Глаз / Oculus (2013) Mike Flanagan
Большая неожиданность, честно говоря. Прошлый фильм Флэннегана был про страшный подземный переход и после этого остаётся не так много вариантов продолжения карьеры. Демоническая тумбочка, севшие на которую проваливаются прямо в ад. Или зловещий пингвин, сбежавший из зоопарка и терроризирующий холодильник семьи честного банкира. Когда субъект хоррора - предмет, это уже настораживает. Поэтому злое зеркало в следующем фильме виделось таким ноу-хау бедной фантазии, которая изыскала беспроигрышный вариант и будет им питаться. Далее начался фильм, где главного героя при наступлении 21-летия выпускают на свободу, мы узнаём, что в 10 лет он убил отца, потом перебивка флэшбеком на 11 лет раньше, когда семья въезжала в новый дом, а с ней и старое зеркало, потом возвращаемся в настоящее, где видим сестру на аукционе, где продают это зеркало, потом на складе с проданным зеркалом, а потом их вдвоём в том самом доме, где произошла трагедия 11 лет назад и что-то произойдёт сейчас, так как сюда привезли зеркало и сестра героя хочет разобраться с бедняжкой-зеркалом в странном окружении из всевозможных устройств, которые будут фиксировать происходящее или влиять на восприятие героев, если зеркало начнёт довлеть над ними.
До этой поры смотришь недоверчиво, а когда героиня, которая работает на аукционе, говорит на камеру history of the mirror, а не provenance начинаешь думать, что халтурят, потом думаешь: ладно, чего я придираюсь, будем смотреть, а потом вдруг не можешь оторваться и даже не думаешь зачем это нужно делать.
Фильм постоянно смешивает настоящее и прошлое, а за счёт единства места начинает это делать прямо в одном кадре. Второй приятный момент - оно ставит правильные вопросы. Смотреть это кино как историю про адское зеркало не очень интересно. С одной стороны, оно довольно предсказуемо, с другой - несколько непонятно. Что делает героиня и как она собирается разобраться с зеркалом и почему то, что она и её брат делают, всё какое-то дурацкое и не напоминает борьбу с зеркалом. И глядя на всё это под таким углом не почувствуешь себя вознаграждённым в конце. Разве что только за терпеливость. У хоррора зачастую, а у сверхъестественного хоррора и почти повсеместно, инвертированная логика. Хоррор живёт в мистическом мире и рациональное объяснение - самое опасное, что можно в нём придумать. Хоррор подсовывает такое объяснение периодически, но именно подсовывает, а не делает важным. Это оттягивание, создание дополнительного напряжения. Мы всё равно знаем, что это не объяснение. Здесь вопрос ставится куда серьёзнее и заслуживает хотя бы на внимание зрителя. Он не есть объяснение, но он и не призван сюда для того, чтобы от него отталкиваться. Он смещает акцент с зеркала и заставлят хотя бы начать подозревать, что зеркало тут не единственное одержимое. И, похоже, врёт не всегда, показывая что-нибудь уродливое или страшное. Ещё более наталкивает на эту мысль то, что у фильма аж четыре человеческие точки зрения (сестра ребёнком и взрослой, брат ребёнком и взрослым), которые имеют свойства и сливаться и к которым растёт недоверие по мере развития фильма. Пятая - это камеры, это бесстрастный глаз, который фиксирует то, что происходит.
Есть и те фильмы, которые предлагают обе модели как равнозначные - рациональную и мистическую. Но это не такой фильм. Его прелесть в том, что варясь в более или мене жанровой среде, он не противопоставляет их и предлагает редкий для хоррора взгляд на мир.
Избавь нас от лукавого / Deliver Us from Evil (2014) Scott Derrickson
Скотт Дериксон продолжает изучать демонов. На этот раз в антураже городской клоаки, в которую каждую ночь окунается главный герой-полицейский по имени Халк (простите, Сарч, Эрик Бана). А там - одержимые демонами ветераны Ирака. Но если, допустим, ветераны Вьетнама были в большинстве своём одержимы фигурально (хотя были и жанровые фильмы), то эти в самом буквальном смысле. Ими завладели какие-то демоны персидского происхождения, ругающиеся на плохой латыни из-за того, что это не родной язык, и устраивающие по всему Нью-Йорку жертвоприношения. Герою постоянно без всякой видимой причины слышатся разные песни The Doors и другие интересные звуки, на горизонте возникает хорошо выглядящий падре испанского происхождения, поднаторевший в ритуалах экзорцизма, и всё, похоже, идёт к тому, что вся перечисленная живность встретится в одном помещении и попробуют разрешить свои разногласия.
