"Latitude Zero"

Jun 06, 2020 21:56

Идея о том, что на дне морском или просто где-то в океане живёт некая элита, не принадлежащая к конкретной нации или государству, не нова. Её можно проследить ещё в мифах и сказках. В художественной литературе и кино она тоже встречается. Наиболее раннее что приходит на ум - "Граф Монте-Кристо" Александра Дюма. Роман был написан в 1844-1846 годах. В экранизациях, да и в памяти людской, обычно содержится отсидка будущего графа в тюрьме замка Иф и его месть тем, кто его туда посадил. Однако в первоисточнике этот напыщенный мизантроп был отличным мореходом, обретался на кораблях и островах, шастал по всему миру по морям и океанам куда хотел, заходя под разными личинами в нужные ему места, в том числе на свои предприятия, приносившие ему баснословный доход. Короче, элитарий, поставивший себя над нациями и государствами с их системами права, с раскиданной в разных частях света личной империей и подконтрольными ему местными бандитами. А такое исключительное положение он приобрёл благодаря жизни в мировом океане вдали от берегов, при этом овладев награбленными на суше богатствами, собранными в тайнике на острове.

Следующие романы об этом - "Двадцать тысяч лье под водой" (1869-1870) и "Плавучий остров" (1895) Жюля Верна. В первом разочаровавшийся в наземной жизни элитарий сбежал в мировой океан, поселившись на подводной лодке и добывая всё необходимое на дне. Во втором - международная мировая элита живёт на постоянно движущемся исполинском круизном лайнере размером с город, длиной 7 и шириной 5 километров. Лайнер только лишь изредка заходит в специальный порт для обслуживания, остальное время он совершает круиз по мировому океану, и всё необходимое доставляется на него кораблями с суши. И если история о благородном изобретателе-беглеце, сбежавшем в океан и толком в земные дела не вмешивающимся (кроме потопления кораблей ради мести), стала известной и популярна до сих пор, то вот роман о мировой элитке, обретающейся в океане на корабле как-то... огласки не получил. Интересно почему )))

Наконец, ещё одно более-менее известное произведение на эту тему - компьютерная игра "BioShock" 2007 года. Однако там попытка творческой элиты закрепиться в тайном городе на дне потерпела неудачу - анархический рай "атлантов" по заветам Айн Рэнд обернулся адом, где сошедшие с ума и мутировавшие творческие личности постепенно вымирают и истребляют друг друга в недрах разрушающихся без обслуживания обитаемых конструкций. Возможно, именно поэтому игра обрела известность и некоторый успех. Если бы авторы попытались изобразить процветающий подводный город с международной элитой - подозреваю, что затея закончилась бы много хуже )))

Однако между "Биошоком" и "Плавающим островом" были и другие произведения на тему подводной или надводной элиты. Но они, однако, не снискали популярности, да и изначально их качество оставляло желать лучшего.

Одно из таких поделий - японско-американский фильм 1969 года "Latitude Zero". Некая наднациональная элита, формально нейтральная ко всем государствам мира и обладающая весьма продвинутыми технологиями, тайно живёт в городе под куполом на дне океана. При этом они уже в начале 19 века строили подводные лодки, которым позавидовали бы ВМФ США и СССР конца шестидесятых годов ХХ века. При этом некий безумный учёный занимается там чудовищными экспериментами и собирается разрушить местное мирное существование. Фильм был принят прохладно - хотя модели, использованные для съёмок, и были отмечены как лучшее что в нём есть, рассказываемую историю сочли самым слабым местом в фильме. Впрочем, так оно и есть - если модели подводных лодок смотрятся... круто, хоть и не очень достоверно, и барышни радуют своими нарядами, то само кино - что-то вроде категорий B-movie и trash.

