Новгород д2: Знаменский собор, храмы Климента и Дмитрия Солунского, кафе «Колобок» и "Корица сад"

May 05, 2024 11:34

Новгород д2:(11.06.23): Знаменский  собор, храмы Климента, Дмитрия Солунского, кафе  «Колобок» и "Корица сад".

После Спаса на Ильине странно было бы не зайти в Знаменский  собор, поскольку он, можно сказать, в двух шагах. Правда, вид  с улицы вдохновлял не слишком.






Святые ворота с остатками росписей, в том числе в бочке над проездной частью. Насколько получилось разглядеть, это все таже икона «Знаменье».  Были построены одновременно со строительством собора, вместе с небольшим участком северной стены и сторожкой. Расписаны в 1702 году.




А вот сюжет внутри мне опознать не удалось.



Шатровая колокольня 1667 года постройки, сооружена еще для первой церкви, и, вероятно, перестраивалась. Рядом дом причта.



Собор был возведен в 1688 году, на месте одноименной церкви поменьше, но, для разнообразия, уже не деревянной, а каменной, построенный специально для поклонения той самой чудотворной иконе «Знамение», что помогла новгородцам в битве с суздальцами. Исходная церковь была обычным небольшим четырехстолпным храмом с одной апсидой, ее построили в 1354 году и разобрали в 1682. Сразу видно, что собор строили не местные мастера. В нем практически нет черт, присущих новгородской архитектуре, и это не удивительно, поскольку занимались строительством мастера московской и ярославской школ, а из Новгорода были только плотники. Это был классический для русской архитектуры XVII века четырехстолпный трехапсидный храм на высоком подклете, пятиглавый и окруженный с трех сторон галереей, на который вели аж три крыльца - одно центральное и два боковых. В 1698 году храм пострадал от пожара и был перестроен: северное крыльцо перестроено, заложены открытые арки в первом ярусе галереи, а наверху позакомарное завершение переделано на четырехскатное. В 1745 году при пожаре пострадали кровли и были заменены на металлические, и утрачено южное крыльцо.

План подцерковья



План собора



В начале XVIII века на западе от собора к воротам было пристроено одноэтажное здание  богадельни,



а затем и ворота с забором с южной стороны.


А после строительства одноэтажного дома ансамбль полностью замкнулся и стал напоминать монастырь, которым никогда не был.



После войны, в результате которой собор утратил иконостас, часть интерьеров и деталей конструкций, постройки были отреставрированы частично, а все полностью - к 1990 году, однако инженерное состояние самого собора оставляет желать много лучшего. До недавнего времени собор являлся объектом музейного показа, а в остальных постройках располагались лаборатории и другие подразделения Новгородской археологической экспедиции - этот момент я как раз застала, и во собора дворе мы частенько сидели до или после работы. Вид у собора и тогда был довольно облезлый. В настоящее время он передан РПЦ, но намного лучше не стало - только доступность для туристов снизилась, а художники как сидели во дворе с мольбертами так и сидят.

К вопросу о доступности - в сам храм мы не попали, поскольку там шла служба, поэтому внутри могу показать только крыльцо и часть галереи. Храм был расписан в 1702 году не только внутри, но и снаружи (тимпаны закомар и барабаны). Редкий случай, когда имена мастеров известны - 30 «града Костромы иконописцев» перечислены в надписи, сохранившейся на южной стене храма. Но не факт, что то, что вы увидите на моих фото, относится к XVIII веку - крыльцо-то перестраивалось, да и краски ярковаты.


Портал при входе в сам собор. Из росписи на потолке видны одни нимбы, причем, почему-то темные.




Дальше будет нижняя палатка крыльца и там краски ярче, а нимбы правильного цвета.





Вообще мудрили они там с переделками кто в лес, кто по дрова - одно крыльцо чего стоит. Верх с низом стыкуются так себе, да еще один элемент куда-то потерялся, а уж что творится на северной стене…









И первое, что мы тут видим, это непонятная пристройка XIX века типа контрфорс, да еще и задекорированная под два фальш-окна. Я  поначалу думала, что они так часовню расширяли, но нет. То ли стену укрепляли, толи подходы к входу в подклет перегораживали. Кстати, рядом прямой проход в подклет собора (подцерковье) с улицы через нижний уровень галереи. А наверху за ним идет окно, не совпадающее по оформлению с окнами в апсиде этого придела и окнами собора в следующем ярусе.




Судя по оформлению и арке, здесь у нас заканчивается придел и начинается галерея-гульбище, к которой примыкает явно перестроенное в XVIII веке северное крыльцо, хотя, возможно, перестраивалась только верхняя палатка, ведь на нижней сохранился закладной крест. Интересно, не могла ли верхняя площадка исходно быть открытой? Не поймешь, что там навосстанавливали с бегущей аркой, но с нижней палаткой крыльца все «ще крайше»:


Понаворотили такого, что сам черт ногу сломит, а если по плану судить, то там сплошной XIX век с редкими остатками XVIII, а от завершения и вовсе и следа не осталось.


Что снова возвращает нас к варианту с исходно открытой площадкой и лестницей.

С южной стороной галереи тоже есть забавные моменты.



Мало того, что фасадный угол выглядит как-то расплывчато, так и место утраченного южного крыльца смотриться странно. И заканчивается южная часть галереи раньше и без апсиды, что не мешает ей, как и северной части, служить приделом, о чем свидетельствуют небольшие главки, но сколько я не искала в интернете, не нашла ни одного упоминания о посвящении этих приделов. И если с севера придел должен был быть с самого начала, то здесь, судя по тому, что последней идет арка, а не окно, придел не планировался.