Кино для тех кто любит фильмы про демонические одержимости, когда священник скандинавской или латиноамериканской наружности кричит "ин номине патри, Изыди, демонус!!", а привязанный к креслу демон выцарапывает на груди потерпевшего "Выкуси!" на латыни и начинает хохотать на разные голоса. Когда в подвале, где постоянно вырубает электричество, находят страшный-престрашный труп с миллионом мух всередине, а на закрашенной стене рядом - древнеперсидские заклинания на латыни вперемешку очень напоминающие кроссворд. Для тех, кто будет смотреть любой оммаж герою Элиса Купера из "Принца тьмы", потому что главный иракский ветеран - безусловный оммаж. Для тех, кто считает что страшнее детских игрушек на свете ещё ничего не придумали.
В целом - сносный двухчасовой demonsploitation.
Экзорцизм Эмили Роуз / The Exorcism of Emily Rose (2005) Scott Derrickson
В начале фильма мы сразу узнаём, что экзорцизм Эмили Роуз не так, чтобы удался, но это обещает интересный фильм. Священника, проводившего ритуал, собираются судить за убийство по небрежению, а значит предстоит увидеть баталии в суде. Сама проблема необычная для суда и предполагает столкновение буквы закона и духа культуры. И это должно быть увлекательно. Священник сразу честно предупреждает свою адвокатшу, что процесс будет сложный, так как демонические силы будут ей мешать. Вслед за этим коротким представлением персонажей начинается суд, а история Эмили воспроизводится, как правило, флэшбеками с точки зрения свидетелей.
Такое честное предупреждение сразу мобилизирует. Понятно, что в процесс создания фильма демоны тоже вмешивались как могли. Первый явный призак просто-таки разящий серой - это свидетели-медики, лечившие Эмили. Это черти низшего разряда, выучившиеся на докторов санитары из милого заведения, где происходит действие "Полёта над гнездом кукушки", но не современные психиатры, это точно. Но адвокатша не сдаётся. Ей приходит в голову дать объяснение случившемуся с точки зрения антрополога (имеется в виду культурная антропология). Это блестящая мысль, но появившаяся блаженная тётя, выглядывающая из бус и прочих украшений и размахивающая Карлосом Кастанедой - это был тупой, жестокий прапорщик ада, а не антрополог. Так адвокатша и фильм проиграли уже два раунда из двух. Но адвокатша, по её словам, агностик и хотя у неё дома в красиво подкрашенном в разные цвета свете страшно скрипит по ночам ламинат и даже хлопает входная дверь, она ещё не готова вступить на верный путь. Ну вот не готова. Все ведь знают, что нынче нужно, чтобы ступить на верную дорогу. Чудо. А лучше два. Да, можно два небольших или одно большое. Ведь наши должны победить. Нет, ну какие спойлеры вообще?
Такие фильмы похожие на копии швейцарских часов задёшево. Хорошо выглядят вроде. И даже идут.
По ту сторону брода / Oltre il guado (2013) Lorenzo Bianchini
Удивительно крепкий, атмосферный итальянский хоррор. Можно было бы попенять на название, потому что хорроры уже достали со своими стиксами как маркировкой перехода в иной мир, начиная чуть ли не с "Носферату", ну или с "Вампира" Дрейера точно, что показать-то ещё можно, почему нет, но прямо в название - это излишество. Но это итальянцы. Когда они обходились без излишеств? Тут, правда, вот прямо видно, что били себя по рукам. Все цвета снижены, культура съёмки чертовски хороша, единственные диалоги на словенском, а не на итальянском, да и в целом в фильме практически не говорят.
Про такие фильмы пишут genuinely creepy, что бы это ни значило. Я сейчас простужен и почти всё смотрю с чашкой чего-нибудь горячего и упоительного и это единственный фильм за эти дни, когда я всерьёз переживал как бы не вывернуть её содержимое на себя. Не давала это сделать милая, успокаивающая музыка, будто взятая прямо из джалло. Но фильм безумно эффектный, особенно когда ему ещё есть что показывать и рассказывать. Мне показалось, что он довольно быстро исчерпался, но находясь в его настроении и очевидно находясь в ожидании развязки это не смотрится как недостаток. Хотя концовка по-итальянски богатая. Даже близость к Словении не помогла.
Afflicted (2013) Derek Lee, Clif Prowse
Простой, очень эффектный фильм про двух канадцев, один из которых китаец, отправившихся в годичное турне вокруг света, в котором с самого начала всё пошло не так. А больше я вам ничего не расскажу, не просите и не целуйте. Бодрый, местами смешной хоррор, не тянущий резину, не ставящий сложных вопросов и поэтому избавленный от необходимости на них отвечать. Оригинально снятый и формально похожий на ещё один мокьюментари не скажу какой.