Как всё это выглядело, можно увидеть в этом стёбном англоязычном обзоре.

image Click to view



И почему не нашлось своего Стэнли Кубрика, Джеймса Кэмерона или хотя бы Джорджа Лукаса, чтобы снять приличное кино про тайный город под водой, населённый продвинутыми элитарными "selfish dicks"? Ни тогда, ни сейчас? Если кто-то думает, что про это невозможно вообще снять ничего хорошего, то сравните какую-нибудь там "Космическую Одиссею 2001", "Чужие" или "Звёздные войны" с любым изделием "по мотивам" или низкобюджетным предшественником. Можно, например, сравнить "Чужие" с "Galaxy of Terror" - оба фильма сняты по мотивам "Чужого", в создании обоих участвовал Джеймс Кэмерон. Причём в вышедшей ранее "Галактике Ужаса" можно увидеть характерные интерьеры базы колонистов на другой планете и экстренное заваривание дверей портативными сварочными аппаратами, которые перекочуют потом в "Чужие". Однако "Галактика Ужаса" - низкокачественный мусор, тогда как "Чужие" были хитом в свое время, недурно смотрятся и сегодня, их неоднократно пытались и до сих пор пытаются повторить на разные лады, и они оставили заметный след в культуре. А разница между двумя фильмами - кто и как снимает, в бюджете и актёрском составе. И если это действует в фильмах "про космос", то не видно причин, почему бы не работало с фильмами про "под водой". И подтверждение этому есть - достаточно сравнить "Бездну" Кэмерона 1989 года с вышедшими примерно в то же время "Глубинная звезда 6", "Левиафан" или "Разлом". Если первый до сих пор смотрится хорошо и является, по сути, лучшим, да и единственным приличным фантастическим фильмом про мировой океан, то об остальных едва ли много кто вообще вспомнит. И поделом.

Ещё одно поделие - рассказ "Invasion from the Deep" ("Вторжение из Глубины") некоего Paul W. Fairman, опубликованный в журнале "Fantastic Adventures" в мае 1951 года. В сборнике номеров журнала этот номер числится как том 13, номер 05 - по-видимому, каждый том соответствует году, а номер - месяцу года. Рассказ - главный в этом номере, он идёт первым, и именно к нему относится иллюстрация на первой странице обложки.




В этом журнале публиковалось всякое низкокачественное фантастическое чтиво, пресловутое "pulp fiction", и "Вторжение" таковым является. Однако рассказ этого Фэйрмана всё же кое-чем примечателен. Там умный злодей случайно обнаружил на дне океана большую пещеру, наполненную воздухом, пригодным для дыхания. Он основал в ней свою тайную высокотехнологичную базу, которую последовательно расширял и модернизировал. Для этого он наведывался на сушу, похищал нужных ему блестящих специалистов и предлагал выбор - сотрудничество с блестящей перспективой переделать мир или смерть. Эдакий Джон Голт из "Атлант расправил плечи", только более радикальный и злой. Он намерен изменить мир, построив новое, лучшее общество на суше. А для этого хочет сперва обратить мир в труху, спровоцировав мировую войну между сильнейшими государствами, подорвав ядерные заряды там где надо. Это, повторяю, был опубликовано в 1951 году, когда ядерное оружие только-только появилось, а межконтинентальные баллистические ракеты и глубоководные аппараты ещё только проектировались. Этот сюжет был использован после в десятом фильме про Джеймса Бонда "The Spy Who Loved Me" ("Шпион который меня любил") 1977 года, и в вышедшем в том же году первом из четырёх фильмов и тринадцати эпизодов серии "Man from Atlantis". Также в рассказе есть обнаруженный главным злодеем морской человек неизвестного происхождения, приспособленный для жизни на большой глубине. Морской человек неизвестного происхождения действует и в "Man from Atlantis", и он без труда ныряет без скафандра даже на дно Марианской впадины.

Таким образом, направление про тайную элиту в океане в мировой культуре было и развивалось, но в ХХ веке его совершенно затмили "космическая опера" и прочие приключения вне Земли среди яблонь на Марсе. Что если причина этого была в том, что идея о тайной и нехорошей элите на дне морском была не такой уж выдумкой фантастов? И тайным "гражданам мира", кем бы они ни были, огласка была совсем не нужна, поэтому они приняли меры, чтобы кино и литература на эту тему так и не поднялись выше всякого мусора, а вместо них пиарилось всё что "про космос", для отвлечения внимания.

Неакадемические исследования, Конспирология, Гипотеза о Великих Пиратах, Литература, Океан, Сон разума, Кинематограф, Забытая история

Previous post Next post
Up