Немного отдохнув  под деревьями во дворе  монастыря, мы отправились просто гулять по Торговой стороне, но очень быстро поняли, что это дурная идея - самая жаркая часть дня, а тени от деревьев и домов было явно недостаточно, и милые тенистые дворики тоже не попадались.

Дошли мы по Славной до улицы Рогатица и решили возвращаться по Большой Московской. Спасением стало бы какое-нибудь кафе с кондиционером и прохладительными напитками, но и они отсутствовали.  Сразу вернуться не получилось, поскольку мы увидели церковь великомученика Климента, а затем и еще одну - Димитрия Солунского, с колокольней.



Церковь Климента на Иворове улице (Большая Московская, 36).

Хорошо заметно, насколько храм стоит ниже нынешнего уровня улицы. Но вход  этот ведет не в сам храм, а в подерковье. На уровень храма ведет лестница справа.


Первый храм на этом месте упоминается в 1153 году, но неоднократно страдал от пожаров и в 1517 обрушился. В 1520 году новая церковь была выстроена на деньги московского купца  Василия Тараканова и полностью из кирпича, но в новгородских традициях. Храм  оставался действующим  до 1937 года. Много лет в нем размещался склад, и, как ни странно, храм почти не пострадал от войны, но его колокольня в стиле классицизм была разобрана на кирпич в 1950х. В настоящее время возвращен церкви.



Нежно любимые закладные кресты на фасаде у входа.  А мне казалось, что притвор должен относится к более позднему времени - и таки да, притвор XVII века, в нем устроены приделы Иоанна Златоуста и Владимирской Богоматери. Еще два придела - Троицкий и Трехсвятский - находились на хорах, разобранных в XVIII веке.



Южный фасад.





Похоже, при реставрации храму вернули трехлепестковое завершение.

Возможно, благодаря тому, что церковь находится ниже уровня улицы, у нее удивительно уютная территория, и еще роскошные цветники.

И мы уже совсем собрались продолжить поиски, но тут увидели очередную колокольню.



И относилась она к церкви Димитрия Солунского, посвященный победе Дмитрия Донского на Куликовом поле.  Исходный храм умудрился рассыпался вскоре после упоминания в летописи в 1261 году. Это здание было построено на его месте в 1462 году. Отличительной его чертой стал богатый  декор из выступающих кирпичей  в верхней части южного и восточного фасада, причем вход был именно со стороны южного, поскольку именно он выходил на Московскую дорогу. Интересно, что  колокольня храма (предположительно  1691 года постройки) была выстроена не рядом с церковью, а с другой стороны от тракта. Исследования показали, что колокольня практически не перестраивалась, зато к ее основанию в XIX веке пристраивали то жилой дом, то хозяйственные помещения и одно из них загородило проход на внутристенную лестницу, так что пришлось пробивать новый - ну, сила есть - ума не надо. Сейчас, похоже восстановлен исходный вариант - с запада.




Поскольку главный вход в церковь находился на юге, то и первый притвор, да еще и с богатой росписью,  тоже был пристроен с южной стороны в XVII веке, а потом, видно, расположение дорог и  приоритеты поменялись, и следующий притвор был построен уже на западе, но значительно позже - в XIX веке. И тогда же - паперть с крыльцом.

В XV веке в храме было 2 престола - в честь Дмитрия Солунского и Усекновения Главы Иоанна Предтечи. Позднее на хорах появился придел в честь Бориса и Глеба, а в 1810м - западный, в честь Нила Столбенского. При советской власти в храме, что вполне ожидаемо, располагался склад, потом какая-то коммерческая организация, а  недавно он был передан РПЦ.



А мы продолжили свои поиски убежища от жары.

Все, с кем нам приходилось сталкиваться в Новгороде, горячо советовали нам кафе «Колобок» (Большая Московская, 28) и его дешевую и вкусную выпечку, и мы отправились его искать, о чем пожалели уже на подходе. Во-первых, очередь к прилавку закручивалась в небольшом зале практически двойной спиралью и вот-вот должна была выползти на улицу, по какой причине мест не было вообще, а ноги уже отваливались, и мы с трудом нашли один стул на двоих. Потом оказалось, что есть обеды, но они уже заканчиваются, ибо уже три часа дня, и выпечка, но ни мороженого, ни молочных коктейлей, ни даже морса нет, а в кафе чудовищно жарко и душно, поэтому стоять в очереди бессмысленно.

Вылезаем наружу и идем от центра по Большой Московской, засовывая нос в каждую точку общепита в поисках кондея и свободных мест. И, как ни странно, находим искомое в том же здании - кондитерская «Корица Сад». Мне бы в голову не пришло в жару идти в кондитерскую, поскольку сладкого не хотелось от слова совсем, но там была прохлада и свободные столики, хотя что столиков, что места - едва ли не меньше, чем в «Колобке».


Оформление соответствует названию.








А вот ссылка на ролик, в котором нормально показан интерьер кафе https://vk.com/clip-126870278_456239884

А главное,  здесь были напитки не только горячие:




А вот роскошный эклер с лесной ягодой я сфотографировать забыла.


А нас ждало Ярославово дворище и отложенная со вчерашнего дня Алексевская башня Окольного города.

Новгород, Архитектура, Еда, еда, Путешествие

Previous post Next post
Up