Костромская область 2. Галич: Богоявленская церковь, улицы Подбельского и Свободы

May 26, 2024 07:46

Костромская область 2. Галич: Богоявленская церковь, улицы Подбельского и Свободы

Богоявленская церковь (Подбельского 1)



А теперь все-таки вернемся к Богоявленской церкви, самому древнему из уцелевших храмов Галича и вообще самой древней его постройке. В писцовой книге 1635 года упоминаются две деревянных приходских церкви: Богоявленская с Никольским приделом и Георгиевская с приделом Зосимы и Савватия на полатях, т.е. на хорах. При строительстве новой, каменной теплой церкви, эти две церкви решили совместить, и разместить приделы Николая Чудотворца и Георгия Победоносца в нижнем этаже, а Богоявления и Зосимы и Савватия на втором. Нижний этаж был полностью закончен и освящен в 1687  году, а верхний - в 1710м. В большинстве описаний шатровая колокольня, построенная, вероятно, одновременно с церковью, значится как отдельно стоящая, но есть ведь еще и вот это фото.







А вот на этом фото видно, что колокольня действительно стоит отдельно от  теплой церкви.

В 1758 году была построена холодная одноглавая церковь в стиле барокко, и в нее был перенесен престол Богоявления. Тут началась путаница, поскольку где-то теплую церковь стали именовать Никольской, а где-то - по-прежнему Богоявленской.



Летняя (холодная) церковь Богоявления, 1758 год.

В одних источниках XIX- начала XX веков есть данные о том, что в XVIII веке здесь располагался мужской монастырь, а в других - женский с богадельней. Ныне существующее здание богадельни было построено в середине XIX века.


В 1930е были разобраны колокольня и холодная церковь, а здание теплой церкви сильно перестроено, но при реставрации в 1970-80х ему частично был возвращен первоначальный облик - восстановлено пятиглавие и, частично, декор 1 этажа.

Следующая реставрация случилась в 2019 и была в основном косметической - побелили и покрасили снаружи, но качество работ оказалось неудовлетворительным. И вот недавно случилась новая реставрация, результаты которой, местами, ставят меня в тупик.





План 1 этажа

Например: на всех доступных фото, включая дореволюционные, апсида у церкви всего одна, а нынче их уже, внезапно, три. Про то, что апсиды могли пристроить, когда требовалось добавить к храму новые приделы, мне читать приходилось, а вот чтобы их разрушали - нет.









Мда, насколько я помню подобное крыльцо в других храмах, под средней площадкой должна быть либо арка, либо дополнительное помещение, с дверью.



Крыльцо, ведущее на второй этаж со стороны северного фасада, похоже, восстановили на основании результатов археологических раскопок, но тоже непонятно, в какой момент оно было построено и разобрано.

И маленькие главки по краям трапезной, присутствующие на некоторых фото, дореволюционных и, например, 2017 года, непонятно, когда появились и почему потом исчезли.

И еще один интересный вопрос относительно апсиды - судя по всему, изначально она и двухярусной не была, ибо на восточном фасаде второго этажа отчетливо прослеживаются перекрытые нынешней апсидой окна, одно, слева, видное практически целиком, и второе - справа, правый наличник. И еще один момент меня смущает - сандрики окон откровенно влезают в область закомар - раньше мне подобный вариант не попадался.

Вообще-то, именно от  этой церкви я в полнейшем восторге, поскольку архитектор явно задался целью сделать ее максимально ассиметричной, не нарушая при этом канонов: отсутствие одной лопатки в  нижнем этаже южного фасада и замена ее на парные колонны, и круглый сандрик окна вместо треугольного там же, 5 полукружий закомар на восточном фасаде четверика вместо 4 на западном, апсида на втором этаже перекрывает окна несимметрично, крыльцо на северном фасаде, когда на южном нет ничего подобного. Еще бы точно знать, что входило в исходный замысел, а что было добавлено позже, и когда именно.

После Богоявленской церкви мы заглянули было в мой любимый сувенирный магазинчик на задах рынка, но он был закрыт в связи с праздниками.



Женя предложила посмотреть на один интересный дом на той же улице и, по дороге, мы увидели вот этот дом, который мне не хотелось даже фотографировать, настолько плохо он выглядел.





Улица Подбельского, дом 8. Фото-забор повествует о том, что здесь жила семья М.М.Смодора - известного галичского фотографа первой трети XX века, и здесь же располагалась его мастерская. Именно этому фотографу принадлежит большинство старых фото, попавших в этот пост. Говорят, что дом собираются восстанавливать, но не факт, что, к тому времени, как соберуться там будет что….



Видно, что дом был очень красивый, но…



Желающим узнать об этом доме побольше - сюда https://architectstyle.livejournal.com/559607.html

Следующий интересный дом (конец XIX века) стоял на углу улиц Подбельского и Поречье (9/14).



Интересно, что последний переруб не доходит до крыши, а заканчивается на уровне второго этажа.





В сенях сохранилась лестница с точеными балясинами.



В этом доме (ул. Подбельского 9, конец XIX века) внимания заслуживают резные наличники 2 этажа и расписной полихромный фриз с растительным орнаментом под крышей. Оформление сеней, описанное в литературе, скорее всего, утрачено. Если сильно присмотреться, то чуть выше спутниковых тарелок можно разглядеть бляху страхового общества.







