Новгород, д.1: музей деревянного зодчества «Витославлицы», ч.3

Apr 27, 2024 08:39



Бабий кут в этой избе не огорожен, а в красном углу накрыт богатый свадебный стол.





Лестница сбоку  дома выводит в сени, слева от которых изба, справа - холодная часть дома,  в которой  есть клеть - помещение, где жили летом, и хоздвор. В клети расположена экспозиция, посвященная свадебному обряду. Ну, понятно, почему первую брачную ночь молодые проводили в клети, ведь в основной избе спали все остальные члены семьи, и старшие, и младшие.



А рядом с дверью в клеть - дверь и лестница на хоздвор.





Во все помещения хоздвора вход был и из дома, и с улицы

.

Следующий и последний дом вообще уникален практически во всех отношениях.


Дом Добровольских (1880-1910) из деревни Вотроса Пестовского района, образец редкой избы-двойки, состоящей из зимней и летней построек под одной крышей. Летнюю избу пристроили через 30 лет, когда семья сильно выросла. И да, в исходном варианте, когда изба была еще одна, дом тоже относился к типу «брус», как и дом Утенковой.






Особенно разновременность заметна в оформлении фасада: слева, над окнами зимней избы, объединяющий их карниз с геометрической прорезной резьбой, а под ним - сюрприз! - еще и наличники с глухими «солнышками» и самыми простыми ставнями.



А на летней - полные  наличники с растительным орнаментом и вообще без ставень.


Но на этом уникальность дома не заканчивается. Крыша здесь мало того, что четырехскатная, так еще и драночная. Но и под ней чудеса продолжаются: сеней 2 пары, передние и задние, причем если с передними мне все ясно, они начинаются от переднего крыльца и заканчиваются в районе хоздвора, то расположение задних я себе не представляю даже теоретически - поперек главных в задней части дома что ли?


И если с зимней избой все было более-менее стандартно:



Лавки, полки, красный угол, бабий кут, полати, правда, печка топилась уже «по белому» и, как и в избе Утенковой есть голбец - спуск в погреб рядом с печью.



Извиняюсь за скрин из видео - входа в зимнюю избу для простых смертных нет и печку с голбцом и полати можно увидеть только так.

То в летней избе нестандартно практически все. Начнем с того, что она не только намного теплее зимней сама по себе - теплые пол и потолок, но, к тому же, в ней имеется печь и топится она, естественно, «по белому».


Кстати, печь здесь - практически единственное, что не удалось привезти с прежнего места, поскольку она не складывалась из кирпича, как принято считать, а была глинобитной и перевозки не выдержала бы в любом случае.  Поэтому  печи тщательно фотографируют и зарисовывают на месте, а потом перевозят на новое место все, что можно сохранить, как, например, этот расписной шкафчик на углу. А вот из привычной для изб «встроенной» мебели в этой уцелели только полати. Остальное заменила покупная «городская» мебель, вроде вот этого дивана с гнутыми ножками, узорной спинкой и подлокотниками в виде топоров.




Буфет и угловой столик в красном углу.


А  вот и еще одно нововведение летней избы - вторая комната. А в ней и вовсе все городское, включая печку.






Крутая печка с роскошной лежанкой, прям как в барском доме.


Впрочем, есть в этом доме и еще одно барское нововведение - в конце главных сеней, рядом с хоздвором к дому примыкает… туалет, или как тогда говорили «нужник», явно пристроенный позднее.


Но в этой части дома я уже начинаю путаться в показаниях, поскольку, как всегда, забыла сфотографировать «план эвакуации».







Судя по окну с переплетом, единственному в этой части постройки, клеть находилась уже в приделах хоздвора.


А дальше была лестница вниз и сенник



Где нынче стоит шерстобитное оборудование.

На этом жилые постройки в экспозиции закончились, и мы направились туда, где сотрудники  музея скомпоновали монастырь.



Самая большая и впечатляющая, а заодно  и самая древняя  церковь музея - церковь Рождества Богородицы из села Перёдки Боровичского района (1531). Хотя есть определенные сомнения в том, что на Руси в XVI веке уже строились шатровые церкви, здесь я оставлю официальную версию музея. Принадлежала церковь к комплексу большого Богородице-Рождественского монастыря, закрытого по причине бедности в XVIII веке.






Нижняя часть храма - восьмерик на крестообразном основании, переход сделан с помощью очень широкого четверика.  Гульбище поднято очень высоко - на 4хметровых кронштейнах- бревнах-выпусках из основного сруба.  Изначально церковь имела только одну главу на шатровом завершении, и еще одну без шатра, над алтарной частью, а две маленькие, с юга и севера появились позднее, при перестройке храма в 1699 году. Окна исходно были волоковыми и косящатыми - одно такое было восстановлено в алтарной части при реставрации, большие были также растесаны позднее. Внутри сохранились полати-хоры.

В XIX веке несколько раз перестраивалась и, в результате, выглядела вот так.



Иконостас XIX века был в очень плохом состоянии, а о более раннем иконостасе данных просто нет.

Сейчас церковь имеет три придела: центральный Рождества Богородицы, северный святителя Николая Чудотворца и южный великомученника Никиты.

Ну, и несколько интересных деталей:

Дверь, ведущая в подклет. В исходном месте расположения храма там находился святой колодец.


И еще одна, ведущая с гульбища в храм.


А на этом фото видно, что угол между стенками крестового сруба далек от перпендикуляра - эта черта, насколько мне известно, не встречается больше ни на одном памятнике. Сделано это было, вероятно, для того, чтобы максимально увеличить размер помещения для молящихся.



А еще, если забраться в самую дальнюю часть гульбища, там можно классно помедитировать, особенно когда снаружи безжалостно шпарит солнце… Начинаю понимать, почему даже цари, имея каменный терем, предпочитали жить в деревянных палатах.

А вот следующий храм, тоже вполне подавляющих размеров, смотрится совсем по-другому, ибо это снова клетский «корабль», т.е. все 4 объема - апсида, собственно храм, трапезная и паперть выстроены  вдоль одной оси.  А стремление к небесам, невозможное после запрета патриарха Никона на строительство шатровых церквей, достигалось ярусностью купола и колокольни.


Церковь  святителя Николая Чудотворца (1756-1765) из села Высокий Остров Окуловского района.

И тут индеец зоркий глаз осознал, что это одна из всего двух  на весь музей колоколен. И ни одной отдельностоящей вообще нет. Интересно, почему… Не сохранились?




Само собой, что церковь в XIX веке перестраивалась, обшивалась и штукатурилась, а завершения храма и колокольни были заменены куполами со шпилями, но фотографий я не нашла. Окна из исходно  небольших, косящатых тоже были растесаны.


Паперть была окружена галереей с тремя арками, но третью, похоже, восстанавливать не стали.


Внутри расположена экспозиция, посвященная восстановлению церкви и макет монастырской части экспозиции музея.





Иконостас подлинный, но, увы, большая часть была утрачена уже при перемещении в заповедник.


Есть предложения заполнить пробелы соответствующими копиями, но бумажными, и я, пожалуй, несмотря на все свои заскоки историка, пожалуй, это мнение поддерживаю.

Витославлицы, Новгород, Архитектура, деревянное зодчество, Путешествие

Previous post Next post
Up