кужелева.

А теперь - о главном.

В книге Norman Polmar, Kenneth J. Moore "Cold War Submarines: The Design and Construction of U.S. and Soviet Submarines" на странице 270 написано, что оценочная стоимость первых трёх субмарин класса "Los Angeles" (SSN 688) во время их разработки (конец шестидесятых) составляла 178.7 миллионов долларов за штуку в среднем, в ценах тех лет. Если CONFORM и в самом деле обошёлся бы как три "Los Angeles", он бы стоил 536.1 миллион. На программу "Аполлон" потратили, по разным данным, 20-25 миллиардов долларов, в ценах тех же лет. То есть вместо "Аполлона" США могли бы построить 37-46 CONFORM, плюс ещё 20 вместо 62 штук "Los Angeles", построенных в 1972-1996 годах. И того были бы у них 57-66 ультрасовременных лодок.

Вот так "космическая" реклама государства губит актуальные разработки. Деньги на заброс астрономически дорогой жестянки с людьми на Луну для понту есть, на совершенные подводные лодки супротив "советской угрозы" - нет.

Ещё четыре лодки могли быть построены, если бы американцы не выбросили деньги на закрытые программы авиационных ядерных реакторов (1 миллиард) и бомбардировщика XB-70 "Valkyrie" (1.5 миллиарда), для которого ухитрились построить, но так и не запустили завод по производству бороводородного топлива - что это такое и что бы сказали граждане США, узнай они что над головами у них летают самолёты, заправленные этим, можно прочитать в статье "Пентаборан" на Wiki.

Впрочем, как сказано в той же книге на страницах 269-271, CONFORM обеспечивал бы скорость по крайней мере на два узла больше, чем у "Los Angeles" и глубину погружения 610 метров при мощности силовой установки 20000 л.с и подводном водоизмещении 4800 тонн, тогда как мощность силовой установки "Los Angeles" 30000 л.с, подводное водоизмещение 6900+ тонн и глубина погружения 290 метров. Более того - цена ожидалась ниже чем у "Los Angeles" из-за меньших размеров. А главная причина закрытия проекта - интриги адмирала Хаймана Риковера (Hyman G. Rickover) - гиперактивного, очень деятельного и влиятельного "отца атомного флота" США, который был сторонником "Los Angeles", и в CONFORM видел соперника. А соперников он не терпел, и топил как мог, задействуя связи в высших сферах.

Забытое будущее, Освобождение примером, Космос, Забытая история, Океан, Оружие

Previous post Next post
Up