Упс, а расписных карнизов-то два…



Улица Подбельского дом 21 (конец XIX века)

А вот и цель нашего похода - Подбельского 24, 1910 год, в архитектуре хорошо видно влияние стиля модерн.



Башенки выглядят функциональными, но данных нет, и смущает то, что одна из них практически висит на краю крыши, а другая прочно стоит на углу основного сруба.





А в этом месиве пристроек без пол-литры вообще не разберешься. Пишут, что там были сени и застекленная веранда.





А дальше мы вернулись в центр и решили потихоньку ползти в сторону вокзала по улице Свободы - насколько сил хватит.



Нежно любимая береза на городских валах.



Духовное училище (Свободы д6), 1я четверть XIX века. Первоначально - главный дом городской усадьбы, выкупленный в казну для размещения духовного училища.




План 1 этажа. Основой планировки стали 2 капитальные стены, поперечная, делящая дом поровну, и продольная, отделившая переднюю, парадную группу помещений, от задней, где помещения меньше и их всего два. Справа вдоль продольной капитальной стены был небольшой коридор с лестницей. Остальные лестницы располагались в пристройках по торцам и той, что к дворовому фасаду. Сейчас многие помещения разделены поздними перегородками.



Похоже, та самая собака, которая «не злая, но нервы слабые», брехала на нас с другой стороны улицы еще минут 15.



Жилой дом Дубовых (Свободы 13), 2 половина XIX века, с элементами барокко и классицизма. И двумя комплектами деревянных сеней - сбоку и сзади. В каком  порядке пристраивались, судить не берусь, но, возможно, низкие - более поздние.



А дальше у нас на другой стороне располагается храмовый комплекс, который не всегда разглядишь с первого взгляда, в него входят соборы - теплый Благовещенский и холодный Преображенский, оба смотрят на улицу западными фасадами. В литературе упоминается монастырь, сожженный поляками в 1609 году, после чего он так и не был восстановлен, а его церковь стала приходской. В 1774 году рядом с этой церковью был сооружен нынешний Преображенский собор. Старая церковь была разобрана за ветхостью, а в 1808-15 годах был построен Благовещенский собор, в стиле классицизм. Тогда же была построена и колокольня.



Преображенский собор с колокольней, дореволюционное фото.

Моих фото нет, поскольку времени на фото уже не было, а сами церкви в том еще состоянии - там из-за многочисленных поздних пристроек не сразу поймешь, где апсида, а где притвор.



Снова городской вал и пруд на месте его рва. И загадочная конструкция то ли для спуска колясок, то ли горка для катания.





Угол улиц Свободы (33) и Клары Цеткин, дом с милым детским палисадником и красивыми наличниками. Принадлежал семье Дубовых и построен в последней четверти XIX века. Пишут, что источником резьбы наличников мог послужить альбом деталей фасадов дач В.Гартмана, изданного в 1870е.



Свободы 36 - жилой дом И.П.Третьякова, конец XIX века. Доходный дом в стиле эклектики в стиле эклектики, богато украшенный резьбой и обшитый тесом под руст.






Внутри продольная и 2 поперечные стены делят пространство на 6 ячеек, в средней части дома, у южной стены расположена лестница на 2 этаж.

Достроен сзади в конце XX века.



Свободы дом 41, усадьба последней четверти XIX, века не особо красивая, но есть интересные технические детали. И, увы, уже нежилая, а значит, может скоро развалиться. Есть флигель, приставленный к этому дому буквой «Г».



Свободы 46 - усадьба последней четверти XIX века. Выразительный пример купеческой усадьбы периода эклектики, с амбаром, выходящим на улицу торцом, и в кадр он не поместился. А внизу окна закрыты ставнями, дверные проемы по краям куда-то делись, а вход в здание вообще со двора.

Свободы 49 / Красноармейская 31, начало XIX века, усадьба купцов-кожевенников Каликиных, тех самых, которым принадлежал и дом с имитацией фахверка на улице Луначарского 18, (см. предыдущий пост). Единственный в городе дом в стиле модерн с элементами неорусского стиля.



Кстати, на окнах в угловой части не ставни, а их имитация.

Там еще кирпичные служебные здания во дворе очень интересные, но с улицы от них видны лишь остроконечные крыши.




В этом доме находится кафе, в которое я пытаюсь попасть уже третью поездку подряд - то времени не хватает, то компании.



Свободы 53 - лавка периода эклектики, последняя четверть XIX века. Вход расположен на боковом фасаде, внутри помещение разделяется поперечной стенкой на небольшую лавку и в передней части и склад большего объема в задней.





Так и не поняла, было ли это окно заложено позднее, о чем могут говорить крепления ставен, или сразу было фальшивым - характер кладки совпадает.

Позднее сзади было пристроено помещение большего объема с окнами на боковой стене.

Большая часть данных и часть фото взята вот отсюда, https://kostromka.ru/kostroma/sight/galich.php,
но ресурс крайне сырой и невычитанный, поэтому требует сил и терпения

Вот так мы и допозли до вокзала, успев прикупить еще пирожков в кафе «Малина», забрать вещи из камеры хранения и встать в очередь к кассе автовокзала.

Архитектура, Костромская область, Богоявленская церковь, Галич, Путешествие

Previous post Next post